3. Сидение между земными поклонами PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
30.07.2013 14:00

3. КА‘ДА УЛЯ и КА‘ДА АХИРА

Метод сидения при «ка‘да уля» и «ка‘да ахира», т.е. во всех ракаатах намаза является одинаковым. И сидеть надо таким же образом, как и между двумя суджудами. Правую ногу ставите вертикально на носки и левую ногу подкладываете под себя, садясь на неё:

‘Айша рассказала об обычном методе сидения Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в аттахияте, несмотря на то, это ка‘да уля или ка‘да ахира: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после каждых двух рака‘атов читал аттахият. Он подкладывал свою левую ногу и ставил свою правую ногу, запрещал сидеть сидением шайтана и также запрещал расставлять руки, подобно хищнику, завершал намаз произнесением саляма» (Муслим).

Вайль ибн Хаджар передаёт: «Я читал намаз за Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Когда он сел в ташахуд, то положил свою левую ногу на землю и сел на неё» (Передали этот хадис Са‘ид ибн Мансур и Тахави).

‘Абдуллах ибн ‘Умар говорил: «В суннат намаза входит поставить правую ступню на носки, чтобы пальцы были направлены в сторону кыблы, и сесть на левую ногу» (ан-Насаи).

Из этих хадисов становится ясно, что когда бы ни сидели для чтения ташахуда, метод сидения для него один и тот же, будь то в середине намаза (ка‘да уля) или в конце намаза (ка‘да ахира). А не так, что в середине намаза и в конце намаза сидеть надо по-разному. Это касается в первую очередь здоровых людей. А у кого проблемы с суставами, им разрешено сидеть таким образом, чтобы боль не причиняло страдания во время сидения и не отвлекало от намаза. Ан-Насаи, Ибн Хузейма, Ибн Хиббан, аль-Хаким и аль-Бейхаки передали со слов Аиши: «Я видела, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, молился, скрестив ноги».

Если дальше продолжаете намаз, то после второго суджуда сразу же встаете со своего места со словами «Аллаху Акбар», т.е. возвращаетесь в положение Кыйам, в порядке обратной очередности: вначале голову поднимаете, потом руки и затем колени. Во время каждого перехода в намазе, такбиры лучше всего произнести в середине каждого движения, чтобы позади стоящие молящиеся не поторопились и раньше имама не закончили свои действия. Нежелательно произносить такбиры после принятия окончательного положения, т.к. мусульманин обязан каждое свое движения сопровождать восхвалением Аллаха. Некоторые люди после того, как совершили второй суджуд, сразу же не встают для совершения следующего ракаата, а снова садятся на землю, как будто сели для ташахуда. Это ошибка, вы должны продолжать свойй намаз, а не сидеть. Поэтому после намаза таким людям, если они здоровые, то надо совершить два дополнительных суджуда – сажда ас сахву.

Если у вас проблемы со здоровьем или с возрастом, то сначала можно руками (ладонями или кулаками) оттолкнутся от земли и только после этого поднимать колени, опираясь дальше после этого руками на колени, чтобы облегчить нагрузку на больные суставы. При вставаний со своего места учтите пожалуйста, что нельзя поднимать свои ладони до уровня груди (см. раздел «Поднимание рук»), т.к. эти движения были позже отменены как лишние движения в намазе, нарушающие смиренность. Затем должны совершить оставшиеся рака’аты намаза так же, как совершили второй рака’ат, с той лишь разницей, что в последующих рака’атах не нужно читать другую суру после суры «аль-Фатиха». Завершив последний рака’ат, молящийся должен сесть подобно тому, как он садился прежде. Затем он должен прочитать весь «ташахуд» до конца, потом салауат, дуа и, повернув голову направо и налево, сказать в обе стороны: «Ас-саляму алейкум уа-рахмату-Ллах!» и закончить свой намаз.

Обновлено 03.01.2017 14:03