Правильная торговля PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
03.03.2009 20:44
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Торговля

Ни для кого не секрет, что сегодня в нашем обществе преобладают рыночные отношения. Основные доходы, которые получают какие-либо фирмы или частные лица, – это результат торговых сделок. Следовательно, это общество, мы с вами, живет и развивается за счет плодов торговли. А часто ли мы обращаем внимание на то, насколько наша торговля, в каких бы то видах она ни была представлена, соответствует Шариату, насколько мы следуем предписаниям Всевышнего, ведя свой бизнес, насколько наш заработок является дозволенным.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Всякая плоть, взращенная харамом, заслуживает адского огня". А мы знаем, что любая сделка, противоречащая Шариату, является харамом. Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Честный торговец будет воскрешен в Судный день в числе праведников и шахидов".

Есть еще хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит: "Поистине, все, что приближает к Раю и отдаляет человека от Ада, я велю вам совершать и не запрещаю ничего, кроме того, что отдаляет человека от Рая и приводит его в Ад".

Поэтому каждый, чья деятельность связана с торговлей или различными сделками, должен иметь общее представление о том, какие виды торговли и сделок дозволены, и как они должны проходить, т. е. как нас этому учил Посланник (мир ему и благословение Аллаха).

Видов торговых сделок очень много, но мы рассмотрим самые основные.

Первый вид сделки – это обычная купля-продажа, где присутствуют продавец, покупатель и, естественно, сам товар. И продавец, и покупатель должны быть совершеннолетними и умственно полноценными людьми, потому что Шариат запрещает совершать сделку с несовершеннолетним и умственно недоразвитым человеком, а также со слепым. Слепому необходимо уполномочить кого-либо совершить за себя сделку.

Условия, предъявляемые к товару

1. Товар не должен быть нечистью (нажасой) в своей сущности. Поэтому запрещается покупка и продажа собаки, свиньи или мертвечины, а также алкоголь, потому что все это является нечистью. Но можно продавать то, что было испачкано нечистью и поддается чистке.

2. Товар не должен быть бесполезной вещью, т. е. должен быть чем-то, от чего человек явно берет пользу. Кстати, музыкальные инструменты тоже относятся к бесполезным вещам.

3. Товар и отдаваемые за него деньги должны быть собственностью этих людей. Нельзя заключать сделку с тем, кто пришел с чьим-то товаром, не имея права продажи от хозяина. Муж также не имеет права продавать имущество жены и наоборот. Отец не имеет права продавать имущество сына и наоборот, опираясь на то, что если он узнает, то все равно будет доволен. Потому что данные лица не являются собственниками на момент продажи. Подобные случаи довольно часто происходят, однако благочестивому следует остерегаться этого. Но если все-таки продажа была совершена без согласия хозяина, который дал свое согласие только после совершения сделки, то сделку нужно будет обновить.

4. Товар должен быть в наличии на момент продажи и быть пригодным для вручения покупателю, т. е. чтобы этот товар не был в данный момент отдан кому-то в аренду или в качестве залога. Таким образом, нельзя продавать, скажем, машину, если она находится у кого-то где-то далеко.

5. Продаваемый товар должен быть определенным предметом, если это розничная покупка. Нельзя, например, сказать: "Я продал тебе овцу из этого стада, продал тебе рубашку из этих рубашек, что перед тобой, или продал тебе 10 соток земли с этого участка" и т. д. Подобная сделка будет считаться недействительной. Однако можно продавать, скажем, пол-участка, десятую часть или те же 10 соток, но четко определив при этом границы этого участка. Таким образом, при продаже, например, сыпучих продуктов необходимо взвешивать, а если это какой-либо отдельный предмет, скажем, машина или телефон, то необходимо, чтобы покупатель мог видеть, что он приобретает.

6. Сделка будет считаться совершенной только после того, как покупатель возьмет свой товар, поэтому до принятия товара покупателем всю ответственность за этот товар несет продавец, даже если деньги были уже отданы. Товар считается принятым покупателем тогда, когда будет перенесен в другое место, а недвижимость будет считаться отданной, когда продавец освободит ее от своего имущества.

При купле-продаже продавец должен сказать: "Я продал тебе (этот товар)", а покупатель: "Я купил". Это словесное подтверждение совершения сделки обязательно. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Сделка проходит по взаимному согласию". И лучше всего это согласие подтверждает словесное его выражение. Нельзя, чтобы между словами сдельщиков "купил-продал" был посторонний разговор или проходило длительное время, иначе это условие не будет считаться выполненным, а следовательно, сделка не будет действительной. Все это Шариат предусмотрел в целях максимального снижения вероятности появления споров после заключения сделки. Ведь нередки случаи, когда человек, купивший что-либо, возвращается к продавцу и говорит, что не знал о том-то или не был согласен с тем-то и т. д.

Все вышесказанное является обязательным, если речь не идет об отсрочке или реализации товара и т. д. При отсутствии одного из этих условий сделка считается недействительной, а совершивший ее человек, пренебрегая этими условиями, не только не становится собственником полученного им, но и грешит перед Всевышним.

Мы рассказали о том основном, чем должен руководствоваться мусульманин при купле-продаже. Относиться к изложенному нужно очень серьезно, т. к. вышеупомянутый хадис указывает на важность вопросов торговли, возводя праведного торговца до высокой степени праведников и шахидов.

Адил ИБРАГИМОВ