2. Земной поклон PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
30.07.2013 14:01

2. ЗЕМНОЙ ПОКЛОН (суджуд ат-тилява)

Всевышний Аллах сказал нам: «…Который видит тебя, когда ты встаёшь /на молитву/, (и видит) твои движения среди склоняющихся в земном поклоне…» (26:218-219) и «Поминай имя твоего Господа утром и перед закатом, а также ночью. Пади ниц пред Ним и славь Его долгой ночью» (76:25-26). Аллах также сказал: «О те, кто уверовали! Кланяйтесь, падайте ниц, покланяйтесь вашему Господу и творите добро, - быть может, вы преуспеете»(22:77), «... пади ниц и ищи приближении (к Аллаху)» (96:19) и «Прославляй Его в некоторые часы ночи и после земных поклонов» (50:40).

Суджуд – это земной поклон. О важности суджуда говорит Аллах: «Соверши земной поклон и приблизься (к Аллаху)» (96:19). Для совершения этого рукна намаза, необходимо сначала выпрямиться после руку' (поясного поклона) и, произнеся такбир («Аллаху Акбар») в середине движения, совершить земной поклон, опустив руки, ноги и голову на землю. О важности суджуда можете узнать из нижеприведенных хадисов.

Абу Хурайра рассказывает, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Когда сын Адама прочитает аяты сажда и падает ниц, шайтан, плача, уединяется и говорит: «О, горе мне! Сыну Адама было приказано делать сажда, и он сделал его, и ему джаннат. Мне было приказано сделать сажда, но я отказался, и мне джаханнам» (Муслим).

Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаи передали со слов Абу Хурейры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Раб оказывается ближе всего к своему Господу в земном поклоне. Посему читайте много молитв». В версии Муслима говорится: «Ближе всего раб к своему Господу, когда находится в сажда, поэтому делайте больше ду'а (в этом положении)».

Убада бин Самит рассказывает, что он слышал от Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям): «Любому человеку, делающему сажда Аллаху, Аллах обязательно записывает одно хорошее дело, смывает один грех, и повышает ему одну ступень, поэтому делайте больше сажда (читая намазы)» (Ибн Маджа).

Сообщается, что вольноотпущенник Абу Абдуллах Саубан сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты должен совершать множество земных поклонов, ибо, поистине, за каждый земной поклон, совершённый тобой ради Аллаха, Аллах возвысит тебя на (одну) ступень и снимет с тебя (бремя одного) прегрешения» (Муслим).

Абу Хурайра рассказывает, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Когда Аллах Та'аля закончит суд над своими рабами и захочет по своей милости вывести из огня тех, кого пожелает, ангелам будет приказано вывести из него всякого, кто не придавал Аллаху сотоварищей и говорил: "ля иляха илляЛлах". Ангелы узнают их в огне по следам от сажда. Огонь джаханнама будет жечь всё тело, кроме следов от сажда. Так как Аллах запретил огню джаханнама жечь следы от сажда. И их выведут из огня джаханнама» (Муслим).

Ахмад передал со слов Ваила ибн Худжра: «Я видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, во время земного поклона клал на землю лоб и нос».

Передают, что 'Аиша рассказывала, что во время поясных и земных поклонов Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Пречист Ты, Аллах. Господь наш и хвала Тебе! О, Аллах, прости меня!» (Бухари, Муслим).

Во время судждуда с землей должна соприкасаться восемь точек тела, если считать лоб и нос по отдельности или семь точек, если лоб и нос считать как одну часть тела. Указанием на это является хадис Ибн 'Аббаса, который передал, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мне было велено совершать земные поклоны, (опираясь) на семь костей: на лоб, - и при этом он указал рукой себе на нос - ладони, колени и кончики пальцев ног и не подбирая волосы и одежду» (Бухари). Если во время совершения земного поклона человек коснется земли только лбом, но не коснется носом, этот земной поклон будет действительным, но поступать так порицается, поскольку это не соответствует тому, что неизменно делал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Сообщается, что Абу Хумайд ас-Са'иди сказал: «Совершая земной поклон, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) касался земли носом и лбом и удалял руки от боков, ладони же его находились на уровне плеч» (ат-Тирмизи). В зависимости от своего физического состояния, во время земного поклона ладони свои можете поставить или на уровне плеч или на уровне своей головы. Ваш намаз не зависит от места расположения ваших ладоней, просто престарелым и больным людям тяжелее будет отталкиваться при подъеме, если ладони расположены на уровне головы и находятся выше плечевого сустава.

Если совершаете намаз в одиночку или в качестве имама, то поставьте ладони и локти по шире от своего тела. В случае, если участвуете в коллективном намазе и стоите за имамом, то наоборот, обязаны учесть интересы рядом стоящих молящихся, чтобы своими локтями не мешать им совершить суджуд. Поэтому поставьте ладони на землю поближе к своему телу, а локти немного прижмите к своим бокам, т.к. если ладони и локти поставите широко расставленными, то рядом стоящие люди во время земного поклона могут головой удариться об ваши локти или им не останется место для суджуда и создадите им неудобства. При этом не имеет значения, будете ли свои пальцы держать на земле вместе соединенными или растопыренными, к намазу они никакого отношения не имеют.

Ахмад, Муслим и др. передали со слов матери правоверных Меймуны: «Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал земной поклон, новорожденный ягненок мог при желании пройти у него между рук». Этот хадис как раз относится к тем, кто совершает намаз в одиночку или в качестве имама.

Ат-Табарани передал со слов Ибн 'Умара, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не клади предплечья на землю так, как это делают хищные звери, упирайся в ладони, и пусть будут видны твои подмышки. Если ты сделаешь это, то земной поклон совершит каждая часть твоего тела». Имам ас-Сан'ани отметил, что предписание широко расставлять руки во время земного поклона распространяется только на мужчин, тогда как женщинам полагается прижимать локти к телу. Абу Давуд в сборнике «Марасиль» передал следующий хадис Йазида ибн Абу Хабиба: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проходя мимо двух молящихся женщин, сказал им: "Совершая земной поклон, прижимайтесь телом к земле, потому что женщина в этом отличается от мужчин».

Передают, что аль-Бара ибн 'Азибд рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершая земной поклон, клади руки наземь и приподнимай локти» (Муслим). Из повеления поднимать локти можно сделать вывод о том, что поступать так обязательно. В пользу такого суждения свидетельствует и следующий хадис Анаса о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Во время земного поклона занимайте среднее положение и не кладите предплечья на землю так, как это делает собака» (Ахмад, аль-Бухари, Муслим и др.).

Передают, что Ваил ибн Худжр рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, во время поясного поклона широко расставлял пальцы рук, а во время земного поклона соединял их вместе (аль-Хаким).

Сообщается, что слуга Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Фирас Рабиа бин Кааб аль-Аслами, относившийся к числу живших под навесом, сказал: «Обычно я проводил ночи у дверей дома Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принося ему воду для омовения и прочие необходимые вещи, и (однажды) он сказал мне: «Попроси меня о чём-нибудь». Я воскликнул: «Я прошу тебя о том, чтобы не расставаться с тобой в Раю!» Он спросил: «Может быть, ты хочешь чего-нибудь иного?» Я сказал: «Нет, именно этого!» Тогда он сказал: «В таком случае помогай мне (в борьбе) против твоей души, совершая множество земных поклонов» (Муслим, Ахмад).

Когда Савбан спрашивал Пророка Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Научи меня деянию, за которое Аллах введет меня в Райи «Какое деяние самое любимое для Аллаха?», Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Совершай много земных поклонов Аллаху! Ибо с каждым земным поклоном, совершенным Ему, Всевышний Аллах поднимает тебя на одну ступень и стирает один грех» (Муслим).

Другому сподвижнику Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел: «Если хочешь в будущей жизни быть со мной, то увеличь свои земные поклоны!» (Ахмад).

Сообщается, что, описывая молитву Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Абу Хумайд ас-Са'иди сказал: «Совершая земной поклон, он опирался ладонями о землю и не касался локтями ни земли, ни тела, а кончики пальцев его ног были направлены в сторону Киблы»(Аль-Бухари).

Анас рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Придерживайтесь умеренности, совершая сажда, и пусть никто из вас не расстилает руки, подобно собаке» (Бухари, Муслим).

Передают со слов Анаса, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Держите спины прямо, совершая земной поклон, и пусть никто из вас не расставляет руки подобно тому, как собака расставляет лапы» (Муслим).

С сожалением хочется отметить действия многих имамов во время намаза, которые быстро совершают суджуд, т.е. быстро поднимают головы с земли и уподобляются петуху, клюющей зерно с земли. О запретности таких действий доказывает следующий хадис. Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Тот, кого любил я больше всех, дал мне наставление делать три вещи и запретил мне три других. Он запретил мне клевать, подобно петуху, расставлять руки, подобно собаке, расставляющей лапы, и поворачиваться по сторонам, подобно лисе» (Ахмад; Абу Йа'ля; ат-Табарани).

Бара ибн ‘Азиб передаёт, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда совершаете сажда, то кладите на землю ладони и поднимите локти» (Муслим).

‘Абдуллах ибн Малик ибн Баджина рассказывает: «Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершал сажда, то широко расставлял свои руки, что даже можно было видеть белизну его подмышек» (Бухари).

В хадисе Абу Хамида Са‘иди сказано: «Во время сажда кладите на землю нос и лоб. Руки не прижимайте к туловищу и ладони располагайте против плеч» (ат-Тирмизи).

И так, чтобы правильно совершить земной поклон, молящемуся человеку после выпрямления с положения руку (поясного поклона), постоять короткое время, после чего со словами «Аллаху Акбар» в середине движения, сделать суджуд. При этом не имеет никакого значения, что сначала на землю опустите - руки, а потом колени или наоборот. Ладони должны поставить на уровне плеч или головы, с сомкнутыми или растопыренными пальцами, как будет вам удобно. Локти постарайтесь поставить пошире, если совершаете намаз наедине. Во время коллективных намазов постарайтесь, чтобы локти не мешали рядом поклоняющимся в суджуде. Во время суджуда локти не должны касаться земли, должны быть приподняты. При каждом суджуде следует зафиксировать все части тела в земном поклоне, выравнить спину и поясницу, живот не должен касаться бедер, нельзя горбатиться. Когда все части тела коснутся земли, необходимо произнести трижды: «Субхана Роббий аль-А'ля» (Преславен Господь мой Великий), или хотя бы трижды «Субхана-Ллах».

‘Абдуллах ибн Мас‘уд передаёт, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:«Когда совершаете сажда, то говорите в нём три раза «субхана рабби аль-А‘ля», этим сажда завершается, и это является наименьшим количеством повторений» (Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа).

Муслим и Абу Давуд передали со слов Абу Хурейры, что во время земных поклонов Посланник, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «О, Аллах, прости мне все мои грехи: маленькие и большие, ранние и поздние, явные и тайные

Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа передали со слов 'Аиши: «Однажды ночью я заметила, что Посланника, мир ему и благословение Аллаха, нет в постели. Я стала искать его, и моя рука коснулась внутренней стороны его стоп. Они были подняты, а сам он, будучи в земном поклоне, говорил: "О, Аллах, ищу защиту у Твоего довольства от Твоего гнева, у Твоей благосклонности от Твоего наказания, у Тебя от Тебя Самого. Я не могу прославить Тебя должным образом. Только Ты можешь прославить Себя по достоинству"».

В разделе «Поясной поклон» приводил хадисы, где говорится, что во время поясного и земного поклонов запрещено читать Коран. Поэтому во время поясных поклонов в целом разрешается возвеличивать Аллаха, а в земных поклонах - взывать к Нему, причем продолжительность такого возвеличивания и этих молитв не ограничивается во времени, если вы совершаете намаз наедине. Однако если имам руководит коллективным намазом, то он должен принимать во внимание занятость и состояние остальных молящихся.

После земного поклона следует выпрямиться и занимать вертикальное положение сидя. Самура говорил: «Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) приказывал нам в намазе после подъема из сажда сидеть полностью на земле, а не на кончиках пальцев» (ат-Табарани). Эта поза называется «позой шайтана», когда молящийся сидит на корточках: ‘Айша рассказывает: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) подкладывал под себя левую ногу, правую ставил прямо и запрещал сидеть, как сидит шайтан» (Муслим). По утверждению некоторых медиков, сидение на корточках может спровоцировать гастроэзофагеальную рефлюксную болезнь или разрыв мениска.

Многие люди совершают большие ошибки во время выполнения суджуда, когда поднимаясь с земного поклона, они торопятся и полностью не выпрямляют свои спины, после чего сразу же снова суджуд делают и уподобляются клюющему петуху. Согласно Сунне обязательным условием суджуда является выпрямление спины и позвоночника, сидение в этом положении немного времени. Лучше всего во время промежуточного сидения между двумя суджудами, когда вы сидите выпрямив спину, трижды просит у Аллаха прощение: «Аллахумма гфир ли» (подробнее ниже).

В хадисе Абу Хамида Са‘иди приводится: «Затем поднимите свою голову и подкладывайте свою левую ногу, садясь на неё, во время сажда оставьте пальцы ног растопыренными, затем, говоря “Аллаху акбар”, совершайте второе сажда» (Абу Дауд).

В хадисе от 'Али ибн Шейбана говорится о том, что тот прибыл к Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, в качестве делегата. Он сказал: «Мы помолились позади Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и краем глаза он заметил человека, который не выпрямлял спину в поясных и земных поклонах. Когда же он завершил намаз, то сказал: «0, мусульмане! Поистине, не совершил намаз тот, кто не выпрямил спину в поясных и земных поклонах». А еще он увидел мужчину, молившегося позади ряда. Он дождался, когда тот завершил намаз, и сказал ему: «Повтори намаз, потому что не совершил намаз тот, кто молился один позади ряда» (Ахмад, Ибн Маджа).

Абу Хурайра рассказывает, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) прочитал вместе с ними аср намаз, а потом увидел человека, читающего намаз, и сказал ему: «О, такой-то, бойся Аллаха, читай намаз как следует. Вы думаете, что я не вижу вас? Я вижу за собой так же, как я вижу перед собой. Читайте свои намазы как следует, и совершайте свои руку и сажда полностью» (Ибн Хузаима).

Абдуллах бин Абу Катада рассказывает, что Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Наихудший вор – это тот, кто ворует из своего намаза». Сахабы спросили: «Как можно воровать из своего намаза?». Посланник Аллаха (салляллаху 'алейхи уа саллям) ответил: «Когда человек не делает свой руку' и сажда полностью или когда он не распрямляет спину ни в рукуе, ни в сажда» (Муснад Ахмад, Табарани, Маджма уз-заваид). Абу Хурайра сказал, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) говорил: «Аллах не смотрит на намаз человека, который не выпрямляет свою спину между руку'ом и сажда» (Ахмад).

После первого суджуда поочередно начинаете поднимать голову и грудь, в середине движения скажите слово «Аллаху Акбар» до принятие окончательного сидящего положения, постепенно выпрямляя свою спину вертикально. В этом положении раздвинутые или сомкнутые пальцы рук охватывают колени или ладони лежат на бёдрах выше колен, руки и спина должны быть выпрямлены, взор направляется на место суджуда. При этом желательно бедрами сесть на простертую ступню левой ноги, а правая ступица занимает вертикальное положение в отношений земли, а пальцы направлены в сторону Киблы. Сидение женщин отличается от сидения мужчин, так как они сгибают в коленях обе ноги и отводят их назад, в правую сторону. Этот способ сидения женщин называется тауаррук. Находясь в положении «сидя», ладони кладутся на бёдра (не обхватывая колен), пальцы свободны и направлены в сторону Киблы. Некоторые женщины хотят сидеть во время намаза как мужчины, т.е. садятся на ступню левой ноги, а правую ступицу ставят вертикально к полу – на ваше усмотрение, от этого ваш намаз не испортится (см. раздел «ОТЛИЧИЕ В НАМАЗЕ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ»). В намазе самое главное ихсан, смиренность и искренность, а не наши позы в разных положениях. Доказательством того, что можно сидеть в разных положениях служит нижеприведенный достоверный хадис:

'Абдуллах бин 'Абдуллах бин 'Умар передал, что он часто видел, как 'Абдуллах бин 'Умар во время суджуда садился (для произнесения ташаххуда), скрещивая ноги. 'Абдуллах бин 'Абдуллах сказал: «И я, будучи тогда ещё молодым, поступил так же, однако 'Абдуллах бин 'Умар запретил мне (поступать так), сказав: "В соответствии с сунной (при произнесении ташаххуда) во время молитвы необходимо ставить вертикально правую ступню, (опираясь о землю пальцами ног), а левую ногу - сгибать". Я сказал: "Но ты ведь делаешь это!". Он сказал: "Поистине, ноги уже не держат меня"» (Бухари). Как видим из содержания этого хадиса, если не сможете так сидеть, ничего греховного в этом нет, садитесь как вам будет удобно, самое главное не отвлекаться  во время намаза на всякие посторонние мысли и о своем неудобном положений.

После полного выпрямления спины между двумя поклонами желательно произнести не торопясь трижды слово: "Аллахума-гфир-ли" или «Робби-гфир-ли» - попросить прощение у Аллаха (Господь мой, прости меня). Если совершаете намаз одни и сами регулируете временем намаза или имам дольше задержится в сидящем положений, можно трижды сказать: «Робби-гфир ли, уа-рхамни, уа-хдини, уа-рзукни, уа-джбурни, уа-афини!» («Господи! Прости меня! Помилуй меня! Наставь меня на прямой путь! Даруй мне удел! Исправь меня! Сделай меня здоровым!»).

Передают, что Ибн 'Аббас рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил между двумя земными поклонами: «О, Аллах, прости меня, смилуйся надо мной, наставь меня на прямой путь, даруй мне благополучие и пропитание» (Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа). О дозволенности просить прощения между двумя земными поклонами говорится во многих хадисах. Ан-Насаи и Ибн Маджа передали со слов Хузейфы о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, между двумя земными поклонами говорил: «Господи, прости меня! Господи, прости меня!» Абу Давуд и ат-Тирмизи передали полную версию хадиса Хузейфы: «Я видел, как Посланник, мир ему и благословение Аллаха, совершая ночной намаз, трижды сказал: "Аллах превелик!" Потом он сказал: "Обладатель власти, могущества, высокомерия и величия". Потом он начал намаз и прочел "аль-Бакару" Потом он совершил поясной поклон и пробыл в нем столько же времени, сколько простоял до этого. Находясь в поклоне, он говорил: "Пречист мой Великий Господь! Пречист мой Великий Господь!" Затем он поднял голову из поясного поклона и простоял столько же времени, сколько простоял до этого. При этом он говорил: "Господу моему хвала!" Потом он пал ниц и провел в земном поклоне столько же времени, сколько простоял прежде. В земном поклоне он повторял: "Пречист мой Всевышний Господь!" Потом он поднялся из земного поклона и просидел столько же времени, сколько провел в этом поклоне, повторяя: "Господи, прости меня! Господи, прости меня! Так он совершил четыре раката, прочтя аль-Бакара", "Аль 'Имран", "ан-Ниса", а также "аль-Маиду" или "аль-Анам"».

Из этого предания недвусмысленно следует, что в намазах разрешается подолгу простаивать после выпрямления из поясного поклона и подолгу сидеть как между двумя земными поклонами, так и во время земных поклонов. О законности подобных действий в обязательных намазах, в том числе коллективных, сообщается в следующем хадисе Анаса ибн Малика: «Бывало, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: "Аллах внимает тому, кто Его восхваляет", а затем стоял столько, что мы говорили: "Он кое-что пропустил". Потом он совершал земной поклон и сидел после него столько, что мы говорили: "Он кое-что пропустил"» (Муслим). В версии аль-Бухари и Муслима сообщается, что Анас сказал: «Я буду молиться с вами так, как Посланник, мир ему и благословение Аллаха, молился с нами, и я не стану сокращать намаз. Когда он поднимал голову из поясного поклона, он выпрямлялся и стоял столько, что мы говорили: "Он забылся". Когда же он поднимал голову из земного поклона, он сидел столько, что мы говорили: "Он забылся"».

Затем молящийся совершает второй суджуд в вышеуказанном порядке (как первый раз) со словами «Аллаху Акбар» в середине движения. Как лоб и нос коснутся земли, зафиксируете это положение и трижды произнесите про себя, не торопясь «Субхана Роббий аль-А'ля» (Преславен Господь мой Великий), или хотя бы трижды «Субхана-Ллах». Во время земного поклона можно также сказать: «СубханаЛлахи уа бихамдики, субханаЛлахи ал-'Азим». Весьма важным при исполнении рукнов намаза является соблюдение «Та'диль-и Аркан», что обозначает фиксирование всех частей тела в каждом рукне до полного успокоения. Еще раз привожу хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы доказать о важности выпрямления своего позвоночика: «Наихудший вор - это тот, кто ворует из своего намаза. Когда человек не делает свой руку и сажда полностью или когда он не распрямляет спину ни в руку, ни в сажде».

Во время коллективных намазов верующим особо надо следить за действием имама и надо стараться, чтобы не опередить его в своих движениях - запрещается выпрямляться из руку раньше имама, а также опускаться на суджуд и подниматься из суджуда раньше имама. Абу Хурайра передаёт, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Разве не боится тот человек, который поднимает свою голову раньше имама, что Аллах превратит его голову в ослиную» (Бухари, Муслим).

При выполнений земного поклона надо быть внимательным к тому, чтобы пальцы обеих ног касались пола. Если же обе ноги одновременно будут оторваны от пола, то намаз нарушится. Если нет уважительной причины, то весьма нежелательно отрывать от пола даже одну ногу. Находясь в этом положении, взор наш направлен прямо на коврик, ладони опираются на пол (сомкнутыми или широко расставленными пальцами) и направлены в сторону Киблы, рядом с головой. Не возбраняется помещать ладони и так, чтобы они находились на уровне плеч, поскольку в хадисе Абу Хумайда ас-Са'иди сказано: «...и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отвел руки в стороны от боков, ладони же поместил на уровне плеч» (Абу Дауд; ат-Тирмизи). Нельзя без уважительных причин подниматься из суджуда, опираясь на что-либо (стену, стул и т.п.). Имам Али бин Абу Талиб говорил, что если бы у него была возможность, то он перед исполнением намаза прибил бы большой палец правой ноги к полу. Во время совершения намаза нежелательно совершать суджуд на рисунок или фотографию живого существа как идолопоклонник, перед огнем или зажженной свечой как огнепоклонник, а также без особой надобности поправлять коврик или очищать место для суджуда.

Мужчинам во время суджуда между коленями надо оставить немного пространства, чтобы случайно свои половые органы не защемить, ступни не обязательны соприкасаться друг с другом (нет никакого смысла в этом, как нет ни одного достоверного хадиса на этот счет, если не считать единственный хадис от Аиши), от этого ничего не зависит в намазе. Пожилым людям будет нелегко поднимать голову, если они положат ладони на уровне головы, т.к. в этом положений большая нагрузка падает на руки и плечевой сустав, на позвоночник. Глаза все время должны быть открытыми. Многие ученые и тут создают проблему, утверждая, что ладони должны быть на уровне плеч или рядом с головой – с широко расставленными пальцами или сомкнутыми. Хочу еще раз отметить, что ладони можете ставить по вашему желанию, как вам будет удобно, от положения ладоней и пальцев во время намаза ничего не зависит. Аллах приказывает нам: «Пади ниц пред Ним и славь Его» (76:26), без указания, что первым опускать на землю – ладони или колени, где держать руки и как держать пальцы при этом. Точно также с положением ног во время стояния.

По мнению многих лжеученых, земной поклон того, кто молится на матрасе, набитом шерстью или хлопком, будет действительным лишь в том случае, если во время его совершения лоб молящегося будет неподвижен и он ощутит твёрдость пола. Они считают, что если же его лицо погрузится в этот матрас и он не ощутит твёрдости пола, земной поклон будет недействительным. Как нельзя не удивиться таким невежественным фетвам таких ученых?! Раз так, как они утверждают, то почему Аллах принимает намаз больных людей в сидящем или лежащем положений, у которых лоб вообще не прикасается к твердому полу, а будут только в воздухе с воздухом соприкасаться?! Аллах принимает наши искренние намерения, а не положения лба на полу. Поэтому уважаемые читатели мои, не доверяйте всяким проходимцам в религий и их невежественным фетвам. Также особо следует обратить свое внимание на то, чтобы в положении суджуд у мужчин живот не касался бедер. Есть такие люди, которые калачиком совершают суджуд, как будто земли им не хватает для поклонения. Мать правоверных Маймуна передаёт: «Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершал сажда, если бы ягненок захотел пройти под ним, то смог бы» (Муслим). Женщины в положении суджуд напротив, прижимают локти к бокам и всем корпусом прижимаются к полу, спрятав свои женские прелести от чужих взор.

От Абу Хурейры сообщается, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если вы пришли на намаз, когда мы совершаем земной поклон, то совершайте земной поклон вместе с нами, но не засчитывайте его. А тот, кто успел совершить поясной поклон, успел на намаз» (Абу Дауд).

В другом хадисе, который передали ‘Али и Му‘аз ибн Джабаль, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Если кто-нибудь из вас приходит на намаз, и имам находится в каком-то состоянии, то он должен совершать то, что совершает имам» (ат-Тирмизи).

Передают, что 'Али ибн Абу Талиб рассказывал, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, начиная намаз, говорил: «Я обратил лицо к Тому, Кто сотворил небеса и землю. Я верую в одного Аллаха и не отношусь к многобожникам. Поистине, моя молитва и мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварища. Это мне было велено, и я - один из мусульман. О, Аллах! Ты - Царь, и нет божества, кроме Тебя. Ты - мой Господь, а я - Твой раб. Я был несправедлив по отношению к себе и признаю свой грех, прости же все мои грехи, ибо никто не прощает их, кроме Тебя. Укажи мне путь к наилучшим нравственным качествам, ибо никто, кроме Тебя, не направит к ним и избавь меня от дурных качеств, ибо никто не избавит меня от них, кроме Тебя! Вот я перед Тобой, чтобы служить и угождать Тебе. Все благо в руках Твоих, а зло не исходит от Тебя. Я ищу Твоей защиты и обращаюсь к Тебе, и Ты - Всеблагой и Всевышний. Я прошу у Тебя прощения и приношу Тебе покаяние». Во время поясного поклона он говорил: «О, Аллах! Тебе я поклонился, в Тебя уверовал и Тебе покорился. Тебе покорны мой слух и мое зрение, мой мозг, мои кости и мои нервы». Выпрямившись после поясного поклона, он говорил: «О, Аллах! Господь наш, хвала Тебе! Пусть же эта хвала заполнит небеса и землю, то, что между ними, и «еще то, что Ты еще пожелаешь». Во время земного поклона он говорил: «О, Аллах! Перед Тобой я пал ниц, в Тебя уверовал и тебе покорился. Лицом своим припадаю к земле перед Тем, Кто сотворил его, придал ему облик и наделил слухом и зрением. Благословен Аллах, лучший из творцов!» А между ташаххудом и приветствием он говорил: «О, Аллах! Прости мне то, что я совершил прежде и что оставил на потом, что совершил тайно и что сделал явно, то, в чем я преступил границы, и то, о чем Ты ведаешь лучше меня. Ты - Выдвигающий вперед, и Ты - Отодвигающий назад. Нет божества, кроме Тебя!» (Муслим). Причем в одной из его версий говорится: «Он говорил это при совершении ночных намазов» (Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи, Ибн Маджа). В версиях Ибн Хиббан и аш-Шафии сообщается, что эти молитвы читались во время обязательных намазов. И только имам Муслим упомянул о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читал их при совершении ночных намазов. Поэтому заявления некоторых ученых о том, что их следует читать только во время добровольных намазов, являются неправильными. Тем не менее имам ан-Навани отметил, что имаму, руководящему коллективным намазом, лучше этого не делать, чтобы не затягивать молитву. В этом предании упоминается молитва, открывающая намаз. Из хадиса ясно следует, что ее полагается читать после первого возвеличивания. Наконец, хадис Али ибн Абу Талиба свидетельствует о том, что желательно читать молитвы во время поясных и земных поклонов, а также после поясного поклона и после ташаххуда. Из него также следует, что во время намаза разрешается читать молитвы, состоящие не только из Коранических выражений, что опровергает суждения ученых ханифитского толка, которые также отрицают дуъа после ташаххуда и салавата.

В холодное время года можно намаз совершать в головном уборе и не снимая своей обуви. Аль-Бухари передал слова аль-Хасана аль-Басри: «Люди совершали земные поклоны в чалмах, головных уборах, а их руки были спрятаны в рукавах». Аль-Бейхаки передал его целостную версию, сказав: «Это - самое достоверное сообщение о земных поклонах, переданное со слов сподвижников». Са'ид передал в «Сунане» со слов Ибрахима: «Люди молились в меховых шубах, длинных плащах с капюшонами, покрывали свои чалмы платками для защиты шеи и не обнажали рук».

Обновлено 03.01.2017 14:02