Рай и Ад относятся к области того, что в арабском языке называется словом «гайб» («невидимое», «тайное»). Информацию об этом нельзя получить ни с помощью органов чувств, ни с помощью даже самых новейших приборов. При попытке понять, что ждет праведников в Раю, нельзя рассчитывать и на ограниченный человеческий разум. Мы не можем представить себе Рай, точно так же как зародыш, находящийся в утробе матери, не может представить себе, что ждет его после появления на свет. Единственным источником, на котором мы можем основывать наши суждения о загробной жизни, являются божественные Откровения. Среди них Коран – Священная Книга, сохранившаяся в неизменном виде. Кроме того, помочь нам может и Сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), позволяющая толковать некоторые из коранических аятов. В одном из хадисов говорится, что Аллах уготовил для своих верующих рабов такое блаженство, какого не видел ни один глаз, не слышало ни одно ухо и о каком даже не думал ни один человек на земле. Поэтому любая картина Рая, описанная земными словами, является лишь неполной аналогией. Один из комментаторов Корана, Ибн Аббас, говорил о Рае: «В другом мире нет ничего из вещей этого мира, кроме имен». Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах), передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Человек, который займет самый низкий статус в Раю – этот тот, лицо которого Аллах отвратит от Огня и повернет к Раю, и Он покажет ему там дерево, отбрасывающее тень. Затем [этот человек] скажет: «О мой Господь, приблизь меня к этому дереву, чтобы я мог оказаться в его тени...» Затем он войдет в свой дом [в Раю], и [туда же] войдут две его жены из числа гурий, и скажут ему: «Хвала Аллаху, Который оживил тебя для нас и оживил нас для тебя!» Тогда он скажет: «Никому [из людей] не дано столько, сколько дано мне». Среди описаний Рая большую роль играет образ его обитательниц – гурий. О них говорится во многих аятах Корана: «...и сочетали Мы их браком с черноглазыми, большеокими» (44:54); «В них будут целомудренные, со скромным взором, которых не касался раньше ни человек, ни джинн... как рубины и кораллы» (55:56–58). Гурии будут прекрасны, как и всё, что окружает верующих в Раю. Они драгоценны и красивы, как рубины и кораллы. Они чисты; само слово «гурия», как утверждают комментаторы Корана, связано общим корнем со словом «хаввариун», которое применено при описании молодого Исы (мир ему). Кроме того, оно подчеркивает красоту глаз: контраст черных зрачков с белизной белков придает глазам гурий особую выразительность. Райская жизнь будет свободна от всех недостатков, поэтому нельзя говорить о том, что в Раю будет царить некая «вседозволенность», проводя аналогию между беспорядочными половыми связями на земле и тем, что будет дано верующему в Раю по воле Аллаха. Гурий нельзя сравнивать с земными «подругами», точно так же, как вино, текущее в Раю, нельзя сравнивать с земным вином, от которого наступает сначала помутнение рассудка, а затем – похмелье. О благочестии гурий свидетельствуют слова из Корана: «...которых не касался раньше ни человек, ни джинн». Кроме того, в другом аяте той же суры 55 («Милосердный») Аллах называет гурий «скрытыми в шатрах». А в другом аяте о них говорится: «И с ними целомудренно взирающие большими глазами, подобные оберегаемым яйцам» (37:49). Гурии сдержанны, взгляд их не дерзок. Их прекрасные глаза велики от восхищения и говорят о грациозности, невинности и способности к восторгу и пониманию, пишет известный мусульманский ученый и комментатор Корана Юсуф Али. В этой связи у многих женщин, читающих аяты Корана, которые свидетельствуют о блаженстве, ожидающем мужчин в Раю, возникает вопрос: а какова же будет их участь? В этой связи следует напомнить о том, что Аллах Щедрейший в Своей безграничной милости не забывает ни мужчин, ни женщин. Об этом свидетельствуют многие аяты Священного Корана. Например, в суре «Семейство Имрана» приводятся слова Милосердного Господа, имеющие такой смысл: «Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей – ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других» (3:195). Эти деяния заключаются в выполнении всех требований Ислама. Вкратце о них говорится в следующем аяте: «Поистине, мусульмане и мусульманки, верующие мужчины и женщины, покорные [Аллаху] мужчины и женщины, верные мужчины и женщины, терпеливые мужчины и женщины, смиренные [перед Аллахом] мужчины и женщины, дающие милостыню мужчины и женщины, постящиеся мужчины и женщины, хранящие свое целомудрие мужчины и женщины, много поминающие Аллаха мужчины и женщины, – уготовил им Аллах прощение и великую награду!» (33:35). Здесь Аллах еще раз напоминает нам о равном вознаграждении мужчин и женщин. Следует помнить и о том, что изначально Аллах поселил в Раю и Адама, и Хавву: «И Мы сказали: „О Адам! Поселись ты и твоя жена в Раю и питайтесь оттуда на удовольствие, где пожелаете...“» (2:35); «А ты, Адам, поселись ты и жена твоя в Раю; питайтесь чем хотите, но не приближайтесь к этому дереву...» (7:19). Точно так же после Судного дня верующие войдут в Рай вместе со своими праведными супругами: «Войдите в Рай, вы и ваши жены, будьте ублажены!» (43:70); «...Для этих – воздаяние жилища – Сады Вечности. Войдут в них те, кто был праведен из их отцов, и супруг, и их потомства» (13:22–23). Последний аят Юсуф Али комментирует следующим образом: «Отношения между людьми в этой жизни прагматичны и преходящи, а любовь в праведности – вечна. В садах блаженства праведные снова соединяются со своими родными и близкими, если те тоже были праведными, потому что только это важно для вечности. Кровное родство и брак создают в этом мире физическую связь, которая может принести много добра, но и зло. Все материальное и все злое преходяще. Добро же получает при подведении итога новый смысл. Так, предки и потомки, супруги и братья, чья любовь была чистой и святой, обретут блаженство в совершенствовании любви и откроют новое, сокровенное значение прежних связей». В Коране также есть аяты (56:35–38), в которых говорится о создании женщин «творением новым» и употребляются арабские слова «урубан атрабан». В одном большом хадисе, переданном Абу-ль-Касимом ат-Табарани, в котором Умм Салама спрашивает Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о женщинах в Раю: «Объясни мне слова „?урубан атрабан“!» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил на это: «Это женщины, которые умерли на земле старыми, некрасивыми и седыми. Он сотворил их заново вечно девственными, прекрасными, интересными собеседницами, любящими своих мужей и любимыми ими и равными по годам своим супругам». Тогда она спросила: «О Посланник Аллаха! Разве женщины в Раю, жившие прежде на земле, прекраснее райских дев?» Он ответил: «Земные женщины в Раю настолько прекраснее, насколько внешнее превосходит внутреннее». Она спросила: «Как им это удалось?» Он ответил: «Молитвой, постом, поклонением Аллаху Всевышнему. За это Он дал им сияющие лица и шелковые одежды. У них прекрасная белая кожа, зеленые одежды и золотые украшения. Для них прекраснейшие камни и золотые гребни. Они говорят: «Мы вечно юные, мы никогда не умрем. Мы полны радости. Мы никогда не печалимся. Мы всегда будем здесь и никогда не уйдем. Мы довольны и никогда не сердимся. Блаженны те, кто предназначен для нас и для кого предназначены мы». Услышав это, женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Если женщина в своей жизни была два, или три, или четыре раза замужем, потом умерла и попала в Рай, и ее супруги тоже – кто будет ее супругом в Раю?» Он ответил: «О Умм Салама! Она сама выберет. Она выберет того, кто относился к ней лучше других. Женщина скажет: „О мой Господь! Вот этот относился ко мне лучше других. Выдай меня за него!“ Гляди, Умм Салама! Добрые души берут в этом мире и в будущем мире все доброе с собой» (Ибн Касир). Также сообщают хадис: «Если бы райская женщина появилась на Земле, тогда весь мир заполнился бы прекрасным запахом. Она осветила бы все: от Запада до Востока. Платок же, повязанный на ее голове, лучше, чем этот мир и все, что в нем есть». Но, несмотря на это, у современных мусульманок и представителей других религий порой возникает вопрос о райских блаженствах. Они читают Коран, и, понимая, что мужчинам в Раю предназначены гурии, задаются мыслью: а как же быть с женщинами? какое место в Раю они занимают? Тут важно заметить, что особенность арабского коранического языка заключается в том, что при повествованиях, касающихся мужчин, автоматически подразумеваются и женщины. Последние в блаженстве будут пребывать по милости Аллаха в обществе мужей или прекрасных райских юношей, если в этом будет необходимость. Кроме того, в Коране немало сур, указывающих на то, что женщины получат один к одному с мужчинами награду, а возможно и больше: «Не дам Я пропасть ни одному деянию людей, будь то [совершавший его] мужчина или женщина» (3:195); «А тот, кто делает добро, мужчина ль, женщина ли это, и верует при этом [в Бога], тот в Рай войдет...» (4:124); «Тот, кто творит добро и при этом является верующим, будь то мужчина или женщина, – тому Мы жизнь благодатную даруем [райскую обитель в вечности]...» (16:97); «В тот День увидишь ты, как впереди у истинно уверовавших мужчин и женщин и по праву сторону от них струится ясный свет. Благая весть вам – райская обитель, где пребудете вы вечно...» (57:12). В общем, из того понятия о Рае, которое дают нам Коран и Сунна, мы можем заключить, что там будут удовлетворены все потребности человека: физические, интеллектуальные и духовные. Рай – то место, где все это будет реализовано, он бесконечно совершенен. В то время как все земные блага преходящи, то, что будет в Раю, существует вечно. В то время как за всеми удовольствиями этого мира следуют боль и страдание, удовольствия Рая чисты. Они дают человеку неописуемое блаженство. Мы молим Аллаха о том, чтобы Он сделал нас достойными того, чтобы войти в эту обитель вечного блаженства, оставив позади испытания этого бренного мира. Аминь. Доктор Музаммиль Сиддики, президент Исламского общества Северной Америки, шейх Ахмад Кути, старший лектор и преподаватель в Исламском институте Торонто, Комментарии «Смысл и значение Корана» |