Сура 36 "Йа Син" (мединская, 83 аята) PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
03.01.2009 14:43
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Шейх Абдуррахман ас-Саади

"Облегчение от Великодушного и Милостивого"

Толкование Священного Корана

Перевод Эльмира Кулиева


Сура 36 "Йа Син"

(мединская, 83 аята)


Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1. Йа. Син.
2. Клянусь мудрым Кораном!
3. Поистине, ты – один из посланников
4. [и стоишь] на прямом пути.
5. [Этот Коран] ниспослан Великим, Милосердным,
6. дабы ты увещевал народ, праотцов которого никто не увещевал, из-за чего они оставались беспечными.
7. С большинством из них свершилось предопределенное, и они не уверовали.
8. Поистине, Мы наложили им на шеи оковы и приковали [их руки] к подбородкам, так что они вынуждены задрать головы.
9. Мы воздвигли преграду перед ними, а также позади них, и набросили покрывало [на их глаза], так что они не видят [истинного пути].
10. Безразлично им, увещеваешь ты их или нет: они [всё равно] не веруют.
11. Ты можешь увещевать только того, кто будет следовать за поминанием и бояться Милостивого [Аллаха], не видя Его воочию. Сообщи же ему радостную весть о прощении и щедром вознаграждении.
12. Поистине, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они вершили, и то, что они оставили после себя. Всё сущее Мы подсчитали в ясном руководстве.


Всевышний Аллах поклялся Священным Кораном и назвал его мудрым, потому что Священный Коран расставляет всё по своим местам. Все повеления, запреты и предписания этой Небесной Книги преисполнены мудрости. Аллах не только ниспослал в Священном Коране справедливые законоположения, но и сообщил Своим рабам об их смысле и мудрости. Он также научил правоверных обращать внимание на обстоятельства и прочие факторы, из которых вытекают те или иные законоположения.
[Поистине, ты – один из посланников]. Всевышний поклялся мудрым Кораном для того, чтобы засвидетельствовать пророчество Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. О Мухаммад! Ты не являешься первым из посланников, потому что и до тебя к людям приходили посланники Аллаха. Основы принесенной тобой религии совпадают с тем, что проповедовали твои предшественники. Людям достаточно задуматься над поведением и нравами пророков и посланников для того, чтобы обнаружить великую разницу между ними и простыми смертными. А когда они призадумаются над твоими совершенными качествами и благородным нравом, то им станет ясно, что ты действительно являешься одним из величайших посланников Аллаха. Господь не случайно засвидетельствовал пророчество Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, поклявшись Священным Кораном. Между мудрой Книгой и пророчеством последнего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, существует тесная связь. И если бы пророческая миссия Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не подтверждалась ничем, кроме Священного Корана, то этого доказательства было бы достаточно. Священный Коран является величайшим и вечным свидетельством пророчества Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Все доказательства Божественного происхождения этой Книги подтверждают истинность пророческой миссии Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Затем Аллах подчеркнул одно из самых прекрасных качеств посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которое также свидетельствует о правдивости его пророческой миссии. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, – пророк прямого пути. Этот путь ведет к Аллаху и обители Божественной милости. Следовать этим путем можно только благодаря праведным деяниям и благородному нраву. Праведные деяния приводят в порядок человеческую душу и тело, а также жизнь на земле и после смерти. А благородный нрав очищает человеческое сердце, облагораживает душу и увеличивает вознаграждение. Именно из этих качеств складывается прямой путь, которым шел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Задумайтесь же над тем, как Аллах поклялся самой славной Книгой в подтверждение самого славного послания. В таких удивительных вещах и проявляется великолепие Священного Корана. Конечно же, одного лишь свидетельства Аллаха достаточно для того, чтобы Его рабы уверовали в истину. Однако Господь не довольствовался этим и подтвердил Свои слова убедительными доводами и неопровержимыми доказательствами. Он доказал людям правдивость пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и велел им следовать его путем.
Этот прямой путь указан Господом миров, среди прекрасных имен которого – аль-‘Азиз (Великий, Могущественный), ар-Рахим (Милосердный). Он ниспослал Книгу и помог Своим рабам найти путь к своему Господу. Благодаря Своей власти и Своему могуществу Он уберег этот прямой путь от искажений и изменений и тем самым проявил великодушие и милость по отношению к Своим рабам. Его милость не покидает людей на земле и помогает правоверным добраться до обители неиссякаемой Божественной милости. Именно поэтому Аллах упомянул в этом аяте Свои благородные имена аль-‘Азиз (Великий, Могущественный) и ар-Рахим (Милосердный).
Затем Аллах подчеркнул, что все люди испытывают острую нужду в прямом пути и Божественном руководстве. Он сказал: [дабы ты увещевал народ, праотцов которого никто не увещевал, из-за чего они оставались беспечными]. Речь идет о неграмотных арабах, которые на протяжении многих веков были лишены небесных писаний и не знали посланников Аллаха. Все арабские племена были поглощены невежеством и увязали в заблуждении. Тогда Аллах отправил к ним Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, из их собственной среды. Он старался очистить их души и обучить их Книге и мудрости, не придавая значения тому, что ранее они пребывали в глубоком заблуждении. Он проповедовал истину среди невежественных арабов и заповедал им донести ее до каждого невежественного человека, а также до людей Писания (иудеев и христиан), которым были ниспосланы предыдущие Писания. Это – величайшая милость Аллаха по отношению ко всему человечеству в целом и к арабам в частности. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и мусульмане донесли до людей истину, но люди, которые услышали их благородные проповеди, разделились на две части.
Одни отвергли Божественное учение и не вняли увещеваниям, а Всевышний Аллах сказал о них: [С большинством из них свершилось предопределенное, и они не уверовали], т.е. сбылось то, что предопределил и пожелал Господь. Они узнали истину, отвернулись от нее и предпочли ей неверие и многобожие, после чего верующим стало ясно, что сердца этих грешников были запечатаны.
Затем Аллах сообщил о том, что же мешало им обрести веру. Это – оковы, которые Аллах наложил на шеи неверных. Эти оковы подобны могучим кандалам: они сжимают шеи грешников и упираются им в подбородок, из-за чего грешники вынуждены задирать свои головы вверх и не в силах опустить их.
[Мы воздвигли преграду перед ними, а также позади них], и эта преграда отделяет их от правой веры. Но и это не всё! Неверные лишены возможности прозреть, потому что на их глаза наброшено покрывало. Невежество и несчастье окружает их со всех сторон, и поэтому увещевания не приносят им никакой пользы.
[Безразлично им, увещеваешь ты их или нет: они не веруют]. Да и как может уверовать человек, чье сердце запечатано?! Как может уверовать человек, который считает истину ложью, а ложь – истиной?!
Затем Всевышний упомянул о второй категории людей, т.е. о верующих, которые внимают проповедям и увещеваниям. Аллах сообщил Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, что его проповеди и добрые советы приносят пользу только людям, которые следуют за поминанием, т.е. стремятся найти истину, а также боятся Милостивого Аллаха. Искреннее стремление найти истину и страх пред Всевышним Аллахом – именно эти два качества помогают верующим извлечь полезные уроки из пророческих проповедей и очиститься благодаря Божественному учению. Аллах просит Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует: узнай людей, обладающих этими двумя качествами, и сообщи им [радостную весть о прощении и щедром вознаграждении]. Им будут прощены грехи, и они получат великую награду за свои добрые намерения и прекрасные деяния.
[Поистине, Мы оживляем мертвых], т.е. Нам не составит труда воскресить усопших для того, чтобы призвать их к ответу. Для этого Мы записываем добрые и злые деяния, совершенные людьми при жизни на земле, а также добрые и злые последствия их деяний, которые имели место не только при жизни самого человека, но и после его смерти.
Мы записываем каждому человеку все добрые слова и деяния, которые люди говорят или совершают по его наставлению. Этим наставлением могут быть проповеди, добрые советы, призывы совершать благодеяния и избегать грехов. Человек также получит вознаграждение, если люди воспользуются оставленными после него знаниями и полезными книгами или возьмут пример с того, как он совершает Намаз, раздает обязательные и необязательные пожертвования и совершает прочие добрые дела. То же самое относится к людям, которые строят мечети или другие общественные места. Такие люди получают вознаграждение за свои деяния как при жизни, так и после смерти, потому что они оставили после себя добрые дела других людей, которые попадают в книгу их добрых деяний.
А что касается людей, которые оставили после себя злодеяния и грехи, то они будут нести ответственность и за грехи, которые другие люди совершают по их примеру или наставлению. Поэтому каждый человек, который подает пример для совершения доброго дела, получит вознаграждение за себя и за каждого, кто совершит это доброе дело вплоть до наступления Судного дня. А каждый человек, который подает пример для совершения злодеяния, получит наказание за себя и за каждого, кто совершит это злодеяние вплоть до наступления Судного дня. Знание этого позволяет нам лучше осознать превосходство людей, занимающихся распространением Ислама и наставлением окружающих на истинный путь. Нам также становится ясно, что нечестивцы, которые призывают людей к совершению грехов, являются самыми ничтожными созданиями, самыми злостными преступниками и самыми великими грешниками.
[Всё сущее Мы подсчитали в ясном руководстве], т.е. все деяния и помыслы людей записаны в Хранимой Скрижали. Она является матерью всех писаний и на нее ссылаются книги, которые находятся у благородных ангелов.

13. В качестве притчи приведи им [сказание о] жителях города, к которым явились посланники.
14. Когда Мы отправили к ним двух [посланников], они не признали их, и тогда Мы подкрепили их третьим [посланником], и они возвестили: «Поистине, мы – посланцы к вам».
15. [Люди] ответили им: «Вы – такие же люди, как и мы. Милостивый [Аллах] не ниспосылал никакого [Откровения], а вы лишь говорите ложь».
16. Они сказали: «Наш Господь знает, что мы – посланцы к вам.
17. Наша обязанность – только донести до вас ясную весть».
18. Им ответили: «Поистине, мы видим в вас дурное предзнаменование. Если вы не прекратите [проповедовать], мы непременно побьем вас камнями и вас постигнет наше мучительное наказание».
19. Они сказали: «Ваше дурное предзнаменование обратится против вас самих. Неужели, если вас увещевают, [вы будете считать это дурным предзнаменованием]? Тогда вы – люди, преступившие пределы [дозволенного]!»
20. Тут с окраины города прибежал некий муж и воскликнул: «О мой народ! Последуйте за посланцами.
21. Последуйте за теми, кто не просит у вас вознаграждения. Ведь они – на прямом пути.
22. Почему бы мне не поклоняться Тому, Кто сотворил меня и к Кому вы вернетесь?
23. Неужели я стану поклоняться другим богам помимо Него? Если Милостивому будет угодно причинить мне зло, то ничем не поможет мне их [ложных богов] заступничество и они не спасут меня [от кары].
24. В таком случае и я окажусь в явном заблуждении.
25. Поистине, я уверовал в вашего Господа. Так слушайте же меня».
26. Сказано было [ему]: «Войди в Рай!» И он воскликнул: «О, если бы мой народ знал,
27. что мой Господь простил меня и причислил к почитаемым!»


Затем Аллах повелел Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, рассказать людям, которые отвергли его послание и отвернулись от его проповедей, притчу о жителях города, которые отвергли посланников Аллаха и обрекли себя на мучительные страдания. Быть может, они призадумаются над этой притчей и извлекут из нее полезные уроки.
Всевышний не сообщил название этого города, но если бы в этом была необходимость, то Он непременно сделал бы это. Люди, которые пытаются определить название этого города, ставят себя в затруднительное положение и осмеливаются говорить о том, о чем у них нет никакого знания. Как правило, они гадают и ошибаются. Различные мнения, которые высказывают некоторые толкователи Корана, убеждают нас в том, что мусульмане должны опираться на достоверные знания и не увлекаться вопросами, которые не могут принести им никакой пользы. Только так мусульмане смогут очистить свои души и углубить свои знания. А что касается мнения некоторых людей о том, что углубить знания можно благодаря познанию безосновательных предположений, то так думают только невежды. Их познания не принесут им пользы, а лишь повлекут за собой беспорядочность мыслей и увлечение сомнительными идеями. Одним словом, нам известно, что Аллах привел сказание о жителях одного из городов в качестве притчи для отвергающих Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, неверных. К жителям этого города явились посланники Всевышнего Аллаха, которые начали проповедовать поклонение Аллаху, искреннее служение Ему Одному и отказ от многобожия и неповиновения Господу.
Вначале Аллах отправил к жителям города двух посланников, но народ не признал их, и тогда Аллах подкрепил их третьим посланником. Всевышний проявил заботу о Своих заблудших рабам, отправил к ним одного за другим нескольких посланников и довел до них истину самым совершенным образом. Посланники Аллаха обратились к своему народу и сказали: [Поистине, мы – посланцы к вам]. Нечестивцы отвергли их, и сказанные ими слова по сей день пользуются успехом среди всех, кто отвергает мудрый призыв посланников Аллаха.
Они сказали: [Вы – такие же люди, как и мы]. За какие заслуги и достоинства Аллах избрал и почтил вас? Всякий раз, когда неверные отвергали посланников таким образом, избранники Аллаха отвечали им: «Мы – такие же люди, как и вы. Однако Аллах благоволит к тому из Своих рабов, кому пожелает» (Ибрахим, 11). Нечестивцы также сказали: [Милостивый не ниспосылал никакого [Откровения], а вы лишь говорите ложь]. Вначале они отвергли саму идею пророчества, а затем обвинили во лжи непосредственно явившихся к ним посланников.
Тогда трое посланников сказали им: [Наш Господь знает, что мы – посланцы к вам]. Если бы мы лгали вам, то Аллах непременно опозорил бы нас и не стал бы медлить с наказанием.
[Наша обязанность – только донести до вас ясную весть], т.е. разъяснить вам всё необходимое. Мы не можем показать вам чудеса, которые вы требуете от нас, и не можем ускорить наступления дня расплаты. Мы исправно выполняем свои обязанности, доносим до вас ясную весть и разъясняем вам истину. Если вы последуете прямым путем, то обретете великое благо и добьетесь успеха. Если же вы отдадите предпочтение заблуждению, то мы ничем не сможем помочь вам.
Жители города сказали посланникам Аллаха: [Поистине, мы видим в вас дурное предзнаменование], т.е. считаем ваши проповеди и ваше пришествие к нам дурным знаком. Посланники Аллаха хотели помочь людям обрести величайшее благо, которым Всевышний Господь может почтить людей и в котором более всего нуждаются сами люди. Нечестивцы отвергли их, но что самое удивительное – они приняли принесенное посланниками благо за зло и несчастье и тем самым лишь увеличили собственное несчастье. Они отказали избранникам Аллаха в поддержке и помощи, но в результате причинили себе больше вреда, чем своим неприятелям.
Затем нечестивцы пригрозили посланникам и пообещали побить их камнями и подвергнуть самой мучительной казни и самому унизительному наказанию, если те не прекратят призывать людей к своему учению.
Посланники ответили им: [Ваше дурное предзнаменование обратится против вас самих]. Вы увязаете в многобожии и злодеяниях, и они непременно повлекут за собой несчастья и страдания и лишат вас всего самого заветного и желанного. Неужели вы станете обвинять в своих бедах и несчастьях людей, которые пытаются помочь вам обрести счастье и благополучие? Если вы поступаете таким образом, то преступаете все пределы дозволенного.
Проповеди посланников Аллаха сделали нечестивцев еще более упрямыми и надменными. Слух о посланниках дошел до мужчины, который жил на окраине города. Он уверовал в посланцев Господа, а когда услышал о том, как его соплеменники хотят обойтись с избранниками Аллаха, то поспешил наставить свой народ на истинный путь. Он обратился к своим соплеменникам и сказал: [О мой народ! Последуйте за посланцами]. Он засвидетельствовал истинность Божественного послания и посоветовал своим соплеменникам повиноваться посланникам Аллаха.
А для того, чтобы его призыв был более убедительным, он сказал: [Последуйте за теми, кто не просит у вас вознаграждения].
Эти посланцы призывают вас совершать добрые дела ради вас самих. Они не просят у вас богатства или вознаграждения за свои проповеди. Люди, чьи проповеди искренни и бескорыстны, заслуживают того, чтобы к ним прислушались.
Однако люди могут иметь бескорыстные намерения, но проповедовать ошибочные воззрения. Для того, чтобы опровергнуть подобное предположение, уверовавший муж сказал: [Ведь они – на прямом пути]. Здравый смысл соглашается с тем, что они призывают к самому прекрасному и запрещают самое скверное.
Заблудшие соплеменники не прислушались к добрым советам уверовавшего мужа и принялись порицать его за то, что он решил последовать за посланниками и искренне поклоняться Одному Аллаху. Тогда он сказал: [Почему бы мне не поклоняться Тому, Кто сотворил меня и к Кому вы вернетесь?] Что может помешать мне поклоняться Тому, Кто действительно заслуживает поклонения Своих рабов? Он сотворил меня, и Он ниспосылает мне пропитание. Все люди вернутся к Нему, и тогда Он воздаст каждому человеку за совершённые им деяния. Он создает творения и одаряет их богатством, управляет земным миром и вершит суд в Будущей жизни. Только Он заслуживает поклонения, славы и величия, а творения, которых люди превращают в свои божества, не способны принести пользу или причинить вред. Они не могут одарить богатством или лишить пропитания и не властны ни над жизнью, ни над смертью, ни над воскрешением.
Поэтому уверовавший мужчина сказал: [Неужели я стану поклоняться другим богам помимо Него? Если Милостивому будет угодно причинить мне зло, то ничем не поможет мне их заступничество и они не спасут меня]. Никто не имеет права ходатайствовать пред Аллахом без Его разрешения, и поэтому заступничество ваших богов не принесет мне никакой пользы. Они не спасут меня от злой участи, если Аллах захочет подвергнуть меня испытанию или наказанию. Если я стану поклоняться вашим беспомощным богам, то окажусь в явном заблуждении.
Такими словами он призвал свой народ встать на прямой путь и засвидетельствовал, что посланники Аллаха явились с истинным посланием, следуют прямым путем и справедливо призывают людей поклоняться только Одному Аллаху. Он привел убедительные логические доводы о необходимости искреннего служения Аллаху и о том, что поклонение ложным богам является тщетным и бесполезным. Он опасался того, что многобожники могут убить его, но, несмотря на это, открыто заявил о том, что поклоняются ложным богам только заблудшие.
Он сказал: [Поистине, я уверовал в вашего Господа. Так слушайте же меня]. Соплеменники выслушали его речь, а затем убили его.
Стоило ему расстаться с мирской жизнью, как ему сказали: [Войди в Рай!] Он убедился в истинности великого вознаграждения, которое ожидало его за единобожие и искреннее служение Господу. Тогда он вспомнил о том, как призывал свой народ при жизни, и захотел обратиться к своим соплеменникам после смерти. Поэтому он воскликнул: [О, если бы мой народ знал, что мой Господь простил меня и причислил к почитаемым!] Если бы вы знали, что Аллах простил мне все прегрешения, избавил меня от наказания и почтил меня удивительным вознаграждением, то отреклись бы от своего многобожия.

28. После него Мы не стали насылать на его народ рать небесную да и не собирались насылать ее.
29. Раздался лишь один глас – и они пали замертво.
30. О горе рабам! Не приходил к ним ни один посланник, которого бы они не предавали осмеянию.
31. Неужели они не видят, сколько поколений Мы погубили до них, так что они более не вернутся?
32. И, поистине, все в конце концов предстанут пред Нами.
33. Знамением для них служит мертвая земля. Мы ее оживили и взрастили на ней злаки, которыми они питаются.
34. Мы взрастили на ней пальмовые рощи и виноградники, и по Нашей воле на ней забили источники,
35. чтобы они вкушали плоды. Поистине, они не создали это своими руками. Неужели они не будут благодарны?
36. Свят и Безупречен Тот, Кто сотворил парами то, что растит земля, их самих [людей], а также то, о чем они и не ведают.
37. Знамением для них служит ночь, которую Мы отделяем ото дня, так что они погружаются во тьму.
38. Солнце плывет к предназначенному для него местопребыванию: таково предписание Великого, Всезнающего.
39. Для луны Мы предопределили [разные] состояния, пока она не становится изогнутой, подобно высохшей пальмовой ветви.
40. Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день. Каждый из них плывет по своей орбите.


Однако Аллах решил покарать нечестивцев и сказал: [После него Мы не стали насылать на его народ рать небесную да и не собирались насылать ее].
Аллах не нуждался в небесной рати для того, чтобы уничтожить неверных. В этом просто не было необходимости. Всевышний Аллах Всемогущ, а потомки Адама чересчур беспомощны, и даже малой толики кары Аллаха достаточно для того, чтобы уничтожить их.
[Раздался лишь один глас – и они пали замертво]. Стоило одному из ангелов издать вопль, как разорвались сердца нечестивцев, и они пали замертво. Ни звука, ни движения, ни малейшего признака жизни – ничего не осталось от высокомерных и заносчивых людей, которые осмелились поносить и обижать самых достойных из рабов Аллаха.
Затем Аллах проявил жалость и сострадание к Своим рабам и сказал: [О горе рабам! Не приходил к ним ни один посланник, которого бы они не предавали осмеянию]. Как несчастны, упрямы и невежественны люди, которые высмеивают посланников Аллаха! Именно это скверное качество является причиной всех их несчастий и страданий.
Неужели неверные не задумываются над судьбами своих предшественников, которых Всевышний Аллах уничтожил за то, что они отвергали Его пророков и посланников. Многочисленные поколения неверных были погублены и исчезли. Они никогда больше не вернутся в земной мир, но будут воскрешены в новом обличье в день справедливого Суда для того, чтобы предстать пред Всевышним Господом, Который сказал:
«Поистине, Аллах ни к кому не проявит даже малейшей несправедливости. А если кто-либо совершит доброе деяние, то Он умножит его вознаграждение и дарует ему от Себя великое вознаграждение» (Женщины, 40).
Затем Всевышний напомнил людям о знамении, которое свидетельствует о правдивости Будущей жизни и воскрешения, после которого люди предстанут пред Аллахом и получат воздаяние за свои деяния. Этим знамением служит мертвая, высохшая земля. Аллах ниспосылает с неба дождь и оживляет эту землю. Он взращивает на ней различные виды злаков, которыми питаются люди, а также различные растения, которыми питается домашний скот. Кроме того, Он превращает иссохшую землю в цветущие сады, в которых текут ручьи и растут многочисленные деревья. Аллах особо отметил пальмовые рощи и виноградники, потому что эти два вида деревьев являются самыми славными.
Затем Всевышний подчеркнул, что сотворил сады, пальмовые рощи и виноградники для того, чтобы люди питались и наслаждались их прекрасными плодами. [Поистине, они не создали это своими руками]. Эти плоды – не творения рук человеческих, а создания Премудрого Творца и Доброго Кормильца. Люди не варят и не жарят эти плоды, потому что Аллах создал их в самом совершенном виде. Они не нуждаются в готовке и обработке. Их следует только сорвать и положить в рот. [Неужели они не будут благодарны?] Неужели люди не возблагодарят Господа, Который обеспечил их этими и многими другими благами, Который сделал им столько добра и ниспослал им столько щедрот? Неужели они не возблагодарят Господа и погубят свою веру и мирскую жизнь? Неужели Тот, Кто оживляет мертвую землю, взращивает на ней злаки и деревья, отягощает их ветви аппетитными фруктами и заставляет воду пробиваться сквозь иссохший грунт, не способен воскресить усопших людей? Поистине, Аллах способен на это, потому что Он Всемогущ.
[Свят и Безупречен Тот, Кто сотворил парами то, что растит земля, их самих, а также то, о чем они и не ведают]. Аллах создал всё живое парами. Он сотворил пары различных растений и сотворил мужчину и женщину. Он наделил их различным внешним видом и различными характерами. Он придал им различные внешние и внутренние особенности. Он сотворил парами даже те творения, о которых люди не имеют никакого знания. Некоторые из них люди просто не в состоянии увидеть, а некоторые из них пока еще не существуют, но Аллах уже предопределил их появление на свет. Свят и Безупречен Всевышний Аллах! У Него нет и не может быть ни сотоварища, ни помощника, ни заместителя, ни супруги, ни ребенка, ни тезки. Ему также нет равных и подобных, потому что Его атрибуты – самые совершенные, а Его эпитеты – самые прекрасные. На небесах и на земле нет ничего, что могло бы поставить Его в затруднительное положение.
Затем Аллах напомнил Своим рабам о знамении, которое свидетельствует о непреложности Его волеизъявления, совершенстве Его могущества и истинности воскрешения после смерти. Этим знамением служит ночь. Аллах отделяет ночь ото дня, т.е. лишает ее того великого света, который в течение всего дня освещал землю, и опускает на землю мрак. В результате все творения Аллаха погружаются во тьму.
Когда же приближается рассвет, Аллах снимает с земли покрывало ночи и заставляет взойти солнце, которое освещает различные уголки света и создает условия для того, чтобы живые существа искали свой заработок и трудились во благо себе. Это солнце вечно плывет к предназначенному для него местопребыванию. Аллах определил то место, в котором солнце найдет пристанище, и солнце не имеет ни права, ни желания отклониться от предопределенного для него курса. Таково предписание Аллаха, среди прекрасных имен которого аль-‘Азиз (Великий, Могущественный) и аль-‘Алим (Всезнающий). Благодаря Своему могуществу Аллах самым совершенным образом управляет величайшими творениями, а благодаря Своему знанию Он сделал так, что эти творения приносят пользу для веры и мирской жизни людей.
[Для луны Мы предопределили разные состояния]. Это – лунные фазы, и каждую ночь луна появляется на небе в одной из своих фаз. В конце концов она уменьшается настолько, что [становится изогнутой, подобно высохшей пальмовой ветви]. Когда пальмовая ветвь стареет, она высыхает, уменьшается в размерах и приобретает изогнутую форму. То же самое происходит с луной. Но проходит время, и луна вновь начинает увеличиваться в размерах, пока не наступает полнолуние. В эти ночи луна в полной мере изливает на землю свой свет.
Солнце и луна, день и ночь – все они имеют установленный срок и господствуют в отведенное для них время. Поэтому Всевышний сказал: [Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день]. Солнце не мешает луне властвовать по ночам и никогда не восходит посреди ночи. А ночь, в свою очередь, не наступит до тех пор, пока не закончится день. Солнце, луна и звезды – все они непрерывно движутся по своим орбитам. Это – ярчайшее доказательство и величайшее знамение, свидетельствующее о величии Творца и совершенстве Его Божественных атрибутов, особенно Его могущества, мудрости и знания.

41. Знамением им служит то, что Мы спасли их потомство в переполненном ковчеге.
42. И Мы создали для них подобия ковчега, на которые они садятся.
43. А если Нам будет угодно, то Мы потопим их, и тогда у них не будет помощников и они не спасутся,
44. если только Мы не окажем им милость и не позволим наслаждаться [благами жизни] некоторое время.
45. Когда их призывают: «Бойтесь того, что было до вас, и того, что будет после, – быть может, вас помилуют», [- они не слушают].
46. Стоит к ним явиться хоть какому-нибудь из знамений их Господа, как они отворачиваются [от него].
47. А когда тех, кто не уверовал, призывают: «Жертвуйте из того, чем вас наделил Аллах», – они отвечают тем, кто уверовал: «Неужели мы будем кормить того, кого накормил бы Аллах, если бы Ему было угодно? Поистине, вы – в глубоком заблуждении».
48. Они говорят также: «Когда же случится обещанное [вами], если вы говорите правду?»
49. Им нечего ожидать, кроме трубного гласа, который поразит их, в то время как они будут еще препираться.
50. Они не успеют даже оставить завещание или вернуться к своим семьям.
51. Прозвучит трубный глас – и тогда они из могил устремятся к своему Господу.
52. Они воскликнут: «О горе нам! Кто поднял нас с ложа, где мы покоились?» [Им ответят]: «Ведь это – то, что обещал Милостивый и о чем правдиво возвещали посланники».
53. Не успеет прозвучать всего лишь один трубный глас, как они все предстанут пред Нами.
54. В тот День никому не будет причинено ни малейшей несправедливости. И воздастся вам только за то, что вы вершили.


Затем Аллах напомнил людям о знамении, которое свидетельствует о необходимости поклоняться Единственному Господу. Этим знамением является величайшая милость Господа, Который одаряет Своих рабов щедротами и избавляет их от бед и несчастий. По Своей великой милости Он спас род человеческий в переполненном ковчеге. Многие толкователи Корана считают, что речь идет о том, как Аллах спас в ковчеге прародителей людей: пророка Нуха, мир над ним, и уверовавших вместе с ним.
[И Мы создали для них подобия ковчега, на которые они садятся]. Благодаря Всевышнему Аллаху люди научились строить корабли, похожие на ковчег Нуха, мир над ним. Эти корабли напоминают людям о милости Господа по отношению к их предкам. Аллах спас человеческое потомство в переполненном ковчеге, и это было милостью Аллаха не только по отношению к современникам Нуха, мир над ним, но и по отношению к их потомкам.
Толкование этих аятов стало для автора одной из самых сложных задач в толковании всего Священного Корана. Всевышний сказал: [Знамением им служит то, что Мы спасли их потомство в переполненном ковчеге]. Большинство толкователей считают, что под словом «потомство» подразумеваются прародители. Однако в Священном Коране слово «зуррийа» (потомство) не используется в значении «аба’» (прародители), и поэтому возникает неясность. Более того, искажается смысл слов Господа миров, Который пожелал, чтобы Небесное Писание было истолковано и разъяснено Его рабам.
Существует еще одно толкование, согласно которому речь идет о том, как Аллах спас в переполненном ковчеге род человеческий, т.е. Нуха, мир над ним, и его последователей, которые были потомками Адама. Однако это толкование несовместимо со следующим аятом, который гласит: [И Мы создали для них подобия ковчега, на которые они садятся]. Получается, что Аллах вначале поведал о том, как Он спас Нуха, мир над ним, и правоверных в ковчеге, а затем сообщил о том, как Он сотворил для них различные корабли. Подобное повторение противоречит красноречию и лаконичности коранических текстов. Поэтому толкователи решили, что под словами «подобия ковчега» подразумеваются верблюды. Верблюдов часто называют кораблями пустыни, и на первый взгляд многое становится ясно. Однако остается непонятным, почему же Аллах сказал, что Он спас их потомство, а не их самих. После всех этих рассуждений нам остается только признать, что Всевышний создал подобия ковчега для потомства людей, к которым Он обращался при ниспослании Корана. А что касается истинного толкования этих слов, то оно лучше всего известно Одному Аллаху.
Когда автор дошел до этого места своей книги, ему открылся еще один смысл этих аятов, который, возможно, близок к их истинному толкованию. Величие Священного Корана состоит в том, что он касается всего, что происходило в прошлом, происходит в настоящем и будет происходит в будущем. Сегодня очевидно, что корабли являются величайшими знамениями Всевышнего Аллаха. По милости Господа люди научились строить корабли и, может быть, сохранят это знание вплоть до наступления Судного дня. Когда Всевышний Аллах ниспосылал Коран, Он знал, что в будущем будут более удивительные и более могучие корабли, которые будут похожи на ковчег. Всё это произошло, когда Аллах научил людей строить парусники и пароходы, самолеты и автомобили. Эти величайшие знамения не существовали во времена ниспослания Корана и появились у последующих поколений людей. Вероятно, именно поэтому Аллах ниспослал арабам пророчество о появлении различных транспортных средств. В таком случае более правильный перевод этого аята гласит:
[Знамением им служит то, что Мы перевозим их потомство на переполненном судне], т.е. на кораблях, переполненных людьми и загруженных их товарами.
Всевышний Аллах позволил людям плыть по морям и по воздуху и научил их спасаться от гибели, и это является величайшей милостью Господа, для Которого не составляет труда погубить людей. Для того, чтобы напомнить Своим рабам об этой милости, Аллах сказал: [А если Нам будет угодно, то Мы потопим их, и тогда у них не будет помощников и они не спасутся], т.е. никто не поможет им выбраться из трудного положения и избавиться от погибели, а сами они не смогут сделать этого.
Если же Мы соблаговолим оказать им милость, то не позволим им утонуть, и тогда они получат возможность еще некоторое время наслаждаться мирскими благами. Может быть, они раскаются в своих злодеяниях и осознают свои упущения.
Затем Всевышний сообщил, что правоверные призывают грешников уверовать и говорят им: [Бойтесь того, что будет впереди, и того, что было прежде], т.е. опасайтесь ужасов Судного дня и мучений в могиле и помните о наказании, которое ожидает грешников в мирской жизни. Покайтесь в своих грехах, и Господь помилует вас.
Однако неверные не прислушиваются к этим увещеваниям и не придают значения многочисленным знамениям Аллаха. Поэтому Он сказал: [Стоит к ним явиться хоть какому-нибудь из знамений их Господа, как они отворачиваются].
А ведь это – не простые доводы и доказательства. Это – ясные и совершенные знамения Всевышнего Господа, которые являются самыми убедительными и самыми великими доказательствами. Благодаря этим знамениям Аллах открывает Своим рабам глаза на всё, что может принести им пользу в религии и мирской жизни.
Правоверные также призывают заблудших раздавать милостыню и говорят: [Жертвуйте из того, чем вас наделил Аллах]. Помните, что если бы Аллах пожелал, то лишил бы вас Своих щедрот. Однако неверные отвращаются от истины и оправдываются Предопределением Аллаха. Они говорят верующим: [Неужели мы будем кормить того, кого накормил бы Аллах, если бы Ему было угодно?] Как же глубоко вы заблуждаетесь, когда призываете нас поступать таким образом! Эти слова свидетельствуют об их безграничном невежестве и чудовищном пренебрежении истиной. Предопределение Аллаха никогда не может служить оправданием для грешника. Вне всякого сомнения, происходит только то, чего желает Всевышний Аллах. Однако Аллах одарил людей многочисленными способностями и наделил их правом выбора, благодаря чему каждый человек может выполнять предписания религии и избегать грехов. Если же кто-либо отказывается от повиновения Всевышнему, то это является результатом его собственного выбора, а не принуждением со стороны Аллаха.
Неверные также говорят: [Когда же случится обещанное, если вы говорите правду?] Эти слова свидетельствуют о том, что они не веруют в посланников и писания и считают невероятным день Воскресения.
Поэтому Всевышний Аллах сказал: [Им нечего ожидать, кроме трубного гласа, который поразит их, в то время как они будут еще препираться]. Не думайте, что час расплаты наступит нескоро. Напротив, он близок. Могучий ангел протрубит в рог, когда вы будете еще препираться друг с другом. В тот миг вы даже не будете подозревать о наступлении Судного дня и будете озабочены мирскими проблемами.
Судный день застанет грешников врасплох, и никому из них не предоставят отсрочки. Всё произойдет настолько внезапно, что они не успеют даже оставить завещание или вернуться к своим семьям.
[Прозвучит трубный глас – и тогда они из могил устремятся к своему Господу]. После первого трубного гласа люди придут в ужас и испустят дух, а после второго трубного гласа начнется воскрешение, и тогда люди восстанут из могил и устремятся к своему Господу. Они будут спешить, потому что ни один человек не сумеет промедлить или отстать от остальных.
В этот момент неверные не сумеют скрыть свое разочарование и раскаяние. Они воскликнут: [О горе нам! Кто поднял нас с ложа, где мы покоились?] Существует несколько хадисов, в которых сообщается, что обитатели могил после первого трубного гласа впадут в короткий сон. Когда же они будут воскрешены и признаются в собственном несчастье, ангелы скажут им: [Ведь это – то, что обещал Милостивый и о чем правдиво возвещали посланники]. Это обещал вам Аллах, и об этом вас предупреждали посланники. Сегодня вы воочию убедились в правдивости их слов.
Имя ар-Рахман (Милостивый) не случайно упоминается в этом аяте. Дело в том, что в этот великий День люди увидят такие проявления Божественной милости, которые даже не приходили им в голову.
Всевышний сказал:
«В тот День власть будет принадлежать только Милостивому» (Различение, 26).
«В тот День они последуют за Тем, Кто позовет их, и им не уклониться от этого зова; их же голоса будут смиренны пред Милостивым, и ты услышишь только шепот» (Та Ха, 108).
Существуют и другие священные тексты о дне Воскресения, в которых упоминается прекрасное имя ар-Рахман (Милостивый).
[Не успеет прозвучать всего лишь один трубный глас, как они все предстанут пред Нами], т.е. как только ангел Исрафил протрубит в рог, все люди и джинны будут воскрешены и предстанут пред Аллахом для справедливого Суда.
[В тот День никому не будет причинено ни малейшей несправедливости], т.е. Аллах не умалит благодеяний Своих рабов и не припишет им не совершённых ими злодеяний. Каждый человек будет отвечать только за свои деяния. Если его деяния окажутся праведными, то пусть он воздаст хвалу Аллаху. Если же его деяния окажутся скверными, то винить в этом он должен только самого себя.

55. А обитатели Рая в тот День, поистине, будут наслаждаться своими делами.
56. Они и их супруги будут покоиться на ложах в тени [деревьев].
57. Там для них – плоды и всё, чего они пожелают.
58. А Милосердный Господь будет приветствовать их словом: «Мир!»
59. [В тот День также будет сказано]: «А вы, грешники, стойте в стороне [от праведных].
60. Не наказывал ли Я вам, о сыны Адама, не поклоняться Шайтану? Ведь он – ваш явный враг.
61. [Не велел ли] поклоняться Мне Одному? Это и есть прямой путь.
62. Но он совратил с пути многих из вас. Неужели вы не понимали этого?
63. Вот Ад, который был вам обещан.
64. Ступайте туда за то, что вы не уверовали».
65. В тот День Мы запечатаем их уста. О том же, что они вершили, будут говорить их руки и свидетельствовать их ноги.
66. А если бы Нам захотелось, то Мы лишили бы их зрения. Тогда припустились бы они, обгоняя друг друга, на [прямой] путь. Но разве могли бы они его увидеть?
67. Если бы Нам было угодно, то Мы изменили бы их облик в том самом месте, где они находятся, и они не смогли бы ни пойти [вперед], ни вернуться [назад].
68. Того, кому Мы даруем долгую жизнь, Мы изменяем в облике. Неужели же они не разумеют?
69. Мы не учили его [Пророка] складывать стихи, да и не подобает ему это. [То, что дано ему,] – это поминание и ясный Коран,
70. дабы он увещевал тех, кто жив, и дабы оправдалось Предопределение [Аллаха] относительно неверных.


Затем Всевышний сообщил о воздаянии, которое ожидает праведников и грешников. Вначале Он поведал о щедрой награде для обитателей Рая, которые будут наслаждаться своими делами. Эти занятия не принесут праведникам ничего, кроме радости и удовольствия. От них души праведников будут ликовать, а взоры – упиваться.
Они встретятся со своими прекрасными супругами – райскими гуриями, которые обладают красивой внешностью, удивительным телосложением и благородным нравом. Вместе с ними праведники будут покоиться в тени деревьев на ложах, застеленных прекрасными покрывалами. Они будут лежать в самом удобном положении, получая удовольствие от полнейшего покоя и блаженства.
Они будут вкушать виноград, инжир, гранаты и многие другие фрукты. Они получат всё, что пожелают и как только пожелают.
Сам Милосердный Аллах будет приветствовать обитателей Рая словом: «Мир!» Всевышний будет разговаривать с праведниками самым совершенным и самым прекрасным образом. После Его Божественного приветствия каждый обитатель Рая окажется в полной безопасности и в полном благополучии. Нет приветствия, которое могло бы сравниться с приветствием Господа миров, и нет большего счастья, чем услышать это приветствие. Как же удивительны и прекрасны будут слова, которыми Добрый, Милосердный и Могущественный Властелин будет приветствовать обитателей Рая! Они снискали Его благоволение и спаслись от Его гнева, и если бы Аллах не избавил их от смерти после воскрешения, то их сердца лопнули бы от радости и ликования. О Аллах, не лишай нас этого блаженства и позволь нам насладиться возможностью увидеть Твой Благородный лик!
Затем Всевышний Аллах упомянул о наказании, которое ожидает грешников. В день Воскресения им скажут: [А вы, грешники, стойте в стороне], т.е. не примыкайте к правоверным, потому что сегодня вы будете опозорены на глазах у всех творений, а после этого вы будете ввергнуты в Ад.
Господь скажет неверным: [Не наказывал ли Я вам, о сыны Адама, не поклоняться Шайтану?] Разве Я не запрещал вам устами Моих посланников не поклоняться и не повиноваться Шайтану? Этими словами Аллах будет укорять нечестивцев за неверие и многочисленные грехи, каждый из которых является повиновением или поклонением Шайтану. [Ведь он – ваш явный враг]. Аллах предостерег Своих рабов от этого врага самым совершенным образом и поведал людям обо всем, к чему он призывает, а также об ужасных последствиях повиновения Шайтану. Господь повелел людям поклоняться только Одному Аллаху, выполнять Его предписания и остерегаться грехов. Он разъяснил, что поклонение и повиновение Аллаху, а также неповиновение Шайтану, является прямым путем.
Однако нечестивцы не соблюли завета с Аллахом и не прислушались к Его заповедям. Более того, они избрали Шайтана своим покровителем, и он ввел их в глубокое заблуждение. Поэтому в Судный день Аллах скажет этим грешникам: [Но он совратил с пути многих из вас. Неужели вы не понимали этого?] Вы были лишены здравого смысла, который помог верующим встать на истинный путь своего Господа, возлюбить истину и возненавидеть злейшего врага всего человечества. Если бы вы были благоразумны, то не совершили бы того, что совершили.
Вы повиновались Шайтану, враждовали с Милостивым Аллахом и отрицали встречу со своим Господом. Но наступил Судный день, и вы попали в Будущую жизнь, где каждый человек получит воздаяние за свои деяния, а вас постигнет лютая кара. [Вот Ад, который был вам обещан]. Вы считали это обещание ложью, но теперь вы можете воочию убедиться в его правдивости. Многобожники будут искоса поглядывать на огненную геенну, и их сердца переполнятся чудовищным страхом.
Однако этот страх перерастет в невероятный ужас, когда они услышат, как им велят: [Ступайте туда за то, что вы не уверовали]. Адское пламя будет окружать вас со всех сторон и проникать сквозь ваши тела. Но винить в этом вы должны только самих себя, потому что вы заслужили это наказание своим пренебрежением к знамениям Аллаха и неверием в Его посланников.
Затем Всевышний Аллах описал ужасное состояние неверных в Будущей жизни и сказал: [В тот День Мы запечатаем их уста], т.е. грешники не смогут отрицать своего неверия и совершённых ими грехов. [О том же, что они вершили, будут говорить их руки и свидетельствовать их ноги]. Каждая часть тела будет признаваться в совершённых человеком грехах, ибо Всевышний Аллах может заставит заговорить всякую вещь.
В Судный день грешники не смогут избежать своей печальной участи. Если они попытаются броситься к мосту ас-Сырат, по которому будет проложен путь в Рай, то Господь ослепит их, и они не найдут дороги к спасению. А если Он захочет, то все части тела неверных застынут, и тогда они не смогут ни пойти вперед, ни вернуться назад, чтобы отдалиться от адского пламени. Они не смогут спастись от наказания в преисподней, потому что дорога к спасению будет проходить по мосту ас-Сырат, по которому сумеют пройти только правоверные. Только они сумеют увидеть прямой путь благодаря свету собственной веры.
А что касается неверных, то у них не будет никакого шанса на спасение от адского огня. Если Аллах пожелает лишить их зрения, то они будут вслепую блуждать по ристалищу и не найдут прямого пути. Если же Аллах пожелает парализовать их тела, то они вообще не смогут сдвинуться с места. В любом случае, неверные будут обречены на вечные страдания в Аду.
Затем Всевышний сказал: [Того, кому Мы даруем долгую жизнь, Мы изменяем в облике], т.е. тело и ум старого человека становятся такими же слабыми, какими они были в первые годы его жизни. [Неужели же они не разумеют?] Неужели же люди не задумываются над собственной слабостью и беспомощностью? Поистине, они обязаны использовать все свои умственные и физические способности для повиновения и поклонения Всемогущему Господу.
Затем Аллах опроверг лживые обвинения многобожников, которые называли Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, поэтом. Всевышний сказал: [Мы не учили его складывать стихи, да и не подобает ему это]. Посланникам Аллаха не подобает складывать стихи, потому что поэты и их почитатели, как правило, бывают заблудшими людьми. А что касается непосредственно Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то Всевышний Аллах отвел от него все сомнения, которые только могли возникнуть у людей по поводу истинности его пророческой миссии. Именно поэтому Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не умел ни писать, ни читать. Он не складывал стихи, а лишь доводил до сведения людей [поминание и ясный Коран]. Его учение – это напоминание для людей, обладающих здравым смыслом. Они находят в этом учении ответы на все вопросы, связанные с религией и духовной жизнью человека. Они также убеждаются в том, что это учение гармонирует с природой и подсознанием человека и учит его совершать добро и избегать зла. А ниспосланный посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Священный Коран разъясняет и доказывает им всякую истину, о которой должен знать человек, а также открывает им глаза на ложь и доказывает ее порочность и несостоятельность.
Этот Священный Коран ниспослан для того, чтобы увещевать людей с живой и здоровой душой. Благодаря кораническим проповедям такие люди облагораживают свои души, углубляют свои знания и улучшают свои деяния. Их сердца нуждаются в Священном Коране, как чистая и плодородная земля нуждается в дожде. А что касается неверных, то коранические проповеди лишают их возможности оправдаться пред Аллахом за свое неверие. В день Воскресения у них не будет ни одного убедительного или хотя бы сомнительного оправдания своим скверным поступкам, и тогда оправдается Предопределение Аллаха – нечестивцы будут ввергнуты в Ад.

71. Неужели они не видят, что Мы создали для них из того, что сотворили Своими руками – скот, и что они им владеют?
72. Мы сделали его [скот] подвластным им: на одних животных они ездят, другими питаются.
73. От скота им – польза и питье. Неужели же они не будут благодарны?
74. Но они поклоняются помимо Аллаха другим [ложным] богам, надеясь на их помощь.
75. Они не могут им помочь, а [в день Воскресения] они предстанут перед многобожниками готовой ратью.
76. Пусть тебя не огорчают их речи, ибо Мы ведаем о том, что они утаивают и что говорят открыто.
77. Неужели человек не видит, что Мы сотворили его из капли? И тем не менее, он открыто пререкается!
78. И приводит он Нам притчи, забыв о том, как был сотворен сам, и говорит: «Кто же оживит истлевшие кости?»
79. Отвечай, [о Мухаммад]: «Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз, ибо Он знает о всяком творении».
80. Он высек для вас огонь из зеленого дерева, а теперь вы от него разжигаете [огонь].
81. Неужели Тот, Кто сотворил небеса и землю, не в силах создать подобное им [людям]? Да, способен! Ведь Он -Всеведущий Творец.
82. Когда Он хочет чего-либо, то стоит только Ему произнести: «Будь!» – и творение возникает.
83. Свят и Безупречен Тот, в Чьих руках власть над всем сущим, и к Нему вы будете возвращены.


Затем Всевышний повелел Своим рабам взглянуть на скот, который Господь сотворил и подчинил людям. Люди владеют скотом, и животные безропотно выполняют их любые приказания. Они используют их как средство передвижения, перевозят на них поклажу и тяжелые вьюки, употребляют в пищу их мясо, пьют их молоко, согреваются благодаря их шерсти, а также используют их шкуры и меха в качестве домашней утвари и обстановки.
Животные являются украшением своих хозяев и приносят им много другой пользы. [Неужели же они не будут благодарны?] Неужели среди людей все еще есть такие, которые отказываются возблагодарить Всевышнего Аллаха за Его многочисленные милости? Неужели среди них все еще есть такие, которые не желают искренне служить своему Господу и хотят наслаждаться Его благами, не задумываясь над ними и не извлекая из них для себя полезных уроков?
[Но они поклоняются помимо Аллаха другим богам, надеясь на их помощь]. Этими словами Всевышний Аллах изобличил беспомощность идолов, которым многобожники поклоняются наряду с Аллахом. Они надеются на их помощь и заступничество пред Аллахом, но их надежды будут обмануты, потому что идолы и истуканы бессильны и совершенно беспомощны. Они ничем не смогут помочь многобожникам, да и сами многобожники ничем не смогут помочь себе. Одно творение может оказать помощь другому только при выполнении двух условий. Во-первых, оно должно быть в состоянии оказать эту помощь. А во-вторых, оно должно хотеть оказать эту помощь. Поэтому Всевышний Аллах сообщил, что идолы и ложные божества не только не смогут спасти идолопоклонников от наказания, но и не захотят делать этого. Более того, в Судный день [они предстанут перед многобожниками готовой ратью]. Идолопоклонники и те, кому они поклонялись, будут отрекаться друг от друга. Отчего же нечестивцы не отрекаются от своих идолов в мирской жизни? Отчего же они не поклоняются Одному Аллаху, Который распоряжается добром и злом, одаряет одних и лишает других? Поистине, только Он является истинным Покровителем и Помощником.
О Посланник! Пусть тебя не огорчают речи неверных, которые пытаются опорочить тебя и оскорбляют принесенное тобою учение. Не печалься и не отчаивайся, [ибо Мы ведаем о том, что они утаивают и что говорят открыто]. Придет час, и Мы непременно накажем их за злодеяния, о которых Нам прекрасно известно, а пока знай, что речи твоих супостатов не причинят тебе никакого вреда.
В следующих благородных аятах Аллах поведал о сомнении, которое терзает сердца многобожников и неверных. Они сомневаются в истинности воскрешения и считают его невероятным, однако Аллах самым совершенным образом разъяснил безосновательность этого сомнения и сказал: [Неужели человек не видит, что Мы сотворили его из капли?] Разве человек, который отказывается уверовать в воскрешение и сомневается в его истинности, не задумывается над тем, как он появился на свет? Если он задумается над тем, как Аллах создает человека их крошечной капли, которая проходит через множество стадий и превращается в ребенка, из которого вырастает красивый и сознательный человек, то у него не останется сомнений в том, что для Аллаха не составляет труда воскресить человека после смерти. Если он осознает, насколько велика разница между крошечной каплей и взрослым человеком, то поймет, что создать человека из небытия намного сложнее, чем воссоздать его после того, как его тело истлеет и разложится.
Однако неверные осмеливаются приводить Аллаху притчи и сравнивают жалкие возможности творений с Божественными возможностями Творца. Они предполагают, что Всемогущий Аллах не в состоянии совершить то, чего не могут сделать люди. Поэтому они говорят: [Кто же оживит истлевшие кости?] Разве есть на свете человек, который сможет воскресить кости после того, как они истлели и превратились в прах? Неверный, который приводит подобные притчи, сомневается в истинности воскрешения, потому что прекрасно знает, что ни один человек не в силах воскресить умершего. Однако он забывает о том, как сам появился на свет. Если бы он размышлял над тем, как творения Аллаха появляются на свет из небытия, то не стал бы приводить такие притчи.
Ответ Всевышнего Аллаха был убедительным и неопровержимым. Он сказал: [Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз, ибо Он знает о всяком творении]. Достаточно призадуматься над происходящими во Вселенной явлениями, чтобы обрести твердую уверенность в том, что Сотворивший нечто один раз безо всякого труда может сотворить это еще раз. Более того, воссоздать творение намного легче, чем сотворить его впервые. Однако есть еще одно доказательство в пользу правдивости воскрешения. Оно становится ясно каждому человеку, когда он осознает, что Аллах знает о всяком творении. Совершенное знание – одно из прекрасных атрибутов Всевышнего Господа. Он знает обо всем, что происходит с Его творениями, и знает о том, как земля пожирает тела усопших. Он ведает о том, какая часть человеческого тела осталась нетронутой. А какая ее часть превратилась в прах. Он ведает о явном и сокровенном, и каждый человек, который твердо верует в совершенное знание Всевышнего Господа, понимает, что следить за всем, что происходит во Вселенной, гораздо сложнее, чем воскрешать мертвых.
Затем Аллах привел третье доказательство правдивости воскрешения и напомнил людям о том, как Он сотворил огонь, который высекают из зеленого дерева. Сухое пламя появляется на свет из зеленых деревьев, ветви которых богаты влагой. Как же много различий между огнем и деревьями, и как же много общего между возникновением огня и воскрешением мертвых!
Затем Всевышний напомнил Своим рабам о четвертом доказательстве правдивости воскрешения и сказал: [Неужели Тот, Кто сотворил небеса и землю, не в силах создать подобное им?] Он создал могучие небеса и огромную землю, и Он воссоздаст людей. Это не составит для Него труда, потому что сотворить Вселенную намного сложнее, чем сотворить людей. Именно поэтому среди прекрасных имен Аллаха есть имена аль-Халлак (Творец), аль-‘Алим (Всезнающий, Всеведущий). Это – еще одно, но уже особое доказательство. Все люди от мала до велика появляются на свет благодаря всемогуществу Аллаха и являются результатом Его Божественной деятельности. Для Него нет ничего невозможного, и если Он желает сделать что-либо, то это происходит.
[Когда Он хочет чего-либо, то стоит только Ему произнести: «Будь!» – и творение возникает]. Ничто не может помешать произойти тому, что пожелал сотворить Аллах, и то же самое произойдет, когда Аллах пожелает воскресить мертвых.
[Свят и Безупречен Тот, в Чьих руках власть над всем сущим]. Наконец Аллах напомнил о шестом доказательстве правдивости воскрешения. Всевышний Аллах является Властелином всего сущего, и Ему подвластно всё, что существует на небесах и на земле. Все живые и неживые творения являются рабами Аллаха и подчиняются Его воле. Он правит Вселенной по законам Своего Предопределения, законам Своей религии и законам справедливого возмездия. Он непременно воскресит людей после смерти для того, чтобы проявить Свою Божественную власть и претворить в жизнь законы справедливого возмездия. Все сущее будет возвращено к Аллаху, и в этом нет никакого сомнения. Об этом свидетельствуют многочисленные убедительные доводы и неопровержимые доказательства. Благословен же Господь, Чьи слова открывают людям глаза на прямой путь, приносят им исцеление и освещают их жизненный путь!


Перевод Эльмира Кулиева