v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Здравое слово о главе 7 Понимание этой главы зависит от знания характера причин. Говоря конкретно, раб Аллаха при оценке характера причин должен учитывать три обстоятельства: - во-первых, считать что-то причиной только в том случае, если эта причина является причиной по шариату или по предопределению Аллаха; - во-вторых, раб Аллаха обязан полагаться не на сами причины, как таковые, а на Первопричину и Предопределяющего, действуя в рамках шариата и стремясь к полезному; - в-третьих, необходимо знать, что, как бы велики и сильны ни были причины, они неотвратимо связаны с предопределением Аллаха. В этом Всевышний Аллах поступает, как Ему угодно. Если Ему угодно, то Он оставляет их причинность действующей, как они есть в соответствии с Его мудростью, чтобы рабы Аллаха действовали согласно им, познавая тем самым совершенство мудрости Его, увязавшего обстоятельства и следствия со своими причинами. В ряде же случаев Аллах изменяет причины, как Ему угодно, чтобы рабы Его не полагались на них и познавали совершенство Его могущества. Абсолютное же действие и абсолютная воля принадлежит только Аллаху. Именно таким должен быть теоретический и практический подход каждого раба Аллаха ко всем причинам. Исходя из вышеизложенного, ношение кольца, шнурка или тому подобного с целью избавления от случившейся беды или её предотвращения является ширком, так как, если носящий их убеждён в том, что это избавляет от беды или предотвращает её, то он впадает в великий ширк. Это является ширком в отношении господства Аллаха, Единственного Творца и Управителя, поскольку ему приписывается сотоварищ в сотворении и управлении всеми делами. Одновременно это является и ширком в поклонении, поскольку имеет место обожествление не Аллаха, упование на этот объект обожествления всем сердцем и надежда на то, что он принесёт пользу, что является ширком даже, если человек и считает, что Аллах является Единственным Избавителем и Отвратителем. Быть же убеждённым, что это является причиной избавления от беды, означает установление не соответствующей шариату и непредопределённой причины. А такой подход является запрещённым и противоречащим шариату и предопределению. Шариат строжайшим образом запрещает это, а то, что запрещено шариатом, не может являться полезной причиной. С точки зрения же предопределения, это не является ни известным, ни неизвестным средством обретения желаемого и не относится к разряду разрешённых и полезных снадобий. Подобные действия (ношение кольца, шнурка и т.п.) обязательно ведут к ширку, поскольку они неизбежно влекут за собой упование на эти предметы от чистого сердца, что является разновидностью ширка и обстоятельством, ведущим к нему. Если всё указанное выше не является законным средством для изыскания благосклонности Аллаха и Его награды, которое Он установил устами Своего пророка, а также не является предопределённым известным или проверенным средством, типа разрешённых лекарств, однако, вместе с тем в сердце человека проникла убеждённость в их пользе и надежда на них, то верующий обязан отбросить их во имя усовершенствования собственной веры и обретения таухида. Когда же человек обретает таухид, то в его сердце уже нет места для того, что несовместимо с этим убеждением. Искреннее же упование на то, от чего ничто не зависит и что не приносит никакой пользы, а только чистый вред, можно считать недостаточным умственным развитием. Шариат подразумевает совершенствование религии людей путём искоренения поклонения идолам и живым творениям, достижения совершенства ума путём отказа от всяких мифов и небылиц, серьёзность в полезных и развивающих сознание делах, очищающих душу, улучшающих духовные и материальные стороны жизни. Хотя Аллаху это ведомо лучше. Глава 8 О заклинаниях и амулетах В "ас-Сахихах" аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Башира аль-Ансари о том, что он "неоднократно сопровождал посланника Аллаха в его поездках. Он (пророк. - Ред.) посылал гонца с приказом снять с шей верблюдов все ожерелья из обветшалой тетивы и, чтобы не осталось ни одного ожерелья, которое не было бы сорвано"[80]. Ибн Мас'уд рассказывал: "Я слышал, как посланник Аллаха сказал: "Заклинания, амулеты и привораживание являются ширком". Этот хадис передали Ахмад и Абу Дауд[81]. Абдуллах ибн Укейм передал следующие слова пророка: "Тот, кто повесил на себя что-то, вверяется этому". Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи[82]. Амулеты - это то, что вешают на детей, чтобы уберечь их от сглаза. Если они представляют собой аяты из Корана, то некоторые из салафов позволяли носить их, а некоторые не разрешали этого, считая запретным[83]. Одним из тех, кто запрещал носить подобное, был Ибн Мас'уд. По поводу заклинаний имеется свидетельство того, что они не относятся к ширку, поскольку посланник Аллаха позволил пользоваться заклинаниями против дурного глаза и укуса змеи или скорпиона[84]. Что касается привораживания, то говорят, что оно якобы заставляет женщину полюбить мужа, а мужчину - полюбить жену[85]. Ахмад передал следующие слова Рувайфи': "Посланник Аллаха сказал мне: "О Рувайфи', возможно, ты долго проживёшь. Поэтому передай всем, что, если кто будет перевязывать бороду, носить ожерелье из обветшалой тетивы либо очищаться от экскрементов навозом животных или костями, то Мухаммад отрёкся от этого человека"[86]. Са'ид ибн Джубейр сказал: "Тот, кто сорвал с человека амулет, подобен тому, кто освободил одного раба". Этот хадис рассказал Ваки'. По этому же поводу Ибрахим ан-Наха'и сказал: "Они (салафы. - Ред.) запрещали любой амулет, будь то аяты Корана или нет". РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Смысл понятий "заклинание" и "амулет". 2. Смысл понятия "привораживание". 3. Все эти три понятия относятся к ширку. 4. Исключением является только заклинание из Слов Истины от дурного глаза и укуса змеи или скорпиона. 5. Если амулет представляет собой аяты Корана, то мнения учёных по поводу того, является ли это ширком или нет, разделились. 6. Навешивание ожерелий из обветшалой тетивы на верховых животных является ширком. 7. Грозное предупреждение тому, кто повесил на себя ожерелье из обветшалой тетивы. 8. Благословенная награда тому, кто сорвёт с человека амулет. 9. Слова Ибрахима не противоречат сказанному выше, поскольку он имел в виду последователей Абдуллаха ибн Мас'уда. [80] | Аль-Бухари 6/98, Муслим (2115), Абу Дауд (2552), Ахмад 5/216, Малик 2/937. | [81] | Абу Дауд (3883), Ибн Маджа (3530), Ахмад 1/381. Аль-Хаким 4/418 назвал его достоверным, с чем согласился и аз-Захаби. | [82] | Ахмад 4/211, ат-Тирмизи (2073); хороший хадис. | [83] | Сподвижники посланника Аллаха, их последователи и учёные последующих поколений разошлись во мнении относительно амулетов, текст которых содержит Слово Аллаха. Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас, А'иша и другие разрешали это, основываясь на том, что хадис, запрещающий амулеты, относится только к тем из них, которые являются ширком. В одной из ривай от имама Ахмада говорится, что он также разрешал это, однако большинство из его учеников передавали, что он это запрещал. Запрещали это также Ибн Мас'уд, Ибн Аббас, Хузейфа, Укба ибн Амир и Ибн Укейм. Они основывались на хадисе Ибн Мас'уда, и у этого мнения несколько положительных сторон: а) общий запрет, из которого не выделено частное; б) закрытие дверей для прегрешения, потому что ношение амулетов со Словом Аллаха ведёт к ношению и иных амулетов; в) неизбежно неуважительное отношение к Нему того, кто надел амулет, поскольку он может зайти с ним в грязное место, уборную и т.п. | [84] | Заклинания представляют собой чтение молитв из Корана или Сунны, когда человека укусила змея или скорпион, когда его заколдовали или сглазили, либо когда он заболел, для отведения постигшего его несчастья. Имам ас-Суйути по поводу заклинаний сказал: "Учёные пришли к единому мнению, что заклинания разрешены, если выполняются три условия: а) они должны представлять собой Слово Аллаха, Его имена или эпитеты; б) должны быть на арабском языке и быть понятными; в) должна иметься полная убеждённость в том, что заклинания оказывают влияние не сами по себе, а по предопределению Всевышнего Аллаха". | [85] | Это - чистый ширк, так как в его основе лежит убеждение, что что-то, помимо Аллаха, может отводить вред и приносить пользу. | [86] | Абу Дауд (36), ан-Наса'и 8/135, Ахмад 4/(108, 109); достоверный хадис. | Здравое слово о главе 9 Указанное в данной главе относится к ширку и является деяниями мушриков. Все учёные-богословы единодушны в том, что испрашивание благословения у деревьев, камней, святых мест, могил и тому подобного не соответствует шариату. Подобное испрашивание благословения является чрезмерностью, которая впоследствии ведёт к обращению к ним с молитвой и поклонению им. А это уже будет, как было сказано выше, великим ширком, за что предусмотрено великое наказание. Данное положение распространяется на всё, в том числе и на место молитвы Ибрахима, место захоронения пророка, Иерусалимскую скалу и другие святые места. Что же касается прикосновения к Чёрному камню[92] и его целования, а также прикосновения к восточному "Йеменскому" углу Ка'абы, то это является поклонением Аллаху, возвеличиванием Его, смирение перед Его величественностью, в чём и состоит дух истинной набожности. Таким образом, это является возвеличиванием Творца и исповеданием Его религии, в то время как любое иное является возвеличиванием сотворённого и его обожествлением. Разница между этими двумя понятиями такая же, как разница между мольбой, обращённой к Аллаху, представляющей собой преданность и таухид, и взыванием к сотворённому Аллахом, которое является ширком и идолопоклонством. [92] | Араб. "аль-Хаджар аль-Асвад". Ибн Теймийа сказал: "Учёные единодушны в том, что тот, кто посещает могилу посланника Аллаха или могилу другого пророка или праведника, будь то сподвижник или член семьи пророка, не должен обтирать их руками или целовать их. В мире нет предметов, целовать которые разрешено по шариату, кроме Чёрного камня. В обоих "ас-Сахихах" приводится хадис о том, что Умар сказал: "Клянусь Аллахом, я знаю, что ты - просто камень, не приносящий ни вреда, ни пользы, и если бы я не видел, что посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его семью и ниспошлёт им мир, целовал тебя, то я не поцеловал бы тебя" (Муслим (1270)". |
|