Шариат и торговля PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
09.02.2009 17:18
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}


Шариат и торговля

«Когда же молитва закончится, расходитесь по земле и ищите милости Аллаха…» (Собрание, аят 10). Однажды Посланника Аллаха (мир ему) спросили: «Какой заработок является наилучшим?» Он (мир ему) ответил: «Тот, что человек заработал своими руками или в результате добропорядочной торговли». Пророк (мир ему) также сказал: «Настанет время, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является богатство, которое он приобретает».

Торговля или малый бизнес – один из основных видов деятельности махачкалинцев, девяносто процентов которых являются мусульманами. По крайней мере, так было пару недель назад. В праздник. Действительно, ходить в гости на «уразу» гораздо выгоднее, чем круглый год быть честным. Как и «заключить никях» или, как у нас говорят, «магьар», гораздо легче, нежели построить семейную жизнь по примеру Пророка (мир ему). А ведь отношение к семейной жизни, как и к торговле, шариат имеет самое непосредственное.

Один из принципов исламского вероубеждения, связанных с экономическими отношениями, состоит в вере мусульманина в то, что все материальные богатства принадлежат Всевышнему Аллаху, и только Он имеет абсолютное право собственности на них. Человек является лишь наместником Аллаха, получившим «активы» во временное эффективное пользование, и, таким образом, зависимым от «реального Собственника». Данная зависимость порождает ряд ограничений и принципов в сфере экономических отношений, которые ни в коем случае не закрывают двери новаторства, а лишь закрепляют экономическую деятельность на необходимых принципах и основах. Их (экономические отношения) можно условно поделить на три вида:

1) отношения между человеком и имуществом;

2) отношения между человеком и обществом;

3) отношения между человеком и Аллахом.

Регулирование первого вида отношений связано с духовным воспитанием мусульманина, для которого этические, нравственные ценности всегда должны быть выше материальных, экономических благ. Принципы шариата, отвечающие отношениям между человеком и обществом, определяют выбор мусульманина, основанный не только на максимизации личной выгоды, но и выгоды для общего социального благосостояния. Более того, общественные интересы ставятся выше личных. Отношения между человеком и Аллахом в данном случае призваны обеспечить стабильное поведение мусульманина относительно первых двух указанных пунктов.

Тему регулирования шариатом коммерческих отношений невозможно раскрыть в столь короткой статье. Остановимся на некоторых простых и в то же время вечно-актуальных проблемах, присущих махачкалинскому рынку: от базара до специализированного магазина.

 Обман

Ислам запрещает любой вид мошенничества или обмана, будь он в торговле или в любой другой сфере. Пророк (мир ему) сказал: «Если продавец и покупатель были правдивы и разъясняли необходимое (продавец указывал на качества и имеющиеся недостатки товара, а покупатель – на условия и сроки оплаты), сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то их сделка лишится благословения».

От также говорил: «Недопустимо продавать товар, не дав о нём полной информации, и недопустимо промолчать тому, кто знает о недостатке товара».

Однажды Пророк (мир ему) подошёл к торговцу зерном и засунул руку в его товар. Обнаружив его влажным, он спросил: «Что это?» «Это из-за дождя», – ответил продавец. На что Пророк (мир ему) сказал: «Почему ты не положил влажную часть сверху, чтобы люди видели? Кто обманывает, тот не из нас».

В другом сообщении говорится о том, что Пророк (мир ему), проходя мимо продуктов, которым продавец пытался придать товарный вид, ставя более качественные выше менее качественных, сказал: «Продай это отдельно от этого (т.е. отделив качественный продукт от некачественного). Кто обманывает, тот не из нас».

Наши праведные предшественники никогда не скрывали недостатков своего товара. Они говорили правду и не лгали, советовали и не обманывали. К примеру, ибн Сирин (учёный-табиин 2-го века хиджры), продавая овцу, сказал покупателю: «У неё есть такой недостаток: она разбрасывает корм под ноги».

Частые клятвы

Пророк (мир ему) запрещал торговцам часто клясться, особенно ложной клятвой. Он сказал: «Клятва способствует сбыту товара, но лишает благословения».

Он не одобрял частых клятв при совершении сделок, так как, во-первых, это может вводить людей в заблуждение, а во-вторых, это порочит величие имени Аллаха.

Сюда же можно отнести и столь частые заверения продавцов о том, что они неоднократно совершали паломничество, и подобные этому.

Обвешивание

Практически каждый завсегдатай махачкалинского базара имеет дома свои «точные весы». И это отнюдь не забава. Он просто не доверяет «трижды бывшим в хадже» мясникам, готовым подтвердить свою честность клятвой Аллахом.

Всевышний Аллах сказал: «Горе тем, которые обвешивают, а (сами) хотят получить сполна, когда люди отмеряют им… Неужели не думают они, что их воскресят в Великий день, в тот день, когда люди предстанут перед Господом миров?» (Обвешивающие, 1–6). Всевышний Аллах также сказал: «Взвешивайте на точных весах, не убавляйте людям то, что им причитается, и не творите на земле беззакония и неправого дела» (Поэты, 182–183).

Эти аяты Священного Корана касаются не только того, что буквально взвешивается на весах. Они пронизывают всю нашу повседневную жизнь. «Отмеряя» и «взвешивая», мусульманин не может думать лишь о себе и своём круге, обделяя окружающих. В любом случае его ждут самые точные и справедливые весы Судного дня, на которых обязательно найдётся место его несправедливости. Да спасёт нас Аллах.

Покупка краденого

С целью борьбы с преступностью и сужения сферы преступной деятельности ислам запретил мусульманам покупать товар, который был захвачен, украден или незаконно отобран у его владельца. В Махачкале продажа подобного товара получила широкое распространение. Особенно это касается растущих как грибы после дождя магазинов сверхдешёвой (конфискованной) одежды. Или «кинутых» мобильных телефонов.

Покупатель «незаконного» товара становится соучастником, соответственно, захватчика, вора или посягателя. Пророк (мир ему) сказал: «Кто купил краденое, зная об этом, разделяет грех и позор укравшего».

Грех за воровство и грабёж не прощается по истечении любого срока давности, так как по шариату никакой период времени не меняет харама на халал. Не утрачивается с течением времени и право владельца на своё имущество.

Сделки – «гарар»

На заре пророческой миссии у арабов были распространены самые различные виды торговых сделок и обменов товара. Те, что соответствовали принципам ислама, Посланник Аллаха (мир ему) одобрил и утвердил; другие – не соответствовавшие этим принципам – подверглись его осуждению и были запрещены. Запреты коснулись торговых взаимоотношений, которые вели к греху, несправедливости по отношению к одной из сторон и тому подобному.

Во времена Пророка (мир ему) люди заключали между собой сделки на продажу и покупку ещё не поспевшего урожая. И часто возникала ситуация, когда погибший в результате непогоды урожай порождал конфликт между покупателем и продавцом. Посланник Аллаха (мир ему) обязал стороны обговаривать условия форс-можорных обстоятельств. В противном случае сделка становилась запретной.

Таким образом Пророк (мир ему) запретил сделки с существенной долей неопределённости (гарар), такой, как например, отсутствие полной информации о товаре, или отсутствие самого товара. Одним из актуальных махачкалинских примеров подобного рода сделок является продажа квартир многоэтажных домов ещё до начала их строительства. Известно достаточно случаев, когда строительство замораживается на долгие сроки по такой банальной причине, как: трата денег не по назначению.

Конечно, неопределённость в той или иной мере присуща практически любой сделке. К примеру, при покупке того же дома невозможно определить внутреннее состояние его фундамента и стен. При малой степени гарара сделка, естественно, не запрещена. Однако, в случае когда неопределённость приводит к конфликтам или незаконному приобретению чужого имущества, сделка попадает под однозначный запрет.

Ценообразование

Ислам полностью поддерживает свободный рынок, в котором спрос рождает предложение. Однажды, когда во времена Пророка (мир ему) цены высоко поднялись, люди обратились к нему: «О Посланник Аллаха, сделай, чтобы цены были фиксированными». На это он ответил: «Воистину, Аллах – фиксирующий цены. Он дающий, Берущий и Обеспечивающий, и я надеюсь, что когда встречу Аллаха, никто из вас не предъявит мне иск в том, что я ущемил чьё-либо право».

Этими словами Пророк (мир ему) объявил, что вмешательство в свободу действия личности является нарушением её прав, с чем нельзя представать перед Аллахом.

Однако, когда некоторые предприниматели пытаются монополизировать рынок для установления выгодных им цен, их фиксация разрешается. Интересы общества, согласно шариату, выше интересов отдельных личностей, и если фиксация цен направлена на то, чтобы оградить общество от алчных коммерсантов, она является дозволенной и справедливой.

Подготовил Абдулмумин Гаджиев