Дозволено ли возводить постройки над могилами? PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
05.05.2009 15:58
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Дозволено ли возводить постройки над могилами?

Дозволено ли возводить постройки над могилами? Их можно найти над могилами пророков (мир им), аулия (приближенных к Аллаху), улемов. Как понимать хадисы, запрещающие это?


Как сказал Имам ас-Сахиб ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Асль-Фатава аль-Кубра» в главе о похоронах, шафиитские имамы имеют четыре точки зрения по вопросу возведения построек над могилами:

1. Первая позиция была выражена имамами Рафии и Наввави. Ибн Хаджар и другие поздние ученые считают ее авторитетной. Она заключается в разделении кладбищ на «вакф» - общественные кладбища, где люди данной местности хоронят своих близких, и частные.

Если кладбище находится в общественной собственности, то однозначно запрещены любые постройки над могилой, даже если в ней захоронен улем (ученый-богослов). Если же это частная собственность, то возводить постройки дозволительно, хоть и нежелательно. Причина запрета в том, что здания усложняют доступ к могилам и затрудняют процесс новых захоронений. Поэтому в первом случае являются запрещенными, а во втором - нет.

2. Вторая позиция заключается в безусловной дозволенности возведения усыпальниц над могилами, как на территории частных, так и общественных кладбищ, независимо от того, чья это могила - улема или обычных верующих. Имам Бадр уд-дин аз-Заркаши в своей книге «Аль-Хадим» приводит слова Шараф уд-уин аль-Асанри о кладбище Аль-Караф в Каире: «Салафы (представители первых поколений мусульман) видели это и другие кладбища. В те времена уже были строения над могилами. Но никто из ученых не выступил против этого. И салафы построили купол над могилой имама Шафии и школу его имени внутри. Причем это далеко не единственный пример».

После цитаты Аз-Заркаши продолжает: «Один из поздних ученых сказал, что «его слова (Аль-Ансари) указывают на то, что строения над могилами даже на общественных кладбищах дозволены. Если строение дозволено на общественной земле, то, тем более, это будет дозволено на частной земле с разрешения владельца

…В сборнике «аль-Мустадрак» сразу после признания подлинными хадисов, где говорится о запрете построек и надписей на могилах, имам Аль-Хаким говорит: «Никто не руководствуется ими [этими хадисами], и над могилами всех имамов от Запада до Востока вы найдете усыпальницы, это то, что последующие поколения (халафы) переняли от предшественников (салафов). Аль-Бурзули сказал, что «это просто вопрос единогласия (иджма) улемов».

…Одному позднему улему из числа наших имамов принадлежат великолепные слова, в которых заключена дозволенность строения на могилах: «Ученые позволили себе отойти от завещанного правила при возведении мечети Аль-Акса на могилах улемов и аулия (да пребудет с ними мир и благословение Аллаха). Шейх Абу Мухаммад считает, что благодаря этому их могилы будут посещать. Аль-Газали в «Аль-Васыт» и «Ихья» говорит о дозволенности строительства над могилами ученых и праведных мусульман. И эта дозволенность обусловлена их высоким положением.

…Так же, как в «Аль-Васыт» и толковании «Ат-Танбих» Ибн Рифа`а говорится о дозволенности, и даже о желательности таких построек. И в этом нет сомнения, потому что их можно было найти в любых землях, как можно найти и сейчас.

…Никто из ученых и праведных мусульман не выступил против этой практики, а если бы такие действия были бы запретны, то они обязаны были осудить все это».

3. Третья позиция заключается в дозволенности любых строений над могилами ученых и праведников, как на частной, так на общественной землях. Что касается строительства над могилами обычных людей, то здесь вступают в силу ограничения, которые обозначены в первом мнении. Причина такого разделения между учеными и простыми верующими, - в их особом статусе, как об этом говорил Аль-Газали, а также в том, что посещение этих могил увеличивает жажду знаний и укрепляет иман (веру).

4. И последняя позиция заключается в абсолютном запрете на любое строительство, будь то на общественной земле, или частной, будь то на могиле ученого или простого верующего. Имам Шихаб уд-дин аль-Азра`и выбрал это мнение, основываясь на общем запрете из хадисов, и на том, что такое строительство ведет к нововведениям, затрате денег, чрезмерности, показухе и уподоблению неверным.

В итоге те, кто говорят об абсолютной дозволенности строительства, основываются на согласии мусульманских богословов с такого рода действиями по всему исламскому миру, как это упомянуто у Аль-Хакима.

Также возможно из хадиса о запрете на строительство сделать вывод о нежелательности построек, если это касается могил простых людей, но не ученых и аулия. Это исключение основано на том, что было сказано выше: проявление уважения и поощрение посещения их могил для укрепления знаний и имана.

Кроме того, большой знаток Сунны шейх Ахмад аль-Гумари написал отдельное исследование на эту тему, в котором доказывает дозволенность строительства на могилах ученых и праведников. В этой работе, как доказательство, он часто приводит слова шафиитских и других улемов.

Основываясь на этих расхождениях, является недозволенным отвергать действия тех, кто практикует одно из этих мнений. Как сказали знатоки исламского права, является запретным отвергать суждение, если по нему имеется разногласие. И, естественно, является поощряемым стремление придти к общей позиции.

Шейх Амджад Рашид, улем (Сирия)