Жизнь и Смерть |
Автор: Administrator |
02.01.2009 22:37 |
Жизнь и Смерть
ПРОЛОГ“Тот, кто предстанет пред Богом грешником, тому – Ад, где он не умрет, да и жить не сможет. Кто же предстанет пред Ним верующим, совершавшим благие дела, им – высоченные степени [в Раю], где прекрасные сады и текут реки. Пребудут они там вечно. Это – результат тех, кто духовно работал над собой” (см., Св. Коран, 20:74-76).
СМЕРТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ И ЯЗЫКЕСмерть – прекращение жизнедеятельности организма, гибель его. Смерть человека связана с прекращением прежде всего дыхания и кровообращения. Различают два основных этапа смерти: клиническую смерть и следующую за ней биологическую, или истинная, – необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях.[1] Клиническая смерть – короткий период, в который отсутствуют видимые признаки жизни, но сохраняются обменные процессы в тканях. Биологическая смерть – полное прекращение всех обменных процессов в организме, необратимое изменение тканей и органов.[2] Смерть – это счастье для умирающего человека. Умирая, перестаешь быть смертным. Т. Паркер Человек может умереть благородной или подлой смертью, точно так же, как может прожить благородной или подлой жизнью. Э. Карпентер Кто мог бы страшиться смерти и отказываться от нее? Виновный боится ее, несчастный призывает, храбрый бросает ей вызов и идет навстречу ей, мудрец, ожидающий ее, принимает ее без сожаления. Вольтер Глупо умирать из страха перед смертью. Сенека Что касается смерти, то ощущать ее мы не можем; мы постигаем ее только рассудком, ибо от жизни она отделена не более чем мгновением. М. Монтень Истинное мужество заключается не в том, чтобы призывать смерть, а в том, чтобы бороться против невзгод. Сенека Первое условие бессмертия – смерть. С. Лец Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность. И. Кант Все на свете можно исправить, кроме смерти. М. Сервантес Поразительна мудрость природы, которая при таком бесконечном разнообразии сумела всех уравнять! Эразм Роттердамский Смерть должна быть такая же, как и жизнь; мы не становимся другими только потому, что умираем. М. Монтень Самое страшное, что может быть, – это заживо умереть. М. Андерсен-Нексе Пришла к тебе смерть? Она была бы страшна, если бы могла оставаться с тобою, она же или не явится, или скоро будет позади. Сенека В бессмертие отправляются с небольшим багажом. Вольтер Дурная жизнь приводит к дурной смерти. Ж. Мольер Смерть следует за нами, кружит около нас, не покидая нас ни на одно мгновение; под ее знаменем ежедневно овладевает нами сон. Ф. Рохас Ни то, что предшествует смерти, ни то, что за ней следует, не является ее принадлежностью. М. Монтень Надо жить так, чтобы не бояться смерти и не желать ее. Л. Толстой Лучшее доказательство того, что страх смерти есть страх не смерти, а ложной жизни, есть то, что часто люди убивают себя от страха смерти. Л. Толстой В минуту смерти эгоизм претерпевает полное крушение. Отсюда страх смерти. Смерть поэтому есть некое поучение эгоизму, произносимое природою вещей. А. Шопенгауэр Неизбежность смерти отчасти смягчается тем, что мы не знаем, когда она настигнет нас; в этой неопределенности есть нечто от бесконечности и того, что мы называем вечностью. Ж. Лабрюйер Жизнь в ее целостности, никогда не принимает смерти всерьез. Она смеется, пляшет и играет, она строит, собирает и любит перед лицом смерти. Только тогда, когда мы выделяем один отдельный факт смерти, мы замечаем ее пустоту и смущаемся. Р. Тагор Смерть – самый глубокий и самый значительный факт жизни, возвышающий самого последнего из смертных над обыденностью и пошлостью жизни. Н. Бердяев. Большинство людей умирает спокойно потому, что так же мало понимают, что с ними делается в эту минуту, как мало понимали, что они делали до этой минуты. В. Ключевский.
Когда способны вы не слушать бредни, Предпочитать дешевой славе – тень, И проживать день каждый, как последний, Не будет страшен вам последний день. Э. Севрус
ОПИСАНИЕ СМЕРТИ В БИБЛИИ“Человекам положено однажды умереть”[3] “Неверных и убийц, и прелюбодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая [не имеющая конца и предела]” (см., Апок. 21:8). Всевышний обращаясь к первочеловеку, прародителю, истоку всего человечества – Адаму, но, проецируя назидательный смысл на все поколения, говорит: “В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься” (см., Библ., Быт. 3:19). Библейские слова Христа: “Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу, и тело погубить в геенне” (см., Библ., Мф. 10:28). “И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его” (см., Библ., Еккл.12:7). Интересен евангелический персонаж, богач, самозабвенно ласкающий свой слух: “Душа [моя]! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись! [Я работал как вол, горбатил годами в поте лица, днем и ночью. Я сделал это, я добился всего, о чем мечтал, это всё моё. Я заслужил все самое лучшее. Этого мне хватит, чтобы беззаботно и комфортно прожить жизнь]. Но Бог сказал ему: “Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет” (см., Библ., Лук. 12:20, 21) Символичны, в контексте общности и преемственности монотеистических религий, слова раннехристианских теологов рубежа IV-V веков: – Велик страх в час смерти, когда душа с ужасом и скорбью разлучается с телом. Ангелы поспешат исторгнуть ее, а душа, видя свои дела, боится выйти из тела. Принуждаемая же выйти из тела, глядя на дела свои, говорит со страхом: “Дайте мне хоть один час сроку…” Дела же ее, собравшись вместе, отвечают душе: “Ты нас сделала, с тобой мы и пойдем к Богу”. – Смерть боится приближаться к боящемуся Бога и только тогда приходит к нему, когда ей повелено разлучить его душу с телом.[4] Интересны и эти строки[5] : – Всегда ожидай, но не бойся смерти, то и другое – истинные черты мудрости. – Будь готов к тому, что Господь каждый день может потребовать твою душу. Не делай так, чтобы сегодня покаяться, а завтра забыть об этом, сегодня плакать, а завтра плясать [до упаду], сегодня поститься, а завтра упиваться вином. – Не случайно учителем мудрости вошла в нашу жизнь смерть, воспитывая ум, укрощая страсти души, утишая волны и водворяя тишину.
ОПИСАНИЕ СМЕРТИ В СВЯЩЕННОМ КОРАНЕ И СУННЕ
СОН – СМЕРТЬ В МИНИАТЮРЕ“И Он [Всевышний Творец] тот, Кто [частично] умерщвляет вас ночью [предоставляя душе некоторую свободу от тела] и знает о том, что вы совершаете [всеми частями своего тела] днем, затем [после сна] Он воскрешает вас [возвращает в обычное живое состояние] для того, чтобы вы прожили отведенный вам [Свыше жизненный] срок [пополнив его очередным днем]. Затем к Нему [после вашей биологической смерти, пребывания в загробном мире и глобального Воскрешения вместе со всеми представителями рода человеческого] ваше возвращение, после чего Он объявит вам [в Судный День] о том, что вы делали” (см., Св. Коран, 6:60). “Всевышний забирает души [из тел, процесс чего производится ангелом смерти и его помощниками по приказу Творца] в момент смерти и [частично умерщвляет, забирает души] спящих, которые еще не умерли [не настал еще срок их смерти, потому они просыпаются и пробуждаются]. Забирает [безвозвратно] ту, срок смерти которой наступил, а другую отпускает для завершения своего жизненного пути, назначенного Свыше. Воистину, в этом [в этих процессах и состояниях] есть знамения для людей мыслящих (думающих, размышляющих)” (см., Св. Коран, 39:42). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) молил Аллаха перед сном словами: “С именем Твоим [о Господи] ложусь спать и с Твоей помощью встану. Если Ты заберешь мою душу [во сне с завершением жизненного срока], то помилуй ее, а если отпустишь ее [для продолжения жизненного пути], то оберегай ее [от всего дурного, греховного и скверного], подобно как Ты оберегал рабов Своих благонравных [людей приближенных к Тебе душой своей, делами и поступками]”.[6]
ЧАС СМЕРТИ“Он [Всевышний Творец, Властелин Судного Дня] – абсолютно Могуч и выше [по всем критериям, качествам и характеристикам] всего и вся. Он ниспосылает вам ангелов-хранителей до того срока, пока не придет к кому-либо из вас смертный час. А когда он наступит, умертвят его посланники Наши [ангелы, те, что помогают ангелу смерти], не преступая очерченных для них границ [все пройдет так, как того заслуживает Божьей милостью и справедливостью данный человек]” (см., Св. Коран, 6:61). “Если бы Аллах (Бог, Господь) наказывал людей за их грехи [сразу], то на Земле ни одной живой души не осталось бы! Однако же, всех он подводит [задерживает на родной планете] до определенного Свыше срока [предоставляя каждому возможности призадуматься, исправиться]. Когда же наступает срок [смерти], никто уже не может перенести его на более позднее или более раннее время” (см., Св. Коран, 16:61).
АНГЕЛ СМЕРТИ“Скажи [о Мухаммад]: “Вас умерщвляет [по приказу Создателя] ангел смерти, который закреплен за вами [уполномочен Свыше], а в последующем [после выжидательного пребывания в загробном мире и глобального Воскрешения] вы к Господу вашему будете возвращены” (см., Св. Коран, 32:11). Как ангела смерти и его помощников хватает на всех? – Ангелы нематериальны, а потому не ограничены физическими законами. Кстати, ангелы лишь исполняют приказ, не более того. Именно поэтому в отдельных аятах процесс умерщвление связывается с самим Творцом, без исполнительного звена – ангелов: “Всевышний забирает души в момент смерти…” (см., Св. Коран, 39:42); “Скажи! Аллах (Бог, Господь) дает вам жизнь, затем [по истечении ее срока, который у каждого свой] умерщвляет вас; затем [после прохождения через загробный мир; с Концом Света и вслед за глобальным Воскрешением] соберет вас в День Суда, в наступлении которого нет сомнения. Однако же, большая часть людей не знают этого [или – не осознают должным образом]” (см., Св. Коран, 45:26).
ВКУС СМЕРТИ“Каждая душа [независимо от наличия или отсутствия в ней веры в Бога] почувствует вкус [настоящей биологической] смерти. И несомненно, получите вы сполна за деяния свои [именно] в Судный День. [То есть произойдет это не сразу после смерти, а после Конца Света, о сроке которого ведомо только Создателю; вслед за последующим Воскрешением всех и вся, живших на этой планете; на огромной площади, где соберется все человечество в Судный День]“ (см., Св. Коран, 3:185). Часто мы думаем, что будем жить очень долго и еще многое успеем, в том числе и в обязательности пред Богом, но жизнь ведь может прерваться в любую минуту… Коран призывает человека думать рационально и не переносить на завтра то, что можно сделать сегодня. Завтра может и не настать. Ощутив однажды вкус смерти, человек обратно уже не сможет вернуться…
МЕСТО СМЕРТИ“…и не знает душа о том, что будет делать завтра [человек планирует, но обстоятельства он не регулирует]; и не знает душа, на какой земле умрет [покинет свою телесную оболочку]” (см., Св. Коран, 31:34). Передается, что во времена пророка Соломона ангел смерти навестил его, приняв облик человека. Во время встречи он пристально смотрел на одного из его приближенных. Тот, смутившись, спросил у Сулеймана: “Кто это?” Пророк пояснил, что это ангел смерти. Человек решил, что час его наступает, а потому попросил перенести на ветрах подальше от смерти, в Индию. Соломон, имевший волею Творца возможность повелевать ветрам, исполнил просьбу. Ангел смерти в последующем сказал Соломону: “Я столь внимательно разглядывал того человека из удивления: мне было приказано забрать его душу в Индии, а он сидит здесь, рядом с тобой”.[7]
НА ЗЕМЛЕ НЕТ НИЧЕГО ВЕЧНОГО“Никто до тебя [о Мухаммад] не был вечным (никого ранее Мы не делали вечным). И когда ты умрешь [являясь человеком по природе своей], думаешь, они [твои недруги] так и не умрут [будут вечно жить на Земле]?! Всякая душа почувствует вкус смерти. Испытывать же Мы вас [людей] будем и злом, и добром, соблазном для вас [соблазн измениться и потерять праведную стезю в период благополучия и достатка; соблазн нарушить границы дозволенного, посягнуть на кровь или имущество другого в периоды нищеты и бедствий; соблазн стать тунеядцем и бездельником под “благовидным” предлогом и т.п. Важно не то, что происходит, а то, как человек к этому относится, каковы выводы, каковы действия]. И к Нам вы [все до одного] будете возвращены” (см., Св. Коран, 21:34, 35). “Все, кто на ней [на планете Земля], смертны” (см., Св. Коран, 55:26).
КАК ВЫХОДИТ ДУША ГРЕШНИКА И… ПРАВЕДНИКА“О, если б ты видел, каково состояние грешников [тиранов, притеснявших себя или других], когда они [агонизируют] в пучине болевых ощущений, что овладевают ими в период смерти [в процессе отделения души от тела]! Ангелы с распростертыми руками[8] [восклицают:] выводите свои души! [Душа не желает отделяться от тела, покидать его, и тогда ангелы, “засучив рукава” начинают насильно выволакивать ее из телесной материи]. Сегодня вам воздастся унизительным наказанием за все то лживое, что вы говорили в адрес Всевышнего, за то, что были надменны, высокомерны пред Его знамениями. [Основная часть наказания начинается с этого периода и, если человек так и умер без веры и основ ее, – уже больше никогда не закончатся]” (см., Св. Коран, 6:93). “И как же [будут защищаться или оправдываться безбожники; каковым будет их состояние] когда ангелы станут умерщвлять их, сопровождая этот процесс ударами по лицу и спине [металлическими дубинами, что будет происходить уже в нематериальном измерении]?! Это [подобный плачевный итог] за неустанное следование ими тому, что вызывало гнев Творца [используя мирское право выбора, они совершали порочные поступки и явно греховные деяния]; за пренебрежение ими Его довольством. Даже если и было в их жизни что-то хорошее, оно превратилось в ничто [мгла грехов затмила все светлые проблески их жизни, а отсутствие основ веры поставило на таком итоге жирную точку]” (см., Св. Коран, 47:27, а также 8:50). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: “Душа верующего выходит испариной, потом. Душа же безбожника извлекается подобно душе осла. Если за верующим были серьезные ошибки [ведь он человек, а не ангел], то процесс смерти для него ожесточается, что [при правильном отношении к неприятным ощущениям] искупляет его прегрешения. А если на счету у безбожника благие дела и поступки [которые остались еще не компенсированы тем или иным мирским благом], то будет воздано ему за них легкостью смерти”.[9]
БЕДСТВИЯ И КАТАСТРОФЫПророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: “Если Всевышний пожелает кого-то наказать, то постигает это бедствие всех [кто окажется рядом, без разбора, кто праведник, а кто – грешник]. Воскрешены же [к Судному Дню] они будут в соответствии с намерениями своими и делами”.[10]
ЖЕЛАНИЕ СМЕРТИПророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: “Пусть не желает кто-либо из вас себе смерти! И пусть не молит Аллаха о смерти до ее прихода! Ведь, воистину, если вы умираете, то дела и поступки ваши на этом завершаются, а жизнь [несмотря на ее легкость или сложность] несет верующему лишь благо [ведь даже самая страшная беда при правильном и верном отношении к ней и преодолении ее обернется для носителя основ веры благом и неописуемой благодатью в вечности, да и в этой жизни]”.[11] Также он (да благословит его Творец и приветствует) говорил: “Пусть никто не желает себе смерти по причине беды, постигшей его. Но если уж другого выхода нет, тогда пусть молит Всевышнего словами: “О Господи, дай мне жизнь [жизненные силы, желание жить], пока в ней есть благо для меня, или же умертви меня [пусть жизнь подойдет уже к своему концу], если это является лучшим [в моем случае, при моих обстоятельствах]”.[12] И последнее: “Пусть никто не желает себе смерти! Если человек благороден, то у него еще есть возможность приумножить свои хорошие поступки, а если грешен, то может исправиться”.[13]
ВЫХОД ИЗ МИРСКОЙ ОБИТЕЛИУ каждого свой срок, с приходом которого он берет под мышку с собой грехи и праведные дела, а все материальное, нажитое оставляет здесь: “Воскликнет сын человеческий [на смертном одре]: “Мое богатство, мое имущество!” [Ему ответят:] “У тебя есть что-то большее, чем то, что ты ел, и его не стало; одевал и оно износилось; передавал в качестве милостыни [в любой из ее многочисленных форм, которая и] останется с тобой (ты это по-настоящему приобрел) [переведя в самую стабильную и приумножаемую валюту, валюту вечности]. Все, что помимо этого, – ушло, ты оставил это людям”.[14] “И вы [люди, покидая этот мир через процесс под названием “смерть”] оставите все то мирское, чем Мы позволили вам пользоваться, дав временные права на него, – позади себя” (см., Св. Коран, 6:94).
СМЫСЛ СМЕРТИ“Величественен по Своей благодати [выше всего и вся] тот, в Чьей руке [под чьим управлением] вся, абсолютно вся власть! И ничем не ограничена Его сила, мощь. Он сотворил смерть и жизнь для того, чтобы провести вас через испытание – кто из вас лучший делами, поступками. Он – Всемогущ и Всепрощающ” (см., Св. Коран, 67:1, 2). Жизнь и смерть сотворены, но до конца понять их суть и природу – человеку не дано. Да, он изучает их, систематизирует новые открытия и наблюдения, делает выводы, строит теории и гипотезы, которые через какое-то время могут быть опровергнуты другим, более ученым и технически оснащенным человеком. Изучаются внешние проявления этих двух понятий, физические закономерности, но “докопаться” до сути, метафизической сути, человеческому разуму крайне сложно. В этом человечеству помогали посланники Творца и тексты Священных Писаний. Человеку Богом даны многочисленные уровни работы над собой, этапы совершенствования духа, духовного развития, раскрывающиеся через познание себя, сути жизни и совершение, последовательное, пусть незначительное, но постоянное совершение благих дел и поступков; не теряя при этом основ веры и осознания того, что совершается то или иное не во благо кого-то, пользующегося этим, или чего-то (уважение, почет, слава и т.п.) а лишь – в свое личное благо с именем того, Кто дал такую возможность. Столкнуться лицом к лицу со смертью – непростое испытание на прочность духа и изначальную осмысленность временности и ценности жизни.
ЭПИЛОГ“…и укрепляем Мы в материнском утробе тех, кого пожелаем [кому предначертано появиться на свет] до определенного срока [до полного формирования и рождения]. Затем Мы выводим вас младенцами, чтобы вы [росли и] достигали зрелости [физической и интеллектуальной]. Кто-то из вас умирает [в детстве, юности, зрелости], а кто-то доживает до глубокой старости, когда он уже мало что знает [мало что понимает, помнит; становится невосприимчивым ко многим вещам и окружающим процессам, быстро утомляется; возвращается в состояние немощного и беззащитного ребенка]. Ты ведь видишь землю мертвой [без растительности на ней; угасшей, тихой, неподвижной], а когда Мы низводим на нее воду, она начинает трепетать [биться, содрогаться от пробуждающейся в ней жизни], приподнимается [набухает от воды и оживающих семян, растений] и зарастает ликующими парами [радостными; великолепными, красивыми растениями, травой]. [Почему так?] Да потому, что Аллах (Бог, Господь) – это истина [нет сомнения в Нем, Создателе всего и вся; как дает жизнь, так и забирает, а затем – воскресит к Дню Суда, что и раскроет основной смысл мирского существования людей]. Он оживляет мертвых, и Он ни в чем не ограничен. Нет сомнения в том, что Час (Конец Света) настанет и Он [прежде умертвив все формы жизни, вплоть до ангела смерти] воскресит всех, [в том числе и тех] кто в могилах [оживит весь род человеческий, начиная Адамом и заканчивая самым последним человеком. Для чего? Для вхождения в вечность…]” (см., Св. Коран, 22:5-7). Когда ты постигнешь все тайны жизни, то будешь стремиться (готовится своими благими делами и поступками) к смерти, ибо она не что иное, как еще одна тайна жизни. Д. Х. Джебран Бояться надо не смерти, а пустой жизни. Б. Брехт [1] См.: Большой энциклопедический словарь. Санкт-Петербург: Норинт, 2004, с. 1113. [2] См.: Большой толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург: Норинт, 2000, с. 1216. [3] См.: Библ., Евр. 9:27. [4] Ефрем Сирин. [5] Архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст (347-407). [6] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000, т. 14, с. 151, хадис № 6320. [7] См.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]: В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003, т. 11, с. 196. [8] Не забывайте, что ангелы имеют строение, суть которого в корне отличается от человеческой природы. [9] Хадис от Ибн Мас‘уда. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994, т. 3, с. 450; аль-Муттакы А. Кянз аль-‘уммаль [Кладовая тружеников]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993, т. 15, с. 563, хадис № 42187; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира [Напоминание о состояниях мертвых и делах вечности]. Каир: аль-Мактаба аль-кайима, [б. г.], с. 19. [10] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, с. 30, хадис № 400, “сахих”; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 11, с. 477. [11] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и др. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.], т. 9, ч. 17, с. 7, хадис № 10 (2680). [12] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000, т. 13, с. 156, хадис № 5671; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, ч. 17, с. 8, хадис № 13 (2682). [13] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 587, хадис № 9948, “сахих”; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13, с. 157, хадис № 5673. А также, например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 14, с. 180, хадисы № 6349-6351. [14] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.], т. 9, ч. 18, с. 94, хадис № 4 (2959); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997), т. 2, с. 474, хадис № 701, “сахих”, а также т. 8, с. 35, хадис № 3244 и с. 121, хадис № 3328.
|
Обновлено 24.02.2009 22:52 |