Алимы разошлись во мнениях относительно превосходства жизни будущей –Ахира* над Дунья** – жизнью земной. Некоторые алимы считают, что Дунья лучше, чем Ахира. В том смысле, что Дунья является посредником и средством для достижения конечной цели – Ахира. А бывает так, что в посреднике есть то, чего нет в самой цели. Дунья - это пашня для Ахира. Человек не попадет в Ахира, не пройдя путь этой жизни. И каждый из детей Адама (мир ему) понесет ответственность за свои поступки, совершенные на этой земле. Как сказано в Коране: “И кто сделал добра весом в пылинку, увидит его, и кто сделал зло весом в пылинку, увидит его”. Дунья является местом усердной работы человека, Ахират же - местом воздаяния. И несомненно то, что работа лучше, чем воздаяние. Пребывающие в могилах желают вернуться в этот мир, чтобы творить богоугодные дела, так как они видят воздаяние, которое получают благочестивые люди. О достоинстве этого мира существует хадис нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Не проклинайте этот мир! Ведь прекрасен он для верующего, как средство достижения цели. В нем он достигает благ, и в нем он избегает зла”. И если раб обратится к своему Господу, чтобы Он проклял этот мир,то Дунья в ответ скажет: “Да проклянет Аллах, совершающих грех на своем жизненном пути”. Известен такой случай, когда один человек стал ругать этот мир. Тогда Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), присутствовавший при этом, сказал: “Дунья - место благочестия для благочестивых и место спасения для тех, кто поймет это, и место богатства для тех, кто способен добывать его. Еще - это место ниспослания Откровений Аллаха, место молитв ангелов и мечетей пророков (мир им). Это место извлечения прибыли для Его приближенных рабов. Они достигают Милости Аллаха и Рая. Кто же может упрекнуть Его?” Те же, кто утверждают,что Ахира лучше, чем Дунья, приводят в доказательство следующее: даже если велика степень и многочисленны преимущества Дуньи, в конце концов,здешняя жизнь не вечна. А по логике то, что вечно и постоянно, превосходит преходящее и смертное. В Ахира верующих ожидает Милость Аллаха и вечная жизнь в Раю, где они будут пребывать в окружении гурий в награду за свое благочестие. В хадисе-кудси говорится, что Аллах приготовил для своих праведных рабов то, что глаза не видели, уши не слышали и не помышляло сердце. Самой же величайшей Милостью Аллаха по отношению к его рабам является возможность лицезрения Его Лика. Обо всем этом надо постоянно помнить. Передал Амр ибн аль - Ас, когда сподвижники спросил посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): “Кто лучший и самый почтенный из людей?” Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Каждый чистый сердцем и правдивый языком”. Тогда они еще раз спросили: “А кто после него?” Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Кто живет в этом мире, а любит Ахира”. Затем они опять спросили: “А кто после него?” Он сказал: “Благонравный верующий”. Но быть отшельником в этом мире - это не значит, бездельничать и ждать подаяний от других. В Коране есть такой аят: “Когда будет завершена пятничная молитва, расходитесь по земле и ищете милости Аллаха” Также в Своей Книге Аллах сказал: “Так ходите же по просторам ее (земли) и вкушайте из ее удела. И к Аллаху вы будете возвращены”. В этих двух аятах говорится о повелении Господа Его рабам заниматься ремеслом,которое прокормит его и его семью. Из сунны мы знаем, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) одобрял занятие мусульманина каким-либо ремеслом, говоря: “Правдивый торговец воскреснет в Судный День вместе с праведниками и павшими за веру”. И еще он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Девять из десяти частей жизненного удела находятся в торговле”. Умар Асхаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Нет места, умереть в котором более желанно для меня, чем место, где я буду заниматься торговлей, покупая и продавая ради моей семьи. И смерть в торговом путешествии более по душе мне, чем быть шахидом на пути Аллаха. Ведь Аллах Всевышний в Своей Книге поставил на первое место людей, которые путешествуют в поисках ризка от Аллаха, а потом только сражающихся на Его пути”. “Ведает Он о том, что путешествуют некоторые из вас по земле в поисках милостей Аллаха, а другие сражаются во имя Его”. Есть и хадисы на эту тему. Например, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Воистину,Аллах любит верующего, добывающего свой ризк ремеслом”. “Лучшие из получающих свой жизненный удел, - честные ремесленник и рабочий”. Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) переселился в Медину,он (да благословит его Аллах и приветствует) призвал ее жителей заниматься ремеслом. Услышав это, одна женщина пришла к нему (да благословит его Аллах и приветствует) с плащом и сказала: “Я соткала его для тебя, о Посланник Аллаха”. Это обрадовало его (да благословит его Аллах и приветствует) настолько, что он поцеловал этот плащ. Также нам известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) одобрял земледелие. Он сказал: “Если мусульманин посадит дерево или засеет поле, и от этого найдут пропитание человек, животное или птица, то будет это, как подаяние его им”. И еще Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) учил нас: “Ищите ризк в земле”. Достоверно известно, что однажды Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) встретил Сада ибн Муаза (да будет доволен им Аллах), и, когда он (да благословит его Аллах и приветствует) заметил его огрубевшие от работы ладони, сказал: “Эти две ладони любит Аллах и его Посланник, и не коснется их огонь”. Потом он поцеловал руку Сада ибн Муаза, одобряя и проявляя уважение к работе и ремеслу. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) наставлял верующих: “Ищи Ахира в том, что даровал тебе Аллах из милостей, и не забывай своей участи в этом мире. Делай добро, как облагодетельствовал тебя Аллах, и не распространяй нечестие на земле.Воистину, Аллах не любит нечестивых”. К сказанному можно добавить завещание Лукмана (мир ему) своему сыну, в котором он говорит: “О сын мой, воспользуйся дозволенной работой, дабы не впасть в бедность. Воистину, тот, кто впадет в бедность, не избежит трех вещей: слабости в религии,слабоумия и потери человеческого достоинства. Но хуже этих трех - унизительное отношение людей к нему”. Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пусть никто из вас не сидит, отказываясь от поиска пропитания, говоря: “О Аллах, даруй мне”. Ведь известно, что небеса не прольются золотом или серебром”. Другой сподвижник Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Абдулла ибн Мас?уд (да будет доволен им Аллах) сказал в свою очередь: “Мне неприятно смотреть на человека, который не занят ни делами Ахирата,ни делами этого мира”. И разве недостаточно примера всех пророков (мир им), которые трудились, не покладая рук. К примеру, Адам (мир ему) был земледельцем, Нух (мир ему) был плотником, Идрис (мир ему) был портным, Ибрагим (мир ему) торговал тканями, Исмаил (мир ему) был охотником, Давуд (мир ему) изготавливал кольчуги, Сулейман (мир ему) плел корзины, Исхак, Якуб, Шуайб и Муса (мир им всем) были пастухами, а наш пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был пастухом, вел торговлю и боролся за веру. Также асхабы (да будет доволен ими Аллах) пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) добывали ризк трудом. Тут можно вспомнить четырех праведных халифов Абу Бакра, который торговал тканями, Умара ибн Хаттаба, который был торговым посредником, а также владел землей, приносившей ему доход, Усмана ибн Авфана, бывшего купцом, и Али ибн Абу Талиба, который был рабочим, и с гордостью говорил: “Таскать камни с высот горы, лучше для меня, чем одолжение людей. Люди говорят работа - это унижение. Я же говорю: “Унижение в попрошайничестве”. Другие сахабы (да будет доволен Аллах ими всеми) тоже не сидели, сложа руки. Абдуррахман ибн Ауф был торговцем, его прибыль равнялась миллионам. Зубайр ибн Аввам был портным, Са?д ибн абу Ваккас изготавливал стрелы, Амру ибн аль-Ас был мясником. А у ибн Мас?уда и Абу Хурейры были земли, которые они обрабатывали. Всевышний Аллах в этом мире подчинил все человеку и сделал его своим наместником на земле. Он устроил добывания ризка таким образом, чтобы человек в процессе добывания жизненных благ не забывал Творца и был благодарен Ему. Об этом сказано в Коране: “Аллах тот, кто сотворил небеса и землю, ниспослал с неба дождь и водою взрастил плоды в удел вам. Подчинил вам корабли, которые плывут по морям по воле Его. Подчинил вам реки, солнце и луну, постоянно находящиеся в движении. Подчинил вам ночь и день”. Также Всевышний сказал: “Приспособил Он к нуждам вашим ночь и день, солнце, луну и звезды. И покорно исполняют они Его веления. Воистину, во всем этом знамения для людей разумных. Он тот, кто сделал море покорным вам, чтобы вы ловили свежую рыбу, пригодную для питания, и чтобы добывали вы в нем украшения, которые носите. Вы видите корабли, плывущие по морям, дабы снискать Его милость. Может быть, вы будете благодарными”. И еще Аллах сказал: “Аллах тот, кто покорил вам море, чтобы плыл по нему корабль,по воле вашего Господа, и чтобы искали вы милости Его. Может быть, вы будете благодарны. Он подчинил вам полностью то, что на небесах и то,что на земле. Воистину, в этом знамение для размышляющих”. Но в свою очередь тех, кто увлекся торговыми делами, забыв об обязанностях религии, Аллах предупреждает: “О те, которые уверовали, пусть не отвлекут вас имущество ваше и дети ваши от поминания Аллаха. Тот же, кто пойдет этим путем, то они, конечно, потерпевшие убыток”. А о тех, которые заботливо выполняют все предписания религии, и которых не отвлекает торговля от поклонения Создателю, Аллах сказал в Своей Книге: “Люди, которых не отвлекает покупка и продажа от поминания Аллаха исполнения намаза и выдачи заката. Они страшатся Дня, в который перевернутся сердца и взоры”. Есть в Коране аят, посвященный людям, небрежно относящимся к своим религиозным обязанностям по причине чрезмерного увлечения мирскими делами. Аллах говорит: “А когда увидят они торговлю или развлечение, поспешно устремляются они к этим занятиям, оставляя тебя стоять на минбаре, скажи им: “То, что у Аллаха лучше забав и торговли, и Аллах лучший из дарующих пропитание”. В этом аяте приводится доказательство того, что Аллах Всевышний не благословляет ризк, кроме, как, если обладатель его стремится исполнять религиозные обязанности, в противном случае он потерпит ущерб. Как-то к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подошел один человек и сказал: “О Посланник Аллаха, дай мне наставление”. На что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует ответил: “Пусть не отвлекает тебя занятие тем, за что поручился уже Аллах, т.е. ризк. Воистину, не минует тебя то, что тебе предназначено и не достигнешь ты того, что должно миновать тебя”. Ученые говорят: “Если будут в торговце эти три качества, он будет терпеть нужду в двух мирах. Вот эти качества: 1. Если не будет язык его чистым от трех вещей: лжи, пустословия и лжесвидетельства. 2. Если не будет он чист от трех вещей: обмана, предательства и зависти. 3. Если не будет заботиться он о трех вещах: джума-намазе, джамаат- намазе, получении необходимых знаний. Хаким же сказал, что люди в добывании пропитания делятся на три категории: 1. Те, кто знают, что пропитание от Аллаха, но не знают, даст ли Он его им. Они - сомневающиеся лицемеры. 2. Те, кто знают, что пропитание от Аллаха, но грешат против Него ради получения земных благ. Они - верующие грешники. 3. Те, кто знают, что пропитание от Аллаха, и видят в своей работе всего лишь причину его получения. Они отдают то, что предписано, и не грешат против Аллаха ради заработка. Это - искренние верующий. Ахира – Вечная жизнь. ** Дунья – Быстротечная, преходящая жизнь. |