6. Зикры, произносимые в намазе PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
30.07.2013 13:57

6. ЗИКРЫ, ПРОИЗНОСИМЫЕ ПОСЛЕ НАМАЗА:

Всевышний сказал: «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне. О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах - с терпеливыми» (2:152-153) и «Прославляй Его в некоторые часы ночи и после земных поклонов» (50:40).

Аллах также сказал всем верующим: «Поминай в душе Аллаха в покорности и страхе, поминай про себя, не вслух, утром и вечером, и не будь из тех, кто пренебрегает предписаниями Аллаха» (7:205), «О вы, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и вечером» (33:41-42), «Обращайтесь к Господу своему смиренно и покорно. Воистину, Он не любит преступающих меру» (7:55).

Зикр означает - поминание. Соответственно «зикруЛлах» - поминание Аллаха. Поминание Аллаха - это очень важный вид поклонения в жизни мусульманина. Всевышний Аллах во многих аятах призывает нас совершать зикр, а так же Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в многочисленных хадисах побуждал нас к этому. Аллах  субханаху уа Таала сказал: «О те, которые уверовали! Часто поминайте Аллаха» (33:41), «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными» (40:60) и «Восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения» (110:3).

Анас бин Малик рассказывает что РасулюЛлах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Ду'а — сердцевина поклонения» (Тирмизи).

Ну'ман бин Башир рассказывает, что он слышал, как РасулюЛлах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Ду'а —это поклонение». Потом (для доказательства) сказал: «И сказал Господь ваш: "Просите у Меня, Я отвечу вам. Поистине, те, которые возгордились перед поклонением Мне, скоро войдут в джаханнам униженными"» (Тирмизи).

Абу Муса передал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи на саллям) сказал: «Разница между тем, кто совершает зикр своему Господу, и тем, кто не совершает его, подобна разнице между живым и мертвым» (Бухари).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах гневается на того, кто ни о чем Его не просит». Как знаем из дошедших до нас хадисов, баракят находится в руках Аллаха и Он не устает раздавать нам благодать. На искренние ду‘а мусульманина Аллах всегда ответит.  Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждому мусульманину, который взывает (к Аллаху) с мольбой, в которой нет ни греха, ни разрыва родственных связей, Аллах дарует одно из трех: либо ему будет быстро (то есть в этом мире) даровано то, о чем он просит, либо эта мольба станет запасом ему в мире вечном, либо будет отведено от него зло, равноценное (этой мольбе)». Люди спросили: «Значит нам стоит больше просить (то есть больше взывать к Нему)?» Он сказал: «Аллах все равно (дарует) больше» (Ахмад, ат-Тирмизи).

Передают, что Саубан рассказывал: «Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, заканчивал намаз, то трижды молил Аллаха о прощении и говорил: "О Аллах! Ты - Пречистый, и только от Тебя - совершенство! Благословен Ты, Обладатель величия и достоинства!"»  (Муслим). Несмотря на то, что намаз - самый главный из обрядов поклонения, по завершении его полагается попросить прощения у Господа, потому что человек не способен отблагодарить и восхвалить Его надлежащим образом. Кроме того, каждый молящийся делает упущения в намазе, не соблюдая должного смирения, и нуждается в прощении и снисходительности Всемогущего Аллаха. Что же касается последующих слов, то их идеальное соответствие данному месту очевидно, ведь молящийся просит Пречистого Аллаха, далекого от всякого несовершенства, принять его служение и сделать его совершенным. После этих молитв желательно прочесть другие формулы поминания, дошедшие до нас в достоверной Сунне, о которых мы поговорим ниже.

Некоторые люди ошибочно предполагают, что если они свои ду‘а вслух не произнесут, то они не будут услышаны Аллахом, поэтому они мешают рядом сидящим верующим своим шепотом и шлепаньем губ. Сказал Аллах: «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступников» (7:55) и «…Он знает о том, что в груди» (57:6). Независимо, говорим ли мы свою мольбу вслух или про себя, Аллах всегда узнает о наших просьбах. Аллаху известно все наши тайны, спрятанные в нашей груди: «В каком бы ты ни был состоянии и что бы ты ни читал из Корана, и какое дело вы ни будете делать, Мы будем свидетелями при вас, когда вы погружаетесь в это. "И не скроется от Господа твоего ни одно [из ваших деяний], будь оно весом даже меньше пылинки, ни то, что меньше этого, и ни то, что больше, ибо все [это записано] в Книге ясной» (10:61).
Сообщается, что Абдуллах бин Буср сказал: «Как-то раз один человек попросил: «О Посланник Аллаха, поистине установлений Ислама слишком много для меня, так скажи мне что-нибудь такое, чего я стану твердо придерживаться». (В ответ ему Пророк, (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть язык твой без устали поминает Аллаха» (Тирмизи). Поминание Аллаха может быть сердцем, языком, а так же делами. Что касается поминания Аллаха сердцем, то это означает размышление. Размышление об именах Аллаха, об Его качествах, о Его повелениях и знамениях....  Всевышний Аллах сказал нам: «Вспоминай Аллаха в душе покорно и со страхом, негромко, утром и вечером, и не будь из тех, кто пренебрегает (предписаниями Аллаха)» (7:205).

Сунной также является мольба: «Аллахумма инни а‘узу би-кя мин ‘азаби-ль-кабри, уа мин ‘азаби джаханнама, уа мин фитнати-ль-махйа уа-ль-мамати, уа мин шарри фитнати-ль-масихи-д-даджаль» (О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от мучений могилы и мук Ада, от искушений жизни и смерти и от зла искушений даджаля).

После этого надо читать следующее ду‘а. Передают со слов Абу Бакра ас-Сиддика, что однажды он попросил Посланника Аллаха: «Научи меня словам мольбы, с которой я обращался бы к Аллаху во время своей молитвы», и он сказал: «Говори: "О Аллах, поистине, я обижал самого себя много раз, а никто, кроме Тебя, не простит грехов! Прости же меня, и даруй мне Свое прощение, и помилуй меня, поистине, Ты - Прощающий, Милосердный! /Аллаhумма, инни залямту нафси зульман кясиран, уа ля йагфиру-з-зунуба илля Анта, фа-гфир ли магфиратан мин 'инди-кя уа-рхам-ни, инна-кя Анта-ль-Гафуру-р-Рахим!"» (Бухари).

Аль-Бухари передал со слов Самуры: «Завершив намаз, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поворачивался к нам лицом». Муслим и Абу Давуд передали со слов аль-Бары ибн 'Азиба: «Молясь позади Пророка, мир ему и благословение Аллаха, мы предпочитали оказаться справа от него, чтобы он повернулся лицом к нам».

Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если после каждого намаза верующий тридцать три раза восславит Аллаха, затем тридцать три раза воздаст хвалу Ему, затем тридцать три раза возвеличит Его, а после этих девяноста девяти поминаний скажет: "Нет божества, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество. Ему надлежит хвала, и Он способен на всякую вещь", - то ему будут прощены грехи, даже если их так же много, как и пены в море» (Муслим). В Сунне упоминаются и другие сочетания этих молитв. Существование различных вариантов этой молитвы не является противоречием, потому что разрешается следовать любому из вышеперечисленных сообщений. Следует знать, что при поминании Аллаха желательно отсчитывать слова молитвы на пальцах рук. Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и аль-Хаким передали со слов одной из женщин, совершившей хиджру, по имени Йасира, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал им: «Произносите свидетельство единобожия, восславляйте и прославляйте Аллаха, но будьте внимательны, чтобы не забыть о милости (в одной из версий: единобожии), и считайте на кончиках пальцев, потому что они будут спрошены и обретут дар речи». Абу Давуд, ан-Насаи и ат-Тирмизи передали со слов 'Абдуллаха ибн Амра, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отсчитывал прославления на руке. В версии Абу Давуда говорится: «на правой руке».

Передают со слов Муаза, который сказал: «Посланник Аллаха, да благославит его Аллах и приветствует, сказал: «О Муаз, клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя и я наказываю тебе, о Муаз, никогда не забывать говорить после каждой молитвы: «О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе» (Аллахумма, агыйнни гыаля зикри-кя, уа шукри-кя уа хусни гыйбадати-кя)» (Абу Дауд и ан-Насай).

Также можно читать следующие аяты с Корана: «Роббанаа атинаа фид-дуньяа хасаната уа фил аахирати хасаната уа кынаа ‘азабан-наар» (Господь наш, дай нам хорошего положения и в этой жизни, и в будущей. И защити нас от мучений огня), «Роббана-гфир-ли уали уали даййа уалиль му‘минийна йаума йакумуль-хисааб» (Господь наш, прости нас в день Суда. Прости также мою мать, моего отца и всех верующих) и «Уа л-лазина якулуна роббана хаб лана мин азуажина уа зурриятина кkуррата агиуниун уа ижгална лилмуттакина имама» (Они говорят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом богобоязненных»).

Вот примерный порядок молитв после намаза:

1)После завершения намаза следует сказать трижды «Аллахумма»: Фадл бин Аббас передает: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Намаз совершается по два ракаата и два ракаата. В каждом ракаате – ташаххуд. Моли в благословении, смирении и сознании собственной ничтожности. Завершив намаз подними руки, обратив ладони к лицу, и моли «О Господь! О Господь!» Намаз того, кто не делает этого, не совершенен» (ат-Тирмизи).

2) «АстагфируЛлах, астагфируЛлах, астагфируЛлах. Аллахумма Анта-с-Саляму уа Мин-ка-с-саляму. Табаракта йа зуль-Джаляли уаль-Икрам!» (Прошу прощения у Аллаха, прошу прощения у Аллаха, прошу прощения у Аллаха. О Аллах, Ты - Мир и от Тебя - мир. Благословен Ты и Почитаем, о обладатель Величия!)

3) «Аллахумма салли ‘аляа сайидина Мухаммадин уа аляа али саййидина Мухаммад»

4) «СубханаЛлахи уаль хамду лиЛлахи уа ляа иляха илляЛлаху Аллаху Акбар, уа ляа хауля уа ля куууата илля билляхиль-‘Алиййиль-‘Азыйм» (Слава Аллаху и хвала Аллаху! Нет божества кроме Аллаха! Аллах Велик! Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха Всевышнего, Великого!).

5) Далее можно прочитать аят «аль-Курсий» (255 аят из суры «аль-Бакара»): «Аъузу билляхи мина ш-шайтани р-раджиим. Бисмилляхи р-рахмани р-рахиим. Аллаху ля иляяха илля ху-аль хайй уль-каййуум. Ля та‘хузуху синатун уа ля наум, ляху ма фи с-самауати уа ма филь ард. Ман заллязи йашфа‘у ‘индаху илля биъ изних. Йа‘ляму ма байна айдиихим уа ма хальфахум, уа ля йухитууна би шай им-мин ‘ильмихи илля бима шаа. Уаси‘а курсиййу-ху с-самауати уаль арда, уа ля йа‘удуху хифзухума. Уа хуаль ‘алийй-уль ‘азыйм» (Прибегаю к Аллаху от побиваемого шайтана. Во имя Аллаха Милостивого Милосердного. Аллах - нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он - Возвышенный, Великий). Согласно хадисам, кто прочтет после намаза этот аят, то между ним и Раем будет стоять всего лишь смерть.

После этого желательно по 33 раза сказать: «СубханаЛлах» (Свят Аллах), «АльхамдулиЛлах» (Хвала Аллаху), «Аллаху Акбар» (Аллах Велик). На сотый раз произносятся слова «Ля иляха илля Ллаху уахдаху ля шарика лях. Ляхуль мульку уа ляхуль хамд. Уа хуа ‘аля кулли шайин кадиир» (Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит Владычество, и Ему хвала. И Он над каждой вещью мощен). После чего следует мольба к Аллаху Та‘аля за себя и за всех мусульман – ду‘а.

После изложения просьбы к Аллаху Та‘аля, рекомендуется сказать:

«Ас-саляту уа-с-саляму алейка йа расуля-л-Лахи, ас-саляту уа-с-саляму алейка йа набия-л-Лахи, ас-саляту уа-с-саляму алейка йа саййида-ль-аувалине уа-ль-ахрыйн…» - (Мир тебе и благословение о посланник Аллаха, мир тебе и благословение о пророк Аллаха, мир и благословение тебе о глава первых и последних).

Желательно также произносить после рассветного намаза: «Аллахумма инни ас’алука ‘ильман нафи’а, уа ризкан таййиба, уа амалян мутакаббаля!» («О Аллах! Я прошу у Тебя полезное знание, прекрасный удел и деяния, которые Ты примешь!»).

И далее, если есть желание, то еще 3 последних аята Суры 37 (Саффат – Стоящие в ряд):

«Субхана Роббика Робби-ль-‘иззати ‘аммаа йасифун. Уа-салямун ‘алаль мурсалийн. Уальхамду лиль-Ллахи Роббиль ‘аалямиийн» (Хвала же Господу твоему, Господу величия, превыше Он того, что они Ему приписывают! И мир посланникам! И хвала Аллаху, Господу миров! (37: 180-182). Затем: «Би рахматика йа архама-р-Рахимиийн». Здесь можно закончить и провести ладонями по лицу.

Тому, кто желает заслужить ещё больше благостей Аллаха Субхана уа Тааля, рекомендуется прочитать после ду‘а какой-нибудь суру или аят с Корана, потом снова сделат ду‘а. Также можно прочитать по 3 раза суры Аль-Ихлас (Искренность, 112 сура), Аль-Фаляк (Рассвет, 113 сура), Ан-Нас (Люди, 114 сура).

Сура «Аль-Ихлас»: «Бисмилляхи ррахмани ррахим. Куль хуа Ллаху ахад. Аллаху ссамад. Лям йалид уа лям йууляд. Уа лям йакулляху куфуан ахад» (Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного. Скажи: «Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему»).

Сура «Аль-Фаляк»: «Бисмилляхи ррахмани ррахим. Куль аъузу бираббиль фаляк. Мин шарри ма халяк. Уа мин шарри госикин иза уакаб. Уа мин шарри ннаффаасаати филь ъукад. Уа мин шарри хаасидин иза хасад» ("Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета от зла того, что Он сотворил, от зла мрака, когда он наступает, от зла колдуний, дующих на узлы, от зла завистника, когда он завидует»").

Сура «Ан-Нас»: «Куль аъузу бирабби ннаас. Малики ннаас. Иляхи ннаас. Мин шарриль уасуасиль ханнаас. Аллязи йуасуису фи судуури ннаас. Миналь джиннати уа ннаас»("Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от зла искусителя исчезающего при поминании Аллаха, который наущает в груди людей, от джиннов и людей").

Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благославит его Аллах и приветствует, сказал: «С того, кто по сто раз в день будет говорить: «Слава Аллаху и хвала Ему!» /Субхана-Ллахи уа би-хамди-хи!/, будет снято (бремя всех) его грехов, даже если окажутся они подобны пене морской» (Бухари).

Обновлено 03.01.2017 14:05