Сура 5 «Аль-Маида» («Трапеза») аяты 43-89 |
Автор: Administrator |
03.01.2009 15:47 |
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Шейх Абдуррахман ас-Саади"Облегчение от Великодушного и Милостивого"Толкование Священного КоранаПеревод Эльмира Кулиева Сура 5 «Аль-Маида» («Трапеза») аяты 43-8943. Но как они выберут тебя судьей, если у них есть Таурат (Тора), содержащий закон Аллаха? Даже после этого они отворачиваются, ибо они не являются верующими. Если бы они были верующими людьми и поступали в соответствии с обязательными требованиями веры, то они не стали бы отворачиваться от законов Аллаха, ниспосланных в Торе и хорошо известных им. Они выбирают тебя судьей в надежде, что ты вынесешь решение, совпадающее с их прихотью. Но ты принимаешь решение, которое совпадает с имеющимся у них постановлением Аллаха, и поэтому они проявляют недовольство и отворачиваются от принятого тобой решения. Они не являются верующими, потому что верующим не подобает поступать таким образом. Они не достойны правой веры, поскольку они обожествляют свою прихоть и пытаются подчинить ей законы веры. 44. Мы ниспослали Таурат (Тору), в котором содержится верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нем. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня, и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими. Аллах ниспослал Тору пророку Мусе, сыну Имрана. Она указывала людям путь к вере и истине, оберегала их от заблуждения и освещала им путь во мраке невежества, смятения, сомнения, неуверенности и низменных влечений. По этому поводу Всевышний также сказал: «Мы даровали Мусе (Моисею) и Харуну (Аарону) различение (способность различать истину от лжи), сияние (Таурат) и напоминание для богобоязненных» (21:48). Руководствуясь этим писанием, пророки судили иудеев и выносили для них религиозные постановления. Эти пророки были покорны Аллаху и выполняли Его повеления. Их покорность и преданность превосходили покорность всех остальных людей, поскольку они были избраны Аллахом из числа Его рабов. Если же благородные пророки и лучшие представители человечества руководствовались заповедями Торы, выполняли их и подчинялись им, то почему презренные грешники из числа иудеев отказываются руководствоваться ими? Что заставляет их отвергать одно из самых славных предписаний Торы и не верить в Пророка Мухаммада, не взирая на то, что без этой веры Аллах не принимает ни одно деяние, совершаемой душой или телом? С кого они берут такой пример? Они берут его с богословов, которые привыкли искажать писание, править людьми и наживаться на сокрытии истины и распространении лжи. Такие богословы призывают людей к заблуждению и увлекают их в адское пламя. Затем Аллах сказал, что иудейские раввины и первосвященники также выносили решения на основании Торы. Раввинами называли богословов, которые сами поступали в соответствии со своими знаниями и обучали им других. Они давали людям наилучшее воспитание и вели их путем богобоязненных пророков. Первосвященниками назывались выдающиеся богословы, к словам которых прислушивались остальные люди, которые оставляли после себя значительный след в истории и добрую память среди своих соплеменников. Такие богословы выносили решения, соответствующие истине, опираясь на то, что им было поручено сохранить из писания Аллаха. Аллах доверил им беречь священное писание, которое оставалось у них. Им было приказано оберегать его от любых добавок, убавлений и искажений и обучать этому писанию тех, кто не знаком с ним. Они свидетельствовали о священном писании, потому что люди обращались только к ним, когда у них возникали вопросы или неясности по поводу писания. Всевышний Аллах возложил на богословов обязанность, которая не возложена на невежественных людей, и они должны исправно выполнять свой долг и не брать пример с невежд, предаваясь безделью и лености. Они должны не ограничиваться обрядами поклонения, которые приносят пользу только самому человеку, такими как поминание Аллаха, намаз, закят, паломничество или пост, поскольку совершение только этих обрядов помогает обрести спасение всем, кроме них. Что же касается богословов, то наряду с выполнением этих обрядов от них требуется обучать людей и напоминать им о положениях религии, в знании которых они нуждаются. В особенности это относится к основным положениям религии и вопросам, которые чаще всего возникают у людей. Богословы не должны бояться людей, а должны бояться только своего Господа и не продавать Божьи знамения за ничтожную цену, скрывая истину и проповедуя ложь ради приобретения ничтожных мирских благ. Если богослову удается избежать этих недостатков, то он следует прямым путем. Ему удастся обрести счастье, если все его помыслы будут связаны с приобретением знаний и обучением людей. Он должен понимать, что Аллах поручил ему сохранить знание, которым он наделен, и сделал его свидетелем об этой истине. Он обязан бояться только своего Господа, и страх перед людьми не должен мешать ему исправно выполнять свои обязанности. А наряду с этим он не должен отдавать предпочтение мирским благам перед религией. Но иногда знания приносят человеку несчастье. Это относится к богословам, которые предаются безделью, не выполняют своих обязанностей и не придают значения тому, что Аллах поручил им сохранить. Они пренебрегают знаниями и предают их забвению, продают религию за мирские блага и даже берут взятки за вынесение религиозных суждений. Они наживаются на том, что издают религиозные указы, и обучают людей знаниям только за плату и вознаграждение. Аллах оказывает таким людям великую милость, однако они проявляют неблагодарность. Аллах наделяет их огромным уделом, а они лишают его остальных людей. Мы же просим великодушного Аллаха наделить нас знанием, которое приносит пользу, и деяниями, которые принимаются, одарить нас прощением и избавить нас от любых несчастий. Затем Аллах сказал, что если человек не опирается на очевидную истину, которая была ниспослана Аллахом, и выносит заведомо ложные решения ради достижения своих корыстных целей, то он является неверующим. Принятие решения вопреки тому, что ниспослал Аллах, является одним из деяний, присущих неверующим людям. В некоторых случаях такой поступок выводит человека из лона ислама, и это относится к людям, которые считают дозволенным выносить решения вопреки законам Аллаха. В других случаях такой поступок является тяжким грехом и проявлением неверия, за который человек удостаивается сурового наказания. 45. Мы предписали им в нем: душа – за душу, око – за око, нос – за нос, ухо – за ухо, зуб – за зуб, а за раны – возмездие. Но если кто-нибудь пожертвует этим, то это станет для него искуплением. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками. Эти предписания относятся к законам, которые были ниспосланы в Торе. Ими руководствовали покорные пророки, раввины и первосвященники, когда судили иудеев. Согласно повелению Аллаха, если человек совершил преднамеренное убийство и должен нести за него ответственность, то его надлежит казнить. Если он выколол человеку глаз, то ему надо выколоть глаз; если он отрезал человеку ухо, то ему надо отрезать ухо; если он выбил человеку зуб, то ему надо выбить зуб, если он лишил человека конечности или другого органа, за который ему можно отомстить, не проявляя излишества, то его надо лишить этого органа. Если же он сознательно нанес человеку рану, то ему надо нанести рану такого же размера, в том же месте, такой же длины, такой же ширины и такой же глубины. Остается лишь добавить, что законы предыдущих пророков являются законами для нас, если только они не были изменены. Затем Аллах сказал, что если правопреемник убитого или пострадавший великодушно откажутся от возмездия за убийство, нанесение увечья или ранение, если они простят преступника, то это станет искуплением для преступника, ибо если человек прощает человека, то Всевышний Аллах тем более прощает его. Это также станет искуплением для того, кто проявил великодушие, ибо если человек прощает того, кто совершил против него преступление или имел к нему отношение, то Аллах прощает ему допущенные ошибки и совершенные преступления. Но если человек не принимает решений в соответствии с тем, что ниспослано Аллахом, то он является несправедливым грешником. Ибн Аббас сказал, что здесь речь идет о неверии без неверия, беззаконии без беззакония и грехопадении без грехопадения. Этот грех является великим неверием, если человек считает дозволенным поступать таким образом, и тяжким грехом, если он совершает его, но не считает дозволенным. 46. Вслед за ними Мы отправили Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Мы даровали ему Инджил (Евангелие), в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что прежде было ниспослано в Таурате (Торе). Он был верным руководством и назиданием для богобоязненных. Вслед за пророками и посланниками, которые принимали решения на основании Торы, Аллах отправил Своего раба и посланника Ису, духа от Аллаха и Его слово, которое было брошено Марьям. Аллах отправил его подтвердить истинность Торы, которая была ниспослана прежде, и засвидетельствовать правдивость Мусы и принесенного им писания. Он продолжил дело своего предшественника и судил иудеев согласно закону, который совпадал с предыдущим законом в большинстве положений. Он облегчил лишь некоторые положения этого закона, и поэтому Всевышний Аллах поведал о том, что он сказал сынам Исраила: «Я пришел, чтобы подтвердить истинность того, что было в Таурате (Торе) до меня, и чтобы разрешить вам часть того, что было вам запрещено» (3:50). Аллах даровал Исе великое писание, которое дополнило Тору. Этим писанием было Евангелие, которое указало людям на прямой путь и позволило им различить между истиной и ложью. Оно подтвердило истинность всего, что прежде было ниспослано в Торе, поскольку оно свидетельствовало о ней и не противоречило ей. Но только богобоязненные рабы приняли его как верное руководство и увещевание, поскольку только они извлекают пользу из наставлений, прислушиваются к увещеваниям и отказываются от неподобающих поступков. 47. Пусть люди Инджила (Евангелия) судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами. Люди Евангелия должны полностью руководствоваться своим писанием и не уклоняться в сторону от него. Но если они не станут судить согласно тому, что ниспослал Аллах, то окажутся нечестивцами. 48. Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их (или свидетельствовало о них; или возвысилось над ними). Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины. Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях. Всевышний ниспослал Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, Великий Коран, самое лучшее и самое славное из Священных Писаний. Оно было ниспослано истинно, и его повествования, повеления и запреты также являются истинными. Оно подтверждает правдивость писаний, которые были ниспосланы прежде, поскольку оно свидетельствует о предыдущих откровениях и не противоречит им. Повествования и основные законы Корана совпадают с повествованиями и законами предыдущих Писаний. Кроме того, предыдущие писания пророчествовали о ниспослании Корана, и его существование подтверждает правдивость содержащихся в них сведений. Коран оберегает предыдущие писания, потому что он содержит в себе то, что содержали они, а также новые заповеди и нормы высокой нравственности. В нем уделяется внимание любой обязанности, которая была упомянута в предыдущих писаниях. Коранические откровения велят выполнять эти обязанности, побуждают к этому людей и указывают им на новые пути достижения этой цели. В этом писании заключены предания о первых поколениях людей и тех, которые пришли после них. В нем содержатся закон, мудрость и религиозные предписания. По нему можно определять достоверность дошедших до нас предыдущих писаний, и если оно подтверждает правдивость упомянутых в них сведений, то их можно принять, но если оно отвергает эти сведения, то их необходимо отвергнуть, поскольку предыдущие писания претерпели искажения и изменения. В противном случае между ними и священным Кораном не было бы противоречий. После упоминания об этом Аллах приказал судить людей согласно религиозному закону, который был ниспослан Пророку Мухаммаду, и не потакать их порочным желаниям, которые могут уклонить человека в сторону от истины. Нельзя потворствовать порочным людским желаниям, противоречащим истине, отворачиваясь от правдивого писания, ниспосланного Пророку. А кто поступает таким образом, тот обменивает хорошее на дурное. Затем Аллах сообщил, что для каждого народа были установлены законы и обычаи. Эти законы отличались в зависимости от эпохи и положения людей, но все они были справедливыми во время их ниспослания. Что же касается важнейших предписаний религии, которые во все времена служат на благо людям и соответствуют мудрости, то они не менялись и сохранялись во всех религиозных законодательствах. Если бы Аллаху было угодно, то все люди стали бы единой общиной и во все времена подчинялись бы единому законодательству. Однако Аллах пожелал подвергнуть их испытанию и посмотреть, как они будут поступать. Каждый народ подвергался испытанию, которое соответствовало божественной мудрости, и получал то, что заслуживал. По этой причине различные народы постоянно соперничают между собой и пытаются опередить друг друга. Вот почему далее Аллах повелел состязаться в добрых делах, т.е. не медлить с добрыми делами и совершать их надлежащим образом. Под добрыми делами подразумеваются все обязательные и желательные предписания религии, касающиеся обязанностей человека перед Аллахом и перед Его рабами. Но для того, чтобы опередить других в добрых начинаниях и добиться наибольшего успеха, человек должен придерживаться двух принципов. Во-первых, он должен не медлить с добрыми делами и тотчас использовать предоставляемые ему возможности. А во-вторых, он должен проявлять усердие и совершать праведные деяния надлежащим образом так, как приказал Аллах. Опираясь на этот аят, богословы призывают не медлить с намазом и совершать его в начале отведенного для него времени. Из него также следует, что при совершении намаза и других обрядов поклонения раб должен не ограничиваться выполнением обязательных предписаний, а дополнять их посильным выполнением желательных предписаний для того, чтобы усовершенствовать свое поклонение и опередить других. Все первые и последние поколения людей непременно вернутся к Аллаху. Он соберет их в день, в неизбежности которого невозможно усомниться, и поведает им обо всем, в чем они расходились во мнениях. И тогда люди, которые были верны истине и совершали праведные поступки, получат вознаграждение, а приверженцы лжи и грешники будут подвергнуты наказанию. 49. Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами. Существует мнение, что этот аят аннулировал кораническое откровение, в котором говорится: «Они охотно выслушивают ложь и пожирают запретное. Если они явятся к тебе, то рассуди их или же отвернись от них» (5:42). Однако, согласно достоверному мнению, это откровение не было аннулировано. Из него следует, что Пророку Мухаммаду было позволено либо рассудить людей, которые не имели намерения покориться справедливому решению, либо отказаться от этого. А из обсуждаемого нами аята следует, что если Пророк Мухаммад соглашался рассудить между ними, то ему полагалось принимать решение в соответствии с тем, что Аллах ниспослал в Коране и Сунне. Это есть та самая беспристрастность, о которой Всевышний Аллах сказал: «Если ты отвернешься от них, то они нисколько не навредят тебе. Но если ты вынесешь решение, то суди их беспристрастно» (5:42). Из всего сказанного следует, что беспристрастность зиждется на законах, которые установил Аллах. Эти законы являются в высшей степени справедливыми и беспристрастными, тогда как все остальные законы являются несправедливыми и деспотичными. Затем Аллах еще раз запретил потворствовать порочным желаниям людей. Это предписание имеет широкий смысл и распространяется как на принятие судебных решений, так и на издание религиозных указов, хотя в этом откровении речь идет только о судебных решениях. Несмотря на это, в обоих случаях богословы обязаны остерегаться прихотей, противоречащих истине. По этой причине Аллах велел Своему посланнику остерегаться людей, которые могли подвергнуть его искушению и отвратить его от части того, что было ниспослано Аллахом. Из всего сказанного следует, что потворство людским прихотям заставляет человека отказываться от истины, которой он обязан придерживаться. И если люди отказываются следовать путем посланника Аллаха и руководствоваться истиной, то следует знать, что такое поведение является наказанием для них. Таким образом Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Грехи обрекают человека на наказание как при жизни на земле, так и после смерти, и одним из величайших наказаний за грехи является искушение, в результате которого отказ от повиновения Божьему Посланнику представляется грешнику прекрасным поступком. Причина этого заключается в распутстве людей, а ведь многие из людей действительно являются распутниками, поскольку уклонение от повиновения Аллаху и Его посланнику лежит в основе их натуры. 50. Неужели они ищут суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных? Неужели, отворачиваясь от тебя, они хотят вернуться к законам времен невежества? Под этими законами подразумеваются любые положения, противоречащие тому, что Аллах ниспослал Своему посланнику. Помимо законов Аллаха и Его посланника нет ничего, кроме законов времен невежества, и если человек отворачивается от законов Аллаха, то он непременно обращается к тем законам, которые основаны на невежестве, несправедливости и посягательстве на чужие права. Вот почему Аллах назвал их законами времен невежества. Что же касается законов Аллаха, то все они зиждутся на знаниях, справедливости, беспристрастии, свете и верном руководстве. Чьи законы могут быть лучше законов Аллаха для людей убежденных? Только убежденный человек понимает разницу между законами Аллаха и всеми остальными законами. Благодаря своей убежденности он осознает прелесть и красоту Божьих предписаний и понимает, что здравый разум и шариат обязывают его выполнять их. Остается лишь добавить, что под убежденностью подразумеваются глубокие и полные знания, обязывающие человека поступать в соответствии с ними. 51. О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. Всевышний дал своим верующим рабам ценное наставление и разъяснил им некоторые дурные качества и деяния иудеев и христиан. Правоверным не подобает дружить с ними и считать их своими близкими, поскольку они дружат друг с другом. Они помогают друг другу и объединяются против всех остальных, и правоверные не должны дружить с людьми, которые являются самыми настоящими врагами. Они не преминут навредить мусульманам и даже сделают все возможное для того, чтобы ввести их в заблуждение, и дружить с ними может только тот, кто обладает такими же качествами. Вот почему Аллах сказал, что если человек дружит с ними, то он является одним из них. Близкая и теплая дружба с ними побуждает человека обратиться в их религию, а незначительные дружеские отношения влекут за собой установлению более теплых связей, в результате чего человек постепенно становится одним из них. Аллах не ведет прямым путем людей, которым свойственно поступать несправедливо, и они непременно вернутся к Нему. Какое бы знамение не показали этим беззаконникам, они все равно не станут следовать путем Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и повиноваться ему. 52. Ты видишь, что те, чьи сердца поражены недугом, поспешают среди них и говорят: «Мы боимся, что нас постигнет беда». Но, может быть, Аллах явится с победой или своим повелением, и тогда они станут сожалеть о том, что утаивали в себе. После того, как Аллах запретил правоверным дружить с людьми Писания, Он сообщил о том, что некоторые из тех, которые называют себя правоверными, заводят с ними теплую дружбу. Так поступают те, чьи сердца поражены недугом сомнения, лицемерия или маловерия. Они говорят: "Мы дружим с ними только потому, что опасаемся, что иудеи и христиане могут обрести могущество. Если это произойдет, то они будут благодарны нам за то, что мы помогали им". Эти слова свидетельствуют о том, как плохо они думают об исламе. Всевышний опроверг их дурные предположения и сказал, что Он может одарить мусульман победой, которая принесет могущество исламу, унизит иудеев и христиан и подчинит их мусульманам. Он может сотворить любое другое событие, которое заставит опечалиться лицемеров, например, может позволить неверующим одержать победу над иудеями и христианами. Вот тогда лицемеры будут сожалеть о том, что они таили в своих сердцах, поскольку их помыслы навредят им и не принесут им никакой пользы. Аллах действительно одарил мусульман победой, которая принесла величие исламу и унизила неверие и неверующих. Она заставила их опечалиться и принесла им столько неприятностей, что доподлинно о них известно только одному Аллаху. 53. Те, которые уверовали, скажут: «Неужели это – те, которые приносили величайшие клятвы именем Аллаха о том, что они были с вами?» Тщетны были их деяния, и они оказались потерпевшими убыток. Верующие будут удивлены положением тех, чьи сердца поражены недугом. Они скажут: "Неужели это они клялись Аллахом о том, что они уверовали и помогают правоверным, любят их и дружат только с ними? Неужели это они подкрепляли свои клятвы всевозможными заверениями?" Люди узнают обо всем, что они скрывали. Их злые помыслы окажутся тщетными, а их дурные предположения об исламе и мусульманах – ложными. Ни злые происки, ни совершенные в мирской жизни деяния не принесут им никакой пользы, и они окажутся потерпевшими убыток. Они не добьются желаемого, а их уделом будут несчастье и страдания. 54. О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий. Всевышний поведал о том, что Он абсолютно не нуждается в своих творениях, и поэтому человек, который отрекается от веры, нисколько не вредит Аллаху, а причиняет вред только самому себе. Есть много искренних рабов и правдивых мужей, которых милостивый и милосердный Господь обязался провести прямым путем. Эти люди обладают самыми безупречными качествами, самыми стойкими сердцами и самым лучшим нравственным обликом. Их самым большим достоинством является то, что их любит Аллах, и они любят Его. Любовь Аллаха к рабу действительно является самой славной милостью, которая может быть оказана ему, и самым великим достоинством, которым он может быть почтен. Когда Аллах любит Своего раба, перед ним открываются большие возможности, и Аллах облегчает ему самые трудные начинания, вдохновляет его на совершение праведных поступков, помогает ему избегать предосудительных деяний и наполняет сердца рабов любовью и дружеским отношением к нему. Но для того, чтобы заслужить любовь своего Господа, раб должен душой и телом следовать путем Божьего Посланника, уподобляясь ему в речи, поступках и поведении. По этому поводу в кораническом откровении говорится: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (3:31). Для того, чтобы заслужить любовь Аллаха, раб также должен постоянно приближаться к Аллаху посредством обязательных и дополнительных праведных деяний. В одном из достоверных хадисов Пророка Мухаммада сообщается, что Аллах сказал: «Самыми любимыми деяниями, посредством которых Мой раб приближается ко Мне, являются те, которые Я вменил ему в обязанность. А благодаря добровольным обрядам Мой раб продолжает приближаться ко Мне до тех пор, пока Я не возлюблю его. А когда Я возлюблю его, Я буду слухом, которым он слышит, и зрением, которым он видит, и рукой, которой он хватает, и ногой, которой он ступает. Если он попросит Меня, Я непременно одарю его. А если он прибегнет к Моему покровительству, Я непременно укрою его». Для того чтобы заслужить любовь Аллаха, также необходимо познать Всевышнего и часто поминать Его. Если человек не познал Аллаха, то его любовь является ущербной. Более того, она вообще отсутствует, хотя сам человек может заявлять о ее существовании. Но если человек действительно возлюбил Аллаха, он непременно станет часто поминать Его, и если Аллах возлюбил Своего раба, то Он принимает от него даже самые незначительные деяния и прощает ему многие ошибки и прегрешения. Одним из качеств таких рабов является то, что они смиренны перед верующими, но непреклонны перед неверующими. Они не превозносятся перед правоверными, потому что любят их и искренне желают им добра. В общении с ними они бывают мягки, добры, снисходительны, милосердны и уступчивы, и правоверные без труда добиваются от них желаемого. Но в отношениях с неверующими, которые отвергают Аллаха, противятся Его знамениям и считают лжецами Его посланников, они бывают суровы и непреклонны. Они полны решимости враждовать с этими нечестивцами и делают все возможное для того, чтобы одержать над ними верх. Всевышний сказал: «Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах» (8:60); «Мухаммад – посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству» (48:29). Суровость по отношению к врагам Аллаха относится к качествам, которые приближают раба к Аллаху, поскольку такой раб гневается на них вместе со своим Господом. Однако суровое и непреклонное отношение к неверующим не должно мешать мусульманам призывать этих людей к исламской религии самым достойным образом. Мусульмане должны совмещать суровое отношение к ним с мягкостью во время проповедей, поскольку оба эти качества являются необходимыми и полезными. Затем Аллах сообщил, что правоверные сражаются на пути Аллаха, жертвуя своим имуществом и рискуя своими жизнями, и ведут эту борьбу словом и делом. Они не опасаются укоров порицающих. Напротив, они стремятся снискать благоволение своего Господа и боятся Его порицания больше, чем они боятся укоров творений. Это свидетельствует об их целеустремленности и твердой решимости, ибо малодушный человек лишается решимости, когда окружающие начинают порицать его, и теряет силы, когда они начинают укорять его. В сердцах таких людей живет преклонение перед творениями, степень которого зависит от того, какое внимание они уделяют мнению людей и насколько они готовы прислушиваться к их одобрениям и порицаниям, пренебрегая повелениями Аллаха. Человек не сможет очистить свое сердце от преклонения перед творениями, пока он ради Аллаха не перестанет бояться укоров порицающих. После того, как Всевышний Аллах похвалил правоверных за прекрасные и возвышенные качества, которыми Он одарил их, которые обязывают их совершать все остальные праведные поступки, не упомянутые в этом откровении, Аллах сообщил о том, что все это является Божьей милостью по отношению к ним. Правоверные не должны обольщаться собой и обязаны благодарить Аллаха, который оказал им такую великую милость, и если они будут благодарны, то Аллах осенит их еще большей милостью. А все остальные люди должны знать, что они не лишены возможности обрести милость Всевышнего Аллаха, который одаряет ею, кого пожелает. Аллах обладает безграничной щедростью. Он объемлет своим милосердием все сущее и осеняет своих возлюбленных рабов милостью, которой не удостаиваются все остальные. Ему известно о том, кто заслуживает Божьей милости, и Он одаряет ею этих рабов. Ему лучше знать, кто достоин выполнить пророческую миссию и кто достоин быть последователем Божьих пророков. 55. Вашим Покровителем является только Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и преклоняются. После упоминания о запрете на дружбу с иудеями, христианами и другими неверующими и том, что исходом такой дружбы является очевидный убыток, Всевышний Аллах сообщил о том, кого мусульмане обязаны считать своими покровителями и друзьями, и о том, какую пользу они могут извлечь из этого. Аллах сообщил о том, что заслужить Его покровительство можно благодаря вере и богобоязненности. Каждый богобоязненный верующий должен любить Аллаха. Если он возлюбил Аллаха, то он непременно должен возлюбить Его посланника. Но для того, чтобы возлюбить Аллаха и Его посланника надлежащим образом, он должен также возлюбить каждого, кто любит Аллаха и считает Его своим покровителем. Этими людьми являются правоверные, которые душой и телом выполняют требования веры, искренне поклоняются своему Богу, совершая намаз и выполняя его условия, обязательные и желательные предписания, а также делают добро творениям, выплачивая закят из своего имущества тем, кто имеет право на пожертвования. А наряду с этим они преклоняются, т.е. смиряются и унижаются перед Аллахом. Из этого аята следует, что правоверные обязаны любить только тех, кого упомянул Аллах, считать их своими единственными друзьями и покровителями и отказываться от дружбы со всеми остальными. 56. Если они считают Аллаха, Его посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями. В этом аяте Аллах упомянул о той пользе, которую приносит близость с Аллахом, Его посланником и правоверными. Если человек любит Аллаха, Его посланника и верующих, то он является одним из поборников Аллаха. Это означает, что он поклоняется Аллаху и является Божьим угодником и возлюбленным. Такие люди непременно одержат верх и обретут благой конец как при жизни на земле, так и после смерти. По этому поводу Всевышний также сказал: «Воистину, Наше войско одержит победу» (37:173). Из этой великой благой вести следует, что если человек выполняет повеления Аллаха и является одним из Его поборников и воинов, то он непременно одерживает верх над своими противниками, и даже если Всевышний Аллах, руководствуясь своей мудростью, позволяет им иногда одерживать над ним верх, в конечном итоге ему обязательно удается восторжествовать над ними. Таково обещание Аллаха, а чье обещание может быть правдивее обещания Аллаха? 57. О те, которые уверовали! Не считайте тех, которым Писание было даровано до вас и которые глумятся над вашей религией и считают ее развлечением, и неверующих своими помощниками и друзьями. Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими. Аллах запретил своим верующим рабам заводить дружбу с иудеями, христианами и всеми остальными неверующими. Они не должны любить их, дружить с ними, посвящать их в тайны правоверных и помогать им в делах, которые могут причинить вред исламу и мусульманам. Вера, которая укоренилась в их сердцах, обязывает их отказаться от дружбы с ними и побуждает их враждовать с ними. Еще одним обстоятельством, которое побуждает их враждовать с неверующими, является их богобоязненность, под которой подразумевается выполнение Божьих повелений и избежание всего запрещенного. К этому их также побуждает поведение язычников, неверующих и всех тех, которые противятся мусульманам, поскольку они оскорбляют мусульманскую религию, насмехаются над ней, считают ее развлечением, презирают ее и неуважительно относятся к ее предписаниями, особенно, к намазу, который является самым ярким символом ислама и самым славным обрядом поклонения. 58. Когда вы призываете на намаз, они насмехаются над ним и считают его развлечением. Это потому, что они – люди неразумные. Когда они слышат призыв на намаз, они начинают насмехаться над молитвой и называют ее забавой. Это объясняется их безрассудством и великим невежеством. А если бы это было не так, если бы они обладали разумом, то они смиренно отправились бы на молитву и поняли бы, что намаз превыше любых достоинств, которыми обладают люди. Из всего сказанного становится ясно, что неверующие питают лютую ненависть по отношению к мусульманам и их религии, и если мусульманин не враждует с ними, то его вера является ничтожной и ущербной. Такой человек не придает значения тому, что неверующие поносят ислам и исповедуют безбожие и заблуждение. А это значит, что он совершенно лишен мужества и человеческого достоинства. Разве может человек называть себя приверженцем правой веры, считать все остальные религии ложными и дружить с теми невеждами и глупцами, которые глумятся над его религией, считают ее забавой и насмехаются над ее последователями? Этот аят призывает враждовать с такими людьми, что совершенно ясно каждому, кто обладает хотя бы малой толикой разума. 59. Скажи: «О люди Писания! Неужели вы упрекаете нас только в том (или питаете к нам злобу только из-за того), что мы уверовали в Аллаха, в то, что ниспослано нам и что было ниспослано прежде, и в то, что большинство из вас являются нечестивцами?» Всевышний повелел Своему посланнику убедить людей Писания в том, что ислам действительно является истинной религией и что они упрекают мусульман за поступки, которые заслуживают похвалы и восхваления. Ему было велено сказать: "О люди Писания! Неужели нашим единственным пороком является вера в Аллаха, во все священные писания и во всех пророков? Неужели мы виноваты в том, что считаем людей, которые отказываются обратиться в такую веру, неверующими и нечестивцами? Неужели вы упрекаете нас в том, что мы обрели веру, которая является самой главной обязанностью всех творений, которые несут ответственность за свои деяния?!! Большинство из вас являются самыми настоящими нечестивцами, которые уклоняются от повиновения Аллаху и осмеливаются совершать грехи, и поэтому вам лучше было бы помолчать. Если бы вы не увязали в нечестии, то ваши упреки в наш адрес были бы менее тяжким злодеянием, но ведь вы упрекаете нас, в то время как сами являетесь тяжкими грешниками". 60. Скажи: «Сообщить ли вам о тех, кто получит еще худшее воздаяние от Аллаха? Это – те, кого Аллах проклял, на кого Он разгневался, кого Он превратил в обезьян и свиней и кто поклонялся тагуту. Они займут еще более скверное место и еще больше сбились с прямого пути». Поскольку из обвинений людей Писания следует, что они считают поступки мусульман дурными, Всевышний Аллах велел Своему пророку напомнить им о том, в каком ужасном положении они находятся. Ему было велено сказать: "Сообщить ли вам о тех, чьи деяния гораздо хуже поступков, в которых вы нас упрекаете? Есть люди, которых Аллах проклял и отдалил от своей милости. Он разгневался на них и подверг их наказанию как в этом мире, так и в Последней жизни. Он превратил их в обезьян и свиней, поскольку они поклонялись тагуту". Тагутом называют сатану и все, чему поклоняются вместо Аллаха. Безусловно, люди, обладающие перечисленными отвратительными качествами, займут гораздо худшее положение, чем правоверные, которые близки к Божьей милости. Аллах доволен ими и одаряет их вознаграждением как при жизни на земле, так и после смерти, потому что они искренне служили Ему. В этом откровении сравнительная степень использована для сравнения качественно противоположных вещей. 61. Придя к вам, они сказали: «Мы уверовали». Однако они вошли с неверием и вышли с ним. Аллаху лучше знать, что они утаивали. Приходя к вам, они лицемерят и замышляют недоброе. Они называют себя верующими, однако они входят к вам и выходят от вас неверующими. Кто может быть хуже этих людей? Чье положение может быть еще более отвратительным?!! Аллаху доподлинно известно обо всем, что они скрывают, и они непременно получат воздаяние за свои дурные и добрые деяния. 62. Ты видишь, что многие из них поспешают совершать грехи, преступать границы дозволенного и пожирать запретное. Воистину, скверно то, что они совершают. Всевышний продолжил перечислять недостатки людей Писания за то, что они поносят Его верующих рабов. Он сообщил о том, что иудеи охотно совершают грехи, касающиеся их обязанностей перед Творцом, враждебно относятся к творениям и пожирают запретное. Аллах не ограничился тем, что сообщил об их грехах, и поведал о том, что они совершают их охотно и без промедления. Это свидетельствует об их порочности и зловредности и том, что их душам присущи ослушание и несправедливость. Они считают себя достойными и славными людьми, но как же порочно и омерзительно то, что они совершают. 63. Почему же раввины и первосвященники не удерживают их от греховных речей и пожирания запретного? Воистину, скверно то, что они творят. Почему же богословы, которые должны помогать людям и которых Аллах одарил знаниями и мудростью, не запрещают им совершать грехи, избавляя их от невежества и доводя до их сведения истину? Богословы обязаны повелевать людям добро и удерживать их от грехов, разъяснять им законный путь, вдохновлять их на добрые деяния и предостерегать их от злодеяний. Но как же скверно то, что они творят! 64. Иудеи сказали: «Рука Аллаха скована». Это их руки скованы, и они прокляты за то, что они сказали (или да будут скованы их руки, и да будут они прокляты за то, что они сказали). Его обе Руки простерты, и Он расходует, как пожелает. Ниспосланное тебе от твоего Господа приумножает во многих из них несправедливость и неверие. Мы посеяли между ними вражду и ненависть вплоть до Дня воскресения. Всякий раз, когда они разжигают огонь войны, Аллах тушит его. Они стремятся распространить на земле нечестие, но Аллах не любит распространяющих нечестие. Всевышний сообщил об ужасных словах и отвратительных воззрениях иудеев. Они говорили, что рука Аллаха скована и скупа на милость и добро. За эти слова они были прокляты и обречены на скупость, и это проклятие соответствовало роду произнесенного ими злословия. Они нарекли великодушного Аллаха скупым и далеким от добродетели, и Аллах воздал им тем, что это описание стало полностью подходить им. Они превратились в самых скаредных людей, стали скупиться на добрые дела, плохо думать об Аллахе и отдалились от Его милости, которая объемлет все сущее и заполняет каждый уголок высшего и низшего миров. Вот почему Аллах сказал, что Его обе руки простерты, и Он одаряет Своих рабов, как пожелает. Ничто не может помешать Ему поступить так, как Он решил. Он одаряет Своих рабов духовными и мирскими благами и велит им совершать поступки, позволяющие им заслужить Его щедрые дары, и не совершать прегрешения, закрывая перед собой врата Божьей милости. Он проявляет великодушие днем и ночью и непрестанно ниспосылает многочисленные блага. Он разгоняет печаль и избавляет от тоски, одаряет бедняков и дарует свободу пленным, исцеляет пострадавших и внимает молящимся, обогащает неимущих и отвечает на мольбы нуждающихся. Он удовлетворяет просьбы тех, кто обращается к Нему с просьбами, и оказывает милость тем, кто не взывает к Нему о помощи. Он одаряет благополучием тех, кто ищет благополучия, и не лишает своей милости тех, кто ослушается Его. Он оказывает милость как праведникам, так и грешникам, но только Его возлюбленные рабы удостаиваются Его особой милости. Он вдохновляет их на совершение праведных деяний, а затем хвалит их за это и приумножает их вознаграждение по своей щедрости. Он одаряет их наградой как при жизни на земле, так и после смерти, причем это вознаграждение не поддается описанию и не может даже прийти на ум человеку. Он ниспосылает своим возлюбленным рабам блага и оберегает их от несчастий так, что они даже не подозревают о многих из них. Пречист и преславен Аллах, Который одаряет Своих рабов всеми ниспосланными им благами и которого они молят об избавлении от несчастий! Благословен Аллах, Которого никто не способен восхвалить надлежащим образом, кроме Него самого! Превелик Аллах, Который не лишает рабов своей милости даже на мгновение ока, поскольку все они живут и существуют только благодаря Его щедрости! И пусть Аллах посрамит каждого, кто по своему невежеству полагает, что он не нуждается в своем Господе, и приписывает Ему качества, не подобающие Его величию! Если Аллах по заслугам воздаст иудеям и им подобным хотя бы за некоторые из тех ужасных слов, которые они произнесли, то они непременно погибнут и будут обречены на несчастье уже в мирской жизни. Однако они говорят свои ужасные слова, а Всевышний Аллах проявляет к ним снисходительность и предоставляет им отсрочку, но не предает их поступки забвению. Ниспосланное Аллахом откровение побуждает многих из них еще больше преступать границы дозволенного и еще больше увязать в неверии. Напоминание, которое Аллах ниспослал Своему посланнику, вдыхает жизнь в сердце и душу, приносит счастье при жизни на земле и после смерти и помогает обрести успех в обоих мирах. Оно является величайшей милостью, которую Аллах оказывает Своим рабам, и обязывает их без промедления принять эту милость, покориться ей и возблагодарить Аллаха за нее. Если же оно приумножает в людях заблуждение, беззаконие и неверие, то это является для них самым ужасным наказанием. Они удостаивается такого наказания за то, что отворачиваются от Божьего напоминания, отвергают его, противятся ему и возражают против него, опираясь на всевозможные сомнительные и ошибочные доводы. Между такими людьми Аллах посеял вражду и ненависть до самого Судного дня. Они не могут объединиться, не помогают друг другу и не приходят к согласию в делах, которые могут принести им пользу. Им суждено ненавидеть друг друга в сердцах и враждовать друг с другом на деле вплоть до наступления Дня воскресения. Они постоянно пытаются разжечь огонь войны для того, чтобы навредить исламу и его приверженцам. Они собирают для этого всю свою конницу и пехоту, но всякий раз Аллах лишает их своей поддержки, разобщает их ряды и одаряет мусульман победой над ними. Они усердно распространяют на земле нечестие, совершая грехи, проповедуя свою заблудшую религию и мешая людям обращаться в ислам, но Аллах не любит тех, кто распространяет нечестие. Более того, такие люди ненавистны Аллаху и непременно получат заслуженное воздаяние. 65. Если бы люди Писания уверовали и устрашились, то Мы простили бы им злодеяния и ввели бы их в Сады блаженства. После упоминания о постыдных поступках, пороках и порочных высказываниях людей Писания Всевышний Аллах призвал их покаяться, и это свидетельствует о Его милосердии и великодушии. Он сказал, что если они уверуют в Аллаха, в ангелов, во всех писания и во всех посланников и если они будут остерегаться ослушания, то искупят любые совершенные прежде злодеяния и войдут в Райские сады блаженства, в которых собрано все, чего желают души и чем упиваются взоры. 66. Если бы они руководствовались Тауратом (Торой), Инджилом (Евангелием) и тем, что было ниспослано им от их Господа, то они питались бы тем, что над ними, и тем, что у них под ногами. Среди них есть умеренные люди (праведники, уверовавшие в Пророка Мухаммада, избегающие чрезмерности в религии и не делающие упущений), но плохо то, что совершают многие из них. Если бы они выполняли предписания Торы и Евангелия так, как это было велено Аллахом, если бы они уверовали в Пророка Мухаммада, о котором пророчествовали предыдущие писания, если бы они приняли великую милость, которую Господь ниспослал ради них, проявив тем самым свою заботу о них, то Всевышний Аллах щедро одарил бы их пропитанием, пролил бы на них дожди с неба и взрастил бы для них на земле множество растений. В другом похожем откровении говорится: «Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли» (7:96). Затем Аллах сказал, что среди людей Писания есть умеренные люди, которые поступают согласно предписаниям Торы и Евангелия, но не проявляют при этом старания и усердия. Большинство из них вообще являются злостными грешниками, и лишь некоторые из них стремятся опередить других в праведных деяниях. 67. О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания. Аллах защитит тебя от людей. Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь неверующих людей. Аллах обратился к Своему посланнику, мир ему и благословение Аллаха, с самым великим повелением и приказал ему сообщить людям обо всем, что ему ниспослал Аллах. Это относится ко всем воззрениям, деяниям, высказываниям, религиозным предписаниям и божественным требованиям, которым мусульмане обучились от Пророка Мухаммада. Он выполнил свою миссию самым совершенным образом, призвал людей к исламу, сообщил им грозное предупреждение и радостную весть, облегчил их участь и обучил их так, что невежественные и неграмотные люди превратились в величайших богословов и духовных наставников. Он обучал людей словом и делом, рассылал послания и отправлял своих посланников. Нет ни одного доброго деяния, на который бы он не указал своим последователям, и ни одного дурного поступка, от которого бы он не предостерег их. Об этом свидетельствовали и продолжают свидетельствовать самые достойные из людей – славные сподвижники и пришедшие после них богословы и простые мусульмане. Затем Аллах сказал Своему пророку, мир ему и благословение Аллаха: "Если ты не сообщишь людям о том, что ниспослано тебе от Аллаха, то не выполнишь повеление твоего Господа. Я буду покровительствовать тебе и оберегу тебя от людей. А это значит, что тебе следует усердно обучать их, доносить до них Божье послание и не уклоняться от этой миссии из-за страха перед творениями. Их судьбы находятся в руках Аллаха, который обязался защитить тебя от любых несчастий. На тебя возложено донести до людей ясную истину, и если они последуют прямым путем, то поступят во благо себе. Что же касается неверующих, единственным намерением которых является потворство своим низменным желаниям, то по причине их неверия твой Господь не поведет их прямым путем и не вдохновит их на добрые поступки". 68. Скажи: «О люди Писания! Вы не будете идти прямым путем, пока не станете руководствоваться Тауратом (Торой), Инджилом (Евангелием) и тем, что ниспослано вам от вашего Господа». Ниспосланное тебе от твоего Господа приумножает во многих из них несправедливость и неверие. Не печалься же о неверующих людях. Аллах повелел Своему пророку поведать о заблуждении людей Писания, изобличить их ложь и сказать: "Ваши религиозные представления лишены всякой основы, потому что вы не уверовали в Коран и Мухаммада и фактически отвергли своего пророка и свое писание. Вы будете руководствоваться истиной и опираться на надежную опору только тогда, когда станете следовать предписаниям Торы и Евангелия и выполнять все, к чему призывают эти писания. Вы обязаны руководствоваться откровением, которое ниспослано вам от Господа, который заботится о вас и одаряет вас благами, самым славным из которых является ниспослание вам Небесного Писания. Вы обязаны благодарить Аллаха, выполнять Его предписания и быть верными завету с Ним". 69. Воистину, верующие, а также иудеи, сабии и христиане, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и поступали праведно, не познают страха и не будут опечалены. Всевышний поведал о том, что люди всех Небесных Писаний, в том числе Корана, Торы и Евангелия, имеют общую дорогу к спасению и опираются на общую основу. Этой основой являются вера в Аллаха и Судный день и праведные деяния. Кто уверовал в Аллаха и Судный день и совершал праведные деяния, тот обретет спасение и не будет бояться тревожных событий, которые ожидают его впереди, и печалиться о том, что произошло с ним в прошлом. Это предписание оставалось в силе во все времена. 70. Мы уже заключили завет с сынами Исраила (Израиля) и отправили к ним посланников. Каждый раз, когда посланники приносили им то, что им было не по душе, они нарекали лжецами одних и убивали других. Аллах заключил с сынами Исраила суровый завет и обязал их уверовать в Аллаха и выполнять обязательные предписания религии. Ранее уже упоминалось о том, что Аллах сказал им: «Я – с вами. Если вы будете совершать намаз и выплачивать закят, уверуете в Моих посланников, поможете им и одолжите Аллаху прекрасный заем, то Я отпущу вам ваши прегрешения и введу вас в сады, в которых текут реки. А если кто-либо из вас после этого станет неверующим, то он сойдет с прямого пути» (5:12). Аллах отправил к ним Своих посланников, которые приходили один за другим, проповедовали среди них религию и давали им верные наставления, однако это не принесло им никакой пользы. И поэтому всякий раз, когда Божьи посланники приносили им повеления, которые не совпадали с их пожеланиями, они называли их лжецами, противились им и обращались с ними самым ужасным образом. Некоторых из них они отвергали, а некоторых – убивали. 71. Они посчитали, что не будет искушения, и потому стали слепы и глухи. Затем Аллах принял их покаяние, после чего многие из них снова стали слепы и глухи. Аллах видит то, что они совершают. Они полагали, что ослушание и неверие не повлекут за собой наказания и возмездия, и поэтому они продолжали совершать свои порочные злодеяния. В результате они стали слепы и глухи к истине, но Аллах даровал им отсрочку, позволил им покаяться и принял их покаяния. Однако они недолго были верны своему покаянию, поскольку многие из них вернулись к своим отвратительным злодеяниям и вновь стали слепы и глухи, и лишь некоторые из них оказались верны покаянию и остались в лоне религии. Аллах видел все, что они совершали, и каждый из них непременно получит воздаяние за совершенные поступки: добром – за добро и злом – за зло. 72. Не уверовали те, которые говорят: «Аллах – это Мессия, сын Марьям (Марии)». Мессия сказал: «О сыны Исраила (Израиля)! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему». Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников. Всевышний сообщил о неверии христиан, которые говорят, что Мессия, сын Марьям, является Богом. Они объясняют свои сомнительные утверждения тем, что он появился на свет от матери без участия мужчины и был не похож на остальные Божьи творения. Однако Мессия сам опроверг их ошибочные утверждения, когда сказал: "О сыны Исраила! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему". Так, он признал себя рабом, а Всевышнего Аллаха – Господом всех творений. Если же человек поклоняется наряду с Аллахом пророку Исе или другим творениям, то Аллах обязательно лишит его райских садов, и его обителью будет Преисподняя. Он равняет творения с Творцом и посвящает обряды поклонения, ради которого он был сотворен, тем, кто этого совершенно не заслуживает, и поэтому он заслуживает вечного наказания в адском пламени. Таких беззаконников никто не спасет от наказания Аллаха и даже частично не избавит от постигшего их злосчастья. 73. Не уверовали те, которые говорят: «Аллах является третьим в троице». Нет божества, кроме Единственного Бога! Если они не отрекутся от того, что говорят, то неверующих из их числа коснутся мучительные страдания. Христиане верят в святую троицу, которая состоит из трех ипостасей: Аллаха, Исы и Марьям. Но Аллах бесконечно далек от таких высказываний, которые являются величайшим доказательством неразумия христиан. Как они могут соглашаться с такими отвратительными словами и порочными воззрениями?!! Как они могут не замечать различий между Творцом и творениями?!! Как они могут не узнавать Господа миров?!! Опровергая их и им подобных, Аллах возвестил о том, что нет божества, кроме одного Бога, обладающего всеми качествами совершенства и далекого от любых недостатков. Он один творит, управляет и одаряет благами свои творения. Разве можно утверждать о существовании наряду с Ним другого бога?!! Аллах бесконечно далек от подобных заявлений беззаконников, и если они не перестанут говорить такие ужасные слова, то они непременно вкусят мучительное наказание. После этой угрозы Аллах призвал христиан покаяться в совершенных грехах и разъяснил им, что их Господь принимает покаяния от Своих рабов. Всевышний сказал: 74. Неужели они не покаются перед Аллахом и не попросят у Него прощения? Ведь Аллах – Прощающий, Милосердный. Неужели они не обратятся к тому, что угодно Аллаху и чем Он доволен? Неужели они не признают Аллаха своим единственным Богом, а Ису – Его рабом и посланником? Неужели они не раскаются в том, что они говорили, и не попросят Аллаха о прощении? Аллах прощает кающимся грехи, даже если они достигают облаков на небесах, и проявляет к Своим рабам милосердие, принимая их покаяния и замещая их прегрешения праведными поступками. Следует отметить, что этот призыв к покаянию звучит как доброе и учтивое предложение. После этого призыва Аллах разъяснил, какое место Мессия и его мать занимали в действительности, и сказал: 75. Мессия, сын Марьям (Марии), был всего лишь посланником. До него тоже были посланники, а его мать была правдивейшей женщиной. Оба они принимали пищу. Посмотри, как Мы разъясняем им знамения. А затем посмотри, до чего они отвращены от истины. Мессия был не более чем посланником Аллаха, до которого также приходили Божьи посланники. Он был одним из рабов Аллаха и посланников и не обладал ни законодательной властью, ни властью над происходящим во вселенной. Он принес людям то, с чем его отправил Аллах, и походил на посланников, которые приходили к людям до него. Он не отличался от них качествами, которые могли превратить его из простого смертного в самого Господа Бога. Его мать была не более чем правдивейшей праведницей. Она относилась к числу правдивейших рабов, которые занимают самую высокую ступень после Божьих пророков. Их правдивость проявляется в полезных знаниях, которые воплощаются в твердую убежденность и праведные деяния. Это является доказательством того, что Марьям не была пророком, а всего лишь принадлежала к числу правдивейших рабов, но даже такой славы для человека вполне достаточно. Среди всех остальных женщин также не было пророков, потому что Аллах избирал пророками только представителей наиболее совершенного пола. По этому поводу Всевышний сказал: «Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение» (16:43). Если Иса принадлежал к числу пророков и посланников, которые приходили до него, а его мать была одной из правдивейших праведниц, то на каком основании христиане считают их двумя богами наряду с Аллахом? Они оба принимали пищу, и это обстоятельство является ярчайшим доказательством того, что они были рабами и нуждались в еде, питье и всем, в чем нуждаются потомки Адама. Если бы они действительно были богами, то они не нуждались бы в еде и питье и вообще не испытывали бы никакой нужды, потому что бог должен быть самодостаточным и обладать качествами, достойными похвалы. После разъяснения этого доказательства Всевышний обратил внимание рабов на то, как Он разъясняет им знамения, позволяющие им уяснить истину и обрести твердую убежденность. Однако никакие разъяснения не приносят пользы неверующим, и они продолжают уклоняться от истины, лгать и измышлять ложь. Они проявляют упрямство и поступают совершенно несправедливо. 76. Скажи: «Неужели вы станете поклоняться вместо Аллаха тому, что не властно принести вам ни вреда, ни пользы? Это Аллах является Слышащим, Знающим!» Всевышний велел Своему посланнику сказать людям: "Неужели вы станете поклоняться творениям, которые не способны принести вам ни вреда, ни пользы, и откажетесь от поклонения единственному Господу, который приносит пользу и причиняет вред, одаряет благами и лишает своей милости? Он слышит голоса всех, кто обращается к Нему на различных языках со всевозможными просьбами. Он ведает об очевидном и сокрытом, явном и сокровенном, прошлом и будущем. Он один обладает этими совершенными качествами, и это значит, что только Он заслуживает поклонения и искреннего служения". 77. Скажи: «О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии вопреки истине и не потакайте желаниям людей, которые еще раньше впали в заблуждение, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути». Всевышний приказал Своему пророку сказать людям Писания: "Не излишествуйте в своей религии, не преступайте границы дозволенного и не меняйте истину на ложь. Не возвеличивайте Мессию и старейшин, к мнению которых вы прислушиваетесь. Не потворствуйте желаниям людей, которые сбились с пути и повели за собой многих других, обратив их в свою религию. Эти люди заблуждаются сами и вводят в заблуждение окружающих. Они являются проповедниками заблуждения, и люди должны остерегаться их, их губительных желаний и порочных воззрений". 78. Неверующие сыны Исраила (Израиля) были прокляты языком Давуда (Давида) и Исы (Иисуса), сына Марьям (Марии). Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Неверующие израильтяне были прокляты и отдалены от Божьей милости языком пророков Давуда и Исы, которые были свидетелями того, что они упрямо противились истине после того, как она стала ясна им. Это неверие и проклятие были результатом того, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Они не выполняли повелений Аллаха и несправедливо обходились с Божьими рабами. А поскольку грехи и несправедливость всегда влекут за собой наказания, они стали неверующими и лишились милости Аллаха. 79. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали! Еще одним прегрешением, которые навлекло на израильтян Божью кару, было то, что они не удерживали друг друга от предосудительных деяний. Они совершали дурные поступки и не предостерегали друг друга от них, и вина за совершенные злодеяния ложилась не только на тех, кто их совершал непосредственно, но и на тех, кто молча наблюдал за ними, имея возможность удержать их от греха. Все это свидетельствует о том, что сыны Исраила пренебрегали повелениями Аллаха и считали ослушание Аллаха незначительным проступком. Если бы они относились к своему Господу с почтением, то они ревностно воздерживались бы от запрещенных поступков и гневались бы на все, что вызывает гнев Аллаха. Они могли удержать людей от преступлений, но предпочитали промолчать. Подобное поведение обрекло их на лютую кару, потому что оно влечет за собой целый ряд губительных последствий. Во-первых, если человек молча наблюдает за тем, как совершают грех, то он уже ослушается Аллаха, даже если не принимает участия в совершении этого греха, поскольку правоверный обязан не только избегать ослушания, но и порицать тех, кто поступает таким образом. Во-вторых, подобное поведение, как мы уже отмечали, свидетельствует о пренебрежении запретами Аллаха и безразличном отношении к ослушанию Господа. В-третьих, если люди не удерживают грешников от ослушания, то это дает им возможность еще чаще совершать грехи. В результате этого зло распространяется, люди начинают сталкиваться с еще большими духовными и мирскими проблемами, а распутники приобретают власть и могущество. С течением времени праведники теряют влияние и лишаются возможности противостоять нечестивцам и совершать то, что они могли совершать прежде. В-четвертых, отказ от порицания предосудительных поступков способствует исчезновению знания и распространению невежества, ибо если многие люди начинают часто совершать грехи, а приверженцы религии и богословы отказываются удерживать их от этого, то люди перестают считать такие поступки ослушанием, а некоторые из невежд могут решить, что они являются даже желательным обрядом поклонения. А что может быть опаснее того, что люди станут считать запрещенное Аллахом дозволенным, а ложь – истиной, поскольку весь мир перевернется в их глазах?!! В-пятых, молчаливое наблюдение за грехами ослушников может привести к тому, что грехи покажутся людям прекрасными и правильными поступками, и тогда они начнут брать пример друг с друга. Людям вообще свойственно подражать тем, кто их окружает, и себе подобным. Перечислять пагубные последствия молчаливого наблюдения за грехами можно еще очень долго, и поэтому Всевышний Аллах сообщил, что неверующие сыны Исраила были прокляты за их ослушание и беззаконие, одним из проявлений которого был этот великий грех. 80. Ты видишь, что многие из них дружат с неверующими. Скверно то, что уготовили им их души, ведь поэтому Аллах разгневался на них. Они будут мучаться вечно. Они любят неверующих, дружат с ними и помогают им. Они приобрели неходовой товар и заключили невыгодную сделку. Они навлекли на себя гнев Аллаха, а вместе с ним – гнев всех остальных творений, и обрекли себя на вечное и ужасное наказание. Они были несправедливы к самим себе, когда приготовили для себя этот недобрый удел. Они были несправедливы к самим себе, когда лишили себя вечного блаженства. 81. Если бы они уверовали в Аллаха, Пророка и то, что было ниспослано ему, то не стали бы брать их себе в помощники и друзья. Но многие из них являются нечестивцами. Вера в Аллаха, Пророка и то, что было ниспослано ему, обязывает раба любить Аллаха, дружить с Его возлюбленными рабами и враждовать со всеми, кто отказывается уверовать в Него, враждует с Ним и увязает в грехах. Отказ от дружбы с врагами Аллаха является обязательным требованием любви к Аллаху и веры в Него. Что же касается этих нечестивцев, то они не выполняют этого требования, и это означает, что они не уверовали в Аллаха. Большинство из них являются нечестивцами, которые уклоняются от повиновения Аллаху и не желают уверовать в своего Господа и Его Пророка. А дружба с врагами Аллаха является всего лишь одним из проявлений их нечестия и грехопадения. 82. Ты непременно найдешь самыми лютыми врагами верующих иудеев и многобожников. Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы – христиане». Это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия. 83. Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами по причине истины, которую они узнают. Они говорят: «Господь наш! Мы уверовали. Запиши же нас в число свидетелей. 84. Отчего нам не веровать в Аллаха и ту истину, которая явилась к нам? Мы желаем, чтобы наш Господь ввел нас в рай вместе с праведными людьми». Всевышний разъяснил, кто из людей ближе к мусульманам и готов быстрее подружиться с ними и полюбить их, а кто из них далек от этого. Аллах сообщил, что иудеи и многобожники являются самыми заклятыми врагами ислама и мусульман и больше всех остальных людей стремятся навредить правоверным. Причина же этого кроется в их ненависти к мусульманам и беззаконии, зависти, упрямстве и неверии. А ближе всех к мусульманам являются те, которые называют себя христианами. Всевышний объяснил это несколькими причинами. Во-первых, среди христиан есть священники и монахи, т.е. богословы и монахи, ведущие аскетический образ жизни, предающиеся поклонению в кельях и монастырях. Знания, аскетизм и поклонение делают сердце человека мягким и добрым и избавляют его от грубости и жестокости. По этой причине священникам и монахам не присуща грубость иудеев и суровость язычников. Во-вторых, они не проявляют высокомерия и не отказываются повиноваться ей по причине своей заносчивости. Эти качества сближают их с мусульманами и позволяют им быстрее подружиться с ними, поскольку скромный человек всегда ближе к добру, чем надменный гордец. В-третьих, ниспосланные Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, откровения производят на них такое впечатление, что они смиряются перед ними, а их глаза переполняются от этого слезами. Они слышат истину, в которой они твердо убеждены, веруют в нее и признают ее. Они молят Аллаха принять их в качестве свидетелей. Этими свидетелями являются последователи Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, которые свидетельствуют о единстве Аллаха и пророческой миссии всех Божьих посланников. Они подтверждают правдивость всего, что принесли посланники, и свидетельствуют за или против всех предыдущих народов. Они являются справедливыми мужами, свидетельство которых принимается. Всевышний по этому поводу сказал: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (2:143). Словно отвечая на обвинения людей, которые порицают их за то, что они уверовали без промедления, они говорят: "Что мешает нам уверовать в Аллаха, если к нам явилась истина от нашего Господа, в которой невозможно усомниться? Мы уверовали, повинуемся истине и молим Аллаха ввести нас в Райские сады вместе с праведниками. По какой причине мы не должны делать этого? Разве у нас недостаточно причин для того, чтобы уверовать без промедления и не оставаться позади остальных?" 85. Аллах вознаградил их за то, что они сказали, Райскими садами, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Таково воздаяние творящим добро. Аллах вознаградил их за то, что они произнесли слова истинной веры и признали истину, райскими садами, в которых текут ручьи. Они пребудут там вечно, ибо добродетельные люди достойны только такого воздаяния. Этот и предыдущие аяты ниспосланы о христианах, которые уверовали в Пророка Мухаммада. Это были негус Абиссинии и многие другие уверовавшие христиане. По сегодняшний день среди них находятся люди, которые отдают предпочтение исламу, когда им становится ясна ошибочность тех воззрений, которые они исповедуют. Все это свидетельствует о том, что они гораздо ближе к исламу, чем иудеи и язычники. 86. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада. После упоминания о вознаграждении добродетельных праведников Аллах поведал о наказании, которое ожидает грешников. Они отказываются уверовать и отвергают Божьи знамения, проливающие свет на истину, и по этой причине они окажутся обитателями адского пламени. 87. О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые Аллах сделал дозволенными для вас, и не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников. Правоверные не должны запрещать себе полезные яства и напитки, которые Аллах объявил для них дозволенными. Аллах оказал им милость, и они должны восхвалять Аллаха за нее. Аллах позволил им пользоваться благами, и они должны быть признательны Ему. Они не имеют права отвергать Божью милость, проявляя неблагодарность, или не принимая ее, или объявляя ее запрещенной. Если же они поступят так, если они возведут навет на Аллаха, проявят неблагодарность и объявят дозволенные и полезные блага запрещенными и скверными, то преступят границы дозволенного. Аллах запретил людям преступать границы дозволенного и не любит таких преступников. Более того, они ненавистны Аллаху и будут удостоены Его наказания. 88. Ешьте из того, чем Аллах наделил вас, дозволенное и благое, и бойтесь Аллаха, в Которого вы веруете. Аллах приказал не походить на язычников, которые запрещают себе некоторое из того, что Аллах объявил дозволенным. Аллах приказал есть пищу, которую Он помогает Своим рабам приобрести благодаря их усилиям, если она является дозволенной. Еда не должна быть украдена, отнята силой или приобретена на средства, полученные незаконным путем. А наряду с этим она должна быть чистой и полезной, поскольку нельзя питаться мясом хищников и другими нечистыми продуктами. Мусульмане должны бояться Аллаха, выполняя Его повеления и остерегаясь Его запретов, если они уверовали в Него. Именно вера в Аллаха обязывает их исповедовать богобоязненность и выполнять свои обязанности перед Ним, ибо только в этом случае она является совершенной. Из этого прекрасного аята следует, что если человек запрещает себе есть дозволенное блюдо, пить дозволенный напиток или вступать в половую близость с пленницей или невольницей, то этот поступок не становится для него запрещенным. Но если он нарушит данное им обещание, то он должен искупить содеянное так, как искупают нарушенные клятвы. Всевышний сказал: «О Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах, стремясь угодить своим женам? Аллах – Прощающий, Милосердный. & Аллах установил для вас путь освобождения от ваших клятв. Аллах – ваш Покровитель. Он – Знающий, Мудрый» (66:1-2). Но если человек запретил себе вступать в половую близость с женой, то он должен совершить искупительные действия за языческий обряд отречения от жен, который называется зихар. Из этого аята также следует, что человек не должен избегать дозволенных благ и удовольствий и не должен запрещать их себе. Напротив, он должен наслаждаться ими и использовать их для повиновения своему Господу. 89. Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, – быть может, вы будете благодарны. Аллах не наказывает людей за празднословные клятвы, которые они произносят непреднамеренно и необдуманно. К таким клятвам также относятся те, которые человек приносит, полагая, что он говорит правду, хотя в дальнейшем выясняется, что он ошибался. Однако Аллах наказывает за клятвы, которые они приносят обдуманно и скрепляют своим намерением. В похожем откровении говорится: «Аллах не призовет вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца» (2:225). Если человек нарушит преднамеренную клятву, то для искупления содеянного клятвопреступления он должен накормить десятерых бедняков из того, чем он обычно кормит свою семью, или одарить десятерых бедняков одеждой, которой достаточно для того, чтобы совершать в ней намаз, или освободить одного верующего раба, причем упоминание о верующем рабе встречается в другом кораническом откровении. Если он выполнит любое из трех предписанных действий, то искупит совершенное клятвопреступление. Если же он окажется не в состоянии выполнить их, то ему предписано поститься в течение трех дней. Только таким образом можно искупить и смыть совершенное прегрешение. Мусульмане должны оберегать свои клятвы, воздерживаясь от ложных клятв Аллахом, не разбрасываясь своими клятвами и не нарушая их. Нарушать клятву разрешается только в том случае, если этот поступок принесет пользу, поскольку совершение добрых деяний является лучшей формой сбережения клятв. Все это означает, что клятвы не должны препятствовать мусульманам совершать праведные деяния. Так Аллах разъясняет людям Свои знамения, позволяющие различить между дозволенным и запрещенным и уяснить смысл религиозных предписаний. Аллах обучает людей тому, чего они не знали прежде, и поэтому они должны быть признательны Ему. Они обязаны благодарить Всевышнего Аллаха за ту милость, которую Он оказал им, когда обучил их законам шариата и разъяснил им эти законы. (Абдуррахман бин Насир Ас-Саади тафсир (толкование Корана) «Облегчение от великодушного и Милостивого», перевод с арабского Кулиев Э.Р., сура 5 «Аль-Маида» («Трапеза») аяты 43-89 )
|