Исход из могил. Люди восстанут из своих могил, когда Исрафил, мир ему, затрубит в трубу. В Коране указывается, что он сделает это трижды. * 1 - После первого трубного гласа все будут охвачены страхом. Первый трубный глас нарушит установившийся мировой порядок и приведёт его в расстройство. Аллах Всевышний сказал: [Помни о том дне, когда раздастся трубный глас. Тогда устрашатся те, кто на небесах и на земле, кроме тех, к кому благоволит Аллах.] ("Муравьи",87.) * 2 - После второго трубного гласа всё живое в мире погибнет. Аллах Всевышний сказал: [Затрубят в трубу, и будут повержены словно молнией и те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. ] ("Толпы".68.) * 3 - После третьего трубного гласа люди воскреснут и восстанут из могил. Аллах Всевышний сказал: [Потом протрубят ещё раз, и люди встанут, озираясь.] ("Толпы". 68.) Сбор О том, в каком виде люди восстанут из своих могил, сообщается в хадисе, передаваемом со слов Аиши,да будет доволен ею Аллах, и приводимом в обоих"Сахихах". Аиша сказала: «- Я слышала, как посланник Аллаха сказал: "В День воскресения люди будут собраны босыми, нагими и необрезанными "». В "Сахихе" Муслима приводится хадис, передаваемый со слов аль-Микдада бин аль-Асвада, да будет доволен им Аллах, который передал, что он слышал, как посланник Аллаха сказал: «В День воскресения солнце будет приближено к людям и окажется от них на расстоянии мили, люди же погрузятся в собственный пот по мере дел своих». В этой ситуации пророк станет ходатайствовать за людей после того, как не возьмутся за это Адам,Нух, Ибрахим, Муса и Иса, мир им, что и станет величайшим заступничеством и местом достохвальным. Предстояние и расчёт. Под предстоянием имеется в виду то, что все люди предстанут перед Аллахом Всемогущим и Великим. Аллах Всевышний сказал: [И они предстанут перед Господом твоим, выстроившись в ряд, и будет сказано им: "Вы пришли такими, какими Мы сотворили вас изначально..." ] ("Пещера",48.) Аллах Всевышний также сказал: [В тот день вы предстанете, и ни одна из тайн ваших не останется сокрытой. ] ("Судный день",18.) Расчёт: Аллах Всемогущий и Великий сообщит людям об их благих и дурных делах и напомнит им о том, что они забудут. Аллах Всевышний сказал: [...в тот День, когда Аллах воскресит их всех и тогда поведает им о том, что они творили. Аллах сочтёт деяния их, о которых они забудут...] ("Препирательство", 6.) Аллах Всевышний также сказал: - [Ведь к Нам они вернутся, и Мы предъявим им счёт.] ("Покрывающее", 25 - 26.) Аллах Всевышний также сказал: [Не думай, что Аллах нарушит обещания, данные Им Своим посланникам. Поистине, Аллах велик, и не откажется Он от возмездия в тот день, когда земля будет изменена, когда и небеса будут изменены и все люди предстанут пред Аллахом Единым, Всевластным. И в тот день ты увидишь грешников, закованных в цепи. Одеянием им послужит смола, а лица их будут укрыты огнем, дабы Аллах воздал каждому живому существу зато, что оно совершило. Поистине, Аллах скор в расчёте!]("Ибрахим", 47 - 51.) При этом будут развёрнуты свитки и будут спрошены все — как посланники, так и члены их общин. Аллах Всевышний сказал: [...спросим Мы с тех, к кому направляли посланников, спросим и с самих посланников!. ] ("Преграды",6.) Однако задавать вопросы и рассчитываться с людьми будут по-разному. Что касается мусульман, то им будут предъявлены грехи их, они признают их и грехи эти будут покрыты. В обоих "Сахихах" приводится хадис, передаваемый со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Однажды посланник Аллаха сказал: "Тот, у кого потребуют серьёзного отчёта, будет подвергнут мучениям ". Я спросила: «Разве не говорит Аллах Всевышний: [...и расчёт его будет лёгким]» -, ("Раскалывание", 8.) на что он сказал: "Таким будет предстояние!"» В обоих "Сахихах" приводится хадис, передаваемый со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщившего, что пророк сказал: «В День воскресения верующий будет приближен к Господу своему настолько, что окажется под покровом Его, и признает грехи свои. Аллах спросит его: "Признаёшь ли ты это?" Он ответит: "Да, о Господь, признаю!" Тогда Он скажет: " Поистине, Я покрыл тебя в земной жизни и прощаю тебя сегодня!"-, а потом будут даны ему записи его благих дел. Что же касается неверных и лицемеров, то обратятся к ним перед всеми: "Это те, которые возводили ложь на Господа своего!"» Среди верующих будут и такие, кто войдёт в рай без расчета и мучений, например, те семьдесят тыся человек, о которых говорится в хадисе, переданном со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, и приводимом в обоих "Сахихах". Что же касается неверных, то расчёт с ними не будет подобен расчёту с теми, благие и дурные дела которых будут взвешены, ибо не окажется у них благих дел. Аллах Всевышний сказал: [Мы займемся в тот день делами, которые они творили, и развеем их в прах!] ("Различение", 23.) Расчёт с неверными будет состоять в том, что им представят их дурные дела и подвергнут их порицанию. Весы. Имеются в виду те Весы, которые в День воскресения будут установлены для того, чтобы взвешивать дела рабов Аллаха и отличать их друг от друга и определять их количество. Взвешивание будет происходить после расчёта, поскольку расчёт необходим для установления того, что было сделано, а взвешивание - для того, чтобы человеку было видно, чего стоят его дела, в соответствии с которыми он и получит воздаяние. Как в Коране, так и в сунне имеется множество указаний, свидетельствующих о точности этих Весов. Так, например, Аллах Всевышний сказал: - [В День воскресения Мы установим справедливые Весы, и никто не будет обижен даже на вес горчичного зерна, ибо никто иной не умеет считать так, как умеем это Мы!] ("Пророки", 47.) Аллах Всевышний также сказал: [Тогда тот, чаша добрых дел которого на Весах перетянет, будет благоденствовать, тому же, у кого чаша эта окажется легче, пропасть послужит пристанищем. ] ("Поражающее",6 - 9.) В "Сахихе" аль-Бухари приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк сказал: «Есть две фразы, которые легки для языка, но тяжелы они будут на Весах, а Милосердный любит их, и это - "Слава Аллаху Великому, слава Аллаху и хвала Ему!" (Субхана-ллахи аль-Азим, субхана-Ллахива би-хамди-хи !)» Свитки с записями дел. После завершения расчёта и взвешивания каждый человек возьмёт запись своих дел и прочтет то, что там будет написано, и окажутся среди людей такие, которые возьмут эту запись правой рукой, другие же возьму её левой и из-за спины. Аллах Всевышний сказал: [Тот же, кому будет вложена в правую руку запись дел его, скажет: "Подойдите и прочтите запись мою! Поистине, я верил, что предстану пред этим счётом". И будет он доволен жизнью в вышнем саду, где низко склонятся плоды. Таким скажут: "Ешьте и пейте во здравие за то, что совершали вы в минувшие дни". Тот же, кому запись будет вложена в левую руку, скажет: "О, если бы не давали мне мою запись! Тогда и не знал бы я, каков счёт мой! О, если бы смерть была концом всего! Не спасло меня моё достояние, и силы покинули меня!"] ("Судный день", 19 - 29.) ас - Сират. Так называется мост, пролегающий над адом, но которому пройдут и первые, и последние, и тот, кто преодолеет его, спасётся от огня, и по нему люди будут проходить только после того, как они покинут место расчёта. Верующие сумеют пройти по нему и избежать ада, что же касается тех, кому уготован ад, то они упадут с этого моста. Аллах Всевышний сказал: [И нет среди вас такого, кто не войдёт в ад[7],и Господом твоим это решено окончательно. Потом Мы спасём богобоязненных, а нечестивцев оставим стоять на коленях.] ("Марйам",71 – 72). В обоих "Сахихах" приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды люди спросили: "О посланник Аллаха, увидим ли мы Господа нашего в День воскресения?" И в этом хадисе приводятся такие слова пророка : "Будет перекинут над адом мост, по которому первым пройду я вместе с членами моей общины. В тот день никто, кроме посланников, не произнесёт ни одного слова, а посланники будут взывать: «О Аллах! Спаси, спаси!» А в аду будут крюки, подобные колючкам са'дана [1] " В "Сахихе" Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Абу Са'ида аль-Худри,да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха сказал: «"А потом над адом будет перекинут мост, и будет разрешено заступничество и они станут говорить: ,О Аллах, спаси, спаси!'"Люди спросили: "О посланник Аллаха, а что это за мост?" Он ответил: "Будут на нём крючья и колючки, подобные колючкам растения са'дан. Часть верующих преодолеет его с быстротой взора, другие- подобно молнии, третьи - подобно ветру, четвёртые - подобно птицам, а иные - подобно несущимся коням, и мусульманин спасётся, а тот, кого эти крючья оцарапают, свалится в пламень ада"». Мост. После того, как верующие пройдут по Сирату и спасутся от огня, но перед тем, как войти в рай, они будут остановлены на другом мосту, который перекинут между раем и адом. Это будет сделано для того, чтобы обиженные могли воздать равным своим обидчикам за те обиды, которые они нанесли им в мире этом —,а когда они рассчитаются друг с другом, им будет позволено войти в рай. Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха сказал: «Верующие спасутся от огня и будут задержаны на мосту, перекинутом между раем и адом, где обиженные смогут воздать равным своим обидчикам за то, что они претерпели от них в мире этом, а когда они очистятся, им будет позволено войти в рай, и клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, каждый из них найдёт путь к своему месту в раю легче, чем он находит путь к дому своему в этом мире!» (Этот хадис приводит Бухари). Относительно этого моста среди комментаторов существу ют определённые расхождения во мнениях. Так, одни считали его завершением Сирата, иначе говоря, той его частью, которая примыкает к раю, иные же утверждали, что это другой мост. Водоём. Речь идёт о водоёме пророка, . В "Сахихах" Бухари и Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Абдуллаха бин Амрабин аль-Аса, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк сказал: «Для того, чтобы обойти мой водоём, потребуется месяц пути, углы его равны между собой[2] , вода его белее молока, благоухание его приятнее аромата мускуса, а кувшины, стоящие на берегах его, (по численности своей) подобны звёздам небесным, и каждый из испивших воды его уже никогда не ощутит жажды». В обоих "Сахихах", равно как и в других сборниках, приводится также и много других хадисов, в которых есть упоминания об этом водоёме. Рай и ад. Рай и ад являются двумя обиталищами, в которых поселятся люди и которые Аллах Всевышний приготовил для рабов Своих в качестве воздаяния за дела их. Рай является обителью блаженства и проявления щедрости по отношению к тем богобоязненным верующим, которые приблизились к Аллаху, уверовали в Аллаха, Его посланника и в то, с чем он пришёл к людям, подчинились Аллаху и посланнику Его, поклонялись искренне только Аллаху и следовали за Его посланником, . Аллах Всевышний сказал: [Поистине, те, кто уверовал и творил благие дела, они - лучшие из созданий, воздаяние им у их Господа - сады 'Адна, где внизу текут реки, и останутся они там навечно. Аллах доволен ими и они довольны Им. Это - для тех, кто боялся своего Господа. ] ("Явное доказательство", 7 - 8.) Аллах Всевышний также сказал: [Спешите же к прощению от Господа вашего и краю, равному по ширине небесам и земле и уготованному для богобоязненных.] ("Семейство Имрана",133.) В раю праведных ожидает множество таких наслаждений, которых в этом мире никто не видел и о которых никтоне слышал и не догадывался. Аллах Всевышний сказал: [Ни одна душа не знает о том, что из благ покасокрыто для них в воздаяние за то, что они делали.] ("Земной поклон", 17.) Величайшим же наслаждением для оказавшихся в раю станет то, что они будут иметь возможность видеть своего Господа воочию, как сказал об этом Всевышний: [Лица в день тот будут сиять и взирать на Господа своего.] ("Воскресение", 22 - 23.) То же самое говорится и во многих хадисах. Что же касается ада, то он является обителью мук и унижений, которую Аллах уготовал для Своих врагов из числа неверных, не веровавших в Него и не подчинявшихся Его посланникам. Аллах Всевышний сказал: [И страшитесь огня, уготованного для неверных.] ("Семейство Имрана", 131.) В аду грешников подвергнут многим видам наказаний и мучений. Аллах Всевышний сказал: [Поистине, Мы уготовали для грешников адский огонь, который покроет их подобно шатру, а если они будут взывать о помощи, принесут им воду, подобную расплавленному металлу, которая обжигает лицо. Мерзкий напиток и скверное убежище! ] ("Пещера",29.) Во многих аятах Корана и хадисах приводятся описания рая и ада, указывается на то, что они сотворены и существуют в настоящее время, и упоминается о том вечном блаженстве или мучительном наказании, которые ожидают оказавшихся в раю или в аду. Как рай, так и ад пребудут вечно и никогда не исчезнут. Вот что сказал Аллах Всевышний о рае: [...не иссякнут яства и тень его.] ("Гром",35.) Аллах Всевышний также сказал: [Поистине — это то, что дано Нами в удел, и оно не иссякнет. ] ("Сад", 54). Аллах Всевышний также сказал: [...и останутся они там навечно. ] ("Явное доказательство", 8). Аллах Всевышний также сказал: [Там они не вкусят смерти после смерти первой.] ("Дым", 56.) Аллах Всевышний также сказал: [...и их не изгонят оттуда.] ("Аль-Хиджр",48.) Что же касается ада, то о нём Аллах Всевышний сказал так: [Они захотят спастись от огня, но ни за что не спасутся: уготовано им вечное наказание. ] ("Трапеза",37.) Аллах Всевышний также сказал: [С ними там не покончат и не умертвят их, и муки их не облегчатся. ] ("Создатель", 36.) Аллах Всевышний также сказал: [...в котором они пребудут вечно.] ("Женщины",169.) Заступничество. Наш пророк Мухаммад, , будет первым из тех, кто попросит открыть врата рая, а члены его общины окажутся первыми из тех, кто войдёт туда. Только наш пророк обратится к Аллаху с ходатайством о том, чтобы верующих впустили в рай, с величайшим ходатайством о том, чтобы Аллах рассудил ожидающих решения своей участи, а также о том, чтобы Аллах облегчил муки его дяди Абу Талиба, что будет позволено только нашему пророку, . Что же касается других ходатайств, то сними к Аллаху Всевышнему будут обращаться и другие пророки, ангелы и верующие. Из числа подобных ходатайств можно выделить следующие: 1 - Ходатайства о том, чтобы в аду не оказались те из согрешивших единобожников, которые достойны подобного наказания. 2 - Ходатайства о том, чтобы такие грешники, уже оказавшиеся в аду, были выведены оттуда. 3 - Ходатайства о том, чтобы некоторые из вошедших в рай заняли более высокое положение. Успех ходатайств такого рода будет определяться двумя обстоятельствами: 1 - Позволением Аллаха Всевышнего , ибо Аллах Всевышний сказал: [Кто же станет без соизволения Его заступаться перед Ним?] ("Корова" 255.) 2 - Благоволением Аллаха по отношению к тому, за кого станут ходатайствовать другие. Аллах Всевышний сказал: - [Они могут заступиться только за тех, кем доволен Аллах...] ("Пророки", 28.) Обо всём том, что будет происходить в мире ином, а именно - в период между смертью человека и днём воскресения, в день воскресения, в раю и в аду,- мы знаем лишь из Корана и сунны, веруя в это, несмотря на то, что не знаем обо всех деталях того, как это будет выглядеть. 1 - са'дан — растение, со всех сторон покрытое колючками 2 - Иначе говоря, этот водоём имеет форму квадрата. |