Покаяние в Исламе: о достоинствах искреннего покаяния, о вреде грехов PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
26.09.2009 12:28
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Покаяние в Исламе: о достоинствах искреннего покаяния, о вреде грехов

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Предисловие

Хвала Аллаху, мы восхваляем Его, молим о помощи и прощении, и мы взываем к Нему о том, чтобы Он направил нас на прямой путь. Мы прибегаем также к защите Аллаха от зла наших душ и от зла наших дурных дел. Никому не сбить с пути истинного того, кому Аллах указывает путь, а кого Он сбивает с пути, тому никто его не укажет. Свидетельствуем, что нет божества, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник. Да благословит и приветствует Аллах его самого, членов его семьи и всех сподвижников его!
Всевышний Аллах в Своём последнем Откровении сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью и не умирайте иначе как мусульманами!» (Семейство Имрана 3: 102).
Всевышний и Всеблагой также сказал: «Он Тот, кого следует бояться, и Он – Тот, кто дарует прощение!» (Завернувшийся 74: 56).
 сказал:
r, сообщается, что пророк rОт Абу Зарра, сподвижника пророка Мухаммада  «Я завещаю тебе бояться Аллаха, ибо, поистине, это вершина всех дел». Ахмад 4/226. Хадис достоверный.
, давая наставление одному из своих сподвижников, также сказал:
rПосланник Аллаха  «Избегай запретного, и будешь ты в поклонении самым усердным из людей». ат-Тирмизи 2305. Хадис хороший.
Каждый неизбежно совершает те или иные греховные поступки. Человек может не совершать какое-либо греховное деяние, но всё же иметь греховное устремление в сердце своём. Если же у него нет подобных устремлений, то он всё равно допускает какие-либо упущения в делах религии, либо в знаниях об Аллахе Всевышнем. Всё это является недостатком и избежать всего этого невозможно, ибо, таково установление Аллаха Всевышнего, а
rлишён ошибок и всякого несовершенства только Он! Посланник Аллаха  сказал: «Если бы вы не грешили, то Аллах обязательно сотворил бы таких людей, которые стали бы совершать грехи, а затем просить о прощении, и Он прощал бы их!» Муслим 2747.
 также сказал:
rПосланник Аллаха  «Нет такого правоверного (му'мин) раба Аллаха, чтобы у него не было греха, который он совершал бы время от времени». ат-Табарани в “аль-Аусате” и в “аль-Кабире”, шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Однако это вовсе не означает, что человек вправе внушать себе неизбежность грехопадения, думая, что невозможно прожить без греха, и тем самым оправдывая свои греховные деяния. Верно, у каждого есть недостатки, однако, люди отличаются друг от друга тем, в какой мере им присущи эти недостатки и на сколько искренне они каются перед Аллахом.
Греховные деяния довольно часто происходят по причине незнания основ религии Всевышнего. Поэтому разумный человек должен восполнять свои пробелы в религиозном образовании.
В предлагаемой читателю брошюре, мы постараемся, с помощью Аллаха, указать на то, сколь важное место занимает в Исламе покаяние и затронем так же ряд аспектов, которые так или иначе относятся к нему.
При составлении данного труда мы руководствовались аятами Священного Къурана и достоверными хадисами . А также источниками дополнительной информации послужили
rпророка  труды авторитетных учёных исламского мира.

Сотрудники КБИИИ

Определение слова «покаяние» (ат-Тауба)
Языковое значение покаяния
Слово "тауба" образовано от слова "тауб", смысловое значение которого подразумевает возвращение. Поэтому, когда говорят "таба" – это означает: "Он отстранился от своих грехов и обратился к Аллаху Всевышнему".
Значение слова "тауба" и "тауб" идентичны, и то и другое подразумевает собой отказ от совершения грехов.

Шариатское значение покаяния
Покаяние – это отстранение от греха из страха перед Аллахом; ощущение мерзости греха; сожаление того, что произошло ослушание Аллаха; решимость впредь никогда не возвращаться к подобному и принятие для этого всех мер предосторожности.

О необходимости искреннего покаяния
Аллах, Велик Он и Всемогущ, повелел Своим рабам искренне каяться пред Ним, сказав: «О вы, которые уверовали! Кайтесь перед Аллахом искренним покаянием». (Запрещение 66: 8).
'Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Искреннее покаяние – это раскаяние за допущенный грех и не возвращение к нему впредь, либо не иметь желания возвращаться к нему». См. “Тафсир Ибн Касира” 4/69.
Всевышний Аллах сказал: «И кайтесь перед Аллахом все, о вы, кто уверовал! Быть может, вы преуспеете». (Свет 24: 31).
Рабы Аллаха делятся на кающихся и несправедливых. Всевышний сказал: «...а кто не кается, те – несправедливые». (Покои 49: 11).
 говорил:
rПосланник Аллаха  «О люди, приносите покаяние Аллаху и просите Его о прощении, ибо я, приношу Ему своё покаяние по сто раз в день». Муслим 2702. 
Ибн 'Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: "По нашим подсчётам, во время одного маджлиса (сидения с людьми), посланник Аллаха
r, обычно по сто раз говорил: «Господь мой, прости меня и прими моё покаяние, поистине, Ты – Приемлющий покаяние, Прощающий!"» Абу Дауд 1516, ат-Тирмизи 3434. Достоверный хадис.

/Рабби-гъфирли уа туб 'аляййа, иннака анта-Ттаууабуль-Гъафур/. 

Имам аль-Къуртуби (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Община мусульман единогласна в том, что покаяние – обязанность всех правоверных”. См. “аль-Джами' ли-Ахкамиль-Къуран” 5/90.
Ибн Къудама аль-Макъдиси (да смилуется над ним Аллах) также сказал: “Мусульманские учёные единодушны в необходимости покаяния, так как грехи отдаляют человека от Аллаха Всевышнего, и поэтому следует отстраняться от их совершения”. См. “Мухтасар Минхаджуль-Къасидин” 251.

О достоинствах искреннего покаяния

Аллах любит кающихся
Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся». (Корова 2: 222).

Покаяние способствует увеличению удела
Всевышний Аллах сказал: «Молите Господа вашего о прощении, ибо поистине, Он – Прощающий! Он ниспошлёт вам с неба обильный дождь, и поддержит вас имуществом и сыновьями, и устроит для вас сады и реки». (Нух 71: 10-12).
Имам Ибн Касир, толкуя этот аят, сказал: “Это значит: если вы будете просить Его о прощении и станете повиноваться Ему, удел ваш будет обильным, и Он ниспошлёт вам дары с неба, и взрастит для вас дары земли...” См. “Тафсир Ибн Касира” 4/449.

Аллах не будет наказывать людей до тех пор, пока они будут каяться
Всевышний Аллах сказал: «Но Аллах не будет наказывать их, пока ты (Мухаммад) находишься с ними, и не будет Аллах наказывать их, пока они просят о прощении». (Трофеи 8: 33)

Ангелы испрашивают прощение для кающихся
Ангелы, несущие Трон Всевышнего и находящиеся возле Трона, взывают к Господу своему с мольбой и просят прощение для тех, кто раскаялся, говоря: «Господь наш! Ты объемлешь всё милостью и знанием, прости же тех, кто раскаялся и последовал по Твоему пути, и упаси их от мук Ада!» (Прощающий 40: 7).

Покаяние радует Всевышнего
 сказал:
rСообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха  «Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем любой из вас, когда он неожиданно находит своего верблюда, потерянного им в пустыне». аль-Бухари 6309, Муслим 2747.

Покаяние стирает грехи полностью
 сказал:
rПосланник Аллаха  «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто не совершил греха». Ибн Маджа 4250, шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. также «Сахихуль-Джами'» 3008.

Кающиеся – это лучшие из людей
 сказал:
rСообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха  «Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся». ат-Тирмизи 2499, Ибн Маджа 4251. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Кающихся ждёт Туба
 сказал:
rПередаётся от 'Абдуллаха ибн Бусра (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха  «Туба – для того, кто обнаружит в своём свитке множество просьб о прощении». 
Ибн Маджа 3818. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

О достоинстве испрашивания прощения для всех правоверных мусульман
 сказал:
rСообщается, что 'Убада ибн Самит (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха  «Тому, кто испрашивает прощения для правоверных мужчин и женщин, Аллах запишет за каждого из них благое деяние». ат-Табарани в "Кабире". Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахихуль-Джами'» 90.

О вреде грехов

Грехи являлись главной причиной, из-за которой Аллах Всевышний уничтожал предшествующие народы.
Великий Аллах, упоминая в Къуране о народах, которые были уничтожены, сказал: «Каждого Мы наказали за его грех. На некоторых из них Мы наслали ураган с камнями, некоторых из них поразил страшный вопль, некоторых по Нашему велению поглотила земля, а некоторых из них Мы потопили. Аллах не был несправедлив к ним – они сами поступали несправедливо по отношению к себе». (Паук 29: 40).
Всевышний Аллах также сказал: «Несчастья на земле и на море происходят из-за того, что совершали люди своими руками, чтобы дать им вкусить часть того, что они содеяли…» (Римляне 30: 41).

Грехи окутывают сердце раба Аллаха
Когда человек упорствует в совершении грехов, они покрывают всё сердце, после  об этом сказал:
rчего Аллах его запечатывает. Посланник Аллаха  «Если раб Аллаха совершает грех, то на его сердце появляется чёрное пятно, и если он перестаёт грешить, просит прощения и раскаивается, то пятно исчезает. Если же он повторяет грех, то это пятно увеличивается и может окутать всё сердце покрывалом, о котором сказал Всевышний: “Но нет! Покрыло сердца их то, что они совершали”». (Обвешивающие 83: 14). ат-Тирмизи 3334. Хадис хороший.

Грехи препятствуют получению удела
 сказал:
rСообщается со слов Саубана (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха  «Поистине, раб (Аллаха) лишается своего удела за совершаемый им грех». Ахмад 5/277, ат-Тахауи 4/167. Этот хадис в своих фатауах приводил шейх Ибн Баз.
Если же Аллах одарил мирскими благами грешных людей, это значит, что Он их обольщает. От 'Укъбы ибн 'Амира (да будет доволен им Аллах) сообщается,  сказал:
rчто посланник Аллаха  «Если Аллах одарил Своего раба тем, чего он возжелал в мирской жизни, несмотря на его грехи, то поистине, это обольщение", – после чего прочитал следующий аят: «А когда они забыли о том, что им напоминали, Мы открыли перед ними врата всех соблазнов. Когда же они радовались тому, что им было даровано, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние"». (Скот 6: 44). Ахмад 4/145, ат-Табарани в "аль-Аусате" 9426. Хафиз аль-'Иракъи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Грехи могут стать причиной невежества
Сообщается, что когда имам аш-Шафи'и сел перед имамом Маликом (да смилуется над ними Аллах) и стал читать Къуран, Малику понравились его проницательность, острый ум и правильное понимания (аятов Къурана), и он сказал: "Я вижу, что Аллах озарил твоё сердце светом, так не гаси же его мраком ослушания!"
Сам имам аш-Шафи'и произносил такие стихи: "Знание – это свет от Господа моего, а свет Аллаха грешному не даруется!"

Грехи оставляют свой след на всём
Наши праведные предшественники говорили: “Поистине, мы замечали, что, когда мы ослушались Аллаха, это отражалось на нравах наших жён и даже наших верховых животных, на которых мы ездили”.
Имам аль-Фудайль сказал: “Если ты не можешь совершать ночную молитву (тахаджуд) и соблюдать пост днём, то знай, что ты лишён удела и твои грехи уже сковали тебя!” См. “Уазаифу Рамадан” 50.

Грехи приводят к дурному концу
Ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах) в своих книгах «ад-Да'у уад-Дауа'» (Недуг и лекарство) и «аль-Фауаид» (Пользы) перечислил многочисленный вред от грехов. Он писал: “Раб теряет знания (начинает забывать), испытывает беспокойство в душе, трудности в делах, слабость в теле, лишается покорности Аллаху, благословения, счастья, ощущает стеснение в груди. Одни грехи порождают другие и входят в привычку; грешник позорится перед Аллахом и позорится перед людьми; на него падают даже проклятия животных, и он облекается в одежды унижения. Аллах накладывает печать на его сердце, и он попадает под проклятие Аллаха, а его мольба остаётся без ответа. Он распространяет порок на суше и на море, теряет честь, стыд, лишается милости. Его постигает наказание в мирской жизни, в его сердце вселяется страх, он попадает в плен шайтана. Грешника постигает плохой конец и наказание в будущей жизни”.
Ибн аль-Къайим также сказал: "Грехи – это раны, а множество ран приводят к смерти".
Имам Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) писал: "Грехи, ослушание Аллаха и приверженность к страстям лишают человека поддержки в минуты смерти... и его ожидает скверный исход".
См. “аль-Бидая уа Ннихая”.
Сообщается, что 'Абдуль-'Азиз ибн Абу Дауд сказал: “Однажды я присутствовал у постели умирающего, которому подсказывали произнести свидетельство того, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, но он сказал, что не верит в это. Потом я стал расспрашивать о нём, и оказалось, что он был пьяницей”. И 'Абдуль-'Азиз сказал: “Бойтесь грехов, ибо это они довели его до неверия”
См. «Джами'уль-'Улюми уаль-Хикам» 58.

Мы просим Аллаха Всевышнего, чтобы Он уберёг нас от дурного конца!

Покаяние в Исламе (2): знание о грехах, что дает покаяние

Знание о грехах

Покаяние – это отказ от совершения греха, но отказаться от чего-либо можно лишь в том случае, если об этом тебе известно. Если покаяние является обязательным, то обязательным является и то, без чего принести его будет невозможно, а это значит, что знание о том, что является грехом – обязательно. 
Всевышний Аллах сказал: «Оставьте грехи явные и скрытые! Поистине, те, которые совершают грех, получат воздаяние за то, что они совершали». (Скот 6: 120).
Каждый мусульманин должен знать о том вреде, который несут в себе грехи и знать о том наказании, которое Всевышний Аллах уготовил для тех, кто их совершает, ибо знание этого будет способствовать тому, что человек будет остерегаться их. Именно так и поступал известный сподвижник  Хузайфа (да будет доволен им Аллах), сказавший:
rпророка  “Обычно люди спрашивали посланника Аллаха r о хорошем, я же спрашивал его о плохом, ибо я боялся, что оно постигнет меня”. аль-Бухари 3606, Муслим 6/20.

Грехом называется совершение или не совершение чего-либо, что противоречит велению Всевышнего Аллаха.

Грехи делятся на малые и большие

Всевышний Аллах сказал: «...и воздаст Он творившим благое за то, что они делали. Тем, которые избегают тяжких грехов и недостойных поступков за исключением малых прегрешений...» (Звезда 53: 31-32).
Всевышний также сказал: «Если вы будете избегать тяжких грехов из тех, что вам запрещены, то Мы простим вам ваши прегрешения и введём вас через врата благословенные». (Женщины 4: 31).
Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Большой грех – это всякое ослушание Аллаха, которое ведёт в Огонь, или влечёт проклятие, или гнев, или наказание Аллаха”. См. “Тафсир ат-Табари” 4/14.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя (да смилуется над ним Аллах) сказал, что “большим грехом, является ослушание, которое может повлечь за собой наказание Аллаха в виде лишения веры или проклятия”. См. примечание Юсуфа Абу 'Азиза к “аль-Кабаир” Ш. аз-Захаби, стр. 7.
Если в Къуране или в Сунне указывается на то, что совершившего такой-то грех постигнет такое-то наказание в мире этом или в мире ином, то такой грех является большим. Также учёные говорят, что большой грех – это такой грех, который влечёт установленное шариатом наказание (хадд) в мире этом.
Мусульмане обязаны знать, какие грехи являются большими, а какие малыми, поскольку знание о грехах и наказании за них способствуют тому, чтобы человек отдалялся от них.
 сказал:
rОт Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха «Избегайте совершения семи губительных (смертных) грехов!» Люди спросили: “О посланник Аллаха, а что это за грехи?”. Он ответил: «Поклонение кому-либо наряду с Аллахом; колдовство; убийство человека, которого Аллах запретил убивать, кроме как по праву; ростовщичество; поедание имущества сироты; бегство с поля боя во время сражения, и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, не помышляющих о подобном». аль-Бухари 2766, Муслим 89.
Количество больших грехов около семидесяти, о чём говорил Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах): "Они (большие грехи) ближе к семидесяти, чем к семи". 'Абдур-Раззакъ в "Мусаннафе" 19702. Предание достоверное. Величайшим же из грехов, который Аллах Всевышний никогда не простит, если человек умрёт, так и не покаявшись за него, является – многобожие. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Аллах не простит поклонение другим наряду с Ним, но простит всё иное, кому пожелает, а поклоняющийся кому бы то ни было наряду с Аллахом, совершает великий грех». (Женщины 4: 48). 
Ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я спросил пророка
r: “Какой грех является самым великим пред Аллахом?” Он ответил: «Приравнивание кого бы то ни было к Аллаху, Который создал тебя!”» аль-Бухари 4477.

:rСледует также оберегать свой язык, который является причиной большинства грехов, как сказал об этом пророк  «Язык является причиной большинства грехов сынов Адама». Абу ш-Шейх, см. "ас-Сильсиля ас-Сахиха" 534. 

В каких случаях малые грехи превращаются в большие

В силу определённых причин малый грех может стать тяжким. 
К числу этих причин относится проявление упорства и постоянное совершение малого греха, как сказал об этом Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах): “Невелик грех, если просят прощения за него, но и не мал, если упорно продолжают его совершать”. См. “аль-Кабаир” М. Ибн 'Абдуль-Уаххаба 25.
Малый грех может стать большим и в том случае, если совершающий его, испытывает при этом радость.
Малый грех может превратиться в тяжкий и в том случае, когда человек считает своё прегрешение чем-то незначительным. Когда раб Аллаха считает грех великим, он становится незначительным перед Всевышним, если же раб Аллаха считает грех незначительным, то перед Аллахом он может стать великим. 
Абу Айуб аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) сказал: “Поистине, человек может совершить какое-либо благодеяние и надеяться на него, не обращая внимания на незначительные прегрешения, но представ пред Аллахом, они окружат его со всех сторон. И поистине, человек может совершить грех и пребывать в состоянии страха за него, а представ пред Аллахом, он окажется в безопасности”. См. “Фатхуль-Бари” 11/387.
Всевышний Аллах сказал: «Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чём у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом – это великий грех». (Свет 24: 15).
Также, грех становится серьёзней, чем более знающим является совершающий его.
Малый грех может стать большим и тогда, когда человек совершает его тайно, а затем рассказывает об этом людям.

Об опасности пренебрежения малыми грехами

 сказал:
rВсевышний Аллах даровал нам отсрочку для покаяния, прежде чем благородные ангелы запишут наши грехи. Посланник Аллаха  «Обладатель левой книги держит своё перо над книгой согрешившего раба-мусульманина в течение шести часов. Если он покаялся (за содеянное) и попросил прощения у Аллаха, то он (ангел) отбрасывает этот грех. В противном случае он записывает его как одно плохое деяние». ат-Табарани в "аль-Кабире" и аль-Байхакъи в "Шу'абуль-Иман", шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. "ас-Сильсиля ас-Сахиха" 1209.
Беда многих людей сегодня состоит в том, что они не боятся Всемогущего Аллаха и грешат днём и ночью. Среди них есть такие, кто умаляет значимость грехов, говоря: "Чем может навредить взгляд на посторонних женщин или рукопожатие с чужой женщиной!?" Они развлекаются, рассматривая запрещенные картинки в журналах, а некоторые из них, когда узнают о запрете на это, иронически спрашивают: “Какова величина этого греха. Велик он или мал?” . Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) говорил:
rКак же далеки эти слова от высказываний сподвижников пророка  "Вы совершаете деяния, которые в ваших глазах тоньше волоса, но во времена посланника Аллаха r мы считали их смертными грехами". аль-Бухари 6492.
Ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) сказал: "Правоверный смотрит на свои грехи, словно сидящий под горой, который боится того, что она упадёт на него. Нечестивец же смотрит на свои грехи, как на муху, пролетевшую перед его носом", – и он провёл рукой, будто бы отгоняя муху. аль-Бухари 6308.
 остерегал от упорного совершения малых грехов, сказав:
rПосланник Аллаха  «Берегитесь малых грехов. Поистине, малые грехи подобны людям, которые остановились в ущелье, и один пришёл с веткой дерева, затем другой принёс ветку, пока они не собрали дрова на костёр, на котором приготовили себе еду. Поистине, когда малые грехи скапливаются в большом количестве, они губят раба». В другой версии хадиса сказано: «Берегитесь малых грехов. Поистине, когда маленькие грехи накапливаются, они губят человека». Ахмад, см. «Сахихуль-Джами'» 2686-2687, и «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 3102.
 сказал:
rТакже, сообщается, что пророк  «…горе упорствующим, которые упорствуют в том, что они делают, зная (что грешат)». аль-Бухари в "аль-Адабуль-Муфрад" 380, Хадис достоверный. 
Учёные считают, что малые грехи зачастую являются следствием отсутствия стыда и отсутствия страха перед Аллахом. Когда раб Аллаха часто совершает малые грехи, они входят в привычку и он начинает пренебрегать даже большими грехами, и ставит их на одну ступень вместе с малыми. Истину сказал Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах): “Невелик грех, если просят прощения за него, но и не мал, если упорно продолжают его совершать”. См. “аль-Кабаир” М. Ибн Абдуль-Уаххаба 25.
Учёные также говорят: “Смотри не на малозначительность греха, а смотри на величие Того, кого ты ослушаешься”.
Из этих наставлений извлекут пользу искренние и праведные рабы Аллаха те, кто осознаёт свои грехи и упущения, которые не погрязли в обольщении и не упорствуют в своей несправедливости, которые уверовали в слова Всевышнего: «Возвести рабам Моим, что Я – Прощающий, Милостивый». (аль-Хиджр 15: 49), – как и хорошо усвоили следующий за ним аят: «И что наказание Моё – наказание мучительное!» (аль-Хиджр 15: 50).

Что дает покаяние

О том, что искреннее покаяние будет принято

Сколь бы тяжкими не были грехи раба Аллаха, снисхождение и прощение Аллаха всё равно окажутся шире и больше их! А ощущение того, что грехов больше, чем Аллах может простить, возникает:
Во-первых, из-за недостатка убеждённости в обширности милости его Господа; во-вторых, из-за недостатка веры в то, что Аллах способен прощать все грехи; в-третьих, из-за слабости надежды на Аллаха, а надежда одно из важных деяний сердца; в-четвёртых, из-за отсутствия веры в то, что покаяние стирает все грехи.
rВсё это является заблуждением и для разъяснения этого достаточно привести аяты Къурана и хадисы посланника Аллаха
Аллах Всевышний сказал: 
«Милость Моя объемлет всякую вещь». (Преграды 7: 156).
«Скажи: "О рабы Мои, преступившие предел во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, поистине, Он – Прощающий, Милосердный! С раскаянием обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему». (Толпы 39: 53-54).
«А кто совершит что-нибудь дурное или обидит самого себя, а потом попросит у Аллаха прощения, увидит, что Аллах – Прощающий, Милосердный». (Женщины 4: 110).
Что же касается хадисов, то их на эту тему великое множество. Передают со  сказал:
rслов Анаса (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха  «Аллах Всевышний сказал: "О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если предстанешь ты предо Мной с таким количеством грехов, что заполнят они собой всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи!"» ат-Тирмизи 3540, ад-Дарими 2/322, Абу Ну'айм 2/231. Хадис достоверный.
 пришёл один человек и сказал:
rСообщается со слов 'Укъбы ибн 'Амира (да будет доволен им Аллах), что однажды к пророку  "О посланник Аллаха! Что будет, если кто-нибудь из нас совершит грех?" Пророк r сказал: «Он ему запишется». Тот сказал: "А если он попросит за это прощения?"  сказал: «Ему это простится, и он за это будет вознаграждён18".rПророк  Он сказал: "А если он снова совершит грех?" Пророк r сказал: «Ему он будет записан». Тот сказал: "А если он попросит за него прощения и покается?" Пророк r сказал: «Ему будет это прощено и запишется за это награда, и Аллах не устанет, пока вы сами не устанете».19 аль-Хаким 1/59. Достоверный хадис. 
 сказал:
rОт Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха  «Когда один из рабов Аллаха совершил грех, он сказал: "О Аллах, прости мне мой грех!", – Всевышний и Благословенный Аллах сказал: "Раб Мой согрешил, зная о том, что у него есть Господь, прощающий все грехи и наказывающий за грех". Потом (после покаяния), он снова совершил грех и сказал: "О господь мой, прости мне грех мой!", – и Всевышний и Благословенный Аллах сказал: "Раб Мой согрешил, зная о том, что у него есть Господь, прощающий грех и наказывающий за грех". Потом он снова совершил грех и сказал: "О Господь мой, прости мне грех мой!", – и тогда Всевышний и Благословенный Аллах сказал: "Раб Мой согрешил, зная о том, что у него есть Господь, прощающий грех и наказывающий за грех, и Я простил раба Моего, пусть же делает, что пожелает!"» аль-Бухари 7507, Муслим 2758.
Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Слова Всевышнего «...пусть же делает что пожелает!» означают: пока он будет поступать так, то есть, греша - раскаиваться, Я буду прощать ему, ибо поистине, покаяние уничтожает собой то, что было прежде”. См. “Сады праведных” 228.
 сказал:
rОт Абу Са'ида сообщается, что посланник Аллаха  «Иблис сказал: "О Господь, я не перестану вводить в заблуждение сынов Адама до тех пор, пока их души будут находиться в их телах". Господь Всевышний и Всемогущий сказал: "Я же, не перестану прощать их, пока они просят Меня о прощении!"» Ахмад 3/76, аль-Багъауи 5/1293. Хороший хадис.
Каждый человек должен знать, что Аллах – Приемлющий покаяние, Прощающий, но он и не должен забывать, что Он и суров в наказании. Поэтому людям не следует впадать в крайность и отчаиваться в милости Аллаха, как и не следует чувствовать себя в безопасности от наказания Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Разве они чувствуют себя в безопасности от хитрости Аллаха20? В безопасности от хитрости Аллаха себя чувствуют только люди, потерпевшие убыток». (Преграды 7: 99).
Имам Исма'иль ар-Рафи' сказал: "Чувство безопасности от хитрости Аллаха имеет место, когда раб продолжает совершать грехи, желая прощения от Аллаха". Ибн Абу Хатим.
Ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) сказал: "Самые страшные из смертных, губительных грехов – это приобщение в поклонении Аллаху кого-либо, ощущение безопасности от хитрости Аллаха, отчаяние в милости Аллаха и потеря надежды на помощь от Аллаха". 'Абдур-Раззакъ. См. "Маджму'уз-Зауаид" 1/104. Достоверность подтвердили хафизы аль-Хайсами и Ибн Касир.
'Абдур-Рахман ас-Са'ди сказал: "Раб Аллаха должен избегать двух вредных качеств: чрезмерного страха, приводящего к отчаянию в милости Аллаха и Его помощи, а также чрезмерной надежды на милость Аллаха, приводящей к чувству безопасности от хитрости Аллаха и Его наказания. Если это произойдёт с человеком, то он теряет те необходимые чувства страха и надежды, которые являются одним из важнейших столпов Единобожия и требования веры". См. "аль-Къаулюс-Садид" 34 глава.

Покаяние стирает грехи, которые были до него

Некоторые люди говорят: "Я хочу покаяться, но что гарантирует мне прощение Аллаха, если я покаюсь. Я желаю вести праведный образ жизни, но меня охватывают переживания и нерешительность. Я обязательно покаюсь, если буду знать, что Аллах простит меня!?"
На этот вопрос можно ответить хадисами . Примером этого является история о принятии ислама
rпосланника Аллаха  'Амром ибн аль-'Асом (да будет доволен им Аллах). Он сказал: "Когда Аллах поместил в мою душу ислам, я пришёл к пророку r и сказал: "Протяни правую руку и я присягну тебе". Он протянул правую руку, но я сжал свою руку в кулак. Он спросил: «Что с тобой, о 'Амр?» Я сказал: "Я хочу поставить условие". Он спросил: «Какое условие?» Я сказал: "Чтобы Аллах простил меня". Пророк r сказал: «Разве ты не знаешь, о 'Амр, что принятие ислама уничтожает всё, что было до него, что переселение на пути Аллаха (хиджра), уничтожает всё, что было до неё, и большое паломничество (хадж) уничтожает всё, что было до него?» Муслим 21.
Имам Муслим также передал от Ибн 'Аббаса (да будет доволен им Аллах), что язычники много убивали и много прелюбодействовали, и некоторые из них  и сказали:
rпришли к пророку Мухаммаду  "Поистине, то, о чём ты говоришь и к чему призываешь, является благом. О, если бы ты сообщил нам, что за содеянное нами есть искупление..." И было ниспослано слово Всевышнего Аллаха: «О рабы Мои, которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, поистине, Он – Прощающий, Милосердный!» (Толпы 39: 53). См. Сахих Муслима “Китабуль-Иман”
Всевышний Аллах говорит: «...их злые деяния Аллах заменит благими». (Различение 25: 70).
Учёные считают, что эта замена может быть двух видов:
- Замена плохих качеств на хорошие, многобожия на веру, прелюбодеяния на целомудрие, лживости на честность, измены на верность.
- Замена плохих дел, которые он совершил, на хорошие в День воскресения. Вдумайся в слова Всевышнего: «Аллах заменит их злые деяния благими». (Различение 25: 70).
Это зависит от степени искренности и правильности покаявшегося, и совершенства его покаяния. Есть ли большее благо, чем это? Пример этой божественной щедрости упоминается в следующем прекрасном хадисе от 'Абдур-Рахмана ибн Джубайра, который передал, что пришёл к пророку
r пожилой, дряхлый старик. Брови его свисали на глаза, и он опирался на посох. Он встал перед пророком r и сказал: "Видел ли ты человека, совершившего все грехи, не оставив ни одного из них, ни малого, ни великого”. В другой версии хадиса говорится: "...если его грехи поделить между обитателями земли, то они погубили бы их". Он спросил: “Есть ли для него покаяние?" Пророк r спросил: «Ты принял ислам?» Он ответил: "Да". В другой версии хадиса сказано, что он сказал: “Что касается меня, то я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха и что ты посланник Аллаха”. Пророк r сказал: «Совершай благие дела и оставь плохие дела, и Аллах заменит их всех благими». Он спросил: "Даже моё вероломство и моё распутство?" Пророк r ответил: «Да!» Тогда он сказал: "Аллах Велик!" – и не переставал возвеличивать Аллаха, пока не скрылся из виду". ат-Табарани, аль-Баззар. См. "Маджму'уз-Зауаид" 1/36. Достоверность хадиса подтвердили хафизы аль-Мунзири, аль-Хайсами и Ибн Хаджар.
Покаявшийся может спросить: "Когда я находился в заблуждении, не совершал молитв и был вне общины ислама, я совершал некоторые праведные дела. Зачтутся ли они мне после покаяния или они пропадут даром?"
:
rВот ответ: 'Уруа ибн аз-Зубайр рассказывал, что Хаким ибн Хизам рассказал ему, что он сказал посланнику Аллаха  "О посланник Аллаха! Получу ли я вознаграждение за благочестивые деяния, которые я совершил во времена невежества, за милостыню, освобождение рабов, поддержание родственных связей?" Посланник Аллаха r сказал: «Ты принял ислам, и совершённые тобой благие деяния сохранены». аль-Бухари 1436.
Грехи прощаются, плохие дела заменяются благими, а благие дела времён невежества (джахилии) засчитываются после покаяния. Так что же может быть лучше этого?!

Покаяние в Исламе (3): условия покаяния, примеры покаяния

Условия покаяния

"Покаяние" – имеет великое значение, и оно имеет глубокий смысл в отличие от того, что думают о нём многие. 
Покаяние бывает двух видов: покаяние за неверие и покаяние за большие и малые грехи в целом. 
:
r- Покаянием за неверие является вера. Всевышний Аллах сказал Своему посланнику  «Скажи неверным, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом». (Трофеи 8: 38). 
- Малые же прегрешения искупляются также и различными благими деяниями.
- Что же касается больших грехов, то обязательным условием их искупления является только искреннее покаяние.
Покаяние следует произносить своими устами, но также необходимо сожалеть о своём грехе и сердцем, поскольку Всевышний сказал: «Просите прощения у Господа вашего и кайтесь перед Ним» сказал:
r. (Худ 11: 3). Посланник Аллаха  «Сожаление о содеянном – это покаяние». Ибн Маджа 4252, шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Покаяние нечто большее, чем мольба о прощении. Как и у всякого великого деяния, у покаяния есть свои условия. Учёные называли несколько условий :
rпокаяния, взятых из аятов Къурана и хадисов пророка
1. прекращение ослушания (т. е. совершения греха);
2. раскаяние в совершённом;
3. решимость никогда не совершать подобное.
Если хоть одно из вышеупомянутых условий не будет выполнено, то покаяние принято не будет. В том же случае, когда совершённый грех, так или иначе затрагивает другого человека, покаяние должно будет удовлетворять уже четырём условиям, а именно – трём вышеупомянутым и ещё одному, суть которого состоит в том, чтобы загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него, попросив у него прощения или же вернув пострадавшему незаконно присвоенное, если дело касается незаконного присвоения материальных ценностей и т. п. 

Некоторые учёные относят к условиям покаяния также искренность, при которой:

• Человек оставляет грех ради Аллаха, а не ради чего-либо иного. Например, в связи с неспособностью совершать его или оставить его из-за страха перед порицанием со стороны людей. Не является покаявшимся тот, кто оставил грехи ради сохранения здоровья и своего удела, кто оставил прелюбодеяние и распутство из-за боязни смертельных инфекционных заболеваний. Не является покаявшимся тот, кто отказался от ограбления, потому что он не смог попасть в дом, или не смог вскрыть кассу или испугался охранника. Не является покаявшимся тот, кто бросил пить спиртное и употреблять наркотики по причине заботы о своём здоровье или материальной несостоятельности. Также не является покаявшимся тот, кто не в состоянии совершать греховное деяние против своей воли. Например, лжец, которого парализовало и он потерял речь; прелюбодей, который лишился способности совершать половой акт; вор, который попал в  сказал:rпроисшествие и лишился рук. Посланник Аллаха  «Поистине, Аллах принимает только те деяния, которые совершаются искренне и только ради Него». ан-Насаий 3140, от Абу Умамы аль-Бахили. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим - достоверным.

• Раб Аллаха должен осознавать скверность греха и его вред. Это означает, что подлинное покаяние несовместимо с удовлетворением и радостью при воспоминании о прошлых грехах, либо с желанием повторить их в будущем. Знание верующим причин и последствий греховных деяний, заставляют его отдалиться от грехов. Однако некоторые люди продолжают грешить по различным причинам. Вот некоторые из них:
1) человек считает свой грех незначительным;
2) душа больше склоняется к этому греху, и страсть к нему ощущается сильнее;
3) условия совершения греха проще и не требуют особых усилий;
4) друзья и приятели человека совершают тот или иной грех, и ему трудно отстраниться от них из-за отсутствия силы воли;
5) определённый грех обеспечил человеку высокое положение и сан среди окружения, ему тяжело лишиться этого положения, и он продолжает совершать этот грех. 

• Раб Аллаха должен стремиться к быстрому покаянию, поскольку отсрочка покаяния в сущности является грехом и тоже требует принесения покаяния. Всевышний сказал: «Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто по неведению совершает дурное, после чего сразу же раскаивается». (Женщины 4: 17). Каяться за совершённый грех необходимо сразу, ибо, чем больше времени человек не кается после совершённого им греха, тем глубже он пускает корни в его душу. 

• Раб Аллаха должен опасаться недостатка в своём покаянии и не быть абсолютно уверенным в том, что оно уже принято, не должен полагаться на себя и чувствовать себя в безопасности от наказания Аллаха.

• Он должен восполнить упущенные обязанности перед Аллахом, если это возможно, например, выплатить обязательное ежегодное пожертвование (закят), который он удержал в прошлом, а также выполнить обязательства перед нуждающимися.

• Он должен избегать мест и обстоятельств облегчающих совершение греховных деяний. Если же он останется в окружении прежних обстоятельств или прежней среде, то может вновь впасть в грех.
Аллах Всевышний сказал: «Неразлучные друзья в тот день станут врагами друг другу, кроме богобоязненных». (Украшения 43: 67).
В День воскресения друзья в грехе, будут проклинать друг друга. В связи с этим, следует избегать их, порвать с ними и остерегаться их, если нет возможности призвать их на прямой путь. Остерегайся, чтобы шайтан не притянул тебя и не приукрасил для тебя возвращение к ним под видом призыва их к истине, если ты знаешь, что слаб и не сможешь сопротивляться искушению. Известно, что многие люди возвращаются к грехам, когда возобновляют отношения со старыми друзьями.

• Следует уничтожить запретные предметы, имеющиеся при себе, например, спиртные напитки, запретные фильмы или книги, содержащие в себе разврат и ересь. Сколько же случаев известно, когда сохранение подобных запретных вещей у покаявшихся являлись причиной их отвращения от покаяния, причиной их заблуждения после наставления на прямой путь!

• Следует выбирать для себя праведных товарищей, стремиться в круг праведных верующих, посещать религиозные собрания и проводить время в полезных занятиях, чтобы шайтан не нашёл свободного времени для напоминания о прошлом.

• Следует испрашивать прощения у Аллаха за те грехи, которые совершаются по незнанию или по забывчивости, поскольку невозможно контролировать все грехи, которые человек совершает на протяжении дня. Не подозревая об этом, человек может совершить не заметно для себя не только греховный поступок, но также и проявить какой-либо элемент многобожия, ибо всё это присуще людям, как :
rсказал об этом посланник Аллаха  «Многобожие скрывающееся в вас, незаметнее ползущего муравья, но я укажу тебе на то, благодаря чему ты сможешь избавиться как от малых, так и больших проявлений многобожия. Говори: “О Аллах, поистине я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы поклоняться кому-нибудь ещё, кроме Тебя, сознательно, и прошу у Тебя прощения за то, о чём я и сам не знаю”».
Ахмад 4/403. См. Сахихут-Таргъиби уат-Тархиб 1/19.

/Аллахумма инни а'узубика ан ушрика бика уа ана а'ляму, уа астагъфирука лима ля а'ляму/.

• Взывая к Аллаху с мольбой о покаянии следует быть настойчивым, и нельзя говорить: "О Аллах, прости меня, если захочешь, о Аллах, помилуй меня, если захочешь" запретил подобное обращение, о чём сказано в хадисе от Абу Хурайры:r, ибо пророк  «Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: "О Аллах, прости меня, если захочешь, о Аллах, помилуй меня, если захочешь", но проявляет решительность, ибо никто не сможет принудить Аллаха к чему бы то ни было». аль-Бухари 6339, Муслим 4/2063.

• Мусульманин может попросить праведного мусульманина о том, чтобы он просил о прощении для него. Примером этого может служить хадис от r'Умара, который сказал: "Поистине, я слышал, как посланник Аллаха  сказал: «Поистине, лучшим из последователей будет человек по имени Уейс, ...велите же ему, чтобы он просил Аллаха простить вас!» Муслим 2542.

Можно также просить детей, которые являются безгрешными, чтобы они просили о прощении для тебя. Так, например, 'Умар просил детей, чтобы они просили Аллаха о прощении его грехов, говоря им: “Поистине, вы не совершали грехов”. Тоже самое делал и Абу Хурайра, говоря детям, изучавшим Къуран: “Говорите: “О Аллах, прости Абу Хурайру”, – говоря: “Амин” после их мольбы.

См. "Джами'уль-'Улюм уаль-Хикам" 400.

Примеры покаяния

Примеры великого покаяния

.
rМы приведём пример покаяния лучших людей нашей общины – сподвижников посланника Аллаха
Бурайда рассказывал, что однажды Ма'из ибн Малик, который совершил прелюбодеяние с рабыней, принадлежащей одному племени, пришёл к  и сказал:
rпосланнику Аллаха  "О посланник Аллаха, очисти меня!"  сказал:r Пророк  «Горе тебе, возвращайся, проси прощения у Аллаха и кайся перед Ним».  и сказал:rПосле чего он опять явился к пророку  "О посланник Аллаха, очисти меня!"  снова сказал ему:rПророк  «Горе тебе, возвращайся, проси прощения у Аллаха и кайся перед Ним».  и обратился к нему:rОднако он вновь явился к пророку  “О посланник Аллаха, очисти меня!”  спросил его:r повторил ему то, что говорил ранее, а когда же он явился в четвёртый раз, посланник Аллаха rИ пророк  «От чего тебя очистить?». Он сказал: “От прелюбодеяния” стал расспрашивать о нём:r. И посланник Аллаха  «В своём ли он уме?»  спросил:rЕму сообщили, что он и его рассудок в порядке. Пророк  «Не выпил ли он вина?»  спросил его:rОдин человек встал, подошёл к нему, и сказал что от него не исходит запах вина. После этого пророк  «Ты совершил прелюбодеяние?» Он сказал: “Да” его забросали камнями.r, – и с повеления посланника Аллаха
После этого люди относительно Ма'иза разделились на две группы. Одни говорили: “Он погубил себя, будучи приверженным к греху”. Другие сказали: “Что может быть лучше, чем покаяние Ма'иза, который явился к посланнику , и взяв его за руку, сказал: “Побей меня камнями!”
rАллаха . Об ,rэтом говорили два, три дня, и после этого пришёл посланник Аллаха   сел и сказал:rкогда они сидели и поприветствовав их, он  «Просите прощения для Ма'иза ибн Малика!» И они сказали: “Да простит Аллах Ма'иза ибн Малика” сказал:r, – и посланник Аллаха  «Он принёс такое покаяние, что если поделить его между людьми большой общины, оно хватило бы на всех!»
 пришла женщина из племени аль-Гъамид и сказала:
rЗатем к пророку  "О посланник Аллаха! Я совершила прелюбодеяние, очисти же меня" сказал ей:r. Пророк  «Горе тебе, возвращайся, проси прощения у Аллаха и кайся перед Ним». На следующий день она сказала: "О посланник Аллаха! Зачем ты отослал меня? Наверное, ты отсылаешь меня, как отсылал Ма'иза. Но клянусь Аллахом, я беременна!"  сказал:rОн  «Нет! Уходи, и возвращайся, когда родишь ребёнка» сказал:r. Когда она родила, то пришла к нему с мальчиком, укутанным в кусок материи. Он  «Уходи и корми его, пока не оторвёшь его от груди». Прошло время, и когда эта женщина оторвала его от груди, она вновь  со своим мальчиком, держащим в руках кусочек хлеба,rявилась к пророку  и сказала: "Вот, о посланник Аллаха, я оторвала его от груди, и он самостоятельно ест".  передал мальчика (на воспитание) одному мусульманину, иrПророк  приказал вырыть для неё яму по грудь, а затем повелел людям забросать её камнями. Халид ибн аль-Уалид взял камень и бросил его в её голову. rКровь брызнула в лицо Халиду, и тогда он обругал её. Пророк Аллаха  услышав, как он обругал её, сказал: «Тише, о Халид! Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, она принесла такое покаяние, что если бы его принёс "сборщик налогов", то Аллах простил бы даже его». Затем он повелел подготовить тело и совершил погребальную молитву, и её похоронили.
Сообщается, что после этого 'Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: "О посланник Аллаха, ты совершаешь молитву над ней, несмотря на то, что она совершила прелюбодеяние?!"  сказал:
rВ ответ ему пророк  «Она принесла такое покаяние, которое охватило бы собой семьдесят (грешных) человек из числа жителей Медины, будь оно поделено между ними! Неужели ты считаешь, что она могла сделать нечто более достойное, чем пожертвовать собой ради Аллаха Всемогущего и Великого?!» Муслим 1695/22-23, 1696/24.

Хадис о покаянии того, кто убил сто человек

 сказал:
rАбу Са'ид аль-Худри рассказывал, что посланник Аллаха  «Среди тех, кто жил до вас, был человек, убивший девяносто девять душ. Затем он стал искать самого знающего человека на земле. Ему указали на одного монаха, и он пришёл к нему и сказал: "Я убил девяносто девять душ. Есть ли для меня покаяние?" Он ответил: "Нет!" Тогда он убил и его, и жертв стало сто. Однако он продолжал искать самого знающего человека на земле, и ему указали на одного учёного. Придя к нему, он сказал: "Я убил сто человек. Есть ли для меня покаяние?" Тот ответил: "Да. Кто же мешает кающемуся принести покаяние? Отправляйся в такую-то землю, где живут люди, которые поклоняются Всевышнему Аллаху. Поклоняйся Аллаху с ними и не возвращайся на свою землю, ибо на ней творится зло". Он отправился туда, и когда он прошёл пол пути, его настигла смерть. Ангелы милости и ангелы наказания стали препираться о нём (кто должен забрать его душу). Ангелы милости сказали: "Он пришёл покаявшимся, обратив своё сердце к Всевышнему Аллаху!" Ангелы наказания же сказали: "Поистине, он никогда не совершал ничего благого!" Тут к ним явился ангел в образе человека и рассудил между ними, сказав: "Измерьте расстояния до этих двух земель, и к какой он окажется ближе, той и будет принадлежать". Они измерили их, и он оказался ближе к земле, к которой стремился, и ангелы милости приняли его душу». А в другой версии сказано: «…и Аллах простил его». аль-Бухари 3480, Муслим 2766. 

О том, когда покаяния не будут приниматься

Каждый человек должен стремиться принести своё покаяние до предсмертной агонии и того времени, когда солнце взойдёт со стороны запада (одно из больших знамений Конца света). Что же касается тех, кто говорит: “Аллах Всепрощающий, вот перед смертью я и покаюсь”, – тому мы приведём аят из Книги Всевышнего Аллаха: «Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто по неведению совершает дурное, после чего сразу же раскаивается. Аллах примет покаяние таких, ибо Аллах – Всезнающий, Премудрый! И не будет принято покаяние тех, кто совершает дурное (всю жизнь), а когда приходит к нему смерть, говорит: "Поистине, теперь я раскаялся!"» (Женщины 4: 17-18).
 сказал:
rОт Ибн 'Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха  «Поистине, Аллах Всемогущий и Великий будет принимать покаяние раба до тех пор, пока он не начнёт издавать предсмертные хрипы». ат-Тирмизи 2537, хадис хороший.
 сказал:
rПосланник Аллаха  «Не настанет Час Судный, пока не взойдёт солнце с запада, а когда оно взойдёт оттуда и люди увидят его, все они уверуют, но произойдёт это в такое время, когда не принесёт человеку пользы его вера», – после чего он r прочитал следующий аят: «В тот День, когда явятся некоторые из знамений Господа твоего, не принесёт человеку пользы его вера, если не уверовал он раньше и не обрёл блага в вере своей»
(Скот 6: 158). аль-Бухари 4635, Муслим 157.
 сказал:
rСообщается от Абу Мусы, что пророк  «Поистине, Аллах Всевышний протягивает Свою руку ночью, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное днём, и протягивает Свою руку днём, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное ночью. (И так будет) до тех пор, пока солнце не взойдёт оттуда, куда оно заходит». Муслим 2759.
 сказал:
rТакже посланник Аллаха  «Поистине, Аллах Великий и Всемогущий создал на западе врата покаяния шириной в семьдесят лет пути, и не закроют их до тех пор, пока оттуда не взойдёт солнце». ат-Тирмизи 3536, Ибн Хиббан 1321. Иснад хадиса достоверный.
Также причиной, по которой Всевышний Аллах не примет покаяние человека,
rявляется приверженность к религиозным нововведениям. Посланник Аллаха  сказал: «Поистине, Аллах закрывает (врата) покаяния для каждого приверженца нововведений, пока он не оставит эти нововведения». ат-Табарани, достоверный хадис. См. также "Тариху Асбахан" 259, Абу ш-Шейха и “Китабу-Ссунна” 37, Ибн Аби 'Асыма. Хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Исходя из этого хадиса ясно, что условием для покаяния какого-либо сектанта является оставление религиозного нововведения, ибо оно и есть величайшее из грехов после многобожия, за которое следует каяться в первую очередь.

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, от тех, которые стали неверными после того, как уверовали, а потом приумножили своё неверие, не будет принято их покаяние. Они и есть заблудшие». (Семейство Имрана 3: 90). 
Многие мусульмане понимают неправильно смыл этого аята. Смысл его состоит в том, что Всевышний Аллах не примет от вероотступника покаяние именно за совершённые им грехи, ибо деяния неверного становятся тщетными, а вероотступник и есть неверный. То же самое обстоит с христианами и иудеями, которые также каются за свои грехи, но их покаяние не принимается, поскольку покаянием неверия является только истинная Вера (т. е. принятие Ислама), как мы уже об этом говорили. Что же касается вероотступника, если он вновь примет Ислам и искренне покается за своё вероотступничество, то Аллах примет его покаяние, как Он говорит об этом в трёх предыдущих аятах этой же суры. См. “Семейство Имрана”, 87-89. 
Это мнение было также мнением имама муфассиров (толкователей Къурана) Ибн Джарира ат-Табари. См. “Тафсир ат-Табари” 6/579.

О покаянии лжецов

Если человек говорит: “Прошу прощения у Аллаха и приношу Ему своё покаяние”, – но делами своими продолжает пребывать в грехе, это значит, что он произносит лживые слова и совершает дополнительный грех, так как на самом деле он не кается. 
Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Раскаявшийся в грехе подобен тому, кто вовсе не совершал его, а просящий прощения за грех, но продолжающий грешить, подобен издевающемуся над своим Господом”. Ибн Абу д-Дунья. См. “Фатхуль-Бари” 13/571. 
Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал: “Можно считать, что лжёт тот, кто говорит: “Прошу прощения у Аллаха”, – а потом возвращается к тому, что он делал”. См. "Джами'уль-'Улюм уаль-Хикам" 399. 
Аль-Фудайль сказал: “Мольба о прощении без отказа от грехов, есть покаяние лжецов”. См. “аль-Азкар” 492, имама ан-Науауи.

 

Покаяние в Исламе (4): слова для ду'а-покаяния, преграды к покаянию, запрет на разглашение своих грехов

Слова для ду'а-покаяния

Как поступить тому, кто совершил грех?

Человек может спросить: “Если я совершил грех, как мне покаяться? Какие дела я должен совершить сразу после этого?”

Ответ таков: 
После прекращения совершения греха следует совершить два деяния:
1. Соблюсти все условия, которые были обозначены в главе “Условия покаяния” (см. часть 3). 
2. Совершить различные благие деяния стирающие грехи. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, добрые деяния удаляют дурные!» (Худ 11: 114).
Среди благих деяний, которые следует совершить после греха – "молитва покаяния". Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Я слышал,  сказал:
rкак посланник Аллаха  «Если кто-либо из рабов Аллаха совершит грех, после чего совершит омовение должным образом, потом совершит молитву в два рак'ата и попросит Аллаха о прощении, Аллах обязательно простит его». Затем он прочитал следующий аят: «А те, которые совершили мерзкий поступок или были несправедливы с собой, а затем помянули Аллаха и попросили прощения своим грехам, – а кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и сознательно не упорствовали в том, что они содеяли...» (Семейство Имрана 3: 135). Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаий, Ибн Маджа. Достоверность хадиса подтвердили шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани. См. "Сахихут-Таргъиби уат-Тархиб" 1/284.
• Перед совершением этой молитвы следует тщательно совершить омовение, поскольку грехи с омытых частей тела смываются последними стекающими каплями воды.
• Перед омовением следует произнести «С именем Аллаха» “Бисми-Ллях”, а после омовения произнести следующие слова: 
«Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и я свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник».

/Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах уахдаху ля шарика лях, уа ашхаду анна Мухаммадан 'абдуху уа расулюху/.

«О Аллах! Сделай меня в числе кающихся и сделай меня в числе очищающихся».

/Аллахумма дж'альни мина-ттаууабин уадж'альни миналь-мутатаххирин/.

«Свят Ты, о Аллах, и хвала Тебе! Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние».

/Субханака-Ллахумма уабихамдика, ашхаду ан ля иляха илля анта, астагъфирука уа атубу иляйк/.

• После этого следует встать и совершить молитву из двух рак'атов. В ней нужно стараться не допускать ошибок. Необходимо сосредоточиться, быть смиренным и думать только об Аллахе (как и в любой другой молитве!).
• После молитвы надо просить Аллаха о прощении.
Одним из благих результатов этого является прощение Аллахом совершённого греха, и Рай обязательно станет обителью покаявшегося раба. См. "Сахих ат-Таргъиб уат-Тархиб" 1/94-95.
После совершения греха, рабу Аллаха следует совершить множество благих деяний и подчиняться велениям Аллаха. Вспомним, как 'Умар ибн аль-Хаттаб, когда осознал свой грех за , при походе в Худайбийю, сказал:
rспор с посланником Аллаха  "Я понял, что должен совершить благие дела". аль-Бухари 1/378-381, Муслим 2/104-106.
Благие дела освобождают грешника от оков своих грехов и выводят его в обширный мир покорности Аллаху. Ибн Мас'уд рассказывал, что однажды к посланнику Аллаха
r пришёл мужчина и сказал: "О посланник Аллаха, я встретил в саду женщину и совершил с ней всё, кроме совокупления. Я целовал и обнимал её, но не делал ничего, кроме этого. Поступай со мной, как пожелаешь". Посланник Аллаха r ничего не ответил ему, и мужчина ушёл. 'Умар сказал: "Аллах скрыл бы его деяние, если бы он сам скрыл его". Посланник Аллаха r проводил взглядом удаляющегося мужчину, а затем сказал: «Верните его ко мне». Его вернули, и пророк r прочёл ему слова Всевышнего Аллаха: «Выстаивай молитву в обоих концах дня и в близких часах ночи. Поистине, добрые деянии удаляют дурные! Это – напоминание для разумеющих». (Худ 11: 114). Сподвижники спросили: "О посланник Аллаха! Это касается только его или  ответил: «Это касается всех людей».rвсех людей?" Пророк  Муслим 4/42.
 сказал:
rПосланник Аллаха  «Человек, совершающий плохие дела, а затем благие, подобен человеку, на которого надета кольчуга, сдавливающая его. Он совершает одно благое деяние, и расслабляется одно кольцо кольчуги, затем другое, и расслабляется второе, пока она не спадёт на землю». Ахмад 4/145, ат-Табарани в "аль-Кабире". Достоверность подтвердили Хафиз аль-Мунзири, аль-Хайсами и шейх аль-Альбани.

О том, какими словами лучше всего просить у Аллаха прощения

 сказал:
rОт Шаддада бин Ауса передаётся, что однажды пророк  «Лучшим обращением к Аллаху с мольбой о прощении, являются такие слова раба Его: "О Аллах, Ты – Господь мой, и нет божества достойного поклонения, кроме Тебя; Ты создал меня, а я – Твой раб, и я буду верен обещанному Тебе, пока у меня хватит сил. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал, признаю милости, оказанные Тобой мне, и признаю грех свой. Прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!" – Тот, кто произнесёт эти слова днём, будучи убеждённым в том, что он говорит, и умрёт в тот же день до наступления вечера, окажется среди обитателей Рая. И тот, кто произнесёт их ночью, будучи убеждённым в том, что он говорит, и умрёт до наступления утра, окажется среди обитателей Рая». аль-Бухари 6306.

/Аллахумма, Анта Рабби, ля иля-ха илля Анта, хъалякътани уа ана 'абдук, уа ана 'аля 'ахдика уа уа'дика мастата'т. А'узу би-ка мин шарри ма сана'т, абу-у ля-ка би-ни'матика 'аляйа, уа абу-у бизанби. Фагъфирли, фа иннаху ля йагъфиру зунуба илля Ант/.

 сказал:
rЯсар ибн Зайд со слов своего отца рассказывал, что пророк  «Тому, кто скажет: "Прошу прощения у Аллаха Великого, помимо которого нет божества, Живого, Вечносущего, и приношу Ему своё покаяние", – простятся его грехи, даже если он бежал с поля боя, при наступлении». Абу Дауд 1517, хадис достоверный. 

/Астагъфиру-Ллахаль-'Азыма-ллязи ля иляха илля ху уаль-Хайюль-Къайум уа Атубу илейхи/.

:
rСо слов Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он однажды попросил пророка  "Научи меня словам мольбы, с которой я обращался бы к Аллаху во время своей молитвы, – и пророк r сказал: «Говори: "О Аллах, поистине, я обижал самого себя много раз, а никто, кроме Тебя грехов не простит! Прости же меня, даровав мне Своё прощение, и помилуй меня, поистине, Ты – Прощающий, Милосердный!"» аль-Бухари 634, Муслим 2705.

/Аллахумма, инни залямту нафси зульман касиран, уа ля йагъфиру ззунуба илля ант, фагъфирли магъфиратан мин 'индика уа-рхамни, иннака Анталь-Гъафуру-Ррахим/. 

 часто обращался к Аллаху с такой мольбой:
rСообщается от Абу Мусы, что пророк  «О Аллах, прости мне мой грех и моё невежество, неумеренность в моих делах и то, о чём Ты знаешь лучше меня! О Аллах, прости мне сделанное мной всерьёз и в шутку, по ошибке и намеренно, ибо всё это мне присуще! О Аллах, прости мне совершённое мной прежде и то, что ещё не совершено, то, что я совершил тайно и что совершил явно, и то, о чём Ты знаешь лучше меня! Ты – Выдвигающий вперёд, и Ты – Отодвигающий назад и Ты надо всем властен!» аль-Бухари 6398, Муслим 2719. 

/Аллахумма-гъфирли хъаты ати уа джахли, уа исрафи фи амри уа ма Анта а'ляму би-хи минни! Аллахумма-гъфирли джидди уа хазли, уа хъата-и, уа 'амди уа куллю заликя 'инди! Аллахумма-гъфирли ма къаддамту уа ма аххарту, уа ма асрарту уа ма а'лянту, уа ма Анта а'ляму би-хи минни! Анталь-Мукъаддиму, уа Анта-ль-Муаххъыру уа Анта 'аля кулли шай'ин къадир/

Сообщается, что однажды, когда посланник Аллаха
r вошёл в мечеть, он услышал, как один человек, сидя на ташахуде, в конце своей молитвы, произнёс: “О Аллах, поистине, я прошу Тебя, о Аллах, поскольку Ты – Единственный, Один, Вечный, Который не родил и не был рождён, и не был равным Ему никто, простить мне грехи мои, поистине, Ты – Прощающий, Милосердный!”, - и посланник Аллаха r сказал: «Ему уже прощено; ему уже прощено; ему уже прощено!» Абу Дауд 985, ан-Насаий 1301, Ибн Хузайма 724. Хадис достоверный.

/Аллахумма инни ас алюка, йа Аллах, би аннака уахидуль-Ахаду-Ссамаду-Ллязи лям йалид, уа лям юляд, уа лям йакун, ляху куфу уан ахад, ан тагъфира ли зунуби, иннака анталь-Гъафуру-Ррахим/
Также следует просить у Аллаха прощения, произнося слова: «Прошу прощения у Аллаха и приношу Ему своё покаяние» /Астагъфиру-Ллах, уа атубу иляйхи/, и «Господь мой, прости меня» /Рабби-гъфирли/
, о чём также сообщается в достоверных хадисах.
rЭти слова произносил сам посланник Аллаха
'Абдуллах ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал:  нравилось повторять свои мольбы по три раз и просить о прощении по три раз”
r“Посланнику Аллаха . Ахмад 1/394, Абу Дауд 1524, Ибн Хиббан 2410, достоверность подтвердил шейх Ахмад Шакир.

Преграды к покаянию

Я хочу покаяться, но мои родственники и старые друзья мешают мне

Когда человек делает свои первые шаги на пути покаяния, ему следует быть стойким, поскольку шайтаны из числа джиннов и людей наущают кающегося отступить, но им не следует подчиняться. Родственники и друзья говорят кающемуся в начале его пути: "Это – слепое увлечение, оно скоро пройдёт" или "Это вовсе не грех". Удивительно, что некоторые из них говорят тем, кто кается и становится на путь Всевышнего: "Дай Аллах, чтобы это не повредило тебе!" Одна девушка, когда её парень порвал с ней греховные отношения, покаявшись в этом, вскоре позвонила ему и сказала: "Дай Аллах, чтобы твоё помешательство прошло!" Аллах Всевышний сказал: «Скажи: "Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от зла искусителя, изчезающего (при поминании Аллаха), который наущает сердца людей и бывает из числа джиннов и людей!» (Люди 114: 1-6).
Кому же следует угождать, своему Господу или товарищам во зле?! Следует знать, что они будут стремиться вернуть тебя на дорогу греха, но Аллах укрепляет на Своём пути тех, которые искренне уверовали!
Друзья будут стремиться напоминать тебе о прошлом, будут всеми способами приукрашивать минувшие грехи. Воспоминания... просьбы... фотографии... письма и т. п.
Следует остерегаться их и их искушений. Вспомним историю славного сподвижника пророка
r Ка'ба ибн Малика. Когда посланник Аллаха r приказал всем своим сподвижникам объявить ему бойкот за его отсутствие в походе на Табук, неверный правитель христиан из числа Гъассанидов (одних из арабских князей) отправил Ка'бу письмо, в котором написал: "Нам стало известно, что твой друг оттолкнул тебя, но Аллах не сотворил тебя для бесчестья и погибели. Присоединяйся к нам, и мы почтим тебя". Неверный желал, чтобы мусульманин покинул Медину и пропал в стране неверия. Но это не место для славного сподвижника пророка .r Ка'б рассказывал: "Когда я прочёл его, я сказал: "Это тоже часть испытания". Я бросил его в печь и сжёг". аль-Бухари 2757, Муслим 2769.
Всевышний сказал: «Терпи же, ведь обещание Аллаха – истина и пусть не считают тебя легкомысленным те, которые не имеют уверенности!» (Римляне 30: 60).
Поистине, Аллах с богобоязненными и кающимися. Аллах – Покровитель верующих. Он не бросает и не покидает их. Никогда не окажутся обманутыми надежды раба, который ищет у Него убежища. Знай, что с трудностью приходит облегчение, а после тяготы – радость.
Вот ещё одна трогательная история, о кающиеся! Она внесёт ясность в то, о чём мы говорим. Это история славного сподвижника Марсада ибн Абу Марсада аль-Гъанауи, человека, который помогал мусульманам тайно бежать из Мекки в Медину. В Мекке жила распутница по имени 'Анакъ, которая была его подругой. Как-то он пообещал одному пленному в Мекке помочь бежать. Марсад рассказывал: "Я прибыл лунной ночью и добрался до тени одной из Мекканских стен. Тут подошла 'Анакъ, она заметила мою тень и приблизилась к стене. Когда она подошла ко мне, то узнала меня и спросила: "Марсад?" "Да, Марсад" – ответил я. "Добро пожаловать! Не проведёшь ли ты у нас ночь?" – сказала она. Я ответил: "О 'Анакъ! Аллах запретил прелюбодеяние". Тогда она воскликнула: "О люди в шатре! Вот человек, который перевозит ваших пленных!" За мной погнались восемь человек. Я направился к аль-Хундаме. Я достиг какой-то пещеры и вошёл в неё. Вскоре они прибыли туда и встали над моей головой, но Аллах скрыл меня от их глаз, и они ушли. Тогда я вернулся и взял моего друга. Я донёс его до аль-Изхара, где развязал его оковы, а затем понёс его дальше. Он был тяжёлым, и я сильно устал. Так мы достигли Медины. Затем я пришёл к посланнику Аллаха
r и дважды спросил: "О посланник Аллаха, жениться ли мне на 'Анакъ?" Посланник Аллаха r промолчал и ничего не ответил мне, пока не было ниспослано: «Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а прелюбодейка – на ней женится только прелюбодей или многобожник». (Свет 24: 3). Тогда пророк Аллаха r сказал: «О Марсад! Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а прелюбодейка – на ней женится только прелюбодей или многобожник. Потому не женись на ней!» ат-Тирмизи 3177 ан-Насаий 3228, иснад хадиса хороший. 
Поистине, Всевышний Аллах защищает тех, кто уверовал и не оставляет без поддержки тех, кто творит благое!
В худших случаях, если обнаружится то, что люди хотят скрыть из своих грехов, и понадобится объяснение, следует рассказать людям своё положение и быть откровенным. Скажи: "Да, я совершал грехи, но теперь я покаялся пред Аллахом. Чего же вы хотите, чтобы я продолжал грешить?"
Знайте же, что подлинным позором является позор перед Аллахом в День Воскресения, в День величайшего ужаса. Подлинным является не позор перед сотней или двустами, тысячей или двумя тысячами людей, а позор на глазах бесчисленного множества свидетелей, перед всеми творениями – ангелами, джинами и людьми от Адама до самого последнего человека. Обратимся же к мольбе пророка Ибрахима (мир ему): «И не опозорь меня в День Воскресения – в тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут пред Аллахом с непорочным сердцем!» (Поэты 26: 87-89).
, который говорил:
rВ трудных ситуациях следует взывать к Аллаху мольбой пророка  «О Аллах, отомсти за нас тем, кто нас притеснял, и помоги нам в борьбе против тех, кто враждует с нами, и не допусти, чтобы постигло нас бедствие в религии нашей».ат-Тирмизи 5/528, Ибн с-Сунни 446. См. «Сахихуль-Джами'» 1/400.

/Аллахумма дж'аль са’ рана 'аля ман залямана, уансурна 'аля ман 'адана, уаля тадж'аль мусыбатана фи динина/.

Всевышний Аллах сказал: «...но Он пожелал испытать одних из вас посредством других...» (Мухаммад 47: 4). Закон Аллаха таков, что Он испытывает Своих рабов, тем самым отделяя праведников от лжецов и отличая скверное от благого, и поэтому каждому мусульманину следует проявлять максимум терпения перед испытаниями и трудностями на пути Аллаха!

О запрещении рассказывать о своих грехах

В исламе рассказывать о своих грехах или исповедоваться, как это делают христиане запрещено. Всевышний Аллах сказал: «...а кто же может простить грехи, кроме Аллаха!?...» (Семейство Имрана 3: 135). О мусульмане! Связь раба с его Господом без посредников является одним из достоинств великого единобожия (таухида). Аллах доволен им и предписал его Своим рабам, сказав: «А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я – близок, отвечаю на мольбу взывающего, когда он взывает ко Мне». (Корова 2: 186).
Хвала Аллаху, мы не похожи на христиан. Священник, кафедра для исповеди, индульгенция (письменное свидетельство искупления грехов), которая выдавалась католической церковью... и прочие смешные правила, не имеют достоверных оснований в практике великих пророков и посланников.
Аллах сказал: «Разве они не знают, что Аллах принимает покаяние от Своих рабов». (Покаяние 9: 104). Он принимает покаяния Своих рабов без посредников. 
 сказал:
rНельзя рассказывать о своих грехах, поскольку посланник Аллаха  «Все члены моей общины будут избавлены, за исключением заявляющих во всеуслышание (о своих грехах). К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний Аллах покрыл его грех, а утром он сам говорит: "О такой-то! Я совершил вот такой грех". И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а на утро сбрасывает покров Аллаха». аль-Бухари 6069, Муслим 2990.
Таким образом, человек рассказывающий о своих грехах, открывает то, что Аллах скрыл от других людей, тем самым обрекая себя на наказание в обоих мирах. Имам ан-Науауи считал, что если человек сам открыто совершает или рассказывает о своих грехах, не скрывая их, то говорить за его спиной об этих грехах уже не запрещено. См. “Фатхуль-Бари” 10/586. 
Что же касается претворения в жизнь приговора о наказании, то человек не обязан приходить и признаваться в содеянном, если об этом не узнал имам или судья (къадий). Тот, кого покрыл Аллах, может покрыть самого себя. Для него достаточно принести покаяние, которое останется между ним и Аллахом. Одним из прекрасных имён Аллаха является Покрывающий, и Он любит покрывать грехи Своих рабов. А что касается тех сподвижников – Ма'иза и женщины, которые совершили прелюбодеяние, а также мужчины, который поцеловал некую женщину в саду, – то они, явившись и признавшись в своих грехах, сделали то, что не относится к обязательным предписаниям, и это является свидетельством их стремления очистить свои , когда
rдуши. Доказательством этого является то, что посланник Аллаха  пришли Ма'из и женщина, говорил им: «Горе тебе, возвращайся, проси прощения у Аллаха и кайся перед Ним». Об этом свидетельствуют и слова 'Умара о мужчине, который поцеловал женщину в саду, о том, что “Аллах скрыл бы его деяние, если бы он сам скрыл его”,  промолчал в знак согласия с Умаром. Посему нет необходимостиrи пророк  идти к судье и признаваться, если человек согрешил, а его Господь покрыл его. Также нет необходимости идти к имаму в мечеть и просить наказания за содеянное, равно как и просить друга чтобы он отхлестал вас розгами для очищения греха, что приходит в голову некоторым братьям в наши дни. 
Приведём пример абсурдного положения, в которое попадают некоторые невежественные мусульмане, покаявшиеся в грехах. В одной из Арабских стран некий согрешивший мусульманин отправился к малограмотному имаму мечети и рассказал о совершённых им грехах. Имам сказал ему, что он непременно должен пойти в суд и всё рассказать. Когда несчастный понял, что не вынесет огласки случившегося, он вообще отвратился от покаяния и вновь впал в грехи.
О мусульмане! На нас лежит ответственность за изучение положений нашей религии, на нас лежит ответственность за получение их из достоверных источников. Аллах Всевышний сказал: «И спрашивайте обладателей напоминания, если вы сами не знаете». (Пчёлы 16: 43). Он также сказал: «Милосердный – спроси о Нём у знающего». (Различение 25: 59).
Не каждый проповедник годится для вынесения шариатского указа, не каждый имам мечети или муаззин годится для вынесения шариатского постановления по судебным вопросам (хукма), не каждый просвещённый мусульманин или рассказчик годится для установления религиозного решения (фатуа). Мусульманин несёт ответственность за то, от кого он берёт фатуа, поскольку этот вопрос касается поклонения Аллаху Всевышнему. Посланник  опасался появления в мусульманской общине вводящих в
rАллаха  заблуждение имамов: «Истинно, я боюсь, что в моей общине появятся имамы, вводящие в заблуждение». Абу Дауд 4202. Хадис достоверный.
 также сказал:
rПосланник Аллаха  «Одним из признаков Судного Часа является то, что знание будут приобретать от малых». ат-Табарани, хадис достоверный, См. «Сахихуль-Джами'» 227.
Мухаммад ибн Сирин сказал: "Поистине, эти знания – религия, так смотрите же, от кого вы берёте свою религию". Приводит имам Муслим во введении к своему Сахиху. 

Остерегайтесь ошибок и обращайтесь к учёным за разъяснением того, что вам неясно!