Сура 34 "Саба" (мединская, 54 аята) PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
03.01.2009 14:45
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Шейх Абдуррахман ас-Саади

"Облегчение от Великодушного и Милостивого"

Толкование Священного Корана

Перевод Эльмира Кулиева


Сура 34 "Саба"

(мединская, 54 аята)


Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1. Хвала Аллаху, Которому принадлежит всё, что на небесах и на земле. Ему же хвала и в Будущей жизни, Он – Мудрый, Ведающий.
2. Он знает то, что входит в землю, и то, что выходит из нее, то, что нисходит с неба, и то, что восходит на него. Он – Милосердный, Прощающий.
3. Те, которые не уверовали, говорят: «Для нас не наступит [Судный] час». Отвечай: «Он настанет для вас, клянусь моим Господом, Ведающим сокровенное. Не укроется от Него ничто, даже весом в пылинку, ни на небесах, ни на земле. Нет ничего меньшего пылинки или большего ее, чего бы не было в Книге ясной,
4. дабы [Аллах] воздал тем, кто уверовал и творил добрые деяния. Именно им уготованы прощение и щедрый удел».
5. А тем, которые отвергали Наши аяты, пытаясь опорочить их, уготовано мучительное наказание.
6. Те, которым даровано знание, знают, что ниспосланное тебе от твоего Господа есть истина, которая ведет к пути Великого, Достохвального.
7. Те, которые не уверовали, говорят: «Назвать ли вам мужа, который вещает вам, что после того, как вы распадетесь на частички, вы возродитесь в новом творении?


Хвалой называется прославление достохвальных качеств и прекрасных деяний, и возносить хвалу надлежит только Одному Аллаху, поскольку все атрибуты Всевышнего Аллаха безупречны, а все Его деяния преисполнены мудрости и заслуживают похвалы и благодарности. В самом начале этой суры Всевышний сообщил, что все творения должны возносить хвалу Аллаху за то, что Ему Одному [принадлежит всё, что на небесах и на земле]. Все творения во Вселенной принадлежат Аллаху и являются Его рабами, и Аллах заслуживает похвалы за то, что правит ими самым совершенным образом. [Ему же хвала и в Будущей жизни]. Именно в Будущей жизни творения Аллаха осознают то, чего им не удавалось постичь в мирской жизни, и тогда они поймут, как Достохвален и Достославен Господь. Когда свершится суд над всеми творениями, а обитатели небес и земли убедятся в совершенной справедливости и мудрости своего Господа, каждый из них воздаст хвалу Аллаху. Даже сердца адских мучеников, которые будут ввергнуты в геенну, будут переполнены хвалой Всевышнему Господу, потому что наказание адских мучеников будет справедливым возмездием за совершённые ими злодеяния. А что касается хвалы, которую будут возносить Аллаху оказавшиеся в Раю праведники, то о ней сообщается во многих достоверных священных текстах. К этой истине можно прийти даже в результате простого логического рассуждения.
Обитатели Рая воочию узреют бесчисленные милости и щедрые дары Всевышнего Господа, Который вознаградит Своих верных рабов всем, что они только попросят или пожелают, а затем украсит это вознаграждение благами, о которых они не мечтали и которые даже не приходили им в голову. Что же можно сказать о том, как обитатели Рая будут возносить хвалу своему Господу, оказавшись в столь замечательном положении и избавившись от всего, что мешало людям познать, возлюбить и восхвалять Аллаха на земле? Поистине, возносить хвалу Великодушному Господу для верующих будет милее и приятнее, чем наслаждаться всеми остальными райскими благами.
Когда они увидят лик Всевышнего Аллаха и услышат Его прекрасную речь, то испытают неповторимое удовольствие, которое заставит их забыть обо всех остальных прелестях и усладах. Они будут непрестанно поминать своего Господа, и слова поминания каждый миг будут выходить из их уст вместе с выдыхаемым воздухом. Зная это, достаточно только представить себе, что обитатели Рая будут непрестанно созерцать величие, красоту и совершенство своего Господа, чтобы понять, насколько безупречна будет хвала, которую праведники будут возносить Всевышнему Аллаху. Поистине, Аллах – аль-Хаким (Мудрый), аль-Хабир (Ведающий). Он творит и повелевает только в соответствии со Своей Божественной мудростью и ведает обо всем сокровенном и очевидном во Вселенной.
Поэтому далее Аллах сообщил о том, что Он знает о дождевой воде, семенах и различных животных, которые проникают в землю, а также о всевозможных растениях и животных, которые выходят из нее. Он также ведает о богатстве, пропитании и предопределении, которое нисходит с небес, и об ангелах и человеческих душах, которые восходят на небо. Аллах является Мудрым Творцом, Которому известно всё о Его творениях. Но вместе с тем Он – ар-Рахим (Милосердный), аль-Гафур (Прощающий). Ему всегда присущи милосердие и всепрощение, и рабы Аллаха непрестанно вкушают прекрасные плоды этих качеств своего Господа. Каждый из них получает столько милости и прощения, сколько он заслужил своими деяниями.
Совершенные атрибуты Всевышнего Аллаха, которые Он перечислил в предыдущих аятах, обязывают все творения уверовать всей душой в своего Господа, а также славить и возвеличивать Его. Поэтому далее Аллах сообщил о том, что среди людей есть такие, которые не ценят по достоинству атрибуты своего Господа, а потому не славят и не возвеличивают Его. Более того, они не веруют в Аллаха, считают невероятным воскрешение мертвых и наступление Судного дня и противятся посланникам Аллаха. По причине своего неверия в Аллаха и Его посланников они говорят, что Судный день не наступит. Они считают, что нет ничего, кроме мирской жизни, а потому люди рождаются, умирают и никогда не будут воскрешены. Аллах же повелел Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, изобличить лживость их утверждений и поклясться в том, что Судный день непременно настанет.
Каждый человек обязан верить этой клятве и не сомневаться в истинности воскрешения, потому что об этом сообщил Аллах, Который ведает о сокровенном. Он ведает о том, что сокрыто от наших глаз и непостижимо для нашего разума. А что же тогда говорить обо всем явном и очевидном?!
Затем Аллах еще раз подчеркнул совершенство Своего знания и сказал: [Не укроется от Него ничто, даже весом в пылинку, ни на небесах, ни на земле], т.е. Всевышнему Аллаху известно обо всех творениях и даже об их мельчайших частицах. [Нет ничего меньшего пылинки или большего ее, чего бы не было в Ясном Писании], т.е. все существующее и происходящее во Вселенной заведомо известно Аллаху и записано пером в Ясном Писании, т.е. Хранимой Скрижали. Аллаху известно все, что происходит с мельчайшими частицами на небесах и на земле, а это значит, что Ему известно о том, как разлагаются тела усопших.
Он знает, что земля пожирает часть человеческих тел и сохраняет в своем чреве другую их часть, а в Судный день Он без особого труда воскресит людей. Поистине, это воскрешение гораздо менее удивительно, чем совершенное знание Всевышнего Господа.
Всевышний воскресит Свои творения для того, чтобы вознаградить праведников, которые всем сердцем уверовали в Аллаха и были до конца верны Его посланникам, а также творили добрые деяния, которыми они подтверждали правдивость своей веры. Благодаря своей вере и своим деяниям они заслужили прощение Аллаха и щедрый удел. Первое избавило их от мучительного наказания, а второе позволило сбыться их самым заветным желаниям.
[А тем, которые отвергали Наши аяты, пытаясь опорочить их, уготовано мучительное наказание]. Они не веровали в ниспосланное Аллахом Писание, отвергали Его знамения и пытались доказать слабость и бессилие Всевышнего Творца, дабы убедить людей в невероятности воскрешения. Однако они не приобрели ничего, кроме вечных мучений, которым подвергнутся их тела и души.
Затем Всевышний Аллах упомянул о рабах, которых Он наставил на прямой путь. Им даровано ясное знание, благодаря которому они не сомневаются в истинности ниспосланных Аллахом писания и мудрости. Они знают, что все противоречащее Божественному Откровению является ложью и измышлением, потому что их знание переросло в твердую убежденность. Они верят в то, что предписания религии ведут людей на путь Аллаха, среди прекрасных имен которого есть имена аль-‘Азиз (Великий), аль-Хамид (Достохвальный). Их вера подкрепляется многочисленными факторами.
Во-первых, они имеют твердые знания и не сомневаются в правдивости Откровений своего Господа.
Во-вторых, они видят, что эти Откровения совпадают с происходящими событиями и предыдущими писаниями.
Во-третьих, они являются свидетелями того, как сбываются пророчества последнего Небесного Писания.
В-четвертых, они видят многочисленные знамения Аллаха, разбросанные по странам и имеющиеся в самих людях.
В-пятых, они убеждаются в том, что эти знамения свидетельствуют об именах и атрибутах Всевышнего Аллаха. Благодаря этому они осознают, что повеления и запреты Аллаха ведут людей к прямому пути, побуждают их делать добро родителям, родственникам и всем остальным творениям Господа, помогают им избавиться от скверных качеств, которые оскверняют душу, лишают человека вознаграждения, позволяют ему без угрызений совести покушаться на жизнь, имущество и честь окружающих, подталкивают его к многобожию, прелюбодеянию, лихоимству и многим другим грехам.
Таким образом, в этом аяте Всевышний подчеркнул превосходство и достоинства мусульман, обладающих глубокими знаниями о повелениях и запретах своего Господа и крепкой верой в ниспосланное Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, сокровенное знание. Они свидетельствуют об истинности принесенной Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, религии и доносят ясное знание до всех упорствующих и неверных.
А тем временем неверные продолжают упорствовать в своем неверии, насмехаться над религией и убеждать себя в невероятности воскрешения. Они говорят друг другу: [Назвать ли вам мужа, который вещает вам, что после того, как вы распадетесь на частички, вы возродитесь в новом творении?] Они называют Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, человеком, который проповедовал небылицы, а потому позволяют себе глумиться и насмехаться над его учением. Неужели он действительно думал, что вы воскреснете после того, как ваши суставы расчленятся, тела превратятся в прах и вы распадетесь на частички?

8. Измыслил он на Аллаха ложь, или же он – одержимый?» Вовсе нет, а те, которые не веруют в Будущую жизнь, будут подвергнуты наказанию и пребывают в глубоком заблуждении.
9. Неужели они не видят того, что перед ними и что позади них на небе и на земле? Если Мы захотим, то принудим землю поглотить их или же низринем на них осколок неба. Поистине, в этом – знамение для каждого раскаивающегося раба.
10. Мы одарили Дауда Нашей милостью [и велели]: «О горы и птицы! Славьте Меня вместе с ним». Мы сделали железо для него ковким
11. [и повелели]: «Выкуй кольчуги и соблюдай меру в их звеньях. Творите добрые деяния, ведь Я вижу то, что вы вершите».
12. [Мы покорили] Сулайману ветер, который утренним дуновением (т.е. с рассвета до полудня) пролетает месячный [путь] и такой же [путь] проходит полуденным дуновением (т.е. с полудня до заката). Мы заставили для него течь источник [расплавленной] меди. Даже джинны работали на него по повелению его Господа. А тому, кто из них ослушался Нашего повеления, Мы дадим вкусить огненное наказание.
13. Они создавали для него то, что он пожелает: горницы, изваяния, чаши, огромные, как водоемы, и прочно стоящие котлы. [Мы велели]: «О род Дауда! Трудитесь в знак благодарности». Но мало кто из Моих рабов благодарен.
14. Когда же Мы послали ему (т.е. Сулайману) смерть, то они (т.е. джинны) узнали об этом лишь благодаря земляному червю, который источил его посох. Когда же он упал [наземь], джинны убедились в том, что если бы им было ведомо сокровенное, то они не пребывали бы в унизительных мучениях.


Неужели он осмелился возвести навет на Аллаха? А может быть, он был всего лишь одержимым безумцем? Тогда в его поведении нет ничего удивительного, потому что от безумцев можно ожидать, чего угодно. Неверные говорят эти слова только по причине своего упрямства и беззакония. Они прекрасно знают, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был самым правдивым и самым разумным человеком, и поэтому они питают к нему величайшую вражду и расходуют свои силы и богатство для отвращения людей от его учения. Они называют его лжецом и безумцем, но если бы он был таковым, то они не стали бы обращать внимания на его призыв.
Разумные люди не обращают внимания на речи одержимых и не придают им никакого значения. Если бы не упрямство и беззаконие нечестивцев, то они тотчас вняли бы его проповедям и ответили на его призыв. Однако знамения и увещевания не приносят пользы неверующим людям, и поэтому Всевышний подчеркнул, что подобные слова могут сказать только люди, не уверовавшие в Будущую жизнь.
Они [будут подвергнуты наказанию и пребывают в глубоком заблуждении], а потому они несчастны и далеки от истины. А кто может быть более несчастным и более заблудшим, чем люди, которые считают невозможным воскрешение, отвергают посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, высмеивают его пречистое учение и нарекают истину ложью, а ложь и заблуждение – истиной?
Затем Аллах призвал Своих рабов призадуматься над явлениями и обстоятельствами, которые помогают людям убедиться в истинности воскрешения. Таких логических доводов в пользу воскрешения много. Достаточно только оглянуться и посмотреть на небеса и землю, чтобы убедиться в могуществе и величии Аллаха, которые изумляют человеческие умы и приводят в замешательство даже самых славных ученых мужей. Поистине, сотворить небеса, землю и населяющие их творения гораздо труднее, чем воскресить людей из могил. Что же тогда заставляет нечестивцев отрицать воскрешение? Все дело в том, что они не видели того, как Аллах воскрешает мертвых, и потому отказываются уверовать в это.
[Если Мы захотим, то принудим землю поглотить их или же низринем на них осколок неба], т.е. таким будет Наше наказание. Небеса и земля находятся в Нашей власти и никогда не станут ослушаться Наших повелений, посему остерегайтесь упорствовать в своем неверии. Если же вы предпочтете упорствовать, то Мы подвергнем вас лютой каре. Задумайтесь над сотворением небес, земли и всего сущего, и вы увидите во всем этом великое [знамение для каждого раскаивающегося раба], который обращается за помощью и наставлением к своему Господу, повинуется Его повелениям и твердо верует в то, что Аллах способен воскресить Свои творения.
Чем чаще раб Аллаха обращается к своему Господу и кается в своих прегрешениях, тем больше выгоды он извлекает из знамений Аллаха, потому что все его помыслы и устремления обращены к Аллаху. Благодаря этому он при любом начинании помнит о Всевышнем Господе, всеми силами приближается к Нему и заботится только о том, как снискать Его благоволение. Он не позволяет себе пренебрегать знамениями Аллаха и наблюдает за Его творениями, размышляет над ними и пытается извлечь полезные уроки из всего, что видит вокруг себя.
Затем Аллах сообщил о том, как Он облагодетельствовал Своего раба и посланника Дауда, мир над ним. Он одарил его полезным знанием, вдохновил его на праведные деяния и обогатил многочисленными религиозными и мирскими благами. Он отдал ему предпочтение перед остальными людьми и велел безжизненным горам и животным вторить Дауду, мир над ним, и восхвалять вместе с ним Всевышнего Аллаха. Подобной милости не был удостоен ни один человек ни до пророка Дауда, мир над ним, ни после него. Однако все мусульмане помнят о том, что даже горы и животные славят, возвеличивают и восхваляют Аллаха. Они видят эти удивительные творения и еще чаще поминают и восхваляют Всевышнего Аллаха. Многие мусульманские богословы говорили, что горы и птицы вторили Дауду, мир над ним, потому что Аллах даровал ему прекрасный голос, которым не обладал ни один человек на земле. Когда пророк Дауд, мир над ним, восхвалял и возвеличивал Аллаха своим приятным, трогательным и волнующим голосом, то люди, джинны, горы, птицы и все остальные творения приходили в восторг и начинали восхвалять Аллаха вслед за Даудом, мир над ним. Существует также мнение, что Аллах внушил горам и птицам вторить Дауду, мир над ним, для того, чтобы увеличить его вознаграждение, ведь именно пророк Дауд, мир над ним, был причиной того, что они славили Аллаха.
Но это было не единственной милостью Аллаха по отношению к этому славному посланнику, и поэтому Аллах сказал: [Мы сделали железо для него ковким], т.е. научили его ковать железо и изготавливать кольчуги, а также научили его соблюдать меру в звеньях кольчуг и вдевать одно звено в другое.
Всевышний также сказал:
«Мы научили [Дауда] изготавливать кольчуги, чтобы они предохраняли вас в ваших сражениях. Но разве вы благодарны за это?» (Пророки, 80).
Напомнив Дауду, мир над ним, о Своей милости по отношению к нему и его семье, Аллах обязал его и всех правоверных благодарить своего Господа, творить добрые дела, а также страшиться Аллаха и оберегать свои деяния от всего, что может сделать их тщетными и бесполезными. Поистине, Аллах видит деяния Своих рабов, и ничто не может скрыться от Него.
Затем Аллах сообщил о том, как Он облагодетельствовал сына пророка Дауда Сулаймана, мир над ним. Господь покорил ему ветер, и тот по воле Сулаймана, мир над ним, переносил его вместе с его окружением на далекие расстояния за очень короткое время. Благодаря этому пророк Сулайман, мир над ним, мог в течение одного дня преодолеть расстояние, которое люди преодолевали в течение двух месяцев. С рассвета до полудня ветер пролетал месячный путь, и с полудня до заката он также пролетал месячный путь. Кроме того, Аллах заставил течь для Сулаймана, мир над ним, источник расплавленной меди, т.е. помог ему плавить медь и изготавливать из нее сосуды и прочие предметы. Аллах также принудил шайтанов и джиннов служить Сулайману, мир над ним, так что они были не в состоянии ослушаться его повелений. Поэтому Всевышний сказал: [А тому, кто из них ослушался Нашего повеления, Мы дадим вкусить огненное наказание]. Страшась этого наказания они выполняли все повеления Сулаймана, мир над ним.
Они создавали величественные горницы, т.е. строения с прекрасными сводами, делали искусные изваяния животных и различных предметов, изготавливали чаши огромных размеров, похожие на водоемы, и огромные прочно стоящие котлы, которые не сдвигались со своих мест. Эти чаши и котлы использовались для приготовления еды, потому что потребности Сулаймана, мир над ним, превышали потребности остальных людей. Аллах напомнил Дауду, мир над ним, и его потомкам о Своей щедрости и добродетели и повелел им благодарить своего Господа. Господь сказал: [О род Дауда! Трудитесь в знак благодарности]. Род Дауда – это сам пророк Дауд, мир над ним, его дети и супруги. Все они пользовались большинством из тех многочисленных благ, которыми Аллах почтил двух Своих благородных посланников.
[Но мало кто из Моих рабов благодарен], т.е. большинство людей не благодарит Всевышнего Аллаха за то, что Он одаряет их своими милостями и оберегает их от бед и напастей. Благодарность – это сердечное признание милостей и щедрот Всевышнего Аллаха, признание собственной слабости и нужды в благодеяниях Господа и расходование дарованных милостей в угоду Аллаху, а не на различные греховные цели.
Джинны обманывали людей и убеждали их в том, что им ведомо все незримое и сокровенное. Всевышний Аллах решил разъяснить людям истину и изобличить лживость утверждений шайтанов. Джинны продолжали отстраивать царство Сулаймана, мир над ним, когда Аллах пожелал забрать его душу. В этот момент Сулайман, мир над ним, сидел, опираясь на свой посох, и после того, как он скончался, его тело осталось в таком же положении. Джинны со страхом и трепетом проходили мимо его тела и даже не предполагали, что Сулайман, мир над ним, уже умер. Говорят, что это продолжалось в течение целого года. В конце концов, земляной червь источил посох Сулаймана, мир над ним, и его безжизненное тело упало наземь. Джинны разошлись, а людям стало ясно, что [если бы им было ведомо сокровенное, то они не пребывали бы в унизительных мучениях]. Поистине, джинны прислуживали Сулайману, мир над ним, вопреки своему желанию, и если бы они ведали о сокровенном, то поняли бы, что Сулайман, мир над ним, уже скончался, тем более что они более всего на свете жаждали его смерти для того, чтобы освободиться от унизительного рабства.

15. В поселении сабейцев было знамение: два сада – с правой стороны [города] и левой. [И было им сказано]: «Вкушайте из удела, дарованного Господом вашим, и возблагодарите Его. Страна [ваша] прекрасна, а Господь – Милосерден».
16. Но они ослушались, и Мы наказали их прорывом плотины и взамен двух [прежних] садов дали два [новых], с горькими плодами, тамариском да лотосом кое-где.
17. Так Мы покарали их за то, что они не уверовали. Разве Мы караем кого-либо, кроме неблагодарных?
18. Между ними и городами, которые Мы благословили, Мы воздвигли города на расстоянии видимости друг от друга и отмерили им путь, [повелев]: «Путешествуйте в этих [пределах] и днем и ночью в полной безопасности».
19. Они же ответили: «Господь наш! Удлини расстояния между нашими остановками в пути», – и тем самым сами навредили себе. Мы сделали их предметом сказаний и рассеяли [по земле]. Поистине, в этом – знамение для каждого терпеливого и благодарного человека.
20. Они подтвердили мнение Иблиса о них, когда последовали за ним, за исключением немногих [истинных] верующих.
21. У него не было над ними власти. Мы лишь дозволили ему подвергнуть людей испытанию, дабы отличить того, кто верует в Будущую жизнь, от того, кто сомневается. Господь твой – Хранитель всего сущего.
22. Скажи, [о Мухаммад]: «Призовите тех, кого вы считали [богами] наряду с Аллахом». Они не властны даже над пылинкой на небесах и на земле. Нет у Него среди них соратников, и нет у Него среди них помощников.


Сабейцы – это известное племя, проживавшее в южном Йемене и населявшее город Ма‘риб. Господь проявил величайшую милость по отношению к человечеству в целом и к арабам в частности, когда поведал в Священном Коране о народах, которых уже в мирской жизни постигло справедливое возмездие и страшное наказание. Арабы знали о судьбе соседствовавших с ними народов, слышали о них в старинных сказаниях и могли воочию убедиться в правдивости коранических преданий. Все это помогало им уверовать в Небесное Писание и внять проповедям Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний Аллах сказал: [В поселении сабейцев было знамение]. Под знамением подразумевается то, что Аллах осенил сабейцев великой милостью и избавил их от нужды и бедствий.
Это обязывало их благодарить Аллаха и поклоняться только Ему Одному. Затем Аллах разъяснил, что этой милостью были два сада, растущие по правую и левую стороны города. Поселение сабейцев располагалось вблизи огромной долины, в которую стекали потоки горных вод. Сабейцы построили в ней крупную плотину, благодаря которой в долине образовалось водохранилище.
Этой водой сабейцы орошали свои сады, располагающиеся по правую и левую стороны от долины. Эти сады давали обильный урожай, приносящий сабейцам много радости и удовольствия, и обеспечивали их большей частью необходимого пропитания. Всевышний повелел сабейцам благодарить своего Господа за эти сады, а также за многие другие милости. Их страна была прекрасна, воздух – чист, а земли – плодородны. Но самое главное – Аллах обещал сабейцам простить их грехи в том случае, если они будут благодарны, и поэтому Всевышний сказал: [Страна [ваша] прекрасна, а Господь – Милосерден]. Однако щедроты Господа не ограничивались уже перечисленным. Аллах видел, что сабейцы нуждаются в торговых связях с богатыми странами, и помог им наладить торговые отношения с богатой соседней страной. Многие толкователи Корана считали, что речь идет о йеменском городе Сане. Тем не менее некоторые богословы предполагали, что это – аш-Шам. В любом случае Аллах помог сабейцам безопасно проводить купеческие караваны в эту страну, не испытывая при этом никаких трудностей. Поэтому Всевышний сказал: [Между ними и городами, которые Мы благословили, Мы воздвигли города на расстоянии видимости друг от друга и отмерили им путь]. Они знали расстояние между городами и не сбивались с пути, а путешествовали и днем и ночью в полной безопасности, не зная ни страха, ни беспокойства. Это было милостью Всевышнего Аллаха, Который избавил сабейцев от бедствий и страхов. Но они оказались неблагодарными и отвернулись от своего Добродетеля, отказались от поклонения Ему и даже отвергли Его милость. Они не довольствовались тем, что их торговые поездки были легкими и неутомительными, а пожелали, чтобы их путешествия были долгими и трудными. Они говорили: [О Господ наш! Удлини расстояния между нашими остановками в пути].
Однако неверие и неблагодарность сабейцев навредили только им самим, потому что Всевышний Аллах покарал их и лишил тех самых мирских благ, которые обольстили и ввели в заблуждение этот некогда богатый народ. Господь наслал на их поселение огромный поток воды, который прорвал их плотину, уничтожил их сады и погубил их деревья. Вместо удивительных садов и плодоносных деревьев сабейцы приобрели сады с деревьями, из которых они не могли извлечь никакой пользы. Поэтому Аллах сказал: [Но они ослушались, и Мы наказали их прорывом плотины и взамен двух [прежних] садов дали два [новых], с горькими плодами, тамариском да лотосом кое-где]. Это – хорошо известные деревья, которые не приносят употребляемых в пищу плодов. Столь же тщетными были и деяния самих сабейцев. Они отказались возблагодарить Аллаха и отдали предпочтение отвратительному неверию, и тогда Аллах лишил их милости и сменил ее на суровое наказание. Поэтому Всевышний сказал: [Так Мы покарали их за то, что они не уверовали. Разве Мы караем кого-либо, кроме неблагодарных?] Поистине, наказания Аллаха заслуживают только люди, которые не веруют в своего Господа и отказываются благодарить Его за дарованные Им блага.
А после того как сабейцев постигло наказание, пропало их былое единство и они впали в глубокие противоречия. Память о них осталась в народных преданиях, и люди стали из поколения в поколение передавать притчи о сабейцах. Арабы даже сложили о них поговорку, которая гласит: «Они распались, как сабейцы». Люди не устают рассказывать друг другу о несчастье, которое выпало на долю этого народа.
Однако только терпеливые и благодарные рабы Аллаха извлекают для себя уроки из этих сказаний, и поэтому Аллах сказал: [Поистине, в этом – знамение для каждого терпеливого и благодарного человека], который терпеливо сносит ради своего Господа все неприятности и несчастья, признает милости Всевышнего Аллаха, благодарит Его за дарованные блага и исправно выполняет Его повеления. Услышав историю сабейцев, такой человек поймет, что наказание постигло этот народ только из-за их неблагодарности и что подобное наказание угрожает каждому, кто пойдет по их стопам. Он также поймет, что благодарность Всевышнему Господу позволяет людям сохранить благополучие и уберечься от несчастий, что посланники Аллаха говорили только сущую правду и что воздаяние Аллаха неизбежно, о чем свидетельствуют многочисленные события, происшедшие с древними народами, некогда жившими на земле.
Затем Аллах поведал о том, что сабейцы относились к людям, которых Шайтан назвал неблагодарными и неверными, когда обратился с мольбой к Всевышнему и сказал: «Клянусь твоим величием! Я совращу их всех, кроме твоих искренних и преданных рабов» (Сад, 82-83). Иблис не был убежден в этом – он всего лишь сделал предположение. Ему не было известно сокровенное, да и Аллах не сообщал ему о судьбе человечества. Однако он догадывался, что только искренние верующие сумеют избежать его козней. Сабейцы и им подобные грешники подтвердили мнение Иблиса о неверных грешниках. Он без устали призывал их сойти с прямого пути и сумел добиться своей цели. И только истинные верующие, которые благодарностью отвечали на любое благодеяние своего Господа не оправдали ожиданий Шайтана.
Существует мнение, что история о сабейцах заканчивается на девятнадцатом аяте этой суры и что в этом аяте речь идет о человечестве в целом.
Затем Всевышний сказал: [У него не было над ними власти], т.е. Иблис не имел власти над потомками Адама и не мог силой принудить людей делать то, что ему угодно. Однако Премудрый Аллах позволил ему искушать, соблазнять и наущать людей, [дабы отличить того, кто верует в Будущую жизнь, от того, кто сомневается]. Поэтому искушение Шайтана – это испытание, благодаря которому правдивый человек отличается от лжеца. Истинные верующие выдерживают это испытание и не поддаются соблазнам всяких шайтанов, а маловеры при малейшем потрясении впадают в сомнение и при первом же зове Шайтана отказываются от своей веры. Именно искушение Шайтана выявляет, кто из рабов Аллаха является добропорядочным человеком, а кто – скверным.
[Господь твой – хранитель всего сущего]. Он хранит Своих рабов, хранит совершённые ими деяния и хранит уготовленное для них воздаяние, а в день Воскресения каждый человек получит свое воздаяние сполна.
Затем Аллах повелел Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, объяснить многобожникам, что творения, которым они поклоняются, не способны принести людям добро или зло и не заслуживают поклонения. А для этого Аллах повелел ему сказать: [Призовите тех, кого вы считали [богами] наряду с Аллахом]. Ваши мольбы не принесут вам пользы, потому что ваши ложные божества беспомощны и не в состоянии внять вашим мольбам.
[Они не властны даже над пылинкой на небесах и на земле], т.е. они не обладают никакой самостоятельной властью над происходящим на небесах и на земле. [Нет у Него среди них соратников], т.е. ложные божества не только не обладают самостоятельной властью, но и не разделяют власть над небесами и землей вместе со Всемогущим Аллахом.
Однако человек, который не является самостоятельным владельцем или сотоварищем во владении, может быть помощником или заместителем настоящего владельца. Если бы придуманные язычниками божества занимали такое положение пред Аллахом, то мольба к ним непременно приносила бы людям пользу. Земные правители всегда нуждаются в своих заместителях и помощниках, и последние могут помочь людям, которые обращаются к ним за помощью. Однако все это не имеет никакого отношения к царству Аллаха, и поэтому Он сказал: [и нет у Него среди них помощников]. Он – Единственный и Всемогущий Владыка, Который не нуждается в помощниках для того, чтобы управлять Вселенной.

23. Ничье заступничество пред Ним не принесет пользы, кроме [заступничества] тех, кому будет дозволено. Когда же страх покинет их (т.е. многобожников или ангелов) сердца, они спросят: «Что же сказал ваш Господь?» Те ответят: «Истину, ибо Он – Высочайший, Великий».
24. Спроси, [о Мухаммад]: «Кто дает вам пропитание с небес и земли?» Скажи: «Аллах! Поистине, кто-то из нас либо на прямом пути, либо в явном заблуждении».
25. Скажи: «Вас не призовут к ответу за наши грехи, а нас не призовут к ответу за ваши деяния».
26. Скажи: «Наш Господь соберет всех нас [в Судный день], а потом рассудит между нами по справедливости, ибо Он – Всеведующий судия».
27. Скажи: «Укажите мне на тех, которым вы поклоняетесь наряду с Ним. Нет и нет! Ведь только Он – Аллах Великий, Мудрый».
28. Мы направили тебя, [о Мухаммад], ко всем людям без исключения добрым вестником и увещевателем, но большая часть людей не знает [этого].
29. Они спрашивают: «Когда же настанет обещанный [Час], если вы говорите правду?»
30. Отвечай: «Предопределен вам День, который вы не можете ни приблизить даже на один час, ни отдалить».
31. Неверующие говорят: «Мы никогда не уверуем ни в этот Коран, ни в то, что было [ниспослано] до него». Если бы тебе дано было видеть нечестивцев, когда они предстанут пред их Господом и будут упрекать друг друга! Обездоленные скажут возвысившимся [в этом мире]: «Если бы не вы, то мы, несомненно, уверовали бы».


Какое же тогда положение могут занимать пред Аллахом языческие божества? Для них не остается ничего, кроме заступничества пред Всемогущим Правителем, но Аллах отверг подобное заступничество и сказал: [Ничье заступничество пред Ним не принесет пользы, кроме [заступничества] тех, кому будет дозволено]. В этих аятах Всевышний отверг всё, на что могут рассчитывать многобожники, которые поклоняются идолам, праведникам, деревьям и прочим ложным божествам. Аллах изобличил порочность их суждений и разрушил основание многобожия. Любой язычник обращается с мольбами и поклоняется своему божеству в надежде на его помощь. Именно эта надежда подталкивает его на поклонение ложным богам. А поскольку никто, кроме Аллаха, не обладает властью на небесах и на земле, не способен самостоятельно принести людям добро или причинить им зло, не разделяет власть вместе с Аллахом, не является Его помощником и не имеет права даже ходатайствовать пред Ним без Его разрешения, то поклонение кому-либо, кроме Аллаха, противоречит здравому смыслу и религии Господа миров.
В результате многобожник не только не добивается своей цели, но и отдаляет себя от нее. Всевышний сообщил, что поклонение идолам не принесет язычникам никакой пользы, а лишь обречет их на страдания. В день Воскресения идолы и идолопоклонники будут отрекаться друг от друга и осыпать друг друга проклятиями.
Всевышний сказал:
«А когда все люди будут собраны, они окажутся врагами [тех, кто им поклонялся], и отвергнут их поклонение» (Пески, 6).
Удивительно, что многобожники отказывались повиноваться посланникам Аллаха, потому что те были людьми, но соглашались поклоняться и обращаться с молитвами к камням и деревьям. Они отвергали искреннее служение Милостивому и Справедливому Правителю и довольствовались поклонением тварям, которые приносят им больше вреда, чем пользы, и повиновением своему злейшему врагу – Шайтану.
Затем Аллах сказал: [Когда же страх покинет их сердца, они спросят: «Что же сказал ваш Господь?» Те ответят: «Истину, ибо Он – Высочайший, Великий»]. Существует мнение, что речь, так же как и в предыдущих аятах, идет о многобожниках. Согласно правилам арабской грамматики, местоимения всегда относятся к ближайшему ранее упомянутому существительному. В Судный день сердцами многобожников овладеет безумный страх, а когда страх покинет сердца этих грешников и к ним вернется сознание, ангелы спросят их, зачем они отрицали истину, с которой к ним приходили посланники.
Многобожники созн?ются в том, что неверие и многобожие были лживыми и бесполезными, а Откровения Господа и проповеди посланников – правдивыми и истинными.
Всевышний сказал:
«Если бы ты мог видеть их, когда они предстанут перед адским огнем и будут говорить: “О, если бы нас вернули [в земной мир]! Мы не стали бы отрицать знамения нашего Господа и обратились в верующих!” Да нет же! Ныне им открылось то, что они пытались утаить прежде. А если бы их вернули [в этот мир], то они вновь творили бы запрещенное. Поистине, они – лжецы» (Скот, 27-28).
Многобожники убедятся в том, что обещанное Аллахом было истиной, и раскаются в своих прегрешениях. Да и как может быть иначе, если Аллах – аль-‘Алийй (Высочайший), аль-Кабир (Великий). Он превосходит Свои творения положением, могуществом и славными атрибутами. Свидетельством величия Аллаха является Его неограниченная власть, перед которой смиряются все творения, даже самые заносчивые и неверные. Это толкование наиболее очевидно и совпадает с контекстом данного отрывка.
Однако существует и другое мнение, согласно которому речь в этом аяте идет об ангелах. Когда Всевышний Аллах обращается к обитателям небес, благородные ангелы лишаются чувств и тотчас падают ниц. Первым поднимает голову ангел Джибриль, и Аллах ниспосылает ему Свое Откровение. Когда же ангелы приходят в себя и страх покидает их сердца, они спрашивают друг друга: [Что же сказал ваш Господь?] Тогда одни из них отвечают другим, что Аллах сказал истину. Это – общий ответ, из которого становится ясно, что ангелы убеждены в том, что все слова Господа являются непреложной истиной.
А может быть, они сообщают друг другу о том, что же конкретно повелел Господь и что за истину Он открыл им. До чего же извращены многобожники, которые поклоняются беспомощным, несовершенным и бесполезным божествам и отказываются от поклонения Высочайшему и Великому Господу, пред Которым смиряются и унижаются даже благородные ангелы, которые приближены к своему Господу, слышат Его речь и свидетельствуют о том, что Он не говорит ничего, кроме истины? Что же ожидает этих многобожников, которые проявляют высокомерие пред Могучим Владыкой и Правителем? Поистине, Высочайший и Великий Аллах превыше всякого многобожия и далек от всего, что измышляют о Нем лживые язычники!
Затем Аллах повелел Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, спросить многобожников о правомерности совершаемого ими многобожия и сказать: [Кто дает вам пропитание с небес и земли?] О Мухаммад! Многобожники непременно ответят тебе, что пропитание дарует только Аллах. Если же они не признают этого, то сообщи им об этом сам, и ты увидишь, что никто не сумеет опровергнуть твои слова. Открой им глаза на то, что только Аллах ниспосылает людям пропитание с небес и земли, проливает дожди, взращивает растения, заставляет течь реки, выращивает плоды на деревьях и творит различных животных, которые помогают людям и служат для них пропитанием. Отчего же они продолжают поклоняться тем, кто не в состоянии одарить их благами и принести им пользу?
[Поистине, кто-то из нас либо на прямом пути, либо в явном заблуждении]. Мы с вами – совершенно разные люди. Одни из нас почтенно следуют прямым путем, а другие – увязают в омуте заблуждения. Мы предъявили друг другу свои доказательства, которые не оставляют сомнений в том, кто из нас говорит правду и следует прямым путем, а кто – лжет и блуждает во мраке заблуждения. Наши доказательства настолько убедительны, что приводить новые и новые доводы просто не имеет смысла.
Поистине, такие слова может сказать только человек, познавший истину, нашедший прямой путь и убежденный в истинности своих воззрений и порочности взглядов своих противников. Задумайся над людьми, которые призывают к поклонению Аллаху, Который сотворил всё сущее, самостоятельно управляет Вселенной, одаряет Свои творения многочисленными милостями, оберегает их от бедствий и напастей, заслуживает самой прекрасной хвалы и обладает неограниченной властью на небесах и на земле. Ангелы и все остальные творения смиряются пред Его величием и покоряются Его могуществу. Самые славные заступники страшатся Его гнева и заступаются за другие творения только с Его позволения. Он – Высочайший и Великий Господь. Его положение – самое высокое, Его атрибуты – самые безупречные, Его деяния – самые достохвальные. Он обладает совершенством, славой, красотой и заслуживает самого искреннего восхваления и почитания. Сравни же людей, которые призывают поклоняться этому Могущественному Творцу, искренне и преданно служить Ему и не признавать наряду с Ним иных богов, с грешниками, преклоняющимися перед идолами, истуканами и могилами, которые не в силах ни сотворить живое существо, ни даровать пропитание. Эти ложные божества не способны принести пользу или причинить вред не только многобожникам, но и самим себе. Они не распоряжаются ни жизнью, ни смертью, ни воскрешением.
Они – всего лишь безжизненные существа, не обладающие разумом и не способные внять мольбам людей, которые им поклоняются. Но даже если бы они могли услышать их мольбы, они все равно бы не ответили им. А когда наступит день Воскресения, эти идолы и истуканы отрекутся от многобожников и откажутся от их поклонения. Идолопоклонники и их идолы станут проклинать друг друга, и всем людям станет ясно, что ни одно живое существо, кроме Аллаха, не обладает властью над небесами и землей, не разделяет этой власти вместе с Аллахом, не является Его помощником и не имеет права ходатайствовать пред Ним без Его разрешения. Но пока этот День не наступил, многобожники продолжают обращаться с мольбами к беспомощным и бесполезным идолам, стремятся всеми силами снискать их благоволение, питают ненависть и вражду ко всем, кто поклоняется только Одному Аллаху, противятся правоверным и отвергают посланников Аллаха, проповедовавших искреннее и преданное служение одному Господу миров. Познавший эту истину без труда отличает тех, кто обрел истинное счастье и следует прямым путем, от тех, кто обрек себя на вечное несчастье и впал в заблуждение. Всевышний не упомянул в этом аяте о том, кто же все-таки следует прямым путем, потому что истина эта настолько очевидна, что люди не нуждаются в дополнительном разъяснении.
О Мухаммад! Скажи отвергшим тебя многобожникам: [Вас не призовут к ответу за наши грехи, а нас не призовут к ответу за ваши деяния]. Каждый из нас будет отвечать только за свои деяния. Вы не будете отвечать за грехи, которые могут совершать мусульмане, и мы не будет отвечать за ваши злодеяния. Пусть же каждый из нас стремится найти истину и встать на прямой путь. Не придавайте значения тому, что мы совершали раньше, и пусть наши поступки не мешают вам сделать правильный выбор. Не пытайтесь понять, что в действительности движет людьми, и принимайте их деяния такими, какими вы их видите. Следуйте истине и избегайте лжи, а в Судный день каждый человек будет призван к ответу за свои деяния. В тот День Премудрый и Справедливый Судия рассудит между людьми в том, в чем они пререкались друг с другом.
О Мухаммад! Напомни людям об этом и скажи: [Наш Господь соберет всех нас, а потом рассудит между нами по справедливости]. Аллах призовет к ответу и мусульман, и многобожников, и вынесет справедливый приговор, из которого станет ясно, кто был правдив и заслужил вознаграждения, а кто лгал и заслужил наказания. Поистине, Аллах – аль-Фаттах (Судия), аль-‘Алим (Знающий). Он способен пролить свет на самые запутанные и темные дела и вынести справедливый приговор, потому что Он ведает обо всех человеческих деяниях.
О Посланник! Скажи язычникам и многобожникам: [Укажите мне на тех, которым вы поклоняетесь наряду с Ним]. Где же те, которые достойны поклонения наряду с Аллахом? Как я могу познать их и убедиться в их божественности? Обитают ли они на небе или снизошли на землю? Поистине, Знающий явное и сокровенное Аллах возвестил, что помимо Него нет и не может быть других богов.
Всевышний сказал:
«Вместо Аллаха они поклоняются тем, кто не приносит им ни вреда, ни пользы, и при этом они утверждают: “Они – наши заступники пред Аллахом”. Скажи: “Разве вы откроете Аллаху такое в небесах и на земле, чего бы Он не знал?” Пречист Он и Превыше тех, кому вы поклоняетесь вместо Него» (Йунус, 18);
«Поистине, Аллаху принадлежит все, что на небесах, и все, что на земле. А те, которые поклоняются помимо Аллаха другим божествам, следуют лишь своим догадкам и измышляют, что им вздумается» (Йунус, 66).
Даже посланники Аллаха, самые лучшие из творений, не знают тех, кто мог бы сравниться с Аллахом. О многобожники! Укажите же на тех, кого вы считаете сотоварищами Всемогущего Господа. Конечно же, они не сумеют указать на этих сотоварищей, и поэтому Всевышний сказал: [Нет и нет!] Аллаху нет равных и подобных, и нет у Него сотоварищей и соперников. Он Один заслуживает поклонения и обожествления, ибо Он – аль-‘Азиз (Великий), аль-Хаким (Мудрый). Ему подвластно и покорно всё сущее. Он создает совершенные творения и издает мудрые законы.
Если бы среди премудрых законов Всевышнего не было ничего, кроме повеления искренне и преданно поклоняться Одному Аллаху и избегать многобожия и поклонения ложным божествам, дабы люди могли обрести успех и спастись от погибели и вечных страданий, то одно только это было бы прекрасным свидетельством совершенной мудрости Господа. Что же тогда можно сказать о Шариате Всевышнего, каждое повеление Которого проникнуто мудростью?!
Затем Всевышний возвестил Своему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, что он послан только для того, чтобы обрадовать всех людей без исключения вестью о щедром вознаграждении и предупредить их о мучительном наказании, а также поведать им о тех деяниях, которые влекут за собой то или иное вознаграждение и наказание. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не был властен над людьми, но упрямые неверные продолжали требовать от него то, на что способен только Один Аллах.
Поэтому Всевышний сказал: [но большая часть людей не знает], т.е. очень часто люди не знают истины. Они либо просто не ведают об истине, либо упрямо отказываются принять ее. Последние все равно подобны тем людям, которые лишены истинного знания, потому что они отказываются повиноваться проповедникам истины и требуют от них невозможного, пытаясь оправдать свое неверие.
Именно так поступали многобожники во времена Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Они требовали от него приблизить час расплаты, от которого он предостерегал их. Они говорили: [Когда же настанет обещанный [Час], если вы говорите правду?]
Поистине, это было проявлением величайшей несправедливости со стороны многобожников. Разве для того, чтобы говорить правду, человек должен знать о том, когда наступит Судный день? Поистине, слова многобожников свидетельствуют о той неприязни, которую они испытывали к истине, и об их слабоумии. Представьте себе, что правдивый и искренний человек пришел к народу, который знает о его верности и правдивости, и сообщил о том, что враг готовится к сражению и намеревается уничтожить этот народ. Разве станут люди требовать от него в качестве доказательства его правдивости сообщить о местонахождении приближающегося врага и времени начала сражения?
Какой благоразумный человек в этот момент станет требовать от правдивого человека доказательств? А если кто-нибудь поступит таким образом, то люди просто сочтут его глупцом. Что же тогда говорить о людях, которые считают лжецом самого правдивого человека, который проповедовал непреложную истину только по наставлению Господа, а не в угоду собственным желаниям, и предупреждал человечество о грядущем наказании, которое невозможно будет предотвратить и от которого невозможно будет избавить? Поистине, отвержение такого человека по причине того, что он не знал о сроке наступления Судного дня, является величайшей глупостью.
Затем Аллах повелел Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сообщить людям всё, что они должны знать о сроке наступления Судного дня, и сказать: [Предопределен вам День, который вы не можете ни приблизить даже на один час, ни отдалить]. Остерегайтесь этого Дня и готовьтесь к нему.
После того как Аллах сообщил о неизбежности предопределенного Дня, Он поведал о том, что же ожидает неверных в этот страшный День. Если бы людям на земле было дано увидеть, как предводители неверия и их последователи будут препираться на ристалище Судного дня, то они стали бы свидетелями ужасного и невообразимого зрелища. В этот День неверные будут упрекать друг друга, и обездоленные скажут предводителям, которые сбили их с истинного пути: [Если бы не вы, то мы, несомненно, уверовали бы]. Вы помешали нам обрести веру и приукрасили в наших глазах неверие, а мы лишь следовали по вашим стопам. Сегодня только вы должны быть наказаны, ибо мы не заслуживаем мучительного наказания.

32. Те, которые занимали [прежде] высокое положение, ответят обездоленным: «Разве мы совратили вас с прямого пути, после того как он был указан вам? Вовсе нет, просто вы были грешниками».
33. Обездоленные же скажут занимавшим высокое положение: «Нет! Это ваши дневные и ночные козни [совратили нас], ведь вы велели нам не верить в Аллаха и приравнивать к Нему других богов». Но когда их постигнет наказание, они утаят раскаяние, а Мы наложим оковы на шеи неверных. Не за то ли воздастся им, что вершили они?
34. В какое бы поселение Мы ни направляли увещевателя, богачи говорили: «Поистине, мы не веруем в то, с чем вы посланы».
35. Еще они говорили: «Мы превосходим вас богатством и числом детей, и нас не подвергнут наказанию».
36. Скажи, [о Мухаммад]: «Поистине, мой Господь увеличивает или уменьшает долю, кому пожелает, но большинство людей не ведает [об этом]».
37. Ни ваши божества, ни ваши дети не приближают вас к Нам. [Близки к Нам] те, которые уверовали и творили добрые деяния. Умножено будет их вознаграждение за то, что они вершили, и будут они покоиться в [вышних] горницах.
38. А те, которые усердствуют, чтобы опорочить Наши знамения, будут подвергнуты наказанию.
39. Скажи, [о Мухаммад]: «Поистине, мой Господь увеличивает или уменьшает долю тому из Своих рабов, кому пожелает. То, что вы пожертвуете [на подаяние], Он возместит вам, и Он – Самый Щедрый из тех, кто дарует пропитание».


Предводители неверия станут возражать обездоленным, пытаясь доказать, что каждый из них самостоятельно принимал решение. Они скажут: [Разве мы совратили вас с прямого пути, после того как он был указан вам? Вовсе нет, просто вы были грешниками]. Мы не принуждали вас к неверию силой, и вы имели возможность отказаться и не последовать за нами. И хотя мы ввели вас в заблуждение и приукрасили в ваших глазах неверие, мы не имели над вами никакой власти.
Обездоленные неверные будут продолжать препираться со своими вождями и предводителями и скажут: [Нет! Это ваши дневные и ночные козни [совратили нас], ведь вы велели нам не верить в Аллаха и приравнивать к Нему других богов]. Вы сумели ввести нас в заблуждение благодаря тому, что днем и ночью обольщали нас своими коварными речами и убеждали нас в справедливости неверия. Вы называли заблуждение прямым путем, а истину – заблуждением. Вы пытались опорочить истинное учение и продолжали строить свои козни, пока окончательно не сбили нас с прямого пути.
Это пререкание не принесет неверным никакой пользы – они лишь отрекутся друг от друга и их сердца будут охвачены великим отчаянием и разочарованием. Поэтому Аллах сказал: [Но когда их постигнет наказание, они утаят раскаяние]. Неверные будут оправдываться друг перед другом в надежде, что сумеют спастись от наказания, но им станет ясно, что они действительно достойны возмездия. Они будут горько раскаиваться в своих деяниях и печалиться оттого, что не последовали прямым путем и не отвергли ложь, которая обрекла их на вечные страдания. Однако раскаиваться они будут в душе, опасаясь позорного признания в собственном нечестии. В течение долгого Судного дня неверные лишь изредка громогласно признаются в своем раскаянии. То же самое произойдет, когда их будут ввергать в геенну.
Всевышний сказал:
«В тот День творящий беззаконие будет кусать [от отчаяния] свои руки и скажет: “О, если бы я последовал в пути за Посланником! О горе мне! Лучше бы я не брал себе в друзья такого-то!”» (Различение, 27-28);
«Они также говорят: “Если бы мы послушались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей Ада”. Так они признаются в своих грехах. Прочь же, обитатели адского пламени!» (Власть, 10-11).
[Мы наложим оковы на шеи неверных], т.е. грешники, подобно узникам, будут закованы в кандалы.
Всевышний также сказал:
«С оковами на шеях и в цепях их поволокут в кипяток, а потом уж в Огонь, где предадут сожжению» (Верующий, 71-72).
[Не за то ли воздастся им, что вершили они?] Поистине, мучительное наказание и тяжелые оковы являются справедливым возмездием за неверие, грехи и неповиновение.
Затем Всевышний сообщил о том, что древние народы, которые отвергли своих посланников, были похожи на тех нечестивцев, которые сегодня отвергают Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. В какое бы селение ни приходил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зажиточные мужи, обольщенные мирскими благами и гордящиеся своим богатством, отвергали его.
Зажиточные грешники говорили верующим: [Мы превосходим вас богатством и числом детей, и нас не подвергнут наказанию]. Мы вообще не будем воскрешены, а если и будем, то Господь, одаривший нас несметным богатством и многочисленными детьми на земле, непременно одарит нас еще более щедрым вознаграждением в Будущей жизни. А это значит, что мы не будем наказаны.
Всевышний Аллах опроверг их лживые заявления и сообщил, что богатство и бедность в мирской жизни не являются доказательствами преуспеяния в Будущей жизни. Господь ниспосылает богатство в соответствии со Своей Божественной волей. Одним из людей Он ниспосылает щедрый удел, а другим – скудный.
[Ни ваши божества, ни ваши дети не приближают вас к Нам]. Приблизиться к Аллаху человек может только благодаря твердой вере во всё, что проповедовали посланники Аллаха, и праведным деяниям. Вознаграждение людей, обладающих такими качествами, будет умножено от десяти до семисот раз и даже больше, так что о величине этого вознаграждения доподлинно не известно никому, кроме Всевышнего Аллаха. Эти праведники будут покоиться в вышних горницах, где они не познают грусти и беспокойства. Они будут наслаждаться многочисленными благами, заведомо зная, что никогда не покинут эту обитель и никогда не опечалятся в ней.
[А те, которые усердствуют, чтобы опорочить Наши знамения, будут подвергнуты наказанию]. Они отвергают посланников своего Господа и пытаются уличить их во лжи и бессилии, а в Судный день их схватят могучие адские стражи, и тогда они убедятся в бессилии всего, на что они полагались и надеялись.
Затем Всевышний еще раз повелел Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, сказать: [Поистине, мой Господь увеличивает или уменьшает долю тому из Своих рабов, кому пожелает]. Всевышний напомнил об этом для того, чтобы правоверные твердо знали, что их обязательные и добровольные пожертвования, сделанные в пользу родственников, соседей, сирот, бедняков и прочих нуждающихся, непременно будут возмещены.
Милостыня и пожертвования никогда не уменьшают богатства человека, потому что возместить их обязался Всевышний Аллах, Который увеличивает или уменьшает долю тому из Своих рабов, кому пожелает. [Он – Самый Щедрый из тех, кто дарует пропитание]. Помните об этом, просите у Него богатства и пропитания и делайте всё необходимое для того, чтобы приобрести их.

40. [Помни, о Мухаммад], о том Дне, когда Он соберет их всех [многобожников и тех, кому они поклонялись], а потом скажет ангелам: «Не вам ли поклонялись эти [люди]?»
41. Они ответят: «Свят и Безупречен Ты! Ты – наш Покровитель, а не они. Они поклонялись джиннам, и большая их часть веровала в них».
42. Сегодня [в день Воскресения] вы не можете принести друг другу ни пользы, ни вреда. А нечестивцам Мы скажем: «Вкусите наказание Огнем, который вы отрицали».
43. Когда им возвещают Наши ясно изложенные аяты, они говорят: «Этот муж лишь хочет отклонить вас от того, чему поклонялись ваши отцы». Они говорят [также]: «Этот [Коран] – не что иное, как выдуманная ложь». А те, которые не уверовали в истину, когда она предстала перед ними, говорят: «Этот [Коран] – всего лишь явное колдовство».
44. Мы не даровали им писаний, которые они могли бы изучать, и не посылали к ним до тебя увещевателя.
45. Те, которые жили до них, также не признавали [посланников], а эти [мекканские многобожники], хотя не обрели и десятой доли того, что Мы даровали прежним народам, тем не менее не признают Моих посланников. И каким же было Мое обличение!
46. Скажи, [о Мухаммад]: «Я призываю вас только к одному: станьте пред Аллахом по двое и по одному, а потом пораздумайте хорошенько, [и вы убедитесь, что] ваш собрат – не одержимый, что он всего лишь увещеватель перед грядущим суровым наказанием».
47. Скажи: «Я не требую от вас вознаграждения. [Все, что я требую от вас,] – для вас же самих. А меня вознаградит Аллах, ведь Он – Свидетель всему сущему».
48. Скажи: «Поистине, мой Господь поражает истиной [ложь], Он – Ведающий сокровенное».


А когда наступит день Воскресения, Аллах соберет вместе всех многобожников и тех ложных богов, которым они поклонялись. Для того, чтобы упрекнуть неверных, которые поклонялись ангелам, Всевышний скажет благородным ангелам: [Не вам ли поклонялись эти?]
Ангелы отрекутся от поклонения многобожников и скажут: [Свят и Безупречен Ты!] Нет и не может быть иных богов, помимо Тебя, ибо Ты Превыше всякого многобожия. [Ты – наш Покровитель, а не они]. Мы любим Тебя, надеемся на Твою благосклонность и не имеем ничего общего с идолопоклонниками. Мы нуждаемся в Твоем покровительстве и никогда не станем призывать людей поклоняться нам. Разве станем мы придумывать ложных богов и надеяться на покровительство кого-нибудь, кроме Тебя?! [Они поклонялись джиннам, и большая их часть веровала в них], т.е. многобожники поклонялись и повиновались шайтанам, которые подталкивали их к поклонению ангелам и другим ложным божествам. Их поклонение Шайтану заключалось в повиновении ему и его поборникам.
Всевышний разъяснил это, когда обратился ко всем многобожникам и сказал:
«Не наказывал ли Я вам, о сыны Адама, не поклоняться Шайтану? Ведь он – ваш явный враг. [Не велел ли] поклоняться Мне Одному? Это и есть прямой путь» (Йа Син, 60-61). Но многобожники ослушались Аллаха, доверились Шайтану и стали повиноваться ему. Они уверовали в Шайтана, потому что вера всегда складывается из доверия и повиновения.
После того как ангелы отрекутся от многобожников, Всевышний обратится к ним и скажет: [Сегодня вы не можете принести друг другу ни пользы, ни вреда], ибо связи между вами уже разорваны. А затем Господь ввергнет неверных и грешников в геенну и скажет им: [Вкусите наказание Огнем, который вы отрицали]. Сегодня вы воочию узрели его и уже ввергнуты в его пламенную пучину. Это – справедливое воздаяние за ваше неверие, которое не позволило вам совершать праведные деяния и спастись от наказания.
Затем Всевышний сообщил о том, как ведут себя многобожники в мирской жизни, когда им возвещают ясно изложенные коранические аяты и представляют убедительные доказательства правдивости Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Эти доводы и доказательства открывают им глаза на всякое добро и предостерегают их от всякого зла. Они являются величайшей милостью Господа по отношению к людям и обязывают всех рабов Аллаха уверовать во Всевышнего Аллаха и Его Книгу и покориться всем Его повелениям. Однако многобожники отвечают на эту милость Всевышнего неблагодарностью, отвергают Его учение и говорят о Его славном посланнике, да благословит его Аллах и приветствует: [Этот муж лишь хочет отклонить вас от того, чему поклонялись ваши отцы]. Он призывает вас к искреннему служению Одному Аллаху только для того, чтобы отдалить вас от обычаев ваших уважаемых отцов, дорогой которых вы следуете.
Многобожники отвергают истину по наущению проповедников лжи, которые не только не предоставляют убедительных доказательств своей правдивости, но и не способны вселить в сердца разумных людей даже частичку сомнения. Да и какое сомнение могут вселить заблудшие нечестивцы, которые отвергают истину и оправдываются тем, что их заблудшие собратья тоже отвергают истину. Подобное оправдание является сущей глупостью. Достаточно просто призадуматься над словами многобожников, философов, материалистов, атеистов и безбожников, которые пытаются опровергнуть религию Аллаха, чтобы понять, что все они являются столь же бессмысленными. Их слова и деяния являются примером для каждого, кто станет отвергать истину вплоть до наступления Судного часа.
Многобожники оправдывают свои поступки деяниями своих заблудших отцов и позволяют себе отвергать истинное учение посланников Аллаха, но не ограничиваются только этим. Они осмеливаются возводить навет на Священный Коран и называют его выдуманной ложью, т.е. лживым писанием, которое измыслил сам Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Они также называют его явным колдовством, т.е. колдовством, порочность которого ясна каждому человеку. Своими лживыми речами они демонстрируют свою ненависть к истине и пытаются найти поддержку в лице глупцов и невежд.
Таким образом, у многобожников нет ни убедительных, ни даже сомнительных доводов в пользу своих убеждений и воззрений. А если они попытаются обосновать свои взгляды, то не смогут сделать этого, потому что у их взглядов нет основы и фундамента. Поэтому Всевышний сказал: [Мы не даровали им писаний, которые они могли бы изучать, и не посылали к ним до тебя увещевателя]. У них нет писания, на которое они могли бы опираться, и нет посланника, словами и поступками которого они могли бы оправдываться. У них нет ни ясного знания, ни его следов.
Затем Аллах обратился к мекканским многобожникам и предостерег их от наказания, которое постигло их неуверовавших предшественников. А ведь мекканцы не обрели и десятой доли того, что Аллах даровал прежним народам.
Тем не менее они не признавали посланников Аллаха, и поэтому Всевышний сказал: [И каким же было Мое обличение!] Аллах предал их порицанию и подверг мучительному наказанию. Одних из них Господь потопил в море, других поразил сокрушительным ураганом, третьих – оглушительным воплем, четвертых – землетрясением, пятых – шквалистым ветром. О неверные! Не смейте упорствовать в своем неверии, дабы не постигло вас то, что постигло прежние народы.
О Посланник! Обратись к этим упрямым неверным, которые готовы в любой момент отвергнуть истину и оскорбить ее проповедников, и скажи: [Я призываю вас только к одному: станьте пред Аллахом по двое и по одному, а потом пораздумайте хорошенько]. Я прошу вас прислушаться к моему совету и сделать это. Такой поступок будет справедливым, ибо я не прошу вас слепо последовать за мной и отказаться от своих взглядов. Поставьте перед собой цель найти истину и постарайтесь быть искренними пред Аллахом. Соберитесь вместе и обсудите то, к чему я вас призываю. Затем уединитесь и будьте искренними перед самими собой. Соберитесь с мыслями и призадумаетесь над явившимся к вам Посланником, да благословит его Аллах и приветствует. Разве он похож на безумца? Разве его внешность, речь и качества присущи безумцам? А может быть, он все-таки является правдивым Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, который предостерегает вас от зла и предупреждает о грядущем мучительном наказании?
Если вы прислушаетесь к этому совету, то вам станет совершенно ясно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не является одержимым безумцем. Его внешность и его взгляд не похожи на внешность и взгляд безумцев. С ним не случаются удушья и конвульсии. Напротив, он обладает самой прекрасной внешностью и отличается самыми изысканными поступками. Ему присущи благородный нрав, спокойствие, скромность, достоинство и многие другие качества, которыми обладают только самые благоразумные люди.
Если вы задумаетесь над его прекрасными словами и мудрыми речами, то убедитесь в том, что они наполняют сердца собеседников спокойствием и верой, очищают их души, пробуждают в них самые прекрасные качества и избавляют их от порочного нрава. Стоит ему заговорить, как люди проникаются к нему уважением и почтением. Разве такое поведение можно сравнить с буянством безумцев? Разве такие речи похожи на бред сумасшедших?!
Любой человек, который в одиночестве или в обществе других людей призадумается над жизнью и поведением Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, желая найти ответ на вопрос, был ли он действительно посланником Аллаха, непременно придет к выводу, что Мухаммад был правдивым Пророком и истинным Посланником. И тем более в этом легко могли убедиться мекканцы, которые были знакомы с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с самого его рождения вплоть до его кончины.
Затем Аллах сообщил, что если бы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибирал к своим рукам богатство обратившихся в Ислам и требовал от них платы за свои проповеди, то это обстоятельство мешало бы людям уверовать в истину и покориться ей. Однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был далек от этой мысли, и поэтому Всевышний повелел ему сказать: [Я не требую от вас вознаграждения], т.е. не прошу у вас вознаграждения за то, что вы встали на прямой путь. Я призываю вас в свидетели того, что ваша награда достанется только вам самим. [А меня вознаградит Аллах, ведь Он – Свидетель всему сущему]. Аллах прекрасно знает о том, к чему я вас призываю, и если бы я лгал вам, то Он бы непременно сурово покарал меня. Но вместе с тем не забывайте, что Аллах также является Свидетелем всех ваших деяний. Он сохранит ваши деяния и воздаст вам за всё, что вы вершите.
Затем Всевышний повелел Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сообщить людям об извечном предустановлении Господа, согласно которому Аллах поражает истиной ложь. Он разъясняет Своим творениям истину и опровергает лживые утверждения неверных, в результате ложь разрушается и исчезает. В этом – знамения для людей размышляющих. Они видят, как ведающий сокровенное Господь изобличает порочные воззрения многобожников, выявляет их упрямство и неверие, распространяет по земле истину и искореняет ложь и порок. Он ведает о наущениях и сомнениях, которые переполняют сердца некоторых из Его рабов, и знает о тех убедительных доводах, которые могут сокрушить эти сомнения.

49. Скажи: «Явилась истина, и ложь не породит больше [зла] и не возвратится».
50. Скажи: «Если я заблуждаюсь, то худо от этого будет только мне. Если же я на прямом пути, то благодаря тому, что даровал мне мой Господь в Откровении. Поистине, Он – Внемлющий, Близкий».
51. Если бы ты видел, как они будут напуганы [в Судный день]! Они не смогут спастись бегством и будут схвачены неподалеку.
52. Они воскликнут: «Мы уверовали в это!» Но как им обрести [веру] в столь далеком месте!
53. А ведь раньше они не веровали в это и высказывали догадки о сокровенном, которое было далеким [от их постижения].
54. Но между ними и их желаниями воздвигнута преграда, как это было сделано раньше для подобных им. Поистине, они были в гнетущем сомнении.


Затем Аллах повелел Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, напомнить людям о том, что Господь уже разъяснил им истину и ее доказательства. А посему ложь никогда не сумеет одолеть истину, никогда не породит зла и не сумеет вернуть себе былое могущество. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, донес до человечества истину и показал неверным, что они не в силах противостоять ей. Он возвестил им, что они могут называть истину ложью и заблуждением, но это ничем не навредит самой истине и не предотвратит победу небесной религии.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также возвестил им, что если бы он был в заблуждении, то тем самым навредил бы только себе самому. Такое поведение Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, явилось примером того, как следует уступать собеседнику, с которым приходиться препираться для утверждения истины. Конечно же, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был далек от заблуждения, и упаси нас Аллах от подобных мыслей!
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал многобожникам, что если он следует прямым путем, то это является не его заслугой, а милостью Всевышнего Господа, Который наставил его на прямой путь. Он помог найти истину Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и помогает в этом всем остальным верующим. Поистине, Он – ас-Сами‘ (Слышащий, Внемлющий), аль-Кариб (Близкий). Он слышит слова и речи Своих рабов и внемлет мольбам всех, кто поклоняется Ему и обращается к Нему за помощью.
О Посланник! Если бы ты увидел неверных в Судный день, то перед тобой открылось бы ужасное и неприятное зрелище. В тот День неверные увидят адское наказание и убедятся в правдивости посланников, которых они считали лжецами, и тогда их охватит панический страх. [Они не смогут спастись бегством и будут схвачены неподалеку]. В тот День для многобожников не будет спасения. Все они будут неподалеку от геенны, и ангелы без труда ввергнут их в огненную пучину.
Находясь перед Адом, неверные воскликнут: [Мы уверовали в это!] Мы уверовали во всё, что считали ложью. Но разве смогут они обрести истинную веру в столь далеком месте, где между ними и верой будет воздвигнута непреодолимая преграда? В день Воскресения неверные уже не смогут обрести веру. Им следовало уверовать тогда, когда у них еще была возможность сделать это, и тогда Господь принял бы их покаяние.
Поэтому Аллах сказал: [А ведь раньше они не веровали в это и высказывали догадки о сокровенном, которое было далеким], т.е. они строили догадки и пытались одолеть истину ложью, однако это было так же трудно и невозможно, как попасть в цель с далекого расстояния. Ложь не может сокрушить или перебороть истину, и она приобретает могущество только тогда, когда люди придают истину забвению. Если же истина начинает противостоять лжи, то она непременно сокрушает ее.
В Судный день между неверными и их желаниями будет воздвигнута преграда. Они будут желать оказаться рядом со своими детьми в окружении своих слуг и стражников, вернуть свое богатство, получить то удовольствие, которое они получали в земной жизни, однако они останутся наедине со своими деяниями. Они были сотворены в одиночестве и предали забвению то, ради чего были сотворены, и теперь они в одиночестве будут отвечать за свои деяния. Эта же участь постигнет и древние народы, которые отвергали своих посланников, а когда воочию узрели мучительное наказание, то лишились возможности удовлетворить свои желания. Они заслужили это тем, что пребывали в гнетущем сомнении, по причине которого они отказывались уверовать и не желали покаяться.


Перевод Эльмира Кулиева