Сура 37 "Выстроившиеся в ряды" (мединская, 182 аята) PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
03.01.2009 14:42
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Шейх Абдуррахман ас-Саади

"Облегчение от Великодушного и Милостивого"

Толкование Священного Корана

Перевод Эльмира Кулиева


Сура  37 "Выстроившиеся в ряды"

(мединская,  182 аята)


Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1. Клянусь выстроившимися в ряды [ангелами],
2. сгоняющими облака,
3. читающими поминание!
4. Поистине, ваш Бог – Един.
5. [Он -] Господь небес и земли и того, что между ними, Господь всех восходов.
6. Поистине, Мы нарядили ближайшее небо украшениями из звезд
7. и охраняем ими [небеса] от всякого шайтана мятежного.
8. Они [шайтаны] не внемлют ангелам вышним, и отовсюду на них обрушиваются [падучие звезды].
9. Так их изгоняют оттуда, и ждет их вечное наказание.
10. А если какой-либо шайтан поймает словечко [из речей ангелов], то его поражает яркая падучая звезда.
11. Спроси же, [о Мухаммад], их [мекканских многобожников], что сотворено прочнее: они или всё то, что Мы сотворили? Поистине, Мы сотворили их из вязкой глины.
12. Ты поражаешься [их неверию], а они издеваются [над тобой и над Кораном].
13. Когда их наставляют, они не прислушиваются к наставлениям,
14. а когда они видят какое-либо знамение, то осмеивают его.
15. Они говорят: «Это не что иное, как явное колдовство.
16. Неужели мы будем воскрешены после того, как умрем и превратимся во прах и кости?
17. Или [будут воскрешены] наши праотцы?»
18. Отвечай: «Да! И будете вы презренны!»
19. Раздастся один лишь трубный глас – и все они будут озираться
20. и воскликнут: «О горе нам! Ведь это – Судный день!»
21. [И услышат в ответ]: «Это – день Различения, который вы отрицали».
22. [Ангелам будет велено]: «Соберите нечестивцев и им подобных, а также тех, кому они поклонялись
23. помимо Аллаха, направьте их в сторону Ада
24. и остановите, чтобы спросить:


Всевышний поклялся благородными ангелами, которые поклоняются своему Господу и с Его позволения распоряжаются некоторыми делами Вселенной. Аллах принес эту клятву, дабы засвидетельствовать, что только Он является Единственным Господом и Единственным достойным поклонения божеством. Вначале Он поклялся ангелами, которые выстраиваются в ряды для того, чтобы исправно служить своему Господу.
Затем Он поклялся ангелами, которые сгоняют облака и управляют другими природными явлениями.
Наконец, Аллах поклялся ангелами, которые читают поминание, т.е. перечитывают слова Всевышнего Аллаха.
А поскольку ангелы обожествляют только Одного Аллаха, поклоняются только Одному Ему и никоим образом не ослушаются Его повелений, Всевышний Господь поклялся ими в подтверждение истинности единобожия. Он сказал: [Поистине, ваш Бог – Един], т.е. помимо Него нет иного божества, достойного обожествления и поклонения. Это означает, что все люди обязаны искренне любить Аллаха, бояться Его, надеяться на Его милость и поклоняться только Ему Одному.
[Господь небес и земли и того, что между ними, Господь всех восходов]. Он сотворил Вселенную и дарует пропитание всем обитающим в ней творениям. Ему покорно все сущее, и у Него нет сотоварищей ни в праве на господство, ни в праве на поклонение. Всевышний очень часто упоминает о Своем праве на поклонение наряду со Своим правом на господство, потому что последнее усиливает первое. Многобожники верили в то, что Аллах является Единственным Господом, однако считали, что можно поклоняться и другим божествам. Поэтому Аллах часто напоминает людям о том, во что они верят, и призывает их уверовать в то, что они отрицают. В этом аяте Аллах назвал Себя Господом всех восходов. Речь идет о местах появления светил над горизонтом. Эти слова Всевышнего также свидетельствуют о существовании множества мест заката светил. Возможно, Аллах имел в виду места появления над горизонтом звезд, о которых также говорится в следующих аятах.
[Поистине, Мы нарядили ближайшее небо украшениями из звезд и охраняем ими [небеса] от всякого шайтана мятежного]. Таким образом, Аллах сообщил о великой пользе, которую приносят звезды для обитателей Земли.
Во-первых, они являются украшением для небес. Если бы звезд не было, то небеса выглядели бы темными и мрачными. Аллах нарядил небеса звездами, дабы осветить небеса и сделать их облик прекрасным. Благодаря звездам люди определяют правильный путь на суше и на море даже в самые темные ночи.
Во-вторых, звезды охраняют небеса от мятежных шайтанов, которые осмеливаются подслушивать разговоры ангелов на небесах. Шайтаны не слышат разговоров ангелов, потому что на них отовсюду обрушиваются падучие звезды. Они отгоняют шайтанов и не позволяют им подслушать, какие дела замышляются на небесах.
Поэтому Аллах сказал: [Так их изгоняют оттуда, и ждет их вечное наказание]. Это – справедливое возмездие за мятеж и неповиновение Господу.
[А если какой-либо шайтан поймает словечко, то его поражает яркая падучая звезда]. Если бы Всевышний не сообщил об этом, то на основании предыдущих аятов можно было бы однозначно сказать, что шайтаны не имеют никакой возможности подслушать вести с небес. Однако некоторым из них удается выкрасть словечко из уст ангелов, и тогда обитатели небес уничтожают их посредством ярких падучих звезд. Иногда такая звезда сжигает мятежного шайтана до того, как он передаст подслушанную весть своим собратьям. В таком случае весть с небес не доходит до обитателей Земли. А иногда падучая звезда поражает шайтана после того, как он передал подслушанную весть своим клевретам. В этом случае шайтаны прибавляют к одной правде сотню неправд и рассказывают их колдунам и предсказателям, а невежественные люди начинают верить их многочисленным лживым предсказаниям из-за одного правдивого словечка, услышанного шайтанами на небесах.
После того как Аллах напомнил людям о существовании огромных небесных тел, Он повелел Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, призвать неверных призадуматься над творениями Господа. Они отказываются уверовать в воскрешение после смерти. Но разве воскресить усопших людей труднее, чем сотворить могучие небеса и огромные планеты? Вне всякого сомнения, многобожники признаются в том, что сотворить небеса и землю намного сложнее, чем воскресить человека. Все это обязывает людей уверовать в жизнь после смерти. Но это не является единственным доказательством правдивости воскрешения.
Всевышний сказал: [Поистине, Мы сотворили их из вязкой глины], т.е. из хорошей, прочной глины.
Он также сказал: «Поистине, Мы сотворили человека из сухой глины, из глины блестящей» (Аль-Хиджр, 26).
Если человек задумается над тем, как он появился на свет, то поймет, что сотворить человека из вязкой глины сложнее, чем воссоздать его после смерти.
О Посланник! Ты поражаешься лживости людей, которые отказываются уверовать в воскрешение и отворачиваются от многочисленных знамений и доказательств. Неверие таких людей действительно поражает и удивляет, потому что неизбежность Судного дня невозможно отрицать. Но что еще больше поражает разумного человека, так это поведение неверных, которые насмехаются над посланником и верующими. Они не довольствуются тем, что отвергают истину, и осмеливаются глумиться над ней.
[Когда их наставляют, они не прислушиваются к наставлениям]. Такое поведение не может не вызвать удивления. Правоверные напоминают нечестивцам об истине, которая целиком и полностью гармонирует с их разумом и подсознанием, но нечестивцы продолжают отворачиваться от нее. Если они поступают таким образом по причине собственного невежества, то это свидетельствует об их глупости и слабоумии. Как можно отрицать то, что заложено в подсознании каждого человека и безо всяких трудностей познается разумом?! Если же они сознательно отрицают истину по причине собственного упрямства, то это еще более удивительно. Проповедники истины предоставляют им убедительные доказательства своей правоты и показывают им великие знамения, перед которыми склоняются даже самые благоразумные мужи, но они встречают их неверием и насмешками. Поистине, это удивительно, так же как и удивительны слова неверных, которые называют пророческое учение явным колдовством. Они сравнивают истину, которая является самым славным и самым прекрасным из всего, что есть на земле, с колдовством, которое является самым низменным и самым отвратительным деянием.
Более того, они сравнивают Божественные возможности Господа небес и земли с жалкими способностями человека, который является слабым и несовершненным во всех отношениях. Они считают воскрешение из мертвых невероятным и поэтому говорят: [Неужели мы будем воскрешены после того, как умрем и превратимся во прах и кости? Или [будут воскрешены] наши праотцы?] Это – самые большие, но совершенно безосновательные доказательства неверных.
Перечислив эти доказательства, Аллах повелел Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, опровергнуть лживые заявления неверных и устрашить их вестью об унизительном наказании. О многобожники! Вы и ваши предки непременно будете воскрешены и окажетесь в числе униженных и презренных, а для Аллаха это совершенно не составит труда.
[Раздастся один лишь трубный глас – и все они будут озираться]. Как только ангел Исрафил протрубит в рог, все усопшие восстанут из своих могил. Они будут воскрешены в том же виде, в котором они впервые появились на свет: нагие, босые, с необрезанной крайней плотью. В этот страшный миг неверные не смогут скрыть раскаяния, разочарования, стыда и унижения.
Они будут проклинать себя и воскликнут: [О горе нам! Ведь это – Судный день!] Они поймут, что наступил час расплаты и воздаяния, и не смогут отрицать то, над чем насмехались в мирской жизни.
Им возвестят о наступлении дня Различения. В этот День Аллах возвестит каждому человеку о том, как он выполнял свои обязанности пред Аллахом и перед Его творениями.
Когда неверные воочию убедятся в правдивости всего, что они отрицали и над чем насмехались, Господь велит ангелам ввергнуть грешников в адский огонь, который они считали ложью. Аллах скажет: [Соберите нечестивцев и им подобных, а также тех, кому они поклонялись помимо Аллаха, направьте их в сторону Ада и остановите]. Эти нечестивцы поступали несправедливо по отношению к себе и увязали в неверии, многобожии и непослушании Аллаху. А когда наступит день Воскресения, они будут собраны вместе со своими собратьями, которые совершали столь же скверные дела. Более того, идолы и истуканы, которым поклонялись язычники, также разделят их участь. Все они будут собраны вместе, и грубые ангелы погонят их в сторону Ада. Когда многобожники и неверные осознают, что им не избежать погибели и мучительного наказания, Аллах велит ангелам остановить толпу грешников. Они будут представлены к ответу за свои измышления. На глазах у всех творений Господь опозорит неверных и изобличит их ложь и измену.

25. «Что с вами? Почему вы не помогаете друг другу?»
26. Нет, в сей День они будут покорны [Аллаху],
27. и одни из них обратятся к другим с упреками.
28. Одни скажут: «Это вы приходили к нам с правой стороны».
29. Другие ответят: «Да ведь вы сами были неверующими,
30. и мы вовсе не были властны над вами. Вы сами были ослушниками.
31. И подтвердилось Предопределение нашего Господа относительно нас: мы, поистине, вкусим [наказание].
32. Мы вас совратили, так как сами были заблудшими».
33. Поистине, в тот День они вместе понесут наказание.
34. Поистине, так поступаем Мы с грешниками.
35. Ведь они, когда им говорили: «Нет божества, кроме Аллаха» – надменно отрицали это
36. и говорили: «Неужели мы отречемся от своих богов из-за какого-то безумного поэта?»
37. О нет! Он явился к вам с истиной и подтвердил истинность [прежних] пророков.
38. Несомненно, вы вкусите мучительное наказание,
39. и воздастся вам лишь за то, что вы вершили.
40. Наказание не постигнет только искренне верующих рабов Аллаха.
41. Именно им уготован [хорошо] известный удел –
42. [райские] плоды. Там они будут почитаемы
43. в садах благодатных,
44. [расположившись] на ложах друг против друга.
45. Их будут обносить чашами с напитком из родников,
46. напитком белым, доставляющим удовольствие пьющим его.
47. Он не вызывает страданий и не притупляет рассудок.
48. Рядом с ними будут [находиться гурии], потупившие взоры, большеглазые,
49. [чистые], словно оберегаемое [наседкой] яйцо.
50. Они будут обращаться друг к другу с расспросами.
51. Один из них скажет: «Был у меня [на земле] приспешник,


Неверных спросят: [Что с вами? Почему вы не помогаете друг другу?] Почему вы так печальны? Почему вы не помогаете друг другу, а идолы не помогают вам? Ведь это вы полагали, что придуманные вами божества избавят вас от наказания и заступятся за вас пред Аллахом. Очевидно, неверные не будут отвечать на эти вопросы, потому что будут облачены в одежды покорности и унижения. Они смирятся со своей участью, покорятся воле Всевышнего и не смогут произнести ни слова в свое оправдание. Они будут покорны, униженны и беспомощны.
Таким образом, неверные вместе со своими собратьями и идолами будут собраны на дороге, ведущей в геенну. Ангелы остановят их и начнут задавать вопросы, однако неверные не найдут на них ответа и начнут упрекать друг друга в том, что они впали в заблуждение сами и ввели в заблуждение других. Грешники, которые были в своей земной жизни простолюдинами, скажут своим вождям и предводителям: [Это вы приходили к нам с правой стороны]. Вы использовали свою силу и свою власть для того, чтобы ввести нас в заблуждение. Если бы не вы, то мы были бы одними из правоверных.
Предводители неверных ответят: [Да ведь вы сами были неверующими, и мы вовсе не были властны над вами. Вы сами были ослушниками]. Вы поклонялись ложным божествам вместе с нами, и вы ничем не лучше нас. Почему же вы упрекаете нас сегодня? Мы не принуждали вас к неверию – вы сами предпочитали отвергать истину.
Сегодня всех нас постигло то, что предопределил Господь. Мы разделим с вами горькую участь и будем вкушать наказание.
[Мы вас совратили, так как сами были заблудшими]. Мы были заблудшими людьми и предлагали вам последовать за нами. Вы добровольно согласились и последовали по нашим стопам, и сегодня вы не должны укорять в этом никого, кроме самих себя.
[Поистине, в тот День они вместе понесут наказание]. Речь идет о Судном дне, когда все грешники будут вкушать мучительное наказание, и тяжесть страданий каждого грешника будет зависеть от тяжести его грехов.
[Поистине, так поступаем Мы с грешниками]. В своей земной жизни они вместе увязали в неверии, и поэтому в Будущей жизни они будут вместе разделять страдания. Их грехи и злодеяния переходили все границы дозволенного.
Когда им предлагали засвидетельствовать, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, они надменно отрицали истину и отвергали ее проповедников.
Они всенародно показывали свое отвращение к ним и говорили: [Неужели мы отречемся от своих богов из-за какого-то безумного поэта?] Неужели мы откажемся от поклонения богам, которым поклонялись наши отцы и деды? Неужели мы пойдем на такое ради Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует? Однако позорные многобожники не довольствовались тем, что они отвернулись от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и обвинили его во лжи. Они не успокоились до тех пор, пока не нарекли его безумным поэтом. Поистине, это было самым несправедливым поступком со стороны курайшитов. Они прекрасно знали, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не был знаком ни с поэтами, ни с поэзией. Более того, его поведение ничем не напоминало поведение поэтов. Многобожники знали это, так же, как и знали то, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был самым благоразумным и самым здравомыслящим из их современников.
Поэтому Всевышний Аллах опроверг их лживые утверждения и сказал: [О нет! Он явился к вам с истиной и подтвердил истинность пророков]. Пришествие Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, его религия и ниспосланный ему Коран – все это является истиной. Его пришествие подтвердило правдивость предыдущих посланников, каждый из которых пророчествовал о пришествии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Пророчество о Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует, было чудесным знамением каждого из небесных посланников. Аллах заповедал им уверовать в последнего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и если бы кому-нибудь из них привелось встретиться с Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, то он непременно оказывал бы ему всестороннюю поддержку. Именно поэтому посланники Аллаха завещали своим последователям уверовать в Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, когда он явится к человечеству. А когда он, да благословит его Аллах и приветствует, явился, все люди убедились в правдивости предыдущих посланников и лживости их врагов и противников. А если бы этого не произошло, то несбывшееся пророчество подорвало бы доверие людей к избранникам Аллаха. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также подтвердил истинность предыдущих посланников тем, что его учение и проповеди имели общую основу с учениями и проповедями его предшественников. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, веровал во всех посланников Аллаха, которые приходили к человечеству. Он поведал своим последователям об истинности их пророческих миссий, посланий и законодательств.
В тридцать первом аяте Аллах сообщил, что неверные будут убеждены в том, что вкусят суровое наказание. Однако слова неверных являются всего лишь предположением простых людей и могут оказаться ошибочными, поэтому Всевышний решил вынести окончательный приговор. Он сказал: [Несомненно, вы вкусите мучительное наказание и воздастся вам лишь за то, что вы вершили]. Это – правдивая весть, в которой невозможно усомниться. Неверные будут подвергнуты лютой муке, но с ними не поступят несправедливо. Это будет справедливое наказание.
А поскольку предыдущий аят носит общий характер и на первый взгляд относится ко всем людям, Всевышний сделал исключение для верующих и сказал: [Наказание не постигнет только искренне верующих рабов Аллаха]. Они творили добрые дела искренне ради Аллаха и сумели избавиться от многобожия и неверия, а Аллах избавит их от мучительного наказания. Он почтит их Своей милостью и одарит щедрым вознаграждением.
[Именно им уготован известный удел], т.е. вознаграждение Аллаха небезызвестно. Оно настолько велико и чудесно, что люди не могут быть к нему безразличны и не могут постичь всю его прелесть.
Затем Аллах описал некоторые из райских благ. Это – различные плоды, от вкуса и вида которых обитатели Рая будут получать великое удовольствие. В райской обители праведники будут почитаемы. Их не будут оскорблять и унижать, а наоборот, будут превозносить и возвеличивать. Они будут с уважением и почтением относиться друг к другу, и благородные ангелы также будут оказывать им почтение. Ангелы будут входить к праведникам через многочисленные врата и поздравлять с великим преуспеянием и щедрым вознаграждением. Но что самое главное, обитателям Рая окажет почтение Великодушный и Щедрый Господь. Он одарит их многочисленными благами и доставит радость их сердцам, душам и телам.
Они пребудут [в садах благодатных]. Благодать, радость и счастье навсегда поселились в этих садах. Для правоверных там уготовано то, чего не видывал взор, чего не слышали уши и о чем даже не помышляла человеческая душа. Ничто не омрачит их счастья и не причинит им беспокойства.
Они будут возлежать на высоких ложах, украшенных богатыми покрывалами. Даже положение, в котором будут находиться праведники, будет доставлять им удовольствие и вселять в них умиротворение. Они будут располагаться друг против друга, и это также свидетельствует об их взаимном уважении. Их сердца будет объединять любовь, и они будут наслаждаться своим единством и согласием. Обитатели Рая будут близки друг к другу не только лицами, но и сердцами. Они будут любезны и учтивы со своими собратьями настолько, что не захотят поворачиваться к ним спиной или боком. Все это свидетельствует о благополучии и благонравии обитателей Рая.
[Их будут обносить чашами с напитком из родников]. Вечно юные отроки всегда будут готовы услужить праведникам. Они будут обносить их удивительными чашами с не менее удивительным нектаром. Этот нектар – это райское вино, запечатанное мускусом.
Это вино совершенно не похоже на вино в мирской жизни. Оно белого цвета, потому что белый цвет является одним из самых лучших. Однако оно отличается от земного вина не только цветом. Райское вино доставляет пьющим его великое удовольствие не только во время питья, но и после этого.
Оно не вызывает страданий, не притупляет рассудок и не заставляет человека пропивать все свое состояние. Оно также не вызывает головной боли и не причиняет горя. Таким образом, Всевышний упомянул о райских яствах, напитках, прекрасных ложах и прочих удовольствиях, которые можно было выразить всего лишь двумя словами «сады благодатные».
Тем не менее Всевышний предпочел более детально описать райские прелести, дабы правоверные еще сильнее стремились снискать благоволение своего Господа. Поэтому далее Аллах поведал Своим рабам о прекрасных большеглазых гуриях, которые будут дожидаться праведников в находящихся неподалеку шатрах. Их взгляд будет восхитителен и очарователен. Всевышний назвал их «потупившими взоры», потому что они будут хранить целомудрие и потуплять взоры перед всеми, кроме своих мужей. Они также будут восхищаться красотой и совершенством своих мужей и не согласятся променять их на кого-либо другого. Кроме того, супруги гурий также будут опускать свои взоры перед всеми остальными женщинами, и это свидетельствует о неописуемой красоте и совершенстве райских супруг.
Существует мнение, что Аллах назвал гурий «потупившими взоры», потому что они будут желать и любить только своих супругов. Подобное толкование также является достоверным. Все это означает, что мужчины и женщины в Раю будут прекрасны. Между ними воцарится любовь и согласие, и они не будут желать для себя чего-нибудь иного. Обитатели Рая будут хранить целомудрие, не будут завидовать друг другу, не будут питать взаимной вражды и не будут ссориться – для этого просто не будет никаких причин.
Затем Аллах еще раз подчеркнул чистоту и очарование райских дев. Они будут подобны яйцу, оберегаемому наседкой. У них не будет пороков и недостатков, и даже цвет их кожи будет самым прекрасным.
После упоминания о райских яствах и напитках, прекрасных ложах и прелестных супругах Всевышний Аллах сообщил о том, с какой охотой обитатели Рая будут вести между собой теплые беседы. Они будут вспоминать о своей прошлой жизни и о своих деяниях. Их разговор будет столь долгим, что один из них скажет: [Был у меня приспешник], т.е. скверный спутник, который сопровождал меня в земной жизни. Он отрицал воскрешение после смерти и порицал меня за мою веру.

52. который спрашивал: «Неужели ты – один из тех, кто верит в Будущую жизнь?
53. Неужели нас призовут к ответу и после того, как мы умрем, превратимся во прах и кости?»
54. Он предложит: «Давайте поглядим на него!»
55. Он посмотрит вниз, увидит своего приспешника посреди адского пламени
56. и воскликнет: «Клянусь Аллахом! Ты ведь чуть не погубил меня.
57. И если бы не благоволение Господа моего, то я оказался бы в числе ввергнутых [в Ад]».
58. [Обитатели Рая скажут]: «Неужели мы больше никогда не умрем,
59. после того как умерли в первый раз? Неужели мы никогда не подвергнемся наказанию?»
60. Поистине, это – наивысший успех!
61. Ради подобного [успеха] пусть трудятся трудящиеся!
62. Разве это угощение [Рай] не лучше, чем дерево заккум?
63. Поистине, Мы сделали его искушением для грешников –
64. ведь это дерево растет из самых глубин Ада.
65. Плоды его – словно головы шайтанов.
66. Они [обитатели Ада] едят их и наполняют ими свои чрева,
67. а потом будут запивать их кипятком.
68. Затем их вновь ввергнут в Огонь.
69. Поистине, они нашли своих отцов заблудшими
70. и сами поспешили по их стопам.
71. Задолго до них впали в заблуждение многие предыдущие [поколения],
72. а ведь Мы посылали к ним увещевателей.
73. Посмотри, каков был конец тех, кого они увещевали,
74. за исключением искренних рабов Аллаха.
75. Нух воззвал к Нам, а ведь Мы лучше кого бы то ни было внемлем мольбам.
76. Мы спасли его и его семейство от великой напасти,


Он спрашивал: [Неужели ты – один из тех, кто верит в Будущую жизнь? Неужели нас призовут к ответу и после того, как мы умрем, превратимся во прах и кости?] Как ты можешь верить в то, что человек будет наказан или вознагражден за свои деяния?! Это же невероятно! Мы все превратимся в прах, и от нас останутся только кости. Неужели ты думаешь, что эти кости будут воскрешены и что человек будет призван к ответу за свои деяния?!
Такова моя история: мне трудно забыть своего приспешника. Я уверовал и до конца своих дней оставался праведным верующим, а он продолжал отрицать вечную жизнь и увязать в неверии. Сегодня, как видите, я оказался среди этих прекрасных благ, а он, несомненно, страдает в пучине адских мук.
Тут этот праведник предложит: [Давайте поглядим на него!] Мы воочию убедимся в страданиях неверных и почувствуем себя еще более счастливыми от того, что обрели благоволение Господа. Обитатели Рая будут охотно выполнять просьбы своих братьев, и поэтому они отправятся вместе с ним посмотреть на его приспешника.
Когда праведник взглянет в Ад, то увидит своего приспешника посреди адского пламени. Он будет страдать в пучине адских мук, и огонь будет окружать его со всех сторон. Праведник начнет порицать неверного и возблагодарит Аллаха, Который избавил его от козней врага. Он воскликнет: [Клянусь Аллахом! Ты ведь чуть не погубил меня]. Ты пытался поселить в моей душе сомнение и мог погубить меня. Если бы Аллах не помог мне сохранить веру, то я оказался бы в числе ввергнутых в Ад.
Тогда праведник обратится к своим братьям и скажет: [Неужели мы больше никогда не умрем, после того как умерли в первый раз? Неужели мы никогда не подвергнемся наказанию?] Это – риторический вопрос, ответ на который может быть только утвердительным. Он свидетельствует о великой радости, которую испытывают праведники от вечного пребывания в Раю и спасения от наказания в преисподней. В пятидесятом аяте Всевышний Аллах сказал: [Они будут обращаться друг к другу с расспросами]. Господь не сообщил нам, какие же беседы будут между обитателями Рая. Однако ясно одно: они будут получать удовольствие от этих бесед. Они будут разговаривать обо всем, что будет доставлять им радость, и будут обсуждать вопросы, относительно которых они расходились во мнениях на земле. Хорошо известно, что ученые получают огромное удовольствие от научных дискуссий и обсуждений. Это удовольствие невозможно сравнить с чувствами, которые испытывают люди, беседуя о мирской жизни. Оказавшись среди обитателей Рая, они будут подолгу обсуждать научные вопросы и делать такие научные открытия, которые человек не в состоянии даже представить себе.
Всевышний описал райское блаженство и удивительные райские блага, а затем вдохновил мусульман на совершение искренних и праведных дел и сказал: [Поистине, это – наивысший успех!] Праведники добились этого успеха. Они обрели все блага, о каких только может мечтать человеческая душа, и спаслись от всего неприятного и ненавистного. Разве может человек желать чего-либо еще? Или же все-таки это действительно является наивысшим успехом? Что может быть лучше, чем право поселиться в сени Божественного благоволения вблизи Господа небес и земли? Что может быть прекраснее, чем возможность познать своего Создателя, увидеть Его благородный лик и услышать его чудесную речь?
[Ради подобного (успеха) пусть трудятся трудящиеся!] Вечные райские блага заслуживают того, чтобы люди расходовали ради них свое богатство и трудились, засучив рукава. Благоразумный человек должен быть опечален, если он потратил свое время на дела, которые не могут приблизить его к обители Божественной милости. Что же тогда говорить о людях, которые совершают грехи и обрекают себя на погибель?!
[Разве это угощение не лучше, чем дерево заккум?] Разве райское блаженство не лучше, чем мучительное наказание в геенне? Какое угощение лучше: изысканные райские яства или дерево заккум, плодами которого будут питаться обитатели Ада?
Господь сделал это дерево искушением, т.е. наказанием, для грешников, которые увязали в неверии и неповиновении Аллаху.
Оно растет в самой середине Ада, и его корни берут начало из адских недр. Это – самая скверная и самая отвратительная почва, а следовательно и произрастающее на ней дерево должно быть самым отвратительным. Именно это разъяснил Всевышний, когда вначале упомянул о происхождении дерева, а затем – его плодах.
Всевышний сказал: [Плоды его – словно головы шайтанов]. Если они имеют такой скверный вид, то нет необходимости говорить об их мерзком вкусе и о том, что будет происходить в животах адских мучеников. Они не смогут избежать наказания – у них просто не будет другого выбора.
Поэтому Аллах сказал: [Они едят их и наполняют ими свои чрева, а потом будут запивать их кипятком]. Как же ужасна еда обитателей Ада, и как же ужасно их питье! Они будут запивать плоды дерева заккум «кипящей водой, которая будет раздирать их внутренности» (Мухаммад, 15).
Всевышний также сказал:
«Если же они будут взывать о помощи, то помогут им водой, подобной расплавленному металлу, которая обжигает лица» (Пещера, 29).
[Затем их вновь ввергнут в огонь]. Это – их вечное жилье и пристанище. Там они будут вкушать суровое наказание и познают чудовищный жар, которые не принесут им ничего, кроме несчастья и страданий.
Что же привело грешников в эту страшную обитель? Словно отвечая на этот вопрос, Всевышний сказал: [Поистине, они нашли своих отцов заблудшими и сами поспешили по их стопам]. Они стремглав бросились в омут заблуждения и не стали прислушиваться к проповедям посланников Аллаха. Они не задумывались над увещеваниями священных писаний и не придавали значения добрым советам правоверных. Напротив, они отворачивались от них и говорили: «Поистине, мы застали своих отцов приверженцами этой веры, и мы следуем по их стопам» (Украшения, 23).
Задолго до арабских многобожников впали в заблуждение предыдущие поколения, и лишь некоторые из них обратились в истинную веру и последовали прямым путем, [а ведь Мы посылали к ним увещевателей]. Они предостерегали их от заблуждения и обольщения.
[Посмотри, каков был конец тех, кого они увещевали]. Злодеяния неверных привели их к погибели, позору и бесчестию. Пусть же многобожники раскаются в своем заблуждении, дабы не постигло их то, что постигло их предшественников.
А поскольку не все, кого увещевали пророки, были заблудшими, Аллах сделал исключение для правоверных, которые искренне поклонялись Аллаху и сумели спастись от погибели. Искренность и преданность позволили им удостоиться милости Аллаха и достичь похвального конца.
Затем Аллах поведал Своим рабам о некоторых из древних народов и в качестве примера упомянул о народе Нуха, мир над ним. Нух, мир над ним, был одним их пророков и первым посланником Аллаха. В течение многих лет он призывал своих соплеменников уверовать в Единого Аллаха, однако с каждым днем неверные испытывали все большее отвращение к его проповедям.
Наконец, пророк Нух, мир над ним, обратился к Аллаху с мольбой и сказал:
«О Господь мой! Не оставь на Земле ни одного неверного!» (Нух, 26).
Нух, мир над ним, также сказал: «Господь мой! Поддержи меня, так как они клевещут на меня» (Верующие, 26).
Всевышний ответил на мольбу Своего избранника и сказал: [Нух воззвал к Нам, а ведь Мы лучше кого бы то ни было внемлем мольбам]. Этими словами Аллах восхвалил Самого Себя. Он внимает мольбам и обращениям Своих рабов, как Он внял мольбам Своего пророка Нуха, мир над ним.

77. оставили его потомство в живых
78. и оставили о нем в грядущих поколениях [добрую память]:
79. «Мир Нуху среди [обитателей] миров!»
80. Поистине, так Мы воздаем тем, кто творит добро.
81. Поистине, он – один из Наших верующих рабов.
82. А всех остальных Мы потопили.
83. Поистине, Ибрахим был одним из его [Нуха] последователей.
84. Вот он предстал пред своим Господом с непорочным сердцем
85. и спросил своего отца и свой народ: «Чему же вы поклоняетесь?
86. Неужели вы жаждете лжи и хотите поклоняться другим богам, помимо Аллаха?
87. Что же вы думаете о Господе миров?»
88. Потом он взглянул на звезды
89. и сказал: «Поистине, я болен».
90. Они отвернулись от него и ушли [на празднество].
91. А он украдкой пробрался к их богам и [насмешливо] спросил: «Почему вы не едите?
92. Что с вами? Почему вы не говорите?»
93. Он приблизился к ним и стал бить их правой рукой.
94. [Спустя некоторое время люди] прибежали к нему,
95. и он спросил их: «Неужели вы поклоняетесь тому, что сами изваяли?
96. Аллах сотворил и вас, и то, что вы делаете».
97. Они воскликнули: «Соорудите [большой] очаг и бросьте его в огонь!»
98. Они замыслили против него козни, но Мы унизили их.
99. [А после своего чудесного спасения] Ибрахим сказал: «Я иду к моему Господу, Который наставит меня на прямой путь.
100. О Господь мой, даруй мне праведного [сына]!»
101. Мы сообщили ему благую весть о кротком сыне.
102. Когда сын достиг того, чтобы разделить с ним усердие, [Ибрахим] сказал: «О сын мой! Поистине, я видел во сне, что я приношу тебя в жертву. Скажи, что ты думаешь об этом?» Сын ответил: «О отец мой! Поступай так, как тебе велено. Если так будет угодно Аллаху, ты увидишь, что я буду терпеливым».


Он спас его вместе с верующими от великой напасти и потопил всех неверных. Из потомков Нуха, мир над ним, Аллах возродил род человеческий и оставил в нем добрую память об этом славном пророке. Он заслужил эти великие почести благодаря своему искреннему поклонению Творцу и доброму отношению к людям и остальным творениям. Однако не только Нух, мир над ним, был удостоен этих почестей – Господь поступает таким образом со всеми, кто творит добро. Слава о них разлетается по свету в зависимости от их праведности и добродетели.
[Поистине, он – один из Наших верующих рабов]. Из этих слов становится ясно, что вера является величайшей ступенью, на которую может взойти раб Аллаха. Она объединяет в себе все основные и второстепенные предписания религии, и именно этим славным эпитетом Аллах подчеркнул превосходство Своих избранных рабов.
[Поистине, Ибрахим был одним из его последователей], т.е. одним из последователей Нуха, мир над ним. Возлюбленный Аллаха Ибрахим, мир над ним, выполнял свою пророческую миссию и призывал людей к Аллаху, следуя путем своего предшественника. Именно поэтому Всевышний Аллах внимал мольбе Ибрахима, мир над ним, так же, как Он внимал мольбе Нуха, мир над ним.
[Вот он предстал пред своим Господом с непорочным сердцем], т.е. его сердце было очищено от многобожия, сомнений и порочный желаний, которые мешают человеку воспринимать истину и совершать правильные деяния. Только тот человек, чье сердце беспорочно, сумеет спастись от всего скверного и неприятного и обрести все благое и желанное.
Свидетельством непорочности Ибрахима, мир над ним, была его искренность во взаимоотношениях с людьми. В его сердце не было места обману, зависти и прочим скверным качествам. Именно поэтому он искренне старался наставить людей на прямой путь и в первую очередь призвал уверовать своего отца. Он спросил своего отца и своих соплеменников: [Чему же вы поклоняетесь?] Этот вопрос содержит в себе упрек и доказательство бесполезности и порочности многобожия.
[Неужели вы жаждете лжи и хотите поклоняться другим богам, помимо Аллаха?] Неужели вы поклоняетесь ложным божествам, которые не заслуживают поклонения и обожествления? Неужели вы не думаете о том, что Господь миров может покарать вас за приобщение к Нему сотоварищей? Так пророк Ибрахим, мир над ним, устрашил своих соплеменников мучительным наказанием, которое ожидает многобожников и неверных.
[Что же вы думаете о Господе миров?] Неужели вы думаете, что у Господа миров столько недостатков и пороков, что позволяете себе приравнивать к Нему своих несовершенных и беспомощных богов?
Пророк Ибрахим, мир над ним, решил разрушить идолов, которым поклонялись его соплеменники, и выжидал момента для того, чтобы сделать это. Когда его соплеменники отправились на одно из своих празднеств, Ибрахим, мир над ним, вышел вместе с ними. Тут он взглянул на звезды и сказал: «Поистине, я болен». В достоверном хадисе сообщается, что за всю свою жизнь пророк Ибрахим, мир над ним, солгал всего три раза. Первый раз, когда он сказал: «Поистине, я болен». Второй раз, когда он сказал: «Нет! Учинил это их старший, вот этот». Третий раз, когда он назвал свою жену Сару своей сестрой.
Ибрахим, мир над ним, решил притвориться больным для того, чтобы уединиться и завершить то, что он задумал. Он дождался, пока все многобожники ушли на празднество, а затем украдкой пробрался к идолам. Добравшись до них, он с насмешкой спросил: [Почему вы не едите? Что с вами? Почему вы не говорите?] Вы совершенно не достойны поклонения, потому что у вас больше недостатков, чем у животных? Они едят и разговаривают друг с другом, а вы не способны даже на это.
[Он приблизился к ним и стал бить их правой рукой]. Он бил их так сильно и усердно, что от них остались только разбитые куски. Однако Ибрахим, мир над ним, не стал разрушать главного идола для того, чтобы многобожники осознали их беспомощность.
Более подробно Всевышний описал это событие в суре «Пророки», 51-70. Когда многобожники увидели разбитых идолов, то стали размышлять над тем, кто же осмелился осквернить их богов. Они сказали: «Кто учинил подобное с нашими богами? Поистине, он – грешник!» Некоторые из многобожников сказали: «Мы слышали, как юноша по имени Ибрахим поносил их». Они вспомнили, как Ибрахим, мир над ним, говорил: «Клянусь Аллахом! Я учиню что-нибудь против ваших идолов, когда вы уйдете, оставив их». Но Ибрахим, мир над ним, сказал: «Нет! Учинил это их старший, вот этот. Спросите же их об этом, если они обладают даром речи». Поразмыслив, они стали говорить друг другу: «Поистине, вы суть грешники». Но затем многобожники опять принялись за свое и сказали: «Ведь ты знаешь, что они не обладают даром речи». Тогда Ибрахим, мир над ним, сказал: «Неужели вы поклоняетесь помимо Аллаха тому, кто ни в чем не способен помочь или навредить вам? Презренны вы и те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха! Неужели же вы не одумаетесь?»
А в этой суре Всевышний сообщил, что Ибрахим, мир над ним, также сказал: [Неужели вы поклоняетесь тому, что сами изваяли? Аллах сотворил и вас, и то, что вы делаете]. Вы высекаете идолов из камней своими руками, а затем поклоняетесь им. Неужели вы предпочитаете поступать таким образом и отказываетесь от искреннего поклонения Одному Аллаху?
Тогда многобожники решили соорудить огромный очаг, разжечь в нем огонь и бросить в него Ибрахима, мир над ним. Такой приговор идолопоклонники вынесли пророку Аллаха за то, что он разрушил их идолов.
[Они замыслили против него козни, но Мы унизили их]. Они решили подвергнуть Ибрахима, мир над ним, самой чудовищной казни, но Аллах обратил их коварные замыслы против них самих и сделал огонь прохладой и спасением для Ибрахима, мир над ним.
После своего чудесного спасения Ибрахим, мир над ним, сказал: [Я иду к моему Господу, Который наставит меня на прямой путь], т.е. я переселяюсь ради спасения своей веры и отправляюсь в благословенные земли аш-Шама, а Господь поможет мне творить дела, которые принесут пользу моей вере и мирскому благополучию. Ибрахим, мир над ним, также сказал: «Я отстраняюсь от вас и от тех, кому вы поклоняетесь наряду с Аллахом, и обращаюсь с мольбой к моему Господу. Быть может, я не буду несчастен, взывая к моему Господу» (Марйам, 48).
Когда Ибрахим, мир над ним, отчаялся наставить своих соплеменников на прямой путь, то попросил Аллаха даровать ему праведного сына, который мог бы принести своему отцу пользу как при его жизни, так и после его смерти.
Аллах внял мольбам Своего избранника и сказал: [Мы сообщили ему благую весть о кротком сыне]. Безусловно, речь идет о пророке Исмаиле, мир над ним, потому что благая весть о рождении Исхака, мир над ним, упоминается лишь в 112 аяте.
Всевышний также сказал:
«Его жена стояла рядом и рассмеялась, а Мы сообщили ей радостную весть об Исхаке, а вслед за Исхаком – о Йа‘кубе» (Худ, 71).
Из всего этого, а также из последующих аятов становится ясно, что именно Исмаила пророк Ибрахим, мир над ними, собирался предать закланию. Всевышний назвал Исмаила, мир над ним, кротким, и этот замечательный эпитет свидетельствует о терпении, выдержке, благонравии, великодушии и снисходительности старшего сына возлюбленного Аллаха Ибрахима, мир над ним.
Прошли годы, и Исмаил, мир над ним, достиг того возраста, когда в большинстве случаев родители остаются довольны своими сыновьями и дочерьми, потому что те перестают обременять их и начинают приносить им все больше и больше пользы. Ибрахим, мир над ним, сказал своему сыну: [О сын мой! Поистине, я видел во сне, что я приношу тебя в жертву]. Аллах повелел мне во сне принести тебя в жертву, и ты знаешь, что сны пророков являются откровением. Мы должны быть покорны воле Господа. [Скажи, что ты думаешь об этом?] Исмаил, мир над ним, воспринял эти слова с должным терпением. Даже в такой трудный час он продолжал надеяться на милость Аллаха, стремился снискать Его благоволение и оставался послушным сыном своих родителей. Он сказал: [О отец мой! Поступай так, как тебе велено. Если так будет угодно Аллаху, ты увидишь, что я буду терпеливым]. Исмаил, мир над ним, поведал своему отцу о том, что терпеливо снесет любое волеизъявление Всевышнего Аллаха. Он подчеркнул это, потому что все происходящее во Вселенной происходит только с позволения Господа.

103. Когда они оба покорились [воле Аллаха] и [отец] поверг его лицом вниз [для заклания],
104. Мы воззвали к нему: «О Ибрахим!
105. Ты уже исполнил видение [то, что было велено тебе во сне]». Поистине, так Мы воздаем тем, кто вершит добро.
106. Поистине, это и есть явное испытание.
107. Мы заменили ему [сына] на б?льшую жертву
108. и оставили о нем в грядущих поколениях [добрую память]:
109. «Мир над Ибрахимом!»
110. Так Мы воздаем тем, кто творит добро.
111. Поистине, он – один из Наших верующих рабов.
112. Мы сообщили ему радостную весть об Исхаке – пророке из числа праведных.
113. Мы благословили его и Исхака. Среди их потомства есть и творящие добро, и явно приносящие вред самим себе.
114. Мы также облагодетельствовали Мусу и Харуна.
115. Мы спасли их обоих и их народ от великой напасти.
116. Мы оказали им помощь, и они победили.
117. Мы также даровали им ясное писание
118. и наставили их на прямой путь.
119. А в грядущих поколениях Мы оставили о них [добрую память]:
120. «Мир над Мусой и Харуном!»
121. Так Мы воздаем тем, кто творит добро.
122. Поистине, они – одни из Наших верующих рабов.
123. Илйас также был одним из посланников.
124. Он сказал своему народу: «Неужели вы не боитесь [Аллаха]?
125. Неужели вы взываете к Ба‘лу и отворачиваетесь от лучшего из творцов –
126. от Аллаха, Господа вашего и Господа ваших праотцов?»


Отец и сын покорились воле Аллаха. Ибрахим, мир над ним, устрашился Его кары и твердо решил исполнить повеление Аллаха и принести в жертву своего сына и радость своей души. А что касается Исмаила, мир над ним, то он проявил великое терпение и не посмел ослушаться Всевышнего Господа и огорчить своего родителя. Ибрахим, мир над ним, поверг сына лицом вниз для заклания – он не хотел смотреть в это время ему в лицо.
Но в этот тревожный и тяжкий миг Аллах воззвал к Своему возлюбленному посланнику и сказал: «О Ибрахим! Ты уже исполнил то, что было велено тебе во сне. Ты твердо вознамерился предать закланию своего сына и сделал все для выполнения приказа своего Господа. Тебе осталось лишь провести лезвием клинка по горлу Исмаила, но теперь в этом нет необходимости».
[Поистине, так Мы воздаем тем, кто вершит добро], т.е. искренне поклоняется Аллаху и предпочитает снискать Его благоволение, нежели удовлетворить свои собственные желания.
[Поистине, это и есть явное испытание]. Испытание, через которое прошел пророк Ибрахим, мир над ним, доказало его нравственную чистоту и совершенную любовь к своему Господу. Аллах даровал Ибрахиму, мир над ним, титул Халиль ар-Рахман, т.е. сделал его Своим возлюбленным посланником. Хилля – это высшая и самая совершенная любовь, а это означает, что возлюбленный Аллаха обязан отдавать всю свою любовь Всемилостивому Творцу. Такая любовь не может быть поделена на части. Однако с появлением на свет Исмаила пророк Ибрахим, мир над ними, воспылал к нему пламенной любовью, которая поселилась в его сердце. Тогда Аллах пожелал испытать любовь Своего избранника к Господу и очистить его душу от любви к творениям. Аллах повелел ему предать закланию сына, любовь к которому мешала Ибрахиму, мир над ним, еще сильнее любить своего Господа.
Когда же Ибрахим, мир над ним, отдал предпочтение любви к Аллаху перед своей земной любовью и вознамерился принести в жертву своего сына, любовь к земному перестала отвлекать его от поклонения Господу. Больше не было причин для заклания Исмаила, мир над ним, и поэтому Всевышний Аллах повелел Ибрахиму, мир над ним, принести в жертву не сына, а крупную овцу. Аллах назвал эту жертву большой в силу нескольких причин. Во-первых, потому что она была выкупом и возмещением за жизнь славного пророка Исмаила, мир над ним. Во-вторых, потому что жертвоприношение стало одним из величайших обрядов поклонения. А в-третьих, потому что этот обряд сохранился и будет существовать вплоть до наступления Судного дня.
Затем Всевышний сообщил, что добрая память об Ибрахиме, мир над ним, будет вечно жить среди людей. Ближайшие потомки Ибрахима, мир над ним, молили Аллаха ниспослать их славному прародителю мир и благополучие. Так поступают правоверные мусульмане сегодня, и так будут поступать все последующие поколения мусульман. Во все времена люди любят, почитают и восхваляют этого славного пророка и посланника, мир над ним.
[Мир над Ибрахимом!] Это – слова приветствия, которыми Всевышний Аллах повелел приветствовать своих избранников. Он повелел: «Скажи, [о Мухаммад]: “Хвала Аллаху и мир над Его избранным рабам!”» (Муравьи, 59).
[Так Мы воздаем тем, кто творит добро]. Если раб Аллаха искренне поклоняется Аллаху и делает добро Его творениям, то Господь избавляет его от несчастий, дарует ему благополучие и восхваляет его самыми прекрасными словами.
[Поистине, он – один из Наших верующих рабов]. Он уверовал во всё, во что обязан уверовать человек, и достиг полной убежденности.
Всевышний сказал:
«Так Мы показали Ибрахиму Свою власть над небесами и землей, чтобы он убедился в этом» (Скот, 75).
[Мы сообщили ему радостную весть об Исхаке – пророке из числа праведных]. Это – благая весть о рождении Исхака, мир над ним, о которой мы уже упоминали ранее. Аллах обрадовал Ибрахима, мир над ним, и его состарившуюся жену о появлении на свет Исхака, мир над ним, а затем – его сына Йа‘куба, мир над ним. Он также обрадовал их вестью о пророческой миссии их будущего сына.
[Мы благословили его и Исхака], т.е. приумножили их знания, праведные деяния и потомство. Благодаря этому Ибрахим, мир над ним, стал отцом трех великих народов: арабов, израильтян и римлян. Арабы являются потомками пророка Исма‘ила, мир над ним, израильтяне – Йа‘куба, мир над ним, а римляне – Исхака, мир над ним. [Среди их потомства есть и творящие добро, и явно приносящие вред самим себе]. Среди них есть праведники и грешники, справедливые люди и несправедливые тираны, правоверные и неверующие многобожники. Очевидно, Всевышний Аллах сообщил об этом для того, чтобы люди не заблуждались относительно потомков Ибрахима, мир над ним.
Когда Аллах благословляет человека, то это благословение распространяется и на его потомков, однако это не означает, что все потомки Ибрахима, мир над ним, обязательно должны быть праведными и добродетельными. Именно поэтому Всевышний Аллах подчеркнул, что в роду Ибрахима, мир над ним, есть и добропорядочные мужи, и грешники. Аллаху же об этом известно лучше всего.
Затем Всевышний упомянул о славных рабах и посланниках Мусе и Харуне, мир над ними. Оба они были сыновьями 'Имрана. Аллах почтил их посланием и пророческой миссией и велел им призывать людей к поклонению Всевышнему Господу. Аллах спас их вместе с их соплеменниками от деспотичного Фараона и даровал им победу над врагами. Он потопил войско Фараона на глазах у изумленных израильтян, а затем ниспослал Мусе и Харуну, мир над ними, ясное Писание – Священную Тору. Аллах собрал в ней премудрые проповеди и справедливые законоположения, а также разъяснил всё, что должен знать каждый раб Господа. Господь наставил Мусу и Харуна, мир над ними, на путь религии, ведущей к великой милости и спасению, и помог им пройти этим путем самым совершенным образом.
Аллах оставил об этих посланниках добрую память в грядущих поколениях и повелел им приветствовать их словами: «Мир над Мусой и Харуном!» Добрая память о них действительно сохранилась до наших дней, а это значит, что великая слава об этих посланниках была жива и среди наших предков. Поэтому далее Всевышний сказал: [Так Мы воздаем тем, кто творит добро. Поистине, они – одни из Наших верующих рабов].
Затем Всевышний похвалил Своего раба и посланника Илйаса, мир над ним. Он выполнил свою пророческую миссию и призвал свой народ уверовать в Единого Господа. Он проповедовал богобоязненность и искреннее служение Одному Аллаху и предостерегал людей от идолопоклонства. Он призывал своих соплеменников отказаться от поклонения идолу, которого звали Ба‘л, и поклоняться Одному Аллаху, Который творит и заботится о Своих творениях, осеняет их Своей милостью и ниспосылает многочисленные зримые и незримые блага. Неужели вы не желаете искренне поклоняться своему Милостивому и Сострадательному Творцу и предпочитаете унижаться перед истуканом, который не способен принести вам пользы или причинить вред?! Этот идол не в состоянии сотворить что-нибудь или даровать вам пропитание. Он даже не в состоянии поесть или заговорить с вами. Поистине, ваш выбор является глубочайшим заблуждением и величайшей глупостью!

127. Но они отвергли его и, несомненно, предстанут [пред Нами].
128. [В тот День от Нашего наказания не спасется никто], кроме искренних рабов Аллаха.
129. А в грядущих поколениях Мы оставили о нем [добрую память]:
130. «Мир над Илйасином!»
131. Так Мы воздаем тем, кто творит добро.
132. Поистине, он – один из Наших верующих рабов.
133. Лут также был из числа посланников.
134. Мы спасли его и весь его род,
135. кроме старухи-жены, [которая была] в числе оставшихся [на погибель].
136. А всех остальных Мы истребили.
137. Вы ходите мимо [развалин их жилищ] с утра
138. до вечера. Неужели вы не образумитесь?
139. Поистине, Йунус тоже был посланником.
140. Он бежал [от своего народа] к нагруженному кораблю,
141. а затем кинул вместе с другими жребий и проиграл, [и его выбросили в море].
142. Его проглотил кит, и он был достоин порицания.
143. Если бы он не был из числа возносящих славословие Аллаху,
144. то непременно остался бы во чреве кита до дня Воскресения.
145. Наконец, Мы выкинули его [из чрева кита] на пустынный берег, и он тяжко занемог.
146. Там по Нашей воле вырос над ним тыквенный куст.
147. Затем Мы отправили его [посланником] к ста тысячам [людей] или даже больше того.
148. Они уверовали, и Мы даровали им земные блага до определенного времени.
149. [О Мухаммад!] Спроси их, почему это у твоего Господа только дочери, а у них – сыновья.
150. Разве Мы сотворили ангелов женщинами? Разве они присутствовали при этом?
151. О нет! Но из-за своей лживости они утверждают:
152. «Аллах породил [детей]». Поистине, они – лжецы.


Однако многобожники не уверовали в Илйаса, мир над ним, и отвергли его учение, и тогда Аллах пригрозил им подвергнуть их мучительному наказанию в день Воскресения. При этом Всевышний Аллах не упомянул о наказании, которое постигло этот неуверовавший народ на земле.
Далее Аллах еще раз сделал исключение для правоверных и сообщил, что лютая кара не постигнет тех, кто уверовал и последовал за своим посланником. Более того, каждого из них ожидает щедрое вознаграждение.
А в грядущих поколениях Господь оставил об Илйасе, мир над ним, добрую память и сказал: [Мир над Илйасином!] Это – приветствие славному посланнику Аллаха от его Господа и всех праведных рабов.
[Так Мы воздаем тем, кто творит добро. Поистине, он – один из Наших верующих рабов]. Всевышний похвалил Илйаса, мир над ним, так же, как Он похвалил его собратьев. Мир и благословение Аллаха всем пророкам и посланникам!
Затем Аллах восхвалил Своего раба и посланника Лута, мир над ним, который справился со своей пророческой миссией и призвал свой народ уверовать в Единого Аллаха. Долгие годы он призывал их отречься от многобожия и покаяться в содомском грехе. Однако они не вняли его проповедям, и тогда Аллах спас Своего пророка вместе с его семейством и погубил нечестивцев.
Под покровом ночи Лут, мир над ним, покинул город и взял с собой всю свою семью, кроме старухи-жены, которая не обратилась в истинную веру и осталась в городе на свою погибель.
Когда же рассвело, то Аллах истребил всех, кто остался в городе.
Всевышний сказал:
«Когда же настало предопределенное Нами время, Мы перевернули вверх дном их селения и обрушили на них ливнем комья затвердевшей глины» (Худ, 82).
Вы не можете сомневаться в правдивости этих слов, потому что с утра до вечера ходите мимо развалин перевернутых городов. [Неужели вы не образумитесь?] Неужели вы не задумаетесь над многочисленными знамениями и назиданиями? Неужели вы не покаетесь в грехах, которые обрекают грешников на погибель?
Затем Всевышний Аллах восхвалил Своего раба и посланника Йунуса, мир над ним, сына Матты. Как и предыдущих посланников, Аллах похвалил его за выполненную пророческую миссию и мудрые проповеди.
Всевышний также сообщил, что на долю пророка Йунуса, мир над ним, выпало земное наказание, от которого ему удалось избавиться благодаря твердой вере и праведным поступкам. Йунус, мир над ним, разгневал своего Господа, когда попытался сбежать от Него. Он думал, что Всевышний Аллах не сумеет добраться до него, но угодил во чрево огромной рыбы. Аллах не поведал нам о том, какое прегрешение совершил Йунус, мир над ним, потому что знание этого не принесет мусульманам никакой пользы. Зато для каждого мусульманина полезно знать, что согрешивший человек не сумеет избежать наказания, даже если он является благородным посланником. Что касается пророка Йунуса, мир над ним, то Аллах помог ему обрести праведность, избавил его от наказания и спас его от великого позора, однако до этого произошло много немаловажных событий. Йунус, мир над ним, сбежал и попытался найти спасение на корабле, переполненном людьми и нагруженным вещами и грузами. Выйдя в море, люди обнаружили, что корабль идет на дно. Тогда они решили выбросить одного человека за борт для того, чтобы спасти остальных. Находящиеся на корабле люди не знали, кто же заслуживает такой суровой участи, и потому решили поступить справедливо и бросить жребий.
Когда Аллах собирается сделать что-либо, Он создает для этого причины и предпосылки. Жребий пал на Йунуса, мир над ним, и люди выбросили его в море. Его проглотил кит или большая рыба, и в момент заглатывания он был достоин порицания.
[Если бы он не был из числа возносящих славословие Аллаху, то непременно остался бы во чреве кита до дня Воскресения]. Пророк Йунус, мир над ним, часто восхвалял Аллаха и много поклонялся Ему, пока его не постигло наказание. А когда он оказался во чреве кита, то принялся повторять: «Нет божества, кроме Тебя. Свят и Безупречен Ты! Поистине, я был грешником» (Пророки, 87). Если бы не эти праведные дела, то его усыпальницей стало бы чрево огромной рыбы. Но искреннее поклонение и многочисленные восхваления Аллаха спасли Йунуса, мир над ним, от наказания. Таким же образом Всевышний Аллах спасает правоверных, когда их постигают беды и несчастья.
[Наконец, Мы выкинули его на пустынный берег]. Огромная рыба выбросила Йунуса, мир над ним, из своего чрева на пустынный берег, на котором не было ни единой души, а может быть, и ни единого тенистого дерева. По причине долгого нахождения во чреве рыбы Йунус, мир над ним, тяжко занемог. Он был похож на цыпленка, который только что вылупился из яйца.
[Там по Нашей воле вырос над ним тыквенный куст]. Пророк Йунус, мир над ним, укрылся в тени высокого тыквенного куста. Хорошо известно, что в тени этих кустов всегда прохладно и что к ним никогда не слетаются мухи. Такой была милость и доброта Всевышнего по отношению к Своему покаявшемуся рабу.
Однако эта милость была не последней и не единственной. Аллах сказал: [Затем Мы отправили его к ста тысячам (людей) или даже больше того]. Это означает, что Аллах повелел Йунусу, мир над ним, проповедовать истинную религию в городе, в котором проживало не менее ста тысяч жителей.
Они уверовали, и благодеяния каждого из них были зачтены пророку Йунусу, мир над ним, потому что именно он помог им уверовать. А что касается жителей города, то Аллах даровал им земные блага до определенного времени, т.е. избавил их от наказания, которое они заслуживали за свои предыдущие злодеяния.
Всевышний сказал:
«Разве были селения, жители которых уверовали, и им помогла вера, кроме народа Йунуса? Когда они уверовали, Мы избавили их от позорного наказания в этой жизни и дозволили им пользоваться мирскими благами до определенного времени» (Йунус, 98).
Затем Аллах повелел Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, обратиться к многобожникам и сказал: [Спроси их, почему это у твоего Господа только дочери, а у них – сыновья]. Они считают ангелов дочерьми Аллаха и поклоняются им. Тем самым они не только приравнивают творения к Творцу, но и приписывают Ему деяния, которые недостойны Его величия. Они имеют сыновей и приписывают Аллаху дочерей. Поистине, это – несправедливый дележ. Поистине, это – глубокое заблуждение. Во-первых, потому, что многобожники приписывают Всевышнему Аллаху детей. Во-вторых, потому, что они называют их женщинами, хотя известно, что женский пол является более слабым и более низким по положению, чем мужской. Более того, когда у них рождаются девочки, они проявляют недовольство и негодование.
Всевышний сказал:
«Они приписывают Аллаху дочерей. Свят и Безупречен Он! Себе же они [оставляют] тех, кого хотят» (Пчёлы, 57).
А в-третьих, потому что они называют ангелов дочерьми Аллаха.
Для того, чтобы изобличить ложь многобожников, Всевышний сказал: [Разве Мы сотворили ангелов женщинами? Разве они присутствовали при этом?] Ангелы не являются женщинами, да и откуда многобожники могут знать об этом, если они не присутствовали при их сотворении?
Многобожники не только говорят о вещах, о которых у них нет никакого знания. Более того, они осмеливаются возводить на Аллаха навет и говорят: «Аллах породил детей». Они утверждают об этом только из-за своей лживости, и поэтому Аллах сказал: [Поистине, они – лжецы]. В душе они понимают, что их слова являются откровенной ложью, порочность которой не вызывает сомнения.

153. Неужели Он отдал предпочтение дочерям перед сыновьями?
154. Что с вами? Как вы выносите суждения?
155. Не пора ли вам опомниться?
156. Или же у вас есть ясное доказательство [своим словам]?
157. Так представьте же ваше писание, если вы говорите правду.
158. Они устанавливают родство между Ним и джиннами. А ведь джинны знают, что они предстанут пред Аллахом.
159. Аллах Превыше того, что они [многобожники] приписывают Ему.
160. Не делают этого только искренние рабы Аллаха.
161. [О многобожники!] Поистине, вы и то, чему вы поклоняетесь,
162. не совратите с Его [пути] никого,
163. кроме тех, кому суждено угодить в Ад.
164. [Ангелы сказали]: «Нет среди нас такого, кому не было бы отведено место.
165. Поистине, мы выстраиваемся рядами,
166. и мы славословим Ему».
167. Они [мекканские многобожники] твердили:
168. «Если бы у нас, как и у прежних [общин], было напоминание,
169. то мы непременно были бы искренними рабами Аллаха».
170. Но они не уверовали в него, и скоро они познают [последствия своего неверия].
171. А в Нашем слове Нашим рабам-посланникам было уже изречено,
172. что им непременно будет оказана помощь.
173. Поистине, Наше войско всегда одерживает победу.
174. Отвернись же, [о Мухаммад], от них на какое-то время
175. и понаблюдай за ними: они вскоре узреют [плоды своего неверия].
176. Неужели они торопят Нас с наказанием?
177. Когда же оно снизойдет на их участки, то худо будет утро тех, кого увещевали.
178. Так отвернись же от них на какое-то время
179. и понаблюдай за ними: они вскоре узреют [плоды своего неверия].
180. Свят и Безупречен твой Господь, Господь величия! Превыше Он того, что Ему приписывают.
181. Мир над посланниками!
182. И хвала Аллаху, Господу миров!


[Неужели Он отдал предпочтение дочерям перед сыновьями? Что с вами? Как вы выносите суждения? Не пора ли вам опомниться?] Ваши суждения дерзки и несправедливы, и вы должны покаяться в своих словах. Если бы вы поразмыслили над ними, то не осмелились бы делать столь дерзкие заявления.
[Или же у вас есть ясное доказательство?] Разве священные писания или слова посланников Аллаха подтверждают сказанное вами?
Конечно же, воззрения многобожников не подтверждаются ни священными писаниями, ни словами посланников Аллаха, и поэтому Всевышний Аллах сказал: [Так представьте же ваше писание, если вы говорите правду]. Если человек делает заявления, которые не опираются на убедительные доказательства, то он либо сознательно говорит неправду, либо разглагольствует безо всякого знания.
[Они устанавливают родство между Ним и джиннами. А ведь джинны знают, что они предстанут пред Аллахом]. Многобожники считали, что джиннов связывают с Аллахом родственные связи. Они говорили, что ангелы являются дочерьми Аллаха, а их матерями являются знатные женщины из числа джиннов.
Однако подобные утверждения являются глубоким заблуждением, потому что джинны прекрасно знали, что наступит День, когда они предстанут пред своим Господом и получат воздаяние за свои деяния. Они также знали, что являются униженными рабами Аллаха, а если бы между ними и Господом были родственные связи, то все было бы по-другому.
Свят и Безупречен Всемогущий и Кроткий Властелин! Его Божественные атрибуты совершенны и не имеют ничего общего с тем, что говорят об Аллахе многобожники и неверные.
[Не делают этого только искренние рабы Аллаха]. Они искренни и праведны, и поэтому они говорят о своем Господе только то, что соответствует Его Божественному величию. Именно поэтому Всевышний Аллах не опровергает слова искренних верующих.
О многобожники и идолопоклонники! Ни вы, ни придуманные вами божества не способны ввести в заблуждение никого, кроме грешников, которым суждено попасть в Ад. Человек попадает в геенну только тогда, когда этого требует Божественное Предопределение. А что касается многобожников и идолов, то они совершенно бессильны и беспомощны. Они неспособны обольстить и ввести в заблуждение даже одного человека, если на то не будет воли Господа. Все это свидетельствует о совершенном могуществе Всевышнего Аллаха. А если это так, то многобожники могут не пытаться ввести в заблуждение искренних рабов Аллаха и партию преуспевших единомышленников.
Словно опровергая лживые утверждения многобожников, ангелы свидетельствуют о том, что они являются покорными рабами Аллаха и не ослушиваются Его даже в самых незначительных вещах. Каждый из ангелов знает свое место и свои обязанности. Они выполняют эти обязанности самым совершенным образом, не допуская ни излишеств, ни упущений. При этом они знают, что вся власть принадлежит Аллаху и что сами они не властны ни над одним из творений Господа.
Они говорят: [Поистине, мы выстраиваемся рядами, и мы славословим Ему]. Мы покорны нашему Господу и всегда готовы служить Ему. Мы делаем это искренне и непрестанно возносим Всевышнему Аллаху хвалу. Мы также свидетельствуем, что Аллах лишен любых недостатков и скверных качеств, не подобающих Его величию и совершенству. Что же заставляет нечестивцев поклоняться ангелам и приравнивать эти покорные творения к Всевышнему Творцу?! «Пречист Он и премного выше того, что говорят [о Нем многобожники]» (Ночное путешествие, 43).
(167-174) Затем Всевышний сообщил, что мекканские многобожники некогда высказывали желание последовать прямым путем и говорили: «Если бы Аллах ниспослал нам напоминание и ясное писание, которое было ниспослано нашим предшественникам, то мы непременно стали бы искренне поклоняться Ему Одному. Более того, мы стали бы искренними верующими». Однако их слова были лживыми. Аллах ниспослал им самое лучшее из всех писаний, и они сочли его ложью. Они осмелились восстать против истины, и очень скоро они познают последствия своего неверия. Наступит день, когда их постигнет лютая кара и они узнают, насколько мучительно наказание Господа. Но и в мирской жизни им предопределена горькая доля, и пусть многобожники не думают, что сумеют одержать верх над правоверными. Аллах обещал даровать победу Своим праведным посланникам и искренним рабам, и ничто не сможет помешать сбыться обещанию Аллаха. Воинство богобоязненных праведников одержит верх, и Аллах окажет им в этом великую поддержку и поможет утвердить на Земле религию своего Господа. Это – великая благая весть, которой должен возрадоваться каждый, кто считает себя воином Аллаха и борцом за правое дело Ислама. Если такой человек поступает правильно и искренне, то Аллах непременно дарует ему победу над врагом и противником.
Затем Аллах повелел Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, отвернуться от нечестивцев, которые упрямо отказываются уверовать в истину. Им не остается ничего, кроме как дожидаться обещанного наказания. Когда оно наступит, то они непременно окажутся в пучинах мук и страданий. Поэтому Всевышний Аллах сказал: [Когда же оно снизойдет на их участки, то худо будет утро тех, кого увещевали], т.е. когда кара Аллаха падет на них или поблизости от них, то для неверных наступит самый ужасный день. Это будет день наказания и погибели. Затем Аллах еще раз повелел Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, отвернуться от многобожников и еще раз предупредил их о приближающемся возмездии.
В этой суре Всевышний Аллах часто упоминал о скверных воззрениях многобожников и неверных. Словно подчеркивая, что Он не имеет к этим лживым утверждениям никакого отношения, Аллах сказал: [Свят и Безупречен твой Господь, Господь величия!] Ему покорно и подвластно все сущее. Он Велик настолько, что превыше всех несовершенных деяний, которые приписывают Ему многобожники.
Мир и благополучие посланникам за то, что они сумели очиститься от грехов, пороков и недостойных мыслей о Создателе небес и земли.
Хвала Аллаху, Господу миров. Хвала целиком и полностью надлежит Ему Одному. Он достоин ее за Свои совершенные и величественные атрибуты, а также за Свои Божественные и достохвальные деяния. Он заботится о каждом из Своих творений, дарует Своим рабам многочисленные блага, оберегает их от бед и несчастий, управляет ими, когда они трудятся и отдыхают. Все это не составляет для Аллаха никакого труда. Он избавлен от недостатков и изъянов и заслуживает восхваления, любви и почитания. Он властен даровать Своим рабам мир и благополучие как на земле, так и в Будущей жизни. Он дарует их Своим избранным посланникам и их верным последователям, а Его врагов как при жизни на земле, так и после смерти не ожидает ничего, кроме несчастья и погибели.


Перевод Эльмира Кулиева