Сура 5 «Аль-Маида» («Трапеза») аяты 90-120 PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
03.01.2009 15:46
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Шейх Абдуррахман ас-Саади

"Облегчение от Великодушного и Милостивого"

Толкование Священного Корана

Перевод Эльмира Кулиева


Сура 5 «Аль-Маида» («Трапеза») аяты 90-120


90. О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете.

91. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?

Всевышний изобличил порочность этих отвратительных поступков и сообщил о том, что они относятся к деяниям сатаны и являются скверной. Люди должны избегать этих деяний для того, чтобы обрести успех, поскольку они не смогут добиться успеха, пока не перестанут совершать то, что запретил Аллах. В особенности это относится к упомянутым в этом аяте омерзительным поступкам. Первым из них является употребление опьяняющих напитков. К ним относится все, что лишает рассудка, опьяняет или одурманивает. Вторым из них являются азартные игры. К ним относятся пари и любые споры и состязания, в которых обе стороны берут на себя материальные обязательства. Третьим из них являются поклонение вместо Аллаха идолам и истуканам, а четвертым – гадание по стрелам.

Аллах запретил эти четыре поступка, велел Своим рабам сторониться их и сообщил о вреде, который они причиняют и который обязывает людей избегать и сторониться их. Во-первых, эти поступки являются скверными и нечистыми. Их нечистоту невозможно осязать, поскольку они являются нечистыми в духовном плане. Люди должны избегать любой нечисти, чтобы не оскверниться ею.

Во-вторых, эти поступки относятся к деяниям сатаны, который является злейшим врагом человечества. Хорошо известно, что врагов следует остерегаться, опасаясь их козней и деяний, особенно, если своими деяниями они пытаются завлечь человека в западню. Такая западня может стать губительной, и поэтому благоразумный человек должен избегать, остерегаться и опасаться деяний своего явного врага.

В-третьих, раб не сможет обрести успех, пока не будет избегать этих поступков, поскольку под преуспеянием подразумевается обретение желаемого и избавление от неприятного. Что же касается этих четырех деяний, то все они являются препятствием на пути к успеху.

В-четвертых, эти деяния порождают вражду и ненависть среди людей, и поэтому сатана делает все возможное для их распространения. В особенности это относится к употреблению опьяняющих напитков и азартным играм, поскольку они способны посеять вражду и ненависть даже между правоверными.

Опьяняющие напитки лишают человека рассудка и порождают в нем ненависть к его верующим братьям, а при неблагоприятных обстоятельствах, которые часто возникают при употреблении вина, дело может дойти даже до убийства. А во время азартных игр люди стремятся опередить друг друга и прибрать к рукам чужое имущество, не оказывая при этом другому человеку никакой услуги, и это также относится к факторам, способствующим возникновению вражды и ненависти.

В-шестых, по причине этих деяний человек душой и телом отдаляется от поминания Аллаха и намаза, ради которых Аллах сотворил Своих рабов и которые являются залогом их счастья. Вино и азартные игры сильнее чего бы то ни было отвлекают человека от поминания Аллаха и занимают его мысли настолько, что он даже не замечает того, как проходят значительные промежутки времени.

Что может быть ужаснее и отвратительнее грехов, которые оскверняют человека, относятся к деяниям сатаны, заставляют его запутываться в сетях дьявола и повиноваться ему так, как скотина повинуется своему пастуху, мешают ему добиться успеха, порождают вражду и ненависть между правоверными и отдаляют их от поминания Аллаха и намаза?!! Что вообще может иметь более тяжкие последствия?!!

Принимая это во внимание, Всевышний Аллах запретил благоразумным людям совершать эти грехи и предложил им самим отказаться от них. Причина же этого заключается в том, что если благоразумный человек задумается над дурными последствиями этих деяний, то он непременно воздержится от них, не дожидаясь долгих увещеваний и убедительных предостережений.

92. Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь! Но если вы отвернетесь, то знайте, что на Нашего Посланника возложена только ясная передача откровения.

Повиновение Аллаху ничем не отличается от повиновения Посланнику. Кто повинуется Аллаху, тот повинуется Посланнику, а кто повинуется Посланнику, тот фактически повинуется Аллаху. Это означает, что мусульманин обязан душой и телом совершать все деяния и произносить все слова, которые приказали совершать и произносить Аллах и Его посланник, выполнять обязательные и желательные предписания религии, связанные с его обязанностями перед Аллахом и перед Его творениями, и воздерживаться от всего, что запретили Аллах и Его посланник.

Это повеление имеет самый широкий смысл среди всех религиозных повелений, поскольку легко убедиться в том, что оно включает в себя все повеления и запреты, касающиеся души и тела.

Затем Аллах приказал остерегаться ослушания Аллаха и Его посланника, поскольку ослушание их является сущим злом и влечет за собой очевидный убыток. И если люди отвернутся от этих повелений и запретов, то им следует знать, что Посланнику Аллаха было велено лишь донести до них истину, и он уже выполнил возложенную на него миссию. Если они последуют прямым путем, то поступят только во благо себе, и если они станут совершать грехи, то навредят только себе. Аллах сам призовет их к ответу, а Посланник уже выполнил свой долг и справился со своей миссией.

93. На тех, которые уверовали и совершают праведные деяния, нет греха за то, чем они питались, если они были богобоязненны, веровали и совершали праведные деяния, если после этого они опять были богобоязненны и веровали, если после этого они опять были богобоязненны и творили добро. Ведь Аллах любит творящих добро.

После ниспослания категорического запрета на употребления вина и опьяняющих напитков и грозного предостережения от этого поступка некоторые правоверные пожелали узнать о том, каким было положение их братьев, которые после обращения в ислам пили вино и умерли до того, как опьяняющие напитки были запрещены. Тогда Всевышний Аллах ниспослал этот аят и сообщил в нем, что праведники, которые уверовали и совершали добрые деяния, не окажутся в стеснительном положении из-за того, что они употребляли вино и играли в азартные игры до того, как они были категорически запрещены.

Поскольку упоминание о том, что на праведниках нет греха за то, чем они питались прежде, распространяется как на перечисленные запрещенные продукты, так и на любую другую пищу, Всевышний Аллах конкретизировал смысл этого откровения и связал его с людьми, которые избегают ослушания и обладают правильной верой, которая обязывает их совершать праведные деяния и не сворачивать с этого пути. Человек не может избежать грехов, если эти качества проявляются в нем лишь время от времени. Он обязан оставаться таким вплоть до самой смерти и постоянно творить добро, поскольку Аллах любит добродетельных рабов, которые искренне поклоняются Творцу и помогают рабам.

Этот прекрасный аят также распространяется на тех, которые съели запрещенный продукт или совершили запрещенный поступок после ниспослания запрета, а затем признали свой грех, покаялись перед Аллахом, устрашились своего Господа и стали совершать праведные деяния. Таких людей Аллах прощает и избавляет от совершенных ими грехов.

94. О те, которые уверовали! Аллах обязательно подвергнет вас испытанию охотничьей добычей, которую смогут достать ваши руки и копья, чтобы Аллах узнал тех, кто боится Его, не видя Его воочию (или втайне от людей). А кто преступит границы дозволенного после этого, тому будут уготованы мучительные страдания.

Аллах оказал Своим рабам милость, когда поведал им о том, чему суждено произойти согласно Божьему предопределению и предустановлению. Аллах сделал это для того, чтобы они повиновались Ему и поступали осознанно, чтобы погибшие погибли при полной ясности, а оставшиеся жить жили при полной ясности.

Аллах сообщил верующим о том, что Он обязательно подвергнет их веру испытаниям. Но по своей милости Всевышний сделал это испытание нетрудным. Речь идет об охотничьей добыче, которую люди могут поймать руками или поразить своими копьями. Только в этом случае испытание имеет смысл, ибо если добыча находится на таком расстоянии, что человек не может поймать ее или поразить из оружия, то подобное испытание является совершенно бессмысленным.

Затем Аллах сообщил о том, что такое искушение и испытание позволяет Ему узнать Своих рабов так, чтобы это знание стало очевидным для самих рабов и позволило Ему вознаградить одних и наказать других. Благодаря этому Аллах узнает тех, кто боится своего Господа и воздерживается от запрещенных поступков, имея возможность совершить их, одаряет их щедрым вознаграждением и узнает тех, кто не боится своего Господа, находясь в одиночестве, а лишь делает вид, что он страшится Его, перед людьми. Эти люди поступают так из страха перед творениями и не заслуживают за это вознаграждения.

95. О те, которые уверовали! Не убивайте охотничью добычу, находясь в ихраме. Если кто-нибудь из вас убьет ее преднамеренно, то воздаянием за это будет скотина, подобная той, что он убил. Выносят решение о ней (о жертвенной скотине) двое справедливых мужей из вас, и эта жертва должна достичь Каабы. Или же для искупления этого следует накормить бедняков или соблюсти равноценный пост, дабы он вкусил пагубность своего поступка. Аллах простил то, что было прежде, но если кто-нибудь вернется к этому, то Аллах отомстит ему. Аллах – Могущественный, Способный на возмездие.

Аллах запретил убивать охотничью добычу, находясь в ихраме по поводу хаджа или малого паломничества. Этот запрет распространяется на любые поступки, которые могут привести к убийству охотничей добычи, и поэтому паломник в ихраме не может принимать участие в охоте, указывать на добычу или помогать в ее убийстве. Более того, он не имеет права есть добычу, пойманную или убитую ради него. Одним словом в ихраме мусульманину запрещается убивать и охотиться на животных, на которых ему было позволено охотиться до вступления в ихрам, и этот запрет подчеркивает важность этого великого обряда.

Но если паломник преднамеренно убьет охотничью добычу, то в качестве искупления он должен зарезать верблюда, корову или овцу, а затем раздать его в качестве пожертвования. Принесенная жертва должна иметь сходство с животным, которое было убито на охоте, и вынести решение относительно этого должны двое справедливых мусульман, которые знают религиозные законы и могут устанавливать сходство между животными. При этом следует опираться на суждения сподвижников, которые решили, что за убийство голубя следует принести в жертву овцу, за убийство страуса – верблюдицу, а за убийство дикой коровы – корову. Таким же образом за каждое убитое животное следует принести в жертву подобную ему скотину. Если же убитое животное не имеет никакого сходства со скотиной, то в качестве искупления следует пожертвовать его стоимостью. Это правило распространяется на любую погубленную собственность.

Если для искупления этого прегрешения паломник собирается совершить жертвоприношение, то жертвенное животное должно быть зарезано в Заповедной мечети. Но вместо принесения в жертву скотины, которая подобна убитому животному, разрешается накормить бедняков. Многие богословы считали, что после установления вида скотины, которую следует принести в жертву, паломник должен приобрести на ее стоимость продукты питания и накормить каждого бедняка одним муддом пшеницы высшего качества или половиной са другого продукта. Вместо этого ему разрешается поститься один день за каждого бедняка, которого он должен накормить. Это воздаяние предписано для того, чтобы человек осознал пагубность своего поступка.

В этом аяте упоминаются только преднамеренное убийство охотничьей жертвы, хотя паломник обязан искупить содеянное даже того, когда он убил животное по ошибке. Это религиозное правило распространяется на всех, кто причиняет вред здоровью людей или имуществу, которое является неприкосновенным. Если один человек сознательно нанес увечье другому или погубил его имущество, не имея права поступать так, то он несет ответственность за содеянное, потому что Аллах установил для таких случаев соответствующее наказание и воздаяние. Если же он совершил этот поступок непреднамеренно, то он получает только воздаяние и не получает наказания. Этого мнения придерживалось большинство мусульманских богословов. Однако, согласно наиболее достоверному мнению, которое опирается на ясный смысл этого откровения, непреднамеренное убийство охотничьей добычи не является грехом, и паломник не должен совершать за него искупительные действия.

96. Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны.

Поскольку к охотничьей добыче относятся животные, обитающие как на суше, так и на море, Всевышний Аллах сделал исключение для морской добычи и позволил ловить ее, находясь в ихраме. Под морской добычей подразумеваются живые морские животные, а под морской едой – мертвые обитатели моря. Это означает, что разрешается питаться морской падалью. Аллах позволил людям питаться этими благами для того, чтобы они извлекали из этого пользу вместе со своими спутниками. Однако им запрещено охотиться на суше, пока они находятся в ихраме.

Из лексического анализа арабского слова "сайд" ("охотничья добыча") следует, что речь идет только о диких животных, потому что на домашних животных не охотятся. Кроме того, мясо этих животных должно употребляться в пищу, ибо если его запрещается употреблять в пищу, то таких животных нельзя назвать добычей.

После разъяснения этого Аллах приказал людям бояться Его, выполняя религиозные повеления и избегая нарушения Божьих запретов. А помочь им в этом может осознание того, что они будут собраны перед Аллахом, который одарит вознаграждением тех, которые исповедовали богобоязненность, и подвергнет наказанию тех, которые не поступали так.

97. Аллах сделал Каабу, Заповедный дом, а также запретный месяц, жертвенных животных и животных (или людей) с ожерельями опорой для людей. Это – для того, чтобы вы знали, что Аллаху известно о том, что на небесах, и том, что на земле, и что Аллах ведает о всякой вещи.

Всевышний сообщил о том, что Заповедная мечеть – это опора для людей, поскольку благодаря почитанию ее они поддерживают свое духовное и мирское благополучие, совершенствуют свою приверженность исламу, избавляются от бремени грехов. Отправляясь в паломничество к этой мечети, они приобретают щедрые дары и великие блага, жертвуют своим имуществом и преодолевают большие трудности. Мусульмане любых национальностей стекаются к ней по самым широким дорогам, знакомятся друг с другом, помогают друг другу, вместе обсуждают общие проблемы и устанавливают прочные связи, приносящие им пользу в религиозных и мирских делах. Всевышний сказал:

«Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их» (22:28).

По причине того, что Кааба – опора для людей, некоторые богословы считали, что ежегодный хадж является обязательным предписанием для всей мусульманской общины, и если никто из мусульман не отправится в хадж, то вина за это ляжет на каждого, кто был в состоянии совершить паломничество. Более того, если никто из мусульман не отправится в хадж, то они лишатся своей опоры, и тогда наступит День воскресения.

Жертвенные животные и животные с ожерельями, которые считаются самыми славными из всех жертвенных животных, также являются опорой для людей, поскольку они приносят им большую пользу и огромное вознаграждение. Аллах установил эти предписания для того, чтобы люди поняли, что Ему известно обо всем, что на небесах и на земле. Он создал Заповедную мечеть на благо Своих рабов, поскольку Ему было известно, что она принесет им пользу в религиозных и мирских делах.

98. Знайте, что Аллах суров в наказании и что Аллах – Прощающий, Милосердный.

Знание этих двух вещей не должно покидать ваши сердца, ибо вы должны быть твердо убеждены в них. Вы должны знать, что Аллах может подвергнуть суровому наказанию каждого ослушника как при жизни на земле, так и после смерти, и что Аллах может простить и помиловать каждого, кто приносит покаяние и повинуется Ему. Это знание поможет вам бояться Божьего наказания и надеяться на Его прощение и вознаграждение, и тогда вы будете поступать в соответствии с требованиями страха перед Аллахом и надежды на Него.

99. На Пророка не возложено ничего, кроме передачи откровения. Аллах знает о том, что вы обнаруживаете, и том, что вы скрываете.

Донесение истины было единственной обязанностью Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и он выполнил свою миссию так, как ему было приказано. Что же касается всего остального, то он не распоряжался происходящим во вселенной, зато Аллаху известно обо всем, что обнаруживают или скрывают рабы, и каждому из них Аллах воздаст по заслугам в соответствии со своим знанием.

100. Скажи: «Скверное и благое не равны, даже если изобилие скверного понравилось тебе (или удивило тебя)». Бойтесь же Аллаха, обладатели разума, – быть может, вы преуспеете.

Аллах велел Своему пророку предостеречь людей от зла, вдохновить их на совершение добрых поступков и разъяснить им, что скверное и благое никогда не смогут сравниться. Вера никогда не сравнится с неверием, покорность – с ослушанием, обитатели рая – с мучениками ада, скверные деяния – с праведными поступками, а приобретенное запрещенным путем имущество – с имуществом, которое было приобретено дозволенным путем. Даже если изобилие скверного будет восхищать человека, оно все равно не принесет ему никакой пользы, а лишь навредит его набожности и мирскому благополучию.

Затем Аллах велел обладателям разума исповедовать богобоязненность. Всевышний обратился к людям, обладающим здравым рассудком и правильными взглядами, потому что они заслуживают того, чтобы им уделялось внимание, и годятся для добрых начинаний. Аллах сообщил, что преуспеяние людей зависит от их богобоязненности, суть которой заключается в том, насколько исправно человек придерживается повелений и запретов своего Господа. Кто исповедует богобоязненность, тот непременно добьется успеха, а кто отказывается от нее, тот окажется в убытке и лишится великой прибыли.

101. О те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известны. А ведь они станут вам известны, если вы спросите о них, когда ниспосылается Коран. Аллах простил вам это, ибо Аллах – Прощающий, Выдержанный.

Аллах запретил своим верующим рабам спрашивать о том, что доставит им огорчение и беспокойство, если станет им известно. Это относилось к поступкам некоторых из сподвижников, которые расспрашивали посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, об их родителях и их месте в Райских садах или Преисподней, поскольку знание этого могло не принести им ничего хорошего. Это также относилось к вопросам о невероятных событиях или вопросам о том, что могло повлечь за собой ниспослание обременительных религиозных предписаний и даже поставить мусульман в затруднительное положение, или совершенно бесполезным вопросам. Аллах запретил задавать эти и другие похожие вопросы. Что же касается вопросов, которые не могут повлечь за собой такие нежелательные последствия, то мусульманам было приказано задавать их, поскольку Всевышний сказал:

«Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (16:43).

Затем Аллах сообщил, что если сподвижники задавали вопросы Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, в подходящий момент и спрашивали его о неясных аятах и непонятных предписаниях во время ниспослания Корана, т.е. когда откровения еще могли быть ниспосланы с небес, то они получали разъяснения и узнавали истину. Но если они не сделали этого, то всем остальным мусульманам следует воздержаться от обсуждения того, о чем умолчал Аллах.

Аллах простил это Своим рабам и умолчал об этом ради их благополучия. А это значит, что Аллах проявил снисходительность и позволил Своим рабам совершать все, о чем ничего не говорится в откровении. Прощение, терпение и милосердие являются Его неотъемлемыми качествами, и люди должны стремиться к Его прощению и искать Его милость и благоволение.

102. Люди до вас спрашивали о них и по этой причине стали неверующими (или затем стали неверующими в них).

Прежде люди задавали вопросы, которые было запрещено задавать мусульманам. Они поступали таким образом по причине своего упрямства и не желали найти истину. Они получили на них ответы, но впоследствии стали неверующими. В достоверном хадисе по этому поводу сообщается, что Пророк Мухаммад сказал: «Избегайте того, что я запретил вам, и по мере своих возможностей выполняйте то, что я вам приказал, потому что ваших предшественников погубило то, что они задавали много вопросов и перечили своим пророкам».

103. Аллах не распоряжался относительно бахиры, саибы, васыли и хами. Но неверующие возводят навет на Аллаха, и большая часть их не разумеет.

Аллах упрекнул язычников, которые придумали религиозные законы вопреки воле Аллаха и запретили некоторое из того, что Аллах объявил дозволенным. Опираясь на свои порочные воззрения, они запретили себе использовать некоторых животных и придумали для них особые названия, что полностью противоречило тому, что было ниспослано Аллахом. Вот почему Аллах сообщил о том, что Он не распоряжался относительно бахиры, саибы, василы и хами.

Бахирой называлась верблюдица, которую язычники считали священной. Они разрезали ей ухо и запрещали садиться на нее и возить на ней грузы. Саибой назывались верблюдицы, коровы или овцы, которые по достижении определенного возраста считались священными. Язычники не садились на них верхом, не возили на них грузов и не ели их мясо. Таким же образом называлось имущество, которое язычники оставляли без присмотра, выполняя данный ими обет. Хами назывался верблюд, которого язычники по некоторым известным причинам начинали оберегать от верховой езды и перевозки грузов.

Многобожники установили эти запреты, не имея никаких доводов и доказательств. Они возвели на Аллаха навет, причиной которого было их невежество и безрассудство, и поэтому Аллах сказал, что большинство их были людьми неразумными. Они не опирались на священные тексты и разумные доводы, но были обольщены собственными воззрениями, построенными на невежестве и несправедливости.

104. Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», – они отвечают: «Нам достаточно того, на чем мы застали наших отцов». Неужели они поступят так, даже если их отцы ничего не знали и не следовали прямым путем?

Когда язычникам предлагали прийти к тому, что ниспослал Аллах, и прийти к Божьему Посланнику, они отказывались и отворачивались со словами: "Нам достаточно той религии, которую исповедовали наши предки, даже если она является неправильной и не поможет нам спастись от наказания Аллаха". Если бы их предки были благоразумными и учеными людьми, то подобные воззрения были бы менее опасными, однако их предки были неразумными глупцами, которые не обладали знанием и не следовали прямым путем.

Горе же тем, кто слепо повинуется людям, лишенным правильных познаний и не способным здраво мыслить, кто отказывается руководствоваться тем, что ниспослал Аллах, и не желает следовать путем Божьих посланников, хотя именно этот путь наполняет сердца людей знанием, верой, прямотой и убежденностью.

105. О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и тогда Он поведает вам о том, что вы совершали.

Аллах приказал верующим проявлять усердие для того, чтобы исправиться, достичь совершенства и верно проследовать прямым путем, ибо если они исправятся и обретут праведность, то заблудшие люди, которые свернули с прямого пути и не отказались исповедовать правую веру, больше не причинят им никакого вреда, а будут вредить только самим себе.

Это совершенно не означает того, что раб не причинит себе вреда, если откажется призывать окружающих к одобряемому и предостерегать их от предосудительного, потому что человек не встанет на прямой путь полностью, пока не будет призывать окружающих к одобряемому и предостерегать их от предосудительного во всех случаях, когда это обязательно. И если даже он не способен удержать людей от предосудительных поступков рукой или языком, то он должен упрекнуть их за ослушание в сердце, и тогда заблуждение окружающих не причинит ему вреда. А когда наступит День воскресения, все творения будут собраны перед Всевышним Аллахом, который поведает им обо всех добрых и злых деяниях, которые они совершили.

106. О те, которые уверовали! Если к кому-нибудь из вас явится смерть, и он оставит завещание, то его свидетельствуют двое справедливых мужей из вас или двое других не из вас, если смерть постигнет вас, когда вы странствуете по земле. Задержите их обоих после намаза, и если вы усомнитесь, то они должны поклясться Аллахом: «Мы не покупаем за них мирскую выгоду, даже если он является нашим близким родственником, и не скрываем свидетельства Аллаха. В противном же случае мы принадлежим к числу грешников».

Всевышний в повествовательной форме приказал оставлять завещание в присутствии двух свидетелей. Если человек чувствует приближение смерти и видит ее признаки, то ему следует написать завещание и призвать в свидетели двух справедливых мусульман, чьи свидетельства заслуживают доверия. При необходимости, если нет мусульман, можно довольствоваться свидетельством двух иудеев, христиан или приверженцев других вероисповеданий.

Всевышний приказал призывать людей в свидетели завещания даже тогда, когда смерть постигает человека во время странствования по земле. Это означает, что их свидетельство при таких обстоятельствах должно быть принято. А для того, чтобы люди могли убедиться в истинности их свидетельства, их можно задержать после намаза, который люди почитают, для того, чтобы они поклялись Аллахом в том, что их свидетельство является правдивым, неискаженным и неизмененным. Поступить таким образом можно, если люди сомневаются в их правдивости. Если же они доверяют им, то нет необходимости призывать их поклясться Аллахом. При произнесении клятвы они должны сказать: "Мы не лжем и не покупаем за нашу клятву мирскую выгоду, и даже если это дело касалось бы нашего близкого родственника, мы не стали бы отстаивать его интересы ради нашего родства с ним. Мы не скрываем своего свидетельства перед Аллахом. Напротив, мы передаем все так, как услышали. Если же мы скрываем его, то мы являемся самыми настоящими грешниками".

107. Если будет обнаружено, что они оба повинны в грехе, то пусть двое других самых близких родственников из числа тех, кто имеет законные права, займут их место и поклянутся Аллахом: «Наше свидетельство вернее их свидетельства, и мы не преступаем границы дозволенного. В противном же случае мы принадлежим к числу беззаконников».

108. Поступить так лучше для того, чтобы они принесли истинное свидетельство или устрашились того, что другие клятвы будут принесены после их клятв. Бойтесь Аллаха и слушайте! Ведь Аллах не ведет прямым путем людей нечестивых.

Если косвенные улики будут указывать на то, что оба свидетеля солгали и предали оказанное им доверие, то двое мужчин из числа правопреемников покойного, приходящихся ему самыми близкими родственниками, должны поклясться Аллахом и сказать: "Наше свидетельство вернее их свидетельства, потому что они солгали, исказили завещание и предали оказанное им доверие. Если же мы поступаем несправедливо, преступаем границы дозволенного и приносим лжесвидетельство, то мы являемся самыми настоящими беззаконниками".

Разъясняя смысл этого свидетельства, его подтверждения и возможного опровержения родственниками покойного в том случае, если обнаруживается ложь свидетелей, Всевышний Аллах сказал, что эти обстоятельства побуждают свидетелей говорить правду, поскольку в противном случае их клятвы могут быть не приняты и опровергнуты правопреемниками покойного. Аллах не ведет прямым путем людей, которые являются нечестивцами и не желают прислушиваться к верному руководству и следовать прямым путем.

Из всего сказанного следует, что если смерть настигнет человека во время путешествия или при других похожих обстоятельствах, когда возле него может не оказаться свидетелей или заслуживающих доверия людей, то ему следует оставить завещание в присутствии двух справедливых мусульман. Если же он сможет найти только двух неверующих свидетелей, то ему разрешается оставить завещание в их присутствии. Но поскольку они являются неверующими, правопреемники покойного могут усомниться в их правдивости, и тогда свидетели после намаза должны поклясться в том, что они не предали оказанного им доверия, не солгали, не изменили завещания и не исказили его. Этой клятвой они могут отвести от себя любые подозрения. Но если родственники покойника не поверят им, поскольку косвенные улики будут указывать на их лжесвидетельство, то при желании двое из правопреемников покойного могут поклясться Аллахом в том, что их свидетельство вернее предыдущего свидетельства и что двое предыдущих свидетелей предали оказанное им доверие и солгали. В этом случае их притязания должны быть удовлетворены.

Эти прекрасные аяты были ниспосланы по поводу известной истории, произошедшей с Тамимом ад-Дари и Ади б. Бадда, когда один из адавитов оставил завещание в их пользу. Но лучше всего об этом известно одному Аллаху. Что же касается этих прекрасных аятов, то из них можно извлечь несколько религиозных предписаний.

Во-первых, составление завещания узаконено шариатом, и находящемуся при смерти человеку следует оставить завещание.

Во-вторых, завещание признается действительным, даже если человек находится при смерти, пока он сохраняет здравый рассудок.

В-третьих, для освидетельствования завещание необходимо присутствие двух справедливых мужчин.

В-четвертых, при крайней необходимости свидетелями завещания перед смертью и при других обстоятельствах могут быть неверующие. Этого мнения придерживался имам Ахмад. Многие другие богословы полагали, что это предписание было аннулировано, однако их утверждения являются безосновательными.

В-пятых, из смысла этого предписания следует, что свидетельство неверующих по другим вопросам также может быть принято, если нет других свидетелей. Этого мнение придерживался шейх-уль-ислам Ибн Теймия.

В-шестых, мусульманину разрешается отправляться в поездку вместе с неверующим, если это не представляет для него угрозы.

В-седьмых, шариат разрешает отправляться в торговые поездки.

В-восьмых, если правопреемники покойного сомневаются в правдивости свидетелей, но не имеют оснований для того, чтобы обвинить их во лжи, то они могут задержать их после намаза и потребовать от них принести клятву, упомянутую Всевышним Аллахом.

В-девятых, если они не подозревают свидетелей во лжи и не сомневаются в их правдивости, то нет необходимости задерживать их после намаза и требовать от них заверить свои свидетельства клятвой.

В-десятых, принесение свидетельства является важным поступком, потому что Аллах назвал его своим. Это означает, что люди обязаны внимательно относиться к своим свидетельствам и соблюдать при этом справедливость.

В-одиннадцатых, если правдивость свидетелей можно подвергнуть сомнению, то их разрешается подвергнуть испытанию и разлучить для того, чтобы выявить правдивость или лживость их свидетельств.

В-двенадцатых, если улики указывают на лживость душеприказчиков, то двое близких родственников покойного должны поклясться Аллахом о том, что их клятвы правдивее клятв свидетелей и что они предали оказанное им доверие и солгали. Затем они должны получить то, на что они притязают, и косвенные доказательства этого, подкрепленные их клятвами, в данном случае могут выступать в роли прямых доказательств.

109. В тот день, когда Аллах соберет посланников и скажет: «Что вам ответили?» – они скажут: «Мы не обладаем знанием. Воистину, Ты – Ведающий сокровенное».

Всевышний сообщил о Дне воскресения и тех ужасных событиях, которые произойдут в этот день. Вот тогда Аллах соберет всех посланников и спросит их: "Что вам ответили ваши народы?" Они скажут: "Господь наш! Все знания принадлежат Тебе, и Тебе лучше известно об этом. Ты ведаешь все сокровенное и явное".

110. Аллах скажет: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Помни о милости, которую Я оказал тебе и твоей матери. Я поддержал тебя Святым Духом (Джибрилем), благодаря чему ты говорил с людьми в колыбели и будучи взрослым. Я научил тебя Писанию, мудрости, Таурату (Торе) и Инджилу (Евангелию). По Моему соизволению ты лепил изваяния птиц из глины и дул на них, и по Моему соизволению они становились птицами. По Моему соизволению ты исцелял слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного, по Моему соизволению ты выводил покойников живыми из могил. Я отвратил от тебя (защитил тебя от) сынов Исраила (Израиля), когда ты явился к ним с ясными знамениями, а неверующие из их числа сказали, что это – всего лишь очевидное колдовство».

Аллах велел Исе, сыну Марьям, поминать душой и сердцем милость, которая была оказана ему и его матери, и благодарить Господа за эту милость, выполняя все, что от него требовалось. Ему действительно была оказана милость, которой не были удостоены все остальные творения.

Всевышний поддержал его духом и откровением, которое очистило его и придало ему силы для выполнения повелений Аллаха и призыва людей на Его путь. Существует мнение, что под святым духом подразумевается ангел Джибрил, которому Аллах поручил помогать святому пророку, сопровождать его повсюду и поддерживать его в трудные минуты.

Аллах позволил Исе говорить с людьми в колыбели и взрослым. Под этой речью не подразумевается обычная человеческая речь. Под ней подразумевается речь, приносящая пользу как тому, кто говорит, так и тому, с кем говорят. Такой речью является призыв к Аллаху. Подобно своим собратьям из числа твердых духом посланников, пророк Иса в зрелом возрасте вел с людьми полезные беседы, донося до людей послание Аллаха, призывая к добру и удерживая от зла. Однако он отличался от остальных посланников тем, что, еще будучи младенцем в колыбели, он сказал людям:

« Воистину, я – раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным. Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни» (19:30-33).

Аллах научил его Писанию и мудрости. Под Писанием здесь подразумеваются как предыдущие Небесные Откровения, среди которых выделяется Тора, так и Евангелие. Все это позволило ему стать одним из самых знающих пророков среди сынов Исраила после Мусы. А под мудростью здесь подразумевается знание таинств Божьего закона, осознание пользы и смысла религиозных предписаний, умение вести проповедь, обучать людей и делать все необходимое надлежащим образом.

По соизволению Аллаха он лепил безжизненные глиняные изваяния птиц и дул на них, после чего они превращались в живых птиц. По соизволению Аллаха он исцелял слепых людей, лишенных зрения и глаз, и прокаженных. По соизволению Аллаха он оживлял покойников. На такие ясные знамения и удивительные чудеса не способны ни врачи, ни остальные люди. Посредством этих знамений Аллах поддержал своего пророка Ису и его призыв.

Аллах отвратил от него сынов Исраила, когда неверующие из их числа нарекли очевидным колдовством принесенную им истину, которая подтверждалась ясными знамениями, обязывающими уверовать в нее каждого человека. Они даже вознамерились убить святого пророка и предприняли эля этого попытку, но Аллах отвратил от него их руки и уберег его от них.

Аллах почтил Своего раба и посланника Ису, сына Марьям, этими милостями и призывал его быть благодарным за них и выполнять все, что от него требуется. Святой пророк выполнил свой долг самым совершенным образом и проявил терпение, подобно своим собратьям из числа твердых духом посланников.

111. Я внушил апостолам: «Уверуйте в Меня и Моего посланника». Они сказали: «Мы уверовали! Засвидетельствуй же, что мы стали мусульманами».

Аллах велел Своему пророку Исе помнить о милости, которая была оказана ему, когда у него появились последователи и помощники. Его апостолам было внушено уверовать в Аллаха и Его посланника, потому что Аллах поселил в их сердцах эту веру и приказал им исповедовать ее устами своего посланника, которому это повеление было ниспослано посредством откровения от Аллаха.

Апостолы вняли этому призыву и сказали: "Мы уверовали! Будь же свидетелем того, что мы стали мусульманами". Они объединили в себе внешнюю покорность, которая воплотилась в праведные деяния, и правую веру, которая была сокрыта в их сердцах и защищала их от лицемерия и маловерия. Апостолами называют помощников, поскольку в кораническом откровении говорится:

«Когда Иса (Иисус) почувствовал их неверие, он сказал: «Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?» Апостолы сказали: «Мы – помощники Аллаха. Мы уверовали в Аллаха. Будь же свидетелем того, что мы – мусульмане!» (3:52).

112. Вот сказали апостолы: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Может ли твой Господь ниспослать нам трапезу с неба?» Он сказал: «Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими».

Апостолы задали святому пророку этот вопрос не потому, что они сомневались в могуществе Аллаха. Они хотели обратиться к нему с предложением и сделать это тактично. Но поскольку просьба явить знамение несовместима с повиновением истине, и поскольку слова апостолов можно было расценить так, пророк Иса принялся увещевать их и велел им устрашиться Аллаха, если они действительно являются верующими. Воистину, вера помогает верующему человеку всегда исповедовать богобоязненность, повиноваться велениям Аллаха и не требовать знамений, последствия которых ему абсолютно не известны.

113. Они сказали: «Мы хотим отведать ее, чтобы наши сердца успокоились, чтобы мы узнали, что ты сказал нам правду, и чтобы мы были свидетелями о ней».

Апостолы сообщили, что они не имели в виду ничего плохого и имели самые чистые намерения, поскольку они испытывали нужду в подобном знамении. Они хотели отведать трапезы, и это уже свидетельствует о том, что они нуждались в ней. А наряду с этим они хотели воочию увидеть чудо, которое должно было вселить уверенность в их сердца и поднять их веру до степени убежденности, подтвержденной увиденным. Таким же образом поступил возлюбленный Аллаха Ибрахим, когда попросил своего Господа показать ему, как воскрешают мертвых.

Всевышний по этому поводу сказал:

«Вот сказал Ибрахим (Ав­раам): «Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь покойников». Он сказал: "Разве ты не веруешь?" Он сказал: "Конечно! Но я хочу, чтобы мое сердце успокоилось"» (2:260).

Рабы всегда нуждаются в приумножении своих познаний, своей убежденности и своей веры, и поэтому апостолы сказали, что они хотели еще раз убедиться в правдивости всего, что принес их посланник. Они хотели свидетельствовать об этом для того, чтобы это принесло пользу их преемникам. Они хотели быть свидетелями чуда, которое донесет до людей истину и станет ее очередным подтверждением.

114. Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), сказал: «О Аллах, Господь наш! Ниспошли нам трапезу с неба, которая была бы праздником для всех нас, от первого до последнего, и знамением от Тебя. Надели нас уделом, ведь Ты – Наилучший из дарующих удел».

Когда Иса, сын Марьям, услышал слова своих апостолов и осознал их истинный смысл, он согласился удовлетворить их просьбу и попросил Аллаха ниспослать им трапезу, которая станет праздником и пиршеством для присутствующих, и великим знамением, которое будут помнить и не забывать на протяжении долгих лет, и пропитанием для них. Он хотел, чтобы во время своего ниспослания эта трапеза была полезной для религии людей, оставаясь незабвенным знамением, и для их мирского благополучия, будучи пропитанием для них.

Таким же образом Всевышний Аллах сделал праздники и религиозные обряды мусульман напоминанием о Божьих знамениях и обычаях посланников, их прямой стези и милости Аллаха по отношению к ним.

115. Аллах ответил: «Я ниспошлю ее вам, но если кто-либо после этого не уверует, то Я подвергну его таким мучениям, которым Я не подвергал никого из миров».

Если человек становится свидетелем удивительного знамения и отказывается уверовать, проявляя упрямство и поступая несправедливо, то он действительно заслуживает мучительное наказание и суровое возмездие. Следует знать, что Всевышний Аллах обещал ниспослать трапезу и пригрозил подвергнуть этому суровому наказанию тех, кто не уверует после этого, однако Аллах не упомянул о том, что трапеза была ниспослана им.

Существует мнение, что она действительно не была ниспослана, потому что апостолы не согласились на такие условия. Это мнение подтверждается тем, что об этом событии не упоминается в Евангелии, которое находится в руках христиан.

Согласно другому мнению, трапеза была ниспослана в соответствии с обещанием Аллаха, поскольку Аллах не нарушает своих обещаний. И если оно не упоминается в Евангелиях, которые имеются у христиан, то оно может относиться к той части писания, которую они позабыли после того, как она была возвещена им. Возможно также, что это событие вообще не упоминалось в Евангелии, поскольку оно пересказывалось людьми из поколения в поколение, и Аллах решил, что этого достаточно и не упомянул об этом в Евангелии. К такому выводу можно прийти из слов апостолов, пожелавших стать свидетелями трапезы. Но лучше всего о произошедшем в действительности известно одному Аллаху.

116. Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: “Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?» Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты – Ведающий сокровенное.

117. Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: “Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу”. Я был свидетелем о них, пока находился среди них. Когда же Ты упокоил меня, Ты стал наблюдать за ними. Воистину, Ты – Свидетель всякой вещи.

118. Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они – Твои рабы. Если же Ты простишь им, то ведь Ты – Могущественный, Мудрый».

Это откровение является порицанием христиан, которые назвали Аллаха третьей ипостасью Троицы. Когда Аллах сообщил об этом пророку Исе, тот возвестил о своей непричастности к подобным воззрениям и сказал: "Господи! Ты бесконечно далек от этих отвратительных слов и превыше всего, что не подобает Твоему величию. Я не мог говорить людям то, что было чуждо мне и на что у меня не было права. Ни херувимы, ни пророки, ни любые другие творения не заслуживают обожествления, потому что все они являются зависимыми рабами и беспомощными существами. Если бы я говорил им такое, то Тебе было бы известно об этом, потому что Ты доподлинно знаешь о том, что кроется в моей душе, и том, что я совершил. Ты ведаешь все тайное и сокровенное!"

Эти слова свидетельствуют о совершенном этикете, который Мессия соблюдал в общении со своим Господом. Он не заявил о том, что не говорил ничего подобного. Из его слов было ясно, что он не говорил никаких слов, несовместимых с его славным положением, и что подобное было совершенно недопустимо. Он самым совершенным образом подчеркнул безупречность своего Господа и сообщил о том, что знание принадлежит Ведающему сокровенное и явное.

Затем святой пророк сообщил о том, что именно он приказал сынам Исраила. Он сказал: "Я говорил им только то, что Ты велел мне сказать. Я являюсь рабом, покорным Твоей воле, и не осмеливаюсь ослушаться Тебя. Я велел им поклоняться одному Аллаху и искренне служить Ему одному. Это означает, что я запретил им обожествлять меня или мою мать и разъяснил им то, что я являюсь всего лишь зависимым рабом. Я возвестил им о том, что их Господь также является моим Господом. Я был свидетелем их деяний, пока находился среди них, и могу засвидетельствовать, кто из них выполнил мои повеления, а кто не стал делать этого. Когда же Ты упокоил меня, Ты стал наблюдать за ними, их сокровенными мыслями и тайными помыслами. Ты являешься свидетелем всего сущего благодаря своему знанию, слуху и зрению. Ты знаешь обо всем, о чем можно знать, и слышишь все, что можно услышать, и видишь все, что можно увидеть. Ты один воздаешь по заслугам Своим рабам, поскольку Тебе известно таящееся в них добро и зло. Ты властен подвергнуть их наказанию, ведь они являются Твоими рабами. Ты проявляешь к ним больше сострадания, чем они сами к себе. Тебе прекрасно известно об их деяниях, и если бы они не были дерзкими ослушниками, то Ты не стал бы наказывать их. Но Ты можешь простить их, ведь Ты являешься могущественным и мудрым Господом. Твое прощение является следствием Твоего совершенного могущества. Ты не похож на тех, которые прощают по причине собственной слабости и бессилия. Ты мудр, и твоя божественная мудрость требует от Тебя прощать тех, кто своими деяниями заслуживает прощения".

119. Аллах сказал: «Это – день, когда правдивым людям принесет пользу их правдивость. Им уготованы Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно». Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это – великое преуспеяние!

Когда наступит День воскресения, Всевышний Аллах разъяснит положение рабов и возвестит о том, кто из них добьется успеха, а кто погибнет, кто будет обречен на несчастье, а кто станет счастливым. В этот день правдивость принесет пользу правдивым людям, чьи деяния, слова и намерения соответствовали прямому пути и верному руководству. В день воскресения они увидят плоды этой правдивости, когда Аллах поселит их в правдивом месте возле могущественного Владыки. Они попадут в Райские сады, в которых текут ручьи, и пребудут там вечно. Аллах будет доволен ими, и они останутся довольны Аллахом. Это будет самое настоящее великое преуспеяние. Что же касается лжецов, то их участь будет совершенно противоположной. Их ложь и их измышления причинят им большой вред, и они будут пожинать плоды своих дурных деяний.

120. Аллаху принадлежит власть над небесами, землей и тем, что на них, и Он способен на всякую вещь.

Аллах властен над небесами и землей, потому что Он сотворил их и управляет ими по законам своего предопределения, законам своей религии и законам возмездия. Он властен над всем сущим, и для Него нет ничего невозможного. Напротив, все сущее покорно Его воле и подчиняется Его повелениям.

(Абдуррахман бин Насир Ас-Саади тафсир (толкование Корана) «Облегчение от великодушного и Милостивого», перевод с арабского Кулиев Э.Р., сура 5 «Аль-Маида» («Трапеза») аяты 90-120 )