ПОЯСНОЙ ПОКЛОН (руку')
1. КАК ПРАВИЛЬНО ПОКЛОНИТЬСЯ
Итак, после прочтения в намазе Корана, вместе со словом «Аллаху Акбар» молящиеся совершают поясной поклон. Абу Хурайра говорил: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, начиная молитву, произносил такбир, затем произносил такбир, когда делал рукуг, затем, выпрямляясь после рукуга, выпрямив спину, произносил: "Аллах выслушал того, кто восхвалил Его". Затем, стоя прямо, он проговаривал: "Господь наш - Тебе хвала". Затем он произносил такбир, когда исполнял суджуд, затем вновь произносил такбир при подъеме головы, затем снова произносил такбир, уходя в суджуд, затем также произносил такбир, когда поднимал голову. Это все он делал в каждом (ракаате) молитвы, пока не заканчивал ее. Он также произносил такбир по окончанию сидения в конце второго ракаата." Затем Абу Хурайра говорил: "Среди всех вас только моя молитва более всего похожа на молитву Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха» (Муслим).
На обязательность совершения поясных поклонов во время намаза указывают слова Аллаха Всевышнего, Который сказал: «О те, кто уверовали! Кланяйтесь, падайте ниц, покланяйтесь вашему Господу и творите добро, - быть может, вы преуспеете» (22:77) и «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (18 :110).
Что же касается Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то сообщается, что одному человеку, который совершил намаз неподобающим образом, он сказал: «Когда ты встаёшь на намаз, то сделай омовение, как следует, затем, повернувшись лицом к кыбле, произнеси такбир, затем читай из Корана, что можешь, затем сделай руку‘ спокойно, после него выпрямись полностью, затем сделай сажда спокойно, потом поднимись из сажда и сядь спокойно (в другом хадисе сказано: после совершения сажда встань прямо). И делай так во всём намазе» (Бухари, Муслим). Поэтому в намазе «та‘диль аркан» (совершение рукнов намаза спокойно и полностью), например, совершить руку‘ и сажда, как следует соответственно правилам, является обязанностью мусульман, если только он не болен. Многие ученые говорят, что если здоровому человеку специально не соблюдать та‘диль аркан, то сажда сахву становится обязательным, а в случае пренебрежения этим, намаз будет недействительным. Чей намаз действителен, чей недействителен, знает лишь только один Аллах. Поэтому я стараюсь избегать такие утверждения. Но в любом случае, когда молящийся ошибается в намазе, лучше всего после приветствия совершить еще 2 суджуда с ташаххудом и салаватом.
Некоторые ученые на оснований некоторых хадисов, отбросив другие существующие, рекомендуют прежде чем сделать поясной поклон, поднять свои ладони до уровня плеч. Они думают, что это обязательное действие для совершающего намаз верующему. Но это ошибочное суждение и я ранее доказал о несостоятельности таких лишних движений в намазе (см. раздел «ПОДНИМАНИЕ РУК (рафа‘ ядейн)»), которые были отменены позже из-за отсутствия необходимости. Как мы знаем из дошедших до нас достоверных хадисов, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не всегда поступал таким образом, а только изредка, и то только в первое время после хиджры, когда безграмотные люди, которые вообще никакого понятия о намазе не имели и совершали намаз как попало, заранее увидев поднятые ладони, готовились к следующему движению в намазе, т.к. не все сзади стоящие сподвижники могли услышать такбир перед каждым движением. Позже, когда сподвижники полностью научились к намазу, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сразу же переходил в поясной поклон, потому что это лишнее движение рук было позднее отменено, как действие, нарушающее смиренность в намазе. Это движение является лишним для намаза и кроме как предупреждение о предстоящем переходе с положения «кийам» в положение «руку'», никакой роли не играет. Поэтому нельзя делать лишние движение в намазе, которые не относятся напрямую к намазу.
Поясной поклон (руку') совершается в каждом рака'ате намаза. Считается, что здоровый человек совершил поясной поклон, если он наклонится так, что сможет достать руками до колен и обхватывает колени пальцами рук, а голова человека оказывается на уровне его ягодиц. Руку' совершается вместе со словом «Аллаху Акбар» в середине движения. Произнесение слова такбира (Аллаху Акбар) означает переход с одного положения в другой. При этом не надо зацикливаться на положение ладони на коленях – можете держать свои пальцы как сомкнутыми, так и растопыренными. Во время руку' спина и поясница должны быть выпрямлены, голова должна находиться на одной линий со спиной, руки тоже должны быть выпрямлены до упора, взор направляется на предполагаемом месте совершения суджуда на коврике. Желательно, если позволяет здоровье, ноги надо выпрямить в коленном суставе. Пространство между ног должно оставаться неизменным, нельзя делать лишние движения во время руку'. Также в положении руку' нельзя поднимать голову вверх или опускать вниз, шевелиться, смотреть по сторонам.
Во время поясного поклона следует не задирать голову кверху и не склонять ее, прижимая подбородок к груди; напротив, нужно держать голову в срединном положении между этими двумя крайностями. Выполняя столпы намаза, такие как поясные и земные поклоны, выпрямление после поясного поклона и сидение между земными поклонами, нужно без спешки, наклоняясь, выпрямляясь и усаживаясь полностью. Степенность (тама'нина) также является одним из столпов намаза, и невыполнение здоровым человеком этого предписания по словам ученых может сделать намаз недействительным, что также вытекает из рассмотренного нами ранее хадиса о том, кто ошибался в намазе. А тех, кто не совершат намаз подобным образом, Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) предупреждал: «Всевышний Аллах и не взглянет (не оценит) намаз человека, который не выпрямляет полностью спину между поясными и земными поклонами» (Ахмад).
Для того, чтобы намаз мог достичь Господа, необходимо выполнить его должным образом. В противном случае он, не поднявшись в небеса, вернется обратно к совершившему его. В одном хадисе говорится: «Если человек, полностью выполнив все поясные и земные поклоны, совершит намаз самым прекрасным образом, намаз скажет тому человеку: «Как ты хранил меня, пусть так же тебя хранит Аллах!» Потом намаз поднимется (и будет принят). Если же человек, не выполняя полностью поясные и земные поклоны, совершит намаз не как следует, намаз скажет ему: «Как ты погубил меня, пусть также погубит тебя Аллах!» Потом намаз будет скомкан как тряпка и брошен в лицо тому человеку» (Байхаки, Суйути).
Сподвижники придавали большое значение совершению намаза с благоговением. Как передает Аиша, ее мать Умми Румам рассказывала: «Совершая намаз, я раскачивалась из стороны в сторону. Увидев это, Абу Бакр так отругал меня, что я чуть не прервала намаз. Потом сказал мне: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда кто-либо из вас встает на намаз, его тело должно замереть, пусть он преисполнится благоговения и не раскачивается из стороны в сторону, как евреи. Ибо неподвижность тела в намазе делает его совершенным» (Абу Нуайм, Алуси).
Анас рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Совершайте руку‘ и сажда, как следует» («Мишкат»).
Анас же передаёт, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда совершаете руку‘, то положите обе руки на колени и держите пальцы растопыренными» («Аль-Му‘джим Аль-Аусат Лит-Табрани»).
В хадисе Абу Барзи Аслами передаётся: «Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершал руку‘, то спина бывала настолько ровной, что если бы на нее налили воду, то она бы не потекла» («Ал-Му‘джим Ал-Аусат Лит-Табрани»).
Есть некоторые ученые, которые усложнили выполнения руку', рекомендуя сначала при совершений руку' опускать голову ниже колен, как можно ниже, одновременно сгибая руки в локте, а потом выпрямить спину и руки, как будто амортизируя свое тело. Так поступать ни в коем случае нельзя. Они свои действия оправдывают тем, что во время поясного поклона надо как можно ниже опускать свои головы. Для того, чтобы опустит свою голову ниже перед Аллахом, есть земной поклон – суджуд. Не надо придумывать каждому ученому велосипед, чтобы усложнять итак легкую религию. При коллективном намазе надо следить за тем, чтобы при совершении руку' и выпрямлении из руку' не опередить имама. Нельзя после поясного наклона сразу же подниматься. Необходимо сперва зафиксировать тело в горизонтальном положении и только потом трижды надо произнести неторопливо: «Субхана Раббий аль-'Азым!» (Слава моему Великому Господу) или хотя бы «СубханаЛлах». Еще лучше будет, если скажете: «СубханаЛлахи уа бихамдики, СубханаЛлахи аль 'Азым» (Слава Тебе, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе). Женщины наклоняются меньше, а пальцы просто кладут на колени, не обхватывая их.
‘Абдуллах ибн Мас‘уд передаёт, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:«Когда из вас кто-нибудь совершает руку‘, то пусть говорит в нём три раза «субхана раббияль ‘азым», и это наименьшее количество» (Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа).
Если у человека есть горб, из-за которого спина его согнута до такой степени, будто он уже склонился в поясном поклоне, то при совершении молящимися этого поклона во время намаза ему следует склонять голову, обозначая переход от стояния к поясному поклону. Те, кто совершает намаз сидя (больные, немощные), для совершения руку' наклоняются в сторону колен, а для суджуда - наклоняются ещё ниже, насколько возможно.
Надо быть внимательным при совершений руку', так как я сам неоднократно видел верующих, которые стоя в положении руку' (или не полностью выпрямившись) сразу же совершают суджуд, падая вниз. Некоторые люди к сожалению легкомысленно относятся к поясному поклону, слишком сильно опустив голову во время совершения поясного поклона, либо наоборот не до конца сгибают и горбят спины, во время (руку‘) шевелят пальцами своих ног и рассматривают их, некоторые раскачиваются назад и вперед. Некоторые едва войдя в положение руку‘, сразу же поднимаются вверх, не соблюдая должного смирения и почтения в намазе. Запомните пожалуйста, если вы здоровы, то без правильного совершения руку' ваш намаз не будет действительным.
‘Абдуллах бин Абу Катада рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Наихудший вор — это тот, кто ворует из своего намаза». Сахабы спросили: «Как можно воровать из своего намаза, о Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)?» Он ответил: «Когда человек не делает свои руку‘ и сажда полностью, или когда он не распрямляет спину ни в руку‘е, ни в сажда» («Муснад Ахмад»).
Передают, что Ибн 'Аббас рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Слушайте! Мне запрещено читать Коран в поясных и земных поклонах, поэтому во время поясных поклонов возвеличивайте Господа, а во время земных поклонов усердно взывайте к Нему. Так вы заслужите того, чтобы ваша мольба была услышана» (Муслим). Хадис указывает на то, что в поясном и земном поклонах запрещается читать Коран. Из его очевидного смысла следует, что этот запрет носит категорический характер. В подтверждение этого суждения можно привести следующий хадис 'Укбы ибн 'Амира: «Когда было ниспослано: "Прославляй же имя Господа твоего Великого" Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал нам: "Поступайте так в поясных поклонах". Когда же было ниспослано: "Славь имя Господа твоего Всевышнего" он сказал: "Поступайте так в земных поклонах"» (Ахмад, Абу Давуд, Ибн Маджа). Очевидно, что в земном поклоне человек проявляет наивысшее смирение, опуская самую славную часть своего тела до уровня стоп, и поэтому земные поклоны считаются лучше поясных. Наконец, из обсуждаемого хадиса следует, что во время земных поклонов разрешается обращаться к Аллаху с любыми молитвами, прося благополучия и милости в обоих мирах, а также зашиты от Его гнева и наказания в обоих мирах.
Передают, что 'Аиша рассказывала, что во время поясных и земных поклонов Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Пречист Ты, Аллах. Господь наш и хвала Тебе! О Аллах, прости меня!» (Бухари, Муслим).
Из достоверных хадисов известно, что во время поясных и земных поклонов Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не только возвеличивал Господа, но и читал другие молитвы. Поэтому если и вы также поступите время от времени, на вас не будет греха.
Ахмад, Муслим, Абу Давуд и ан-Насаи передали со слов Аиши, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, во время поясных и земных поклонов говорил: «Пречистый! Святой! Господь ангелов и Духа!»
Ан-Насаи передал со слов Джабира ибн 'Абдуллаха, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в поясном поклоне говорил: «О Аллах, я поклонился Тебе и уверовал в Тебя. Я покорился Тебе и положился на Тебя. Мой слух и мое зрение, моя кровь и плоть, мои кости и жилы смирились пред Аллахом, Господом миров».
При выпрямлений с положения руку' надо сказать: «Сами'а Ллаху лиман хамидах», что означает «Да услышит Аллах того, кто Его восхваляет». Некоторые ученые когда поднимают голову, рекомендуют одновременно поднимать руки как в открывающем такбире на уровне груди. Из хадисов знаем, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) позже отменил такие лишние движения руками (см. раздел «ПОДНИМАНИЕ РУК (рафа‘ ядейн)»). Раз так, значит смысла нет делать такие лишние движения в намазе, тем более в намазе ничего не зависит от таких движений. Некоторые ученые ошибочно предполагают, что при совершений таких движений рук Аллах даст верующему барякат во время намаза. Если Аллах захочет дать вам лишний баракят, иншааЛлах, то итак даст, без лишних ваших движений рук. То, что предназначено вам, никогда не уйдет другому адресату: «Никто не (в силах) удержать ту милость, которую Аллах оказывает людям, а то, что Аллах удержит, после Него никто не (в силах) будет послать. Он – Могущественный, Мудрый» (35:2.) Не следует забывать, что во время намаза Аллах требует от нас смиренности, поэтому не надо делать лишних движений. Когда полностью выпрямитесь, необходимо сказать: «Раббана уа ляк аль хамд» (Господь наш, хвала Тебе) или «Рабба-на, уа ляк-аль-хамду хамдан кясиран, таййибан, мубаракян фи-хи мильу-с-самауати уа миль-аль-ард!», что означает «Господь наш, хвала Тебе, хвала многая, благая и благословенная, наполняющая небеса и землю».
Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Совершая намаз, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произносил слова "Аллах превелик" в самом начале намаза, а затем при совершении поясного поклона. Выпрямляя спину после поясного поклона, он говорил: "Аллах внимает тому, кто Его восхваляет!" Выпрямившись полностью, он говорил: "Господь наш, хвала Тебе!" Затем он вновь возвеличивал Аллаха при совершении земного поклона, при поднятии головы после него, при совершении второго земного поклона, а также при вставании после него. Он поступал так в течение всего намаза. Он также возвеличивал Аллаха, вставая на ноги после сидения в конце двух рака'атов» (Бухари, Муслим). На этот хадис опирались ученые, считавшие, что при выпрямлении после поясного поклона следует говорить: «Аллах внимает тому, кто егo восхваляет», а выпрямившись полностью: «Господь наш, хвала Тебе!» Так должны поступать все молящиеся, включая имама, молящиеся позади него и молящиеся отдельно. В пользу этого мнения свидетельствует хадис Анаса о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если имам скажет: "Аллах внимает тому, кто Его восхваляет", то говорите: "Господь наш, хвала Тебе". Поистине, тому, кто произнесет эти слова вместе с ангелами, будут прощены совершенные ранее грехи» (Бухари, Муслим). Похожие хадисы также рассказывали Абу Хурейра, 'Аиша и Абу Муса аль-Аш'ари. Но это не означает, что нельзя говорить другие молитвы во время выпрямления с поясного поклона, что только этими словами заканчиваются поясные поклоны молящихся:
Передают, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выпрямляясь после поясного поклона, говорил: «О Аллах, Господь наш, хвала Тебе! Пусть же эта хвала заполнит небеса, землю, то, что находится между ними, и все то, что Ты еще пожелаешь. О Достойный восхваления и славы! Это - самое правильное из того, что может сказать раб, а ведь все мы - рабы Твои. О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует то, чего Ты лишил, и бесполезно перед Тобой могущество могущественного» (Муслим, ан-Насаи).
Абу Хурайра сказал: «Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приступал к намазу, он всегда говорил: «Аллаху акбар», затем говорил «Аллаху акбар», идя в руку‘. Выпрямляясь, он говорил: «сами‘аллаху лиман хамидах», а потом, уже выпрямившись, он говорил: «раббана лякяль хамду» (Бухари, Муслим).
В другом хадисе Абу Хурайры приводится: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда имам скажет: «сами‘аллаху лиман хамидах», вы скажите: «Аллахумма раббана лякяль хамду».
Если опоздавший к коллективному намазу застанет имама в состоянии руку', то для следования имаму достаточно стоя произнести сердцем намерение следовать имаму в этом намазе и сделать один такбир и идти на руку'. То есть, нет необходимости произносить в отдельности и вступительный такбир, и такбир перед руку'. Достаточно одного вступительно такбира.
Абу Хурайра сообщил, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "После того, как молитва уже началась, не бегите на молитву, а просто идите. Придерживайтесь спокойствия! К чему успели, молитесь вместе, а что пропустили, дополните сами. Ведь, начавший именно молитву и так уже в молитве".
Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если услышите объявление о начале намаза, то ступайте на намаз шагом, степенно, сохраняя спокойствие, и не спешите. Затем совершите вместе с имамом ту часть молитвы, на которую успели, и восполните то, что пропустили» (Бухари, Муслим).
Передают, что 'Али ибн Абу Талиб и My'аз ибн Джабал рассказывали, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас придет на намаз и застанет имама в определенном положении, то пусть повторяет то, что делает имам» (ат-Тирмизи).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) предостерегал своих сподвижников, чтобы они совершали намаз с точным выполнением всех его движений (та'дил-и аркан) и пребывали в благоговении: «Вы думаете, что моя кибла - это только то, что впереди? (Вы думаете, я больше ничего не вижу?) Клянусь Аллахом, не останется от меня скрытым ни ваш поясной поклон (руку'), ни ваше благоговение. Я вижу вас со спины». «Совершайте поясной и земной поклоны должным образом!» (Бухари).
В хадисе от 'Али ибн Шейбана говорится о том, что тот прибыл к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в качестве делегата. Он сказал: «Мы помолились позади Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и краем глаза он заметил человека, который не выпрямлял спину в поясных и земных поклонах. Когда же он завершил намаз, то сказал: «0 мусульмане! Поистине, не совершил намаз тот, кто не выпрямил спину в поясных и земных поклонах». А еще он увидел мужчину, молившегося позади ряда. Он дождался, когда тот завершил намаз, и сказал ему: «Повтори намаз, потому что не совершил намаз тот, кто молился один позади ряда» (Ахмад, Ибн Маджа).
Передают со слов Абу Бакры, что он подоспел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, когда тот находился в поясном поклоне, и поклонился прежде, чем встал в ряд. Когда он рассказал об этом Пророку, мир ему и благословение Аллаха, тот сказал: «Пусть Аллах приумножит твое рвение! Но больше так не делай» (Ахмад, Бухари, Абу Давуд, ан-Насаи). Из хадиса следует, что если опоздавший на начало намаза успел совершить поясной поклон вместе с имамом, то данный рака'ат засчитываете. Но он прежде чем присоединиться к совершающим намаз людям, обязан выпрямиться и после принятие намерение, сказать такбир.
От Абу Хурейры сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если вы пришли на намаз, когда мы совершаем земной поклон, то совершайте земной поклон вместе с нами, но не засчитывайте его. А тот, кто успел совершить поясной поклон, успел на намаз» (Абу Давуд).
|