v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Шейх Абдуррахман ас-Саади "Облегчение от Великодушного и Милостивого" Толкование Священного Корана Перевод Эльмира Кулиева Сура 35 "Фатыр" Создатель (мединская, 45 аятов) Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! 1. Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, назначившему посланцами ангелов, обладающих двумя, тремя и четырьмя крыльями. Он приумножает в творении, что Ему заблагорассудится, ибо Аллах Властен над всем сущим. 2. Никто не удержит милость, которую Аллах дарует людям, а то, что Аллах удерживает, никто не может даровать помимо Него, ибо Он – Великий, Мудрый. 3. О люди! Помните о милости, оказанной вам Аллахом. Есть ли другой творец, кроме Аллаха, который давал бы вам пропитание с неба и земли? Нет божества, кроме Него! До чего же превратны [ваши представления]! Всевышний похвалил Себя за сотворение небес, земли и всех живущих в них творений, потому что всё сотворенное Аллахом свидетельствует о совершенстве Его могущества, власти, милосердия, мудрости и знания. Он сделал Своими посланцами ангелов, и это – еще одно из достохвальных деяний Господа. Ангелы отвечают за претворение в жизнь происходящих во Вселенной явлений и являются посредниками, доводящими до сведения творений послания Господа миров. Аллах назвал Своими посланцами всех ангелов, что свидетельствует о совершенстве их покорности и повиновения. В суре «Запрещение» Всевышний сообщил, что они «не отступают от повелений Аллаха и выполняют всё, что им велят» (Запрещение, 6). Ангелы безукоризненно выполняют распоряжения своего Господа и по Его воле распоряжаются происходящими в природе явлениями благодаря тому, что обладают могучей силой и большой скоростью. Они обладают крыльями, которые позволяют им летать и стремительно исполнять повеления Аллаха. Он наделяет их двумя, тремя или четырьмя крыльями, как того требует Божественная мудрость. [Он приумножает в творении, что Ему заблагорассудится], т.е. дарует одним творениям превосходство над другими. Он дарует им совершенный облик, силу, красоту прекрасный голос и даже дополнительные части тела. Поистине, Аллах Властен над всем сущим, и для Него нет ничего невозможного. Именно благодаря своему всесилию Он дарует одним из Своих творений превосходство над другими. Затем Всевышний Аллах сообщил, что только Он Один принимает решения и управляет Вселенной, только Он одаряет своей милостью одних и лишает этой милости других. Он сказал: [Никто не удержит милость, которую Аллах дарует людям, а то, что Аллах удерживает, никто не может даровать помимо Него]. Но помните, что если Он удерживает милость, то делает это исключительно из милосердия к вам. Всё это обязывает вас уповать на Всевышнего Аллаха, надеяться на Его помощь, взывать к Его милосердию, страшиться Его наказания. Только Он заслуживает подобного отношения, ибо Он – аль-‘Азиз (Великий), аль-Хаким (Мудрый). Он господствует над всем сущим и ставит всё исключительно на свои места. Всевышний повелел всем людям помнить о той Божественной милости, которой Аллах облагодетельствовал их. А помнят о ней надлежащим образом только верующие, которые признают благодеяния своего Господа в душе, восхваляют Его устами и повинуются Ему всем телом, потому что поминание благодеяний Всевышнего Господа непременно заставляет людей благодарить своего Добродетеля. Затем Аллах сообщил о том, что Божественная милость зиждется на сотворении и обеспечении богатством и пропитанием. Господь спросил: [Есть ли другой творец, кроме Аллаха, который давал бы вам пропитание с неба и земли?] Если же вам известно, что никто, кроме Аллаха, не в состоянии сотворить или обеспечить богатством и пропитанием творения, то вы должны понимать, что только Он заслуживает поклонения и искреннего служения. Поэтому Аллах сказал: [Нет божества, кроме Него!] Это – истина, но до чего же превратны представления невежд, которые отворачиваются от Того, Кто творит и кормит, и поклоняются тем, которые сотворены и сами нуждаются в пропитании. 4. Если они не признают тебя, [о Мухаммад], то ведь и прежде они не признавали посланников. Но все дела возвращаются к Аллаху. 5. О люди! Поистине, обещание Аллаха истинно. Пусть не обольщает вас эта жизнь, и пусть не обольщает вас обольститель относительно Аллаха. 6. Поистине, Шайтан – ваш враг, и относитесь к нему как к врагу. Он зовет своих поборников к тому, чтобы они стали обитателями пылающего Огня. 7. Тем, которые не уверовали, уготовано жестокое наказание. А тем, которые уверовали и творили добрые дела, уготованы прощение и великое вознаграждение. 8. Разве тот, кому его злое деяние представляется в приукрашенном виде и кто считает его добром [равен тому, кто судит о делах справедливо]? Поистине, Аллах сводит с пути того, кого пожелает, и ведет прямым путем, кого пожелает. Не изводи себя скорбью по ним. Поистине, Аллаху ведомо то, что они вершат. 9. Аллах – Тот, Кто гонит ветры, вздымающие тучи. Потом Мы гоним их в края безжизненные и оживляем землю, после того как она высохла. Таким же образом воскресят [людей]. 10. Если кто-либо жаждет величия, то ведь величие целиком во власти Аллаха. К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит доброе дело. А тем, которые строят злые козни, уготовано суровое наказание, и козни их окажутся тщетными. 11. Аллах создал вас из праха, потом – из капли [оплодотворенной яйцеклетки], затем сотворил вас парами. Самка может зачать или разрешиться от бремени только с Его ведома. Удлиняется или укорачивается жизнь [человеку] – всё это свершается только согласно Книге. Поистине, это не представляет для Аллаха труда. (4) О Посланник! Если неверные не признают тебя, то бери пример со своих предшественников. Нечестивцы и прежде не признавали посланников Аллаха, но Аллах погубил нечестивцев и спас Своих посланников и их верных последователей. Поистине, все дела возвращаются к Аллаху, и в Судный день Он покарает неверных и поможет спастись посланникам и правоверным. (5) [О люди! Поистине, обещание Аллаха истинно]. Посему знайте, что Аллах обещал воскресить вас и воздать каждому из вас за совершенные им деяния. У вас нет права сомневаться или колебаться, потому что мудрые стихи небесных писаний и убедительные логические доводы не оставляют никаких сомнений в неизбежности Будущей жизни. Если же вы убеждены в том, что обещание Аллаха истинно, то начинайте готовиться к Будущей жизни и не теряйте своего драгоценного времени, совершайте много добрых дел и не идите на поводу у тех, кто мешает вам достичь этой цели. [Пусть не обольщает вас эта жизнь], т.е. не увлекайтесь прелестями и удовольствиями этого тленного мира, которые могут отвлечь вас от поклонения Всевышнему, ради Которого вы, собственно говоря, и сотворены, [и пусть не обольщает вас обольститель относительно Аллаха], т.е. не следуйте стопами Шайтана, который является вашим заклятым врагом. (6) Поэтому далее Аллах сказал: [Поистине, Шайтан – ваш враг, и относитесь к нему как к врагу], т.е. питайте к нему искреннюю ненависть и вражду и будьте готовы в любой момент оказать ему сопротивление. Вы не видите его, а он видит вас и всегда готов напасть на вас из своей засады. [Он зовет своих поборников к тому, чтобы они стали обитателями пылающего Огня]. Это – истинная цель Шайтана, который жаждет увидеть своих последователей униженными и презренными в пекле мучительного наказания. (7) Затем Аллах сообщил о том, что все люди делятся на тех, которые повинуются Шайтану, и тех, которые сражаются с ним. [Тем, которые не уверовали, уготовано жестокое наказание]. Они отвергали проповеди посланников и небесные писания и заслужили вечное наказание в адском пламени. [А тем, которые уверовали и творили добрые дела, уготованы прощение и великое вознаграждение]. Они всем сердцем уверовали во всё, во что повелел уверовать Аллах, и подтвердили истинность своей веры праведными деяниями. Тем самым они заслужили прощение своего Господа, благодаря которому избавились от всего скверного и неприятного, а также Его великое вознаграждение, благодаря которому получили всё самое заветное и желанное. (8) Затем Всевышний поведал о том, что Шайтан представляет людям их скверные деяния в приукрашенном виде, в результате чего грешники начинают верить в то, что поступают справедливо и правильно. Но разве они равны с теми, кого Аллах наставил на прямой путь и научил истинной религии? Конечно же, они не равны, ибо одни из них совершают скверные поступки и считают истину ложью, а ложь – истиной, в то время как другие творят добро и умеют правильно отличить истину от лжи. Но как бы сильно ни отличался прямой путь от заблуждения, только Всевышний Аллах может помочь Своим рабам найти прямой путь либо ввергнуть их в глубокое заблуждение. [Поистине, Аллах сводит с пути того, кого пожелает, и ведет прямым путем, кого пожелает. Не изводи себя скорбью по ним], т.е. не печалься о заблудших грешниках, которых Шайтан сбил с прямого пути и обольстил их собственными отвратительными деяниями. Помни, что ты должен только увещевать людей и не в силах наставить их на прямой путь. Только Аллах будет судить их за совершённые ими деяния. [Поистине, Аллаху ведомо то, что они вершат]. Благодаря своему совершенному знанию Он воздаст каждому человеку за всё, что тот совершил на земле. (9) Всевышний упомянул о Своем безграничном могуществе и Своей великой щедрости. Он гонит в безжизненные края ветры, вздымающие тучи, и велит им пролить дождь. Благодаря дождевой воде Он оживляет землю после того, как она высохла и умерла. Земля и живущие на ней творения – всё приходит в движение. Животные находят для себя пропитание и резвятся среди ниспосланных Аллахом благ. Таким же образом будут воскрешены люди. Тому, кто возвращает к жизни иссохшую землю, не составляет труда воскресить из могил усопших людей. Сегодня земля пожирает их безжизненные тела, но наступит день Воскресения, когда Аллах ниспошлет с небес дождь. Этот необычный дождь воссоздаст истлевшие тела, и люди выйдут из могил на ристалище Судного дня для того, чтобы Аллах вынес им Свой справедливый приговор. (10) О человек, который жаждет величия! Испрашивай величия у Того, Кто вправе распоряжаться им. Помни, что величие целиком во власти Аллаха, и человек может обрести величие только благодаря покорности своему Всевышнему Господу. [К Нему восходит прекрасное слово], т.е. прекрасные аяты Корана, слова восхваления и прославления Аллаха и любые другие добрые слова. Ангелы возносят их на небеса ко Всевышнему Аллаху и сообщают Ему об этом, и тогда Сам Великий Аллах хвалит хозяина этих прекрасных слов в присутствии благородных обитателей небес. То же самое происходит с праведными деяниями, которые душой и телом совершают рабы Аллаха, и поэтому далее Всевышний сказал: [и Он возносит доброе дело]. Однако существует и альтернативный перевод этих слов Всевышнего, который звучит: [К Нему восходит прекрасное слово, и возносит его доброе дело], т.е. прекрасное слово восходит к Аллаху благодаря добрым делам. Если же раб Аллаха не совершает искренних и правильных дел, то его слова не доходят до Всевышнего Аллаха. Только благодаря искренним и правильным деяниям человек может обрести истинное величие и могущество. Совершенно иной исход ожидает людей, которые совершают грехи и злодеяния. Они стремятся к славе и величию и для достижения своей цели прибегают к различным хитростям и уловкам. Однако их козни обращаются против них самих и усугубляют их бедственное положение. Они оказываются униженными и презренными, и поэтому Аллах сказал: [А тем, которые строят злые козни, уготовано суровое наказание, и козни их окажутся тщетны]. Их планы разрушатся и не принесут им никакой пользы, потому что их поступки и цели лживы и порочны. (11) Аллах напомнил Своим рабам о том, как Он сотворил Адама из праха, а затем – его потомство из капли. Аллах продолжает творить людей из такой же капли, которая проходит различные стадии и, наконец, превращается в зрелых мужчин и женщин. Затем они женятся, и у них появляются дети и внуки. Брак – это законный способ продолжения человеческого рода, который тесно связан с Предопределением Аллаха и Его совершенным знанием. [Самка может зачать или разрешиться от бремени только с Его ведома]. Зачатие и всё, что происходит с человеческим зародышем или самим человеком после этого, подчинено Предопределению Аллаха и Его Божественному знанию. [Удлиняется или укорачивается жизнь [человеку] – всё это свершается только согласно Книге]. Всевышний Аллах знает, кому из Его рабов отведена долгая жизнь, а кому – короткая. Он также знает, что некоторые из Его рабов совершают деяния, которые укорачивают их жизнь, например совершают прелюбодеяния, проявляют неуважение к родителям, разрывают родственные связи и т.п. Он знает о том, какой срок отведен каждому человеку и какие совершённые ими деяния увеличат или укоротят их жизнь. Всё это записано в Хранимой Скрижали – Писании, в котором хранится знание обо всем, что произойдет с рабами Аллаха на земле и на небесах. [Поистине, это не представляет для Аллаха труда]. Он изначально знал обо всем сущем и записал всё это в Хранимой Скрижали, и всё это не составило для Него труда. Знания, которые Аллах открыл Своим рабам в этих аятах, являются убедительными логическими доводами в пользу правдивости воскрешения. Господь оживляет иссохшую и безжизненную землю, а это означает, что Он в состоянии воскресить и умерших людей. Он создал человека, превращая его из одного творения в другое в соответствии со Своим Предопределением, а это означает, что для Него не составит труда воссоздать человека еще раз. Он знает всё малое и великое, что происходит на небесах и на земле, что кроется в человеческих сердцах и что происходит с зародышем во чреве матери. Он знает о том, что Его рабы совершают деяния, которые увеличивают или укорачивают срок их жизни на земле. Более того, Он изначально записал все это в Хранимой Скрижали, и это для Него не составило труда. Что же тогда говорить о воскрешении после смерти, которое намного легче всего перечисленного?! Хвала Аллаху за то, что Он облагодетельствовал Своих рабов благами и научил их всему, что может помочь им обрести счастье при жизни на земле и после смерти! 12. Не равны меж собой два водоема: в одном вода вкусная, пресная, приятная для питья, а в другом – соленая, горькая. Из каждого из них вы едите свежее мясо и добываете украшения, которые вы носите. Ты также видишь корабли, бороздящие моря, дабы вы могли снискать Его милость. Быть может, вы будете благодарны. 13. Он удлиняет день за счет ночи и удлиняет ночь за счет дня. Он подчинил Себе солнце и луну, и они движутся к установленному сроку. Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит вся власть, а те, к которым вы взываете наряду с Ним, не властны даже над финиковой плевой. 14. Если вы воззовете к ним, они не услышат вашего зова, а если бы даже и услышали, то все равно не ответили бы вам; а в день Воскресения они отрекутся от вашего поклонения им. Никто не сообщит тебе вести [об истине], как Всеведущий. 15. О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах [ни в чем] не нуждается, и Он – Достохвален. 16. Если захочет, Он погубит вас и создаст новые творения. 17. И это вовсе не трудно для Аллаха. 18. Никто не возложит на себя бремени чужих грехов. И если обремененная [ношей] воззовет [о помощи], никто не возьмет на себя хоть что-нибудь из ее ноши, даже если она обратится к родственнику. Ты, [о Мухаммад], можешь только увещевать тех, которые боятся своего Господа, не видя Его воочию, и совершают Намаз. Тот, кто очищается [от грехов], очищается ради себя, и всё [в конце концов] возвратится к Аллаху. Затем Всевышний подчеркнул Свое всемогущество и напомнил людям о совершенстве Своей мудрости и Божественного милосердия. Он сотворил воду пресной и соленой и тем самым облагодетельствовал все обитающие на земле творения. Воду рек Аллах сделал вкусной и пресной, пригодной для питья, садоводства и земледелия, а воду морей и океанов – соленой и горькой. Несмотря на многочисленные течения в океане морская вода менее подвижна, чем речная, и именно повышенная соленость воды не позволяет ей изменять свои качества. Благодаря этому разлагающиеся тела морских животных не отравляют атмосферу и не портят воздух на земле. Кроме того, морская вода делает мясо обитающих в ней рыб и животных более вкусным. Поэтому Господь сказал: [Из каждого из них вы едите свежее мясо и добываете украшения, которые вы носите]. Свежее мясо – это рыба, которую люди ловят безо всякого труда, а украшения – это жемчуг, кораллы и многие другие драгоценности, добываемые из морей. Всё это свидетельствует о том, что моря приносят рабам Аллаха огромную пользу, которая отнюдь не ограничивается уже перечисленным нами. Всевышний Аллах покорил моря и океаны человеку и научил его плавать по ним. Корабли и пароходы бороздят морские просторы и заплывают в далекие заморские страны. Они перевозят людей и их тяжелые грузы, а купцы и торговцы приобретают благодаря этому большую прибыль и вкушают милость Щедрого Господа. Поэтому Аллах сказал: [Ты также видишь корабли, бороздящие моря, дабы вы могли снискать Его милость. Быть может, вы будете благодарны]. По Своей милости Аллах сменяет день ночью и ночь днем. Каждый из них приходит на смену другому, а в зависимости от времени года один из них увеличивается благодаря укорочению другого. Иногда день и ночь бывают равны друг другу. Все эти явления приносят неисчислимую пользу людям и животным, деревьям и посевам. Аллах также подчинил Себе солнце и луну, которые приносят на землю свет и создают условия для бодрствования и сна. Дневной свет позволяет людям зарабатывать себе на пропитание, помогает созревать растениям, высушивает то, чему надлежит высохнуть, и приносит много другой пользы, без которой жизнь на земле была бы невозможна. Поэтому Всевышний сказал: [Он подчинил Себе солнце и луну, и они движутся к установленному сроку], т.е. солнце и луна движутся по предопределенным для них Аллахом орбитам. А когда приблизится установленный срок и наступит конец света, эти огромные небесные тела прекратят свое движение по небу и лишатся былой власти. В тот день луна затмится, солнце будет скручено, а звезды попадают. Но пока эти великие творения напоминают рабам Аллаха о совершенстве и милости Всевышнего Господа, и поэтому Он сказал: [Таков Аллах, ваш Господь]. Он Один сотворил и покорил Себе могучие и огромные планеты и звезды. Он Один является истинным божеством, достойным поклонения и повиновения. [Ему принадлежит вся власть, а те, к которым вы взываете наряду с Ним, не властны даже над финиковой плевой], т.е. идолы и ложные божества, к которым взывают многобожники, не обладают никакой властью. Они не властны даже над самой ничтожной вещью – финиковой плевой. Почему же люди продолжают преклоняться перед беспомощными творениями, которые не обладают даже самой малой властью ни на небесах, ни на земле? [Если вы воззовете к ним, они не услышат вашего зова]. Вы обращаетесь с мольбой к бездушным камням и деревьям, безжизненным телам покойников и ангелам, которые озабочены только поклонением своему Господу. Они не слышат ваши мольбы, [а если бы даже и услышали, то все равно не ответили бы вам]. Даже если мы представим себе, что они слышат ваши слова и обращения, то ваши мольбы все равно не принесут вам пользы, потому что ни одно творение Господа не обладает божественной властью. Более того, ангелы, пророки и праведники не довольны тем, что многобожники взывают к ним, [а в день Воскресения они отрекутся от вашего поклонения им]. Они отрекутся от многобожников и воскликнут: «Свят и безупречен Ты! Ты – наш Покровитель, а не они» (Саба, 41). Будь убежден в правдивости всего, что сообщил тебе Правдивый Аллах. Не сомневайся в Божественном Откровении, потому что никто не откроет тебе истину так, как это делает Господь. Поистине, Он – аль‘Алим (Знающий), аль-Хабир (Всеведущий). Эти священные аяты являются неопровержимым доказательством того, что только Аллах является истинным божеством, достойным поклонения и обожествления, и что поклонение кому-либо, кроме Него, является тщетным и не принесет многобожникам никакой пользы. Затем Всевышний обратился ко всему человечеству и напомнил людям, что все они нуждаются в своем Господе. Они нуждаются в Аллахе для того, чтобы появиться на свет, и если бы Аллах не сотворил людей, то никто другой не сделал бы этого. Они нуждаются в том, чтобы Аллах одарил их телом, физической силой и многими другими способностями, и если бы Аллах не сделал этого, то люди не могли бы трудиться и работать. Они нуждаются в том, чтобы Аллах непрестанно обеспечивал их пропитанием и другими зримыми и незримыми благами, и если бы не милость и благодеяние Господа, то люди не могли бы обрести этих благ и не нашли бы для себя пропитания. Они нуждаются в том, чтобы Аллах каждый миг оберегал их от зла и бедствий и избавлял их от печали и несчастий, и если бы Он не облегчал участь Своих рабов, то они всегда жили бы под гнетом тягот и забот. Они нуждаются в том, чтобы Аллах заботился о них самыми различными способами, а также нуждаются в поклонении, любви и искреннем служении своему Всевышнему Господу, и если бы Он не помогал людям исправно выполнять это, то они бы погубили свои души, сердца и жизни. Они нуждаются в том, чтобы Аллах обучал их тому, что они не знают, и помогал им претворить в жизнь то, что они знают, и если бы Господь не обучал людей, то они никогда не обрели бы знания, а если бы Он не помогал им творить добро, то они никогда не стали бы праведниками. Одним словом, люди нуждаются в Аллахе в самом полном смысле, независимо от того, ощущают они свою нужду в Нем или нет. Верующие, которых Аллах наставил на прямой путь, осознают, как сильно они нуждаются в Его помощи во всем, что касается их мирской жизни или религии. Поэтому они смиряются пред Аллахом и просят Его не оставлять их без Своей помощи даже на мгновение ока. Они надеются на помощь Аллаха во всех своих начинаниях и непрестанно молят Его об этом. Именно такие люди достойны помощи и поддержки Аллаха, Который проявляет к Своим рабам больше сострадания, чем мать к своему ребенку. Поистине, Аллах – аль-Ганий (Богатый, Который ни в ком и ни в чем не нуждается), аль-Хамид (Достохвальный). Его богатство совершенно, а атрибуты – величественны и безупречны, и потому Он не нуждается ни в одном из Своих творений. Он также не нуждается в том, что необходимо для существования Его творений. Благодаря этому Всевышний Аллах безо всякого труда одаряет Своих рабов многочисленными благами как при их жизни на земле, так и после смерти. Его прекрасные имена, величественные атрибуты, мудрые, справедливые и преисполненные милости и добродетели деяния, а также Его повеления и запреты заслуживают самой великой хвалы. Это – похвала за совершенные атрибуты, безграничную добродетель и справедливые решения. Поистине, только Аллах заслуживает хвалы из-за Своего богатства, и только Аллах Богат благодаря Своим достохвальным атрибутам. [Если захочет, Он погубит вас и создаст новые творения]. Некоторые толкователи считают, что эти слова Всевышнего – угроза и предупреждение, обращенные ко всему человечеству. О люди! Помните о том, что Аллах может погубить вас и расселить на земле других людей, которые будут лучше придерживаться Его повелений и предписаний. Если Аллах вознамерится сделать это, то никто не сможет помешать Ему. Существует также мнение, что речь идет о воскрешении людей в Судный день. Воля Всевышнего Аллаха непреложна, и стоит Ему только пожелать, как все творения будут воскрешены. Однако произойти этому суждено только в предопределенный Аллахом День, который невозможно ни приблизить, ни отсрочить. [И это вовсе не трудно для Аллаха], т.е. ни одна живая душа не в состоянии предотвратить это либо помешать этому сбыться. [Никто не возложит на себя бремени чужих грехов]. Этот аят свидетельствует в пользу последнего толкования, потому что в нем говорится о дне Воскресения, когда каждый человек будет отвечать только за совершённые им деяния и не захочет взвалить на себя бремя чужих грехов. Даже если обремененная своими преступлениями и грехами душа попросит близкого родственника облегчить ее участь и взять на себя часть ее грехов, то ей все равно будет отказано в помощи. Будущая жизнь будет не похожа на земной мир, где друг помогает другу, а родственник заступается за родственника. В этот страшный День каждый человек пожелает избавиться от наказания любой ценой, даже за счет своей матери и своих родственников. [Ты можешь только увещевать тех, которые боятся своего Господа, не видя Его воочию, и совершают Намаз]. Только они прислушиваются к твоим увещеваниям и извлекают из них полезные уроки. Они боятся своего Господа, несмотря на то, что не видят Его воочию. Они боятся Его, когда остаются наедине с собой и когда находятся в обществе других людей. Они совершают Намаз, выполняя его условия, а также обязательные и необязательные предписания. А во время Намазов их сердца переполняются трепетным страхом и смирением пред Господом. Благодаря этим прекрасным чувствам они помнят о наказании Аллаха и исправно совершают Намазы, и эти Намазы подталкивают их на совершение добрых дел и удерживают их от мерзостей и грехов. [Тот, кто очищается, очищается ради себя], т.е. человек, который стремится избавиться от пороков, показухи, высокомерия, лжи, предательства, коварства, лицемерия и многих других скверных качеств, а также горит желанием стать благонравным, правдивым, искренним, скромным, мягким, кротким, доброжелательным, независтливым и незлобным верующим, такой человек непременно добьется своей цели и очистит свою душу от скверны и пороков, и его деяния не пропадут даром. Всё в конце концов возвратится к Аллаху, Который воздаст Своим творениям за все совершённые ими деяния. Он не оставит без внимания ни малые, ни большие деяния Своих рабов и призовет их к ответу. 19. Не равны слепой и зрячий, 20. мрак и свет, 21. тень и зной, 22. не равны живые и мертвые. Поистине, Аллах дарует способность слышать тому, кому пожелает, а ты, [о Мухаммад], не можешь заставить слышать тех, кто в могиле, 23. ибо ты – только увещеватель. 24. Поистине, Мы послали тебя с истиной добрым вестником и увещевателем, и нет ни одного народа, к которому не пришел бы увещеватель. 25. Если они не признали тебя, то ведь не признавали и те, что жили до них. К ним приходили посланники с ясными знамениями, с писаниями и просветляющей Книгой. 26. Потом Я подверг наказанию тех, которые не уверовали. И каким же было Мое обличение! 27. Неужели ты не видишь, как Аллах низводит с неба дождь, посредством которого Мы взращиваем плоды различных цветов. И в горах есть различные тропы – белые, красные и даже совершенно черные. 28. Люди, животные и скот также встречаются разных цветов. Боятся Аллаха из числа Его рабов только обладающие знанием. Поистине, Аллах – Великий, Прощающий. 29. Поистине, те, которые читают Книгу Аллаха, совершают Намаз и жертвуют [на богоугодные дела] из того, чем Мы их наделили, тайно и явно, уповают на верную и надежную сделку, 30. на то, что Он вознаградит их сполна и даже увеличит их награду по щедрости Своей. Поистине, Он – Прощающий, Благодарный. Всевышний сообщил, что по Своей Божественной мудрости Он заложил в сердца людей способность различать между двумя противоположными вещами. Господь сказал: [Не равны слепой и зрячий, мрак и свет, тень и зной, не равны живые и мертвые]. Люди без колебания соглашаются с тем, что антагонисты в материальном мире не равны между собой. Однако они должны знать, что антагонисты в мире духовном еще больше не похожи друг на друга. Правоверный не может быть приравнен к неверному, праведник – к заблудшему, знающий истину – к невежде, обитатель Рая – к адскому мученику, человек с живой душой – к человеку с мертвой душой. Разница между ними настолько велика, что о ее величине доподлинно известно только Всевышнему Аллаху. А если людям стала понятна разница между противоположными вещами и стало ясно, к чему они должны стремиться и от чего избавляться, то пусть каждый благоразумный человек решит, чему он должен отдать предпочтение. [Поистине, Аллах дарует способность слышать тому, кому пожелает]. Только Аллах может наставить людей на прямой путь и помочь им услышать и уверовать в истину, [а ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле]. Их сердца мертвы, и твои проповеди не принесут им пользы, так же, как и не принесут они пользы упрямым неверным, которые отворачиваются от тебя. Но даже если люди откажутся прислушаться к твоим словам, ты все равно обязан донести до них послание своего Господа, [ибо ты – только увещеватель]. Мы послали тебя, говорит Аллах, обращаясь к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, с истиной, потому что человечество долго прожило без посланников Аллаха, сбилось с прямого пути, лишилось истинного знания и сильно нуждалось в новом пророке, и ты явился к людям как величайшая милость к обитателям миров. Мы ниспослали с тобой правую веру и истинную дорогу, которая не имеет ничего общего с ложью. Мы также ниспослали тебе Священный Коран – правдивую Книгу и мудрое поминание. Мы сделали тебя добрым вестником и увещевателем для того, чтобы ты обрадовал покорных рабов Аллаха вознаграждением в земном мире и в Будущей жизни и предостерег непокорных грешников от наказания, которое также ожидает их на земле и после смерти. Ты уже далеко не первый посланник Аллаха к людям, ибо [нет ни одного народа, к которому не пришел бы увещеватель]. Эти увещеватели убеждали свои народы в правдивости обещания Аллаха, «чтобы погиб при полной ясности тот, кому было суждено погибнуть, и чтобы жил при полной ясности тот, кому было суждено жить» (Добыча, 42). О Посланник! Многобожники не признали тебя, но ведь и прежде неверные отвергали посланников Аллаха. [К ним приходили посланники с ясными знамениями, с писаниями и просветляющей Книгой]. Ясные знамения были доказательством правдивости этих посланников, принесенные ими писания содержали в себе множество мудрых законов, а просветляющая Книга показывала людям путь благодаря своим правдивым повествованиям и справедливым предписаниям. Многобожники отвергали этих посланников не потому, что они сомневались в и правдивости или не находили достаточно убедительными их доводы. Они отвергали их из-за своего упрямства и беззакония. [Потом Я подверг наказанию тех, которые не веровали. И каким же было Мое обличение!] Я покарал нечестивцев самыми различными видами наказания и подверг их величайшим страданиям. Посему остерегайтесь ослушаться своего благородного Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, дабы не постигло вас то мучительное наказание и тяжкое унижение, которое уже постигло ваших предшественников. Затем Всевышний напомнил Своим рабам о том, что Он создает совершенно разные творения, имеющие тем не менее общее происхождение и являющиеся доказательством всемогущества и изощренной мудрости Аллаха. Примеров тому в природе встречается очень много. Аллах ниспосылает с неба дождевую воду, благодаря которой произрастают различные растения и плоды. Так люди становятся свидетелями того, как из одной и той же воды на одной и той же почве произрастают самые разные растения. Аллах также поместил на земле горы, корни которых уходят глубоко в недра земли. Эти горы связаны друг с другом, а иногда даже имеют общее основание, но тем не менее они отличаются друг от друга цветом и оттенками. В них есть белые, желтые, красные и даже совершенно черные тропы. Аллах также создал на земле много людей, зверей и животных, обладающих разными цветами кожи, разной окраской шерсти, разными качествами, разными голосами и разным внешним видом. Люди могут легко убедиться в том, что все живые существа на земле сильно отличаются друг от друга при том, что все они имеют единое происхождение. Эти многочисленные различия являются убедительным логическим доказательством Всемогущества Аллаха, Который волен наделять Свои творения самыми различными цветами и качествами. Это приносит людям большую пользу и помогает им определять необходимое направление и различать друг друга, что свидетельствует о мудрости и милосердии Всевышнего Аллаха. Это также свидетельствует о Его безграничном знании и неизбежности воскрешения. Однако все эти доказательства не приносят никакой пользы беспечным неверным, которые не задумываются и не придают значения творениям своего Господа. Извлечь из них пользу удается только людям, которые боятся Всевышнего Аллаха, размышляют над окружающим миром и познают смысл его сотворения. Поэтому Господь сказал: [Боятся Аллаха из числа Его рабов только обладающие знанием]. Чем лучше человек познает Всевышнего Аллаха, тем сильнее он страшится Его наказания. Этот страх заставляет человека избегать грехов и готовиться к встрече с Аллахом. В этом аяте Всевышний подчеркнул важность и превосходство истинных знаний, которые заставляют человека страшиться Аллаха и помогают ему обрести Его милость. Всевышний сказал: «Аллах будет доволен ими, и они будут довольны Им. Всё это – для тех, кто страшится Господа своего» (Ясное знамение, 9). Поистине, Аллах – аль-‘Азиз (Великий), аль-Гафур (Прощающий). Его величие и могущество совершенны, благодаря чему Он создает самые разные творения и прощает грехи Своим кающимся рабам. Затем Аллах сообщил, что среди людей есть такие, которые читают Книгу Аллаха. Они выполняют повеления этой Книги и избегают всего, что Аллах запретил в ней. Они верят в правдивость этой Книги, строят на ней свои воззрения и отдают ей предпочтение перед словами людей. Они читают эту Книгу, изучают ее, размышляют над ее смыслом и выполняют ее предписания. Они читают ее прекрасные аяты в любое время суток и, в особенности, при совершении обязательных Намазов, которые являются столпом религии, светом Ислама, мерилом веры и доказательством правдивости правоверного. Они помогают родственникам, беднякам, сиротам и другим нуждающимся, выплачивают закят, делают искупительные пожертвования, выполняют данные Аллаху обеты и раздают милостыню. Они творят добро тайно и явно, т.е. в любое время, не обращая внимания на то, видят их окружающие или нет. Они совершают все эти благодеяния в надежде на верную и надежную сделку. Они стремятся обрести то, что не может пропасть или не пользоваться спросом. Это – самый славный, самый дорогой и самый лучший из товаров. Это – благоволение Всевышнего Господа, Его щедрое вознаграждение и спасение от Его гнева и наказания. Чтобы заключить такую сделку, они совершают праведные дела искренне ради Всевышнего Аллаха и избавляются от скверных побуждений и порочных намерений. Затем Аллах сообщил, что верующие, которые надеются на верную сделку, непременно достигнут желаемого. Поэтому Он обещал вознаградить их сполна, т.е. одарить справедливым вознаграждением в зависимости от их больших и малых деяний, а также увеличить их награду по щедрости Своей, т.е. одарить их большим, чем то, что они заслужили. Поистине, Аллах – аль-Гафур (Прощающий), аш-Шакур (Благодарный). Он прощает грехи Своих рабов и принимает от них даже самые малые благодеяния. 31. Книга, которую Мы ниспослали тебе в Откровении, является сущей истиной и подтверждает то, что было [ниспослано] до того. Поистине, Аллах осведомлен о Своих рабах и видит [всё, что они вершат]. 32. Затем Мы дали эту Книгу в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали. Среди них есть такие, которые совершают несправедливость против самих себя, умеренные и опережающие [других] в добрых делах по соизволению Аллаха. Это и есть великая милость. 33. Они войдут в сады Рая ‘Адн, где будут украшать себя браслетами из золота и жемчугом, а их убранство будет из шелков. 34. Они воскликнут: «Хвала Аллаху, Который избавил нас от скорби! Поистине, наш Господь – Прощающий, Благодарный. 35. По Своей милости Он поселил нас в вечной обители, где не постигнет нас ни усталость, ни утомление». 36. А тем, которые не уверовали, уготован адский Огонь. С ними там не покончат и не умертвят их, и муки их не облегчаться. Так Мы караем каждого неверного. 37. Там они возопят: «О Господь наш! Выведи нас отсюда, и мы будем вершить добро, а не то, что вершили прежде». [Им ответят]: «Разве Мы не даровали вам долгую жизнь, дабы призадумался тот, кто был способен на это? Да и увещеватель приходил к вам. Посему теперь вкусите [кару], и нет для неправедных помощника». 38. Поистине, Аллах ведает сокровенное небес и земли, Он ведает о том, что в сердцах. Затем Всевышний сообщил, что Книга, которую Он ниспослал Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, является истиной. Она не только содержит в себе истину, но и охватывает все важнейшие вопросы, касающиеся человеческой жизни. Более того, всякая истина словно нашла отражение в аятах этой Книги. О люди! Не пренебрегайте Книгой своего Господа и не испытывайте к ней ненависти и отвращения. Все Божественные и сокровенные знания, ниспосланные в этом Откровении, полностью соответствуют всему, что происходит вокруг вас. Поэтому вы не имеете права изменять истинный смысл этой Книги и придавать священным аятам иное значение. Эта Книга подтверждает то, что было ниспослано до нее. Она сообщает о предшествующих ей писаниях и посланниках и свидетельствует об их правдивости. Предыдущие писания возвещали людям о ниспослании Священного Корана, и Священный Коран подтверждает истинность всего, что было ниспослано в предыдущих писаниях. Поэтому ни один человек не может считаться верующим в предыдущие писания, если он не уверовал в Коран. Неверие в Священный Коран разрушает веру во все остальные священные писания, потому что в них содержится пророчество о ниспослании Корана и потому что ниспосланные в них знания совпадают с аятами Корана. Поистине, Аллах – аль-Хабир (Всеведущий), аль-Басыр (Всевидящий). Аллах знает и видит всё, что совершают Его рабы, и поэтому каждый народ и каждый человек получит только то воздаяние, которое он заслужил. Это означает, что предыдущие законы Аллаха соответствовали только своему времени и своей эпохе. Аллах сменял одного посланника другим и, наконец, ниспослал Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Он принес людям последний Шариат Аллаха, который будет действителен вплоть до наступления Судного дня. Этот Шариат указывает рабам Аллаха на всё, что может принести им пользу во все времена. Всевышний даровал его самым благоразумным, самым рассудительным, самым благородным людям. Он избрал этих людей и избрал для них Ислам как религию. Он почтил их Священным Кораном, который хранит в себе весть о правдивости всех предыдущих небесных писаний. Поэтому далее Аллах сказал: [Затем Мы дали эту Книгу в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали]. Это – последователи Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. [Среди них есть такие, которые совершают несправедливость против самих себя], т.е. совершают грехи, которые не достигают степени неверия. Среди них также есть умеренные мусульмане, которые довольствуются выполнением обязательных предписаний и избегают грехов. Среди них также есть опережающие других в добрых делах, которые не теряют своего времени и усердствуют в совершении праведных дел. Они опережают остальных мусульман благодаря тому, что выполняют все обязательные предписания, совершают много необязательных праведных поступков, а также избегают всего запрещенного и нежелательного. Всевышний Аллах избрал все три категории мусульман и сделал их наследниками Своей Книги, несмотря на то, что их заслуги и деяния отличаются. Каждый мусульманин обладает частью этого великого наследства, даже если он совершает грехи, потому что укоренившаяся в его сердце вера, его знания о вере и подтверждающие веру деяния делают его наследником Священного Корана. Каждый человек, который читает Книгу Аллаха, изучает ее, размышляет над ее смыслом и выполняет ее предписания, является наследником этой Книги. Затем Всевышний отметил, что некоторым мусульманам удается опередить других в добрых делах только по соизволению Аллаха. Правоверный не должен обольщаться своими благодеяниями, потому что он совершает их благодаря поддержке своего Всевышнего Господа. Он должен благодарить Всевышнего Аллаха за Его Божественную поддержку и за все милости, которыми Аллах облагодетельствовал его. [Это и есть великая милость]. Всевышний Аллах облагодетельствовал верующих тем, что сделал их наследниками Своей славной Книги. Все остальные благодеяния Господа невозможно сравнить с этой великой милостью. Затем Аллах сообщил о вознаграждении, которое ожидает правоверных, которые унаследовали Книгу Аллаха. Они войдут в райские сады, в которых растут тенистые деревья и цветут прекрасные сады, журчат быстрые ручьи и возвышаются великолепные дворцы. Праведники пребудут в них вечно и никогда не расстанутся с этой удивительной обителью. Арабское слово «‘адн» означает «вечное местопребывание», из чего следует, что обитатели райских садов навсегда поселятся в них. Они будут надевать на запястья браслеты из серебра и украшать свои тела и одеяния украшениями из жемчуга. Эти украшения будут носить как мужчины, так и женщины, и каждый из них будет считать себя самым красивым обитателем Рая. Они также будут носить убранство из зеленых шелков: парчи и атласа. Вкусив совершенные райские прелести, обитатели Рая воскликнут: [Хвала Аллаху, Который избавил нас от скорби!] Они будут наслаждаться своей красотой, своим внешним видом, яствами, напитками и многочисленными райскими удовольствиями. Ничто не омрачит их вечного пребывания в этой обители благоденствия. Более того, с каждым днем их блаженство будет только увеличиваться. Они осознают это и воскликнут: [Поистине, наш Господь – Прощающий, Благодарный]. Он простил наши упущения, принял наши благодеяния и умножил наше вознаграждение. Он одарил нас Божественной милостью, которая превзошла заработанное нами вознаграждение и превзошла все наши мечты и ожидания. Он простил наши грехи, и мы спаслись от всего неприятного и ненавистного. Он отблагодарил нас за искренность и преданность, и мы приобрели всё самое заветное и желанное. [По Своей милости Он поселил нас в вечной обители]. Он позволил нам поселиться здесь навсегда, а не на короткое время. Попасть сюда желает каждый разумный человек, потому что здесь много радостей и удовольствий и совершенно нет тягот и печалей. Мы оказались здесь благодаря милости и великодушию Всевышнего Господа. Мы не заслужили столь прекрасных благ своими поступками и деяниями, и если бы не милость Аллаха, то мы не сумели бы попасть сюда. В Раю мы не познаем ни усталости, ни утомления, потому что здесь нет физического труда и душевных забот. Даже многочисленные удовольствия не принесут нам усталости. Это свидетельствует о том, что Аллах воссоздаст обитателей Рая в совершенном обличье и подготовит их к вечной жизни и вечному благоденствию. Благодаря этому обитатели Рая не познают ни усталости, ни утомления, ни забот, ни печалей. Это также свидетельствует о том, что в Раю люди не будут спать. В мирской жизни люди нуждаются в сне для того, чтобы отдохнуть и избавиться от усталости, а обитатели Рая не будут нуждаться в этом. Кроме того, сон является малой смертью, а в Будущей жизни обитатели Рая не познают смерти вообще. О Аллах, по Своей милости и щедрости сделай нас одними из них! После того как Аллах упомянул о благоденствии праведников в Раю, Он напомнил Своим рабам о наказании, которое ожидает адских мучеников. Всевышний сказал: [А тем, которые не уверовали, уготован адский Огонь]. Они отвергли знамения, с которыми явились посланники Аллаха, и не уверовали во встречу со своим Господом. Поэтому они будут ввергнуты в Ад, где их ожидает самое мучительное и самое болезненное наказание. [С ними там не покончат и не умертвят их, и муки их не облегчаться]. Они не умрут, потому что смерть была бы для них облегчением, и адские муки ни на миг не оставят их в покое. Такое наказание уготовлено для каждого неверного, который проявляет упрямство и отказывается уверовать. Адские мученики возопят: [О Господь наш! Выведи нас отсюда, и мы будем вершить добро, а не то, что вершили прежде]. Они признаются в своих грехах и осознают, что приговор Аллаха был суров, но справедлив. Однако им будет отказано в помиловании, потому что, когда наступит Будущая жизнь, истечет срок для покаяния. Им ответят: [Разве Мы не даровали вам долгую жизнь, дабы призадумался тот, кто был способен на это?] Кто действительно хотел призадуматься над своими деяниями, те могут сделать это, потому что Мы одарили вас земными благами, наделили вас богатством, создали вам условия для мирной жизни и отдыха, отвели вам долгий жизненный срок и ниспослали вам бесчисленные знамения. Более того, к вам приходили увещеватели, которые донесли до вас послания вашего Господа. Долгие годы Мы продолжали испытывать вас горем и радостью для того, чтобы вы покаялись и встали на прямой путь, а вы не придавали никакого значения Нашим увещеваниям и не извлекали полезных уроков из Наших проповедей. Но даже тогда Мы не спешили с возмездием и откладывали ваше наказание. Однако для каждого из вас наступил предсмертный миг, и закончился срок вашего пребывания на земле. Вы покинули мир, в котором имели возможность изменить свою судьбу, и в самом ужасном состоянии прибыли в мир иной, где каждый из вас получит воздаяние за совершённые им деяния. Теперь вы просите Нас вернуть вас в мирскую жизнь. Увы! Сегодня вы уже не в силах изменить что-либо. На вас разгневался Милостивый и Милосердный Аллах, и вас пожирает пылающий адский Огонь. Даже обитатели Рая предадут вас забвению. Оставайтесь в огненной геенне, пребудьте в ней вечно и вкусите лютую кару! Никто не поможет вам выбраться из Ада, и никто не облегчит ваших страданий. После того как Всевышний сообщил о вознаграждении, которое ожидает обитателей Рая и Ада, а также о деяниях, благодаря которым люди обретают вознаграждение или обрекают себя на наказание, Он напомнил людям о Своем всеобъемлющем знании обо всем, что происходит на небесах и на земле. Он ведает даже о том, что сокрыто от человеческих взоров и умов, а также о тех добрых и злых помыслах, которые таятся в их сердцах. Благодаря Своему совершенному знанию Аллах воздаст каждому человеку то, что тот заслужил своими деяниями в мирской жизни, и поместит каждого раба на то место, которого он достоин. 39. Он – Тот, Кто сделал вас наследниками [друг друга] на земле. Кто не уверовал, тот не уверовал во вред себе. Неверие неверных только увеличивает ненависть их Господа, неверие неверных только приумножает их ущерб. 40. Спроси, [о Мухаммад]: «Думали ли вы о тех, к кому вы взываете помимо Аллаха? Покажите мне, сотворили ли они хоть что-нибудь на земле? Или же они принимали участие в [сотворении] небес?» А может быть, Мы даровали им писание, благодаря которому у них есть ясное знамение? Так нет же! Неправедные только дают друг другу лживые обещания. 41. Поистине, Аллах удерживает небеса и землю, чтобы они не сдвинулись [со своих мест]. А если они сдвинутся, то никто другой их уже не удержит. Поистине, Он – Кроткий, Прощающий. 42. Они дали именем Аллаха величайшую клятву, что если к ним придет увещеватель, то они будут на более правильном пути, чем любая другая община. Когда же к ним явился увещеватель, то это только приумножило их отвращение [от истины]. 43. [Они дали клятву] из-за своей надменности на земле и злонамеренного ухищрения. Но злое ухищрение поражает лишь того, кто творит его. Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме того, что уже постигло предыдущие поколения? Ты не найдешь замены для установления Аллаха и не сможешь уклониться от Его установления. 44. Разве они не странствовали по земле и не видели, чем кончили те, кто жил до них? А ведь они превосходили их силой. Но ничто не умалит силы Аллаха ни на небесах, ни на земле, ведь Он – Знающий, Могущественный. Затем Всевышний напомнил людям о Своей совершенной мудрости и Божественном милосердии. Еще до сотворения Вселенной Аллах захотел, чтобы живущие на земле люди наследовали богатство и достояния своих предков. Затем Аллах сотворил людей и отправил к каждому народу увещевателя, дабы увидеть, как же будут поступать Его рабы. Всякий, кто отдаст предпочтение неверию, поступит во вред себе самому, потому что взвалит на свои плечи бремя греха и обречет себя на вечные страдания. Никто не разделит с ним его наказания. Неверие не принесет ему ничего, кроме гнева и ненависти Всевышнего Господа. А какое наказание может быть хуже, чем ненависть Великодушного Аллаха?! Поэтому Аллах сказал: [Неверие неверных только увеличивает ненависть их Господа, неверие неверных только приумножает их ущерб]. Они нанесут себе непоправимый урон, навсегда расстанутся со своими семьями, сделают тщетными все свои деяния и лишатся прекрасной райской обители. Каждый день делает неверного всё более и более несчастным, обреченным и посрамленным пред Аллахом и пред Его творениями. Затем Аллах повелел Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, изобличить бессилие и многочисленные недостатки придуманных многобожниками богов. Для этого Аллах приказал Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, сказать: [Думали ли вы о тех, к кому вы взываете помимо Аллаха?] Призадумайтесь же над ними, а затем сообщите мне, достойны ли они вашего поклонения и вашей мольбы. [Покажите мне, сотворили ли они хоть что-нибудь на земле?] Может быть, они сотворили моря и горы? Или же они сотворили животных? Конечно же, вы признаетесь в том, что Творцом всего сущего является только Один Всевышний Аллах. А может быть, ваши божества помогают Аллаху создавать творения и править Вселенной? Конечно же, нет. Они не принимали и не принимают никакого участия в сотворении и управлении Вселенной. Если же вы знаете, что ваши ложные божества не способны творить самостоятельно и даже не принимают участие в сотворении, которое вершит Всевышний Аллах, то почему вы поклоняетесь им и обращаетесь к ним за помощью? Как вы можете преклоняться перед творениями, в беспомощности которых вы ничуть не сомневаетесь? Всё это свидетельствует о том, что многобожники лишены каких-либо убедительных логических доводов, оправдывающих поклонение идолам и ложным богам. Они также лишены священных писаний, предписаниями которых они могли бы оправдать свои деяния. Поэтому Аллах сказал: [А может быть, Мы даровали им писание, благодаря которому у них есть ясное знамение?] Может быть, они вычитали повеление поклоняться ложным богам в ниспосланных Господом священных писаниях? Конечно же, нет. До пришествия Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и ниспослания Священного Корана к арабским язычникам не приходили увещеватели и не ниспосылались небесные писания. Но даже если бы это было не так, то язычники все равно не смогли бы оправдаться тем, что предыдущие посланники повелели им поклоняться идолам, потому что Всевышний Аллах сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, не внушив ему: “Нет божества, кроме Меня. Так поклоняйтесь же Мне”» (Пророки, 25). Все пророки и писания проповедовали одно и то же учение – искреннее служение Одному Всевышнему Аллаху, и поэтому Аллах сказал: «Им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа Ему искренне и преданно, совершать обрядовый Намаз, раздавать закят. Это и есть правая вера» (Ясное знамение, 5). Если логические доводы и священные писания свидетельствовали о порочности и лживости идолопоклонства, то почему многобожники, среди которых были благоразумные и сознательные люди, продолжали приобщать к Аллаху сотоварищей? Всевышний ответил на этот вопрос и сказал: [Неправедные только дают друг другу лживые обещания], т.е. нечестивцы упорствуют в своих бездоказательных убеждениях и поддерживают друг друга лживыми советами и лестными речами. Они подают пример своим заблудшим последователям, да и Шайтан непрестанно прельщает их пустыми надеждами и приукрашивает в их глазах грехи и злодеяния. В результате скверные качества укореняются в их сердцах и становятся неотъемлемой часть их характера. Грешникам не удается избавиться от этих качеств, и они остаются навсегда приверженными лживому неверию и тщетному многобожию. Затем Всевышний сообщил о Своем совершенном могуществе, Своем безграничном милосердии, Своей Божественной кротости и Своем всепрощении. Он не позволяет небесам и земле сдвинуться с мест, и если бы Он не заботился о Своих творениях, то никому другому не удалось бы удержать небеса и землю в таком положении. Однако Всевышний Аллах пожелал, чтобы Вселенная существовала в том виде, в котором она существует сегодня, дабы люди могли спокойно жить на земле, пользоваться мирскими благами и извлекать полезные уроки из всего, что происходит вокруг них. Аллах пожелал, чтобы Его рабы познали безграничную власть и всемогущество своего Господа и прониклись к Нему почтением, уважением и любовью. Аллах также пожелал, чтобы они познали Его кротость, терпение и всепрощение, благодаря которым Господь дарует отсрочку грешникам и откладывает наказание мучеников. А ведь стоит Ему только пожелать, как небеса засыпят грешников градом камней, а земля проглотит их вместе с их пожитками. Однако Аллах осеняет Своих рабов милостью, всепрощением и кротостью и предоставляет им возможность покаяться. Поистине, Он – аль-Халим (Кроткий, Терпеливый), аль-Гафур (Прощающий). Он отсрочивает наказание неверных и прощает кающихся. Неверные усердно клялись в том, [что если к ним придет увещеватель, то они будут на более правильном пути, чем любая другая община]. Они клялись в том, что будут привержены истине лучше, чем иудеи и христиане, но не выполнили своих клятвенных обещаний. Когда к ним явился увещеватель, они не последовали прямым путем. Они не только не превзошли предыдущие народы в праведности и благочестии, но и остались верны заблуждению. Пророческие проповеди не увеличили в них ничего, кроме обольщения, беззакония и упрямства. Они давали клятвенные обещания, не имея добрых помыслов и искреннего намерения найти истину, и если бы это было не так, то они непременно сдержали бы свои обещания. Они клялись только из-за своего надменного отношения к людям и пренебрежения к истине. Их громкие заявления были всего лишь хитростью и обманом. Они делали вид, что следуют прямым путем и стремятся к истине, однако своими лживыми заявлениями они лишь обольщали заблудших и увлекали за собой простолюдинов. [Но злое ухищрение поражает лишь того, кто творит его], т.е. злые помыслы и порочные намерения неверных непременно обращаются против них самих. В этих аятах Аллах разъяснил Своим праведным рабам лживость заявлений и клятвенных обещаний неверных. Аллах опозорил и посрамил неверных, а также изобличил их скверные замыслы. Он расстроил их коварные планы и обратил их против них самих. Поэтому неверным не остается ничего, кроме как дожидаться обещанного им наказания. Таким было установление Аллаха по отношению к предыдущим поколениям, и установление Аллаха непреложно. Во все времена упрямые, несправедливые и высокомерные неверные были удостоены гнева и ненависти Господа и лишены Его милости и щедрот. Поэтому неверные, которые отвергли Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, должны ожидать того часа, когда их постигнет наказание, которое уже постигло их предшественников. Всевышний призвал людей странствовать по земле для того, чтобы извлекать из этого полезные уроки, а не для развлечения и пренебрежения знамениями Аллаха. Он призвал Своих рабов задуматься над печальной участью, которая выпала на долю древних народов, отвергших посланников Аллаха. Они имели несметные богатства и имели больше детей, чем современные неверные. Они обладали гораздо большей силой и властью и жили намного дольше. Но когда явилось наказание Аллаха, они не сумели спастись от него благодаря своей силе. Ни дети, ни богатство не принесли им никакой пользы – одной только воли Аллаха было достаточно для того, чтобы подвергнуть их лютой каре. Поэтому Всевышний сказал: [Но ничто не умалит силы Аллаха ни на небесах, ни на земле]. А причина этого состоит в Его всемогуществе и совершенном знании. Поистине, Он – аль-‘Алим (Всезнающий), аль-Кадир (Всемогущий). 45. Если бы Аллах стал наказывать людей за их деяния, то Он не оставил бы на поверхности земли ни единого живого существа, но Он откладывает их [наказание] на предопределенный срок. Когда же их срок настанет, [то вы убедитесь], что Аллах видит [деяния] Своих рабов. Затем Всевышний Аллах еще раз напомнил людям о Своем совершенном терпении, благодаря которому Он выжидает и откладывает наказание даже самых великих преступников и грешников. Поэтому Господь сказал: [Если бы Аллах стал наказывать людей за их деяния, то Он не оставил бы на поверхности земли ни единого живого существа], т.е. лютая кара постигла бы даже животных, которые не несут ответственности за свои деяния. Однако Всевышний отсрочивает час расплаты за грехи, но не предает их забвению. Когда же предопределенный Аллахом Час наступит, то люди убедятся в том, что Господь видел все совершённые ими злодеяния. Он знает обо всех добрых и злых деяниях Своих рабов и воздаст каждому из них только за то, что тот сотворил. Перевод Эльмира Кулиева
|