ЧТЕНИЕ КОРАНА: 1. С чего начинать PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
30.07.2013 14:12

ЧТЕНИЕ  КОРАНА (кыраат)

1. С чего начать

В хадисе ‘Абдуллы ибн Мас‘уда сказано: «Намаз – это чтение Корана и вспоминание Аллаха. Когда вы совершаете намаз, то только этим вы должны заниматься» (Абу Дауд).

Абу Хурайра рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал ему: «Иди и объяви в Медине, что нет намаза без чтения Корана, хотя бы суры “Фатиха” и дополнительного к ней» (Абу Дауд).

‘Айша рассказывает: «Я слышала, как Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил:«Любой намаз, в котором не прочитали суру «Фатиха», является неполноценным» (Ибн Маджа).

В этом деле шайтан до того поспособствовал многим ученым, что они сами того не полагая, помогли разжигать огонь раздора среди мусульман со своими невежественными фетвами. Эта фитна до сих пор живет среди нас, отрицая приказы Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). В Коране мы находим слова Всевышнего: «Читайте же из Корана то, что необременительно для вас» (73:20). Даже ясный аят Аллаха не может остановить искусственные разногласия ученых мужей. Постараюсь, иншааЛлах, потихоньку опровергнуть все эти разногласия на основе Корана и Сунны.

Если участвуете в коллективном намазе, то должны принять намерение следовать имаму и слушать его, а если совершаете намаз одни, то в первом ракаате надо читать суру «Аль-фатиха» и еще одну нетрудную суру или несколько аятов. Если исходить из молчаливого согласия большинства ученых, в первых двух ракаатах фаджр, магриб и иша намазах Коран читается вслух, а в зухр и аср намазах во всех четырех ракаатах про себя. Общепринято в первых двух ракаатах намаза читать по две суры, а в третьем и четвертом ракаатах читают только суру «аль-Фатиха». Но в то же время из некоторых хадисов видим, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда все намазы вслух читал, иногда в последних ракаатах после «аль-Фатихи» читал другие суры. Раз сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) так делал, то на вас не будет греха, если вы там, где Коран про себя надо читать, случайно начнете вслух их читать или наоборот. Из-за этого не надо повторно совершать намаз, тем более нельзя после намаза сделать два дополнительных «суджуда-с-сахву» с ташаххудом и салаватом, чтобы обязательно успокоить свою душу, как это рекомендуют многие ученые. Но в то же время ничего плохого нет, если после намаза совершите два дополнительных «суджуда-с-сахву» с ташаххудом и салаватом ради довольства Аллаха. Чем больше совершите земных поклонов Аллаху, тем лучше вам самому.

Ан-Насаи передал со слов аль-Бары иби 'Азиба: «Мы совершали намаз позади Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и периодически слышали, как он читает аяты из сур "Лукман" и "аз-Зарийат"». Похожий хадис передал Ибн Хузейма со слов Анаса, но в нем сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прочел суры «Славь имя Господа твоего Всевышнего» и «Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем».

Сообщается, что Абу Катада сказал: «При совершении первых двух рака'атов полуденной (зухр) молитвы Пророк обычно читал суру аль-Фатиха и еще по одной суре (во время каждого рака'ата): более длинную во время первого рака'ата и более короткую во время второго, иногда читая аяты так, что его слова были слышны (стоящим поблизости от него). Совершая послеполуденную ('аср) молитву, он также обычно читал "аль-Фатиху" и ещё две суры: более длинную во время первого рака'ата (и более короткую во время второго). И обычно он удлинял чтение во время совершения первого рака'ата утренней (субх) молитвы, сокращая его во время второго» (Бухари). Как видите из этого хадиса, во время зухр и аср также можно вслух читать Коран. Тем не менее гораздо чаше он читал Коран в полуденном и послеполуденном намазах про себя. В пользу такого суждения свидетельствует целый ряд преданий, в частности хадис Абу Ма'мара: «Читал ли Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, Коран в полуденном и послеполуденном намазах?» Он ответил: «Да». Они спросили его: «А как вы узнавали об этом?» Он сказал: «По шевелению его бороды» (Бухари). Но, в то же время ни один ученый не обратил свое внимание на то, где именно стоял сам Абу Ма'мара во время намаза – в непосредственной близости или слишком далеко, чтобы услышать слова Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Из содержания этих хадисов понятно, что иногда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, позволял молящимся позади него услышать, что он читает, можно прийти к выводу, что чтение Корана про себя не совсем является обязательным даже в тех рака'атах, в которых принято молиться про себя.

Из содержания многих хадисов становится понятно, что первый рака'ат намаза принято удлинять. Абу Давуд сообщил, что Абу Катада сказал: «Мы даже подумали, что он хочет, чтобы люди успели на первый рак'ат». 'Абд ар-Раззак передал со слов Ибн Джурейджа, что Ата сказал: «Мне нравится, когда имам удлиняет первый рака'ат в каждом намазе и поменьше читает во втором, чтобы побольше людей успели на первый рака'ат». Очевидный смысл хадиса указывает на то, что продолжительное чтение в первом рака'ате объясняется величиной суры и желанием имама увеличить количество опоздавших на намаз. А наши имамы потратив час на чтение Корана и проповедь, на жума намаз тратят всего 3-4 минуты. Ибн Хиббан считал, что Коранические откровения, читаемые в первом и втором рака'атах, не отличаются по величине, но в первом рака'ате их следует читать медленно, нараспев. Косвенно это мнение подтверждается следующим хадисом Хафсы: «Я никогда не видела, чтобы Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал добровольные намазы сидя. Но за год до своей смерти он начал совершать их сидя. Он читал суру нараспев так, что она становилась длиннее, чем та, которая на самом деле длиннее нее» (Муслим).

Передают, что Абу Сайд алъ-Худри рассказывал: «Мы пытались определить, как долго Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читает Коран во время полуденного и послеполуденного намазов. Мы определили, что в первых двух рака'атах полуденного намаза он простаивал столько времени, что мог прочесть суру «ас-Саджда», а в последних двух рака'атах - половину этого времени. В первых двух рака'атах послеполуденного намаза он простаивал столько же, сколько и в последних двух рака'атах полуденного намаза, а в последних двух рака'атах этого намаза он простаивал половину этого времени» (Муслим). Как видно из этого хадиса, в последних двух ракаатах можно кроме «аль-Фатихи» читать еще и другие суры или аяты.

Ахмад и Муслим передали со слов Абу Са'ида, что «во время полуденного намаза Пророк, мир ему и благословение Аллаха, простаивал в каждом из первых двух рака'атов столько времени, сколько было достаточно для чтения тридцати аятов. В следующих двух рака'атах он простаивал столько, сколько было достаточно для чтения пятнадцати аятов. Или же он сказал: «...половину этого времени». Во время послеполуденного намаза в каждом из первых двух рака'атов он простаивал столько времени, сколько было достаточно для чтения пятнадцати аятов. В последующих двух рака'атах он простаивал половину этого времени». Как видите из этих двух вышеприведенных хадисов, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, иногда не только в первых 2-х ракаатах, но и в последних 2-х ракаатах зухр и аср читал кроме «аль-Фатихы» еще дополнительно другие короткие суры. Из других достоверных сообщений известно, что иногда в третьем и четвертом рака'атах он ограничивался только чтением суры «аль-Фатиха».

Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа передали со слов 'Абдуллаха ибн ас-Саиба: «Находясь в Мекке, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил вместе с нами рассветный намаз и начал читать суру аль-Муминун. Когда он дошел до упоминания Мусы и Харуна или упоминания 'Исы, у него начался приступ кашля, и он совершил поясной поклон». Ан-Навави писал: «Этот хадис указывает на то, что разрешается прерывать чтение или читать только часть суры. Поступать так разрешено, и по этому поводу нет разногласий. Поэтому в таком поступке нет ничего предосудительного, независимо от того, была на то уважительная причина или нет».

Передают, что Абу Катада рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, руководил нами во время намазов. В первых двух ракаатах полуденных и послеполуденных намазов он обычно читал суру "аль-Фатиха" и две другие суры. Иногда он делал это так, чтобы мы могли услышать, что он читает. Обычно он удлинял первый рака'ат, а в двух последних рака'атах читал только суру «аль-Фатиха» (Бухари, Муслим).

Убай бин Ка'б рассказывает, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) спросил его: «Что ты читаешь в намазе?» «Я читаю суру «Фатиха», - ответил Ка'б. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Клянусь Тем, в Чьих руках моя жизнь, Аллах не послал ни в Таурате, ни в Инджиле, ни в Забуре, ни в оставшейся части Корана подобную суру. Это есть семь аятов, которые читаются в каждом ракаате намаза» (Ахмад).

Как видим из вышеприведенных хадисов, большинство ученых согласны в том, что в каждом ракаате намаза надо обязательно читать суру «аль-Фатиха». Если бы они только этим остановились, не было бы тысячелетней фитны среди мусульман. Но к большому сожалению они всем приказывают во время коллективных намазов вместе с имамом читать эту суру вместе, а все другие суры и аяты рекомендуют только слушать. Эти ученые даже приказ Аллаха не берут во внимание, когда издают свои безграмотные фетвы! Их заблуждение дошло до того, что они приказывали всем не просто читать «аль-Фатиху» вместе с имамом, но и щевелить во время намаза языками и губами. Тем самым эти невежественные ученые начали отрицать Коран. Таким образом, многие мусульмане во время намаза мешают рядом стоящим молящимся своими действиями, шлепая своими губами и прошептывая суры вслух.

Всевышний Аллах в Коране приказывает всем нам молчать, когда кто-то среди нас читает Коран: «А когда читается Коран, то вслушивайтесь в него и молчите, может быть, будете помилованы» (7:204) и предлагает нам всем простит наши грехи, если будем внимательно слушать читающего Коран человека. А наши невежественные ученые наоборот, отказывают нам слушать этот приказ, предлагая во время намаза читать всем вместе за имамом суру «аль-Фатиха» во всех ракаатах. При этом они толкуют хадисы на эту тему на свое усмотрение и занимаются буквоедством, чтобы оправдать свои ошибочные фетвы по этому вопросу. Хочется задать этим ученым вопрос: «Разве сура «аль-Фатиха» не является частью Корана?!» Может они считают, что хадисы важнее Корана?! Или они считают слова Создателя ниже слов сотворенного?! Этот аят является универсальным и применим в любой обстановке, независимо в намазе или во время пятничной хутбы. Не надо толковать ясные аяты Корана на свое усмотрение! И не надо путать этот аят с другим аятом: «И сказали те, которые не веровали: «Не слушайте этот Коран и шумите при нём, (когда его читают). Может быть, вы и одержите верх!» (41:26). В любой обстановке, когда повторяются слова Аллаха, мы обязаны молча слушать их, потому что слова Аллаха превыше всего! И тут не должно быть чьих-то ошибочных толкований. Когда человек начнёт читать Коран сам, тогда невозможно внимательно слушать кого-то другого и соблюдать тишину. Перед тем, как участвовать в коллективном намазе, каждый из нас принимает намерения, что в намазе будет следовать за имамом и молча повторяет все те движения в намазе за имамом. Если каждый сам будет читать Коран и действовать самостоятельно, то зачем имам в коллективном намазе нужен?! Поэтому намаз имама является намазом для всех присутствующих. При этом, согласно хадисам, если даже намаз имама не будет принято, намаз присутствующих будет принято.

Абу Хурайра рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Имама сделали для того, чтобы за ним следовали. Когда он произнесёт “Аллаху акбар”, вы тоже произносите “Аллаху акбар”, а когда он читает Коран, то молчите» (Ибн Маджа, Насаи).

В хадисах, которые передали Абу Хурайра и Катада, также сказано: «И когда читает Коран, то молчите» (Муслим).

Абу Муса Аш‘ари рассказывает: «Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) научил нас, сказав: «Когда вы встаёте на намаз, пусть кто-нибудь из вас становится имамом. И когда он читает Коран, вы молчите» (Ахмад).

Абу Хурайра рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:«Имама сделали для того, чтобы за ним следовали. Когда он говорит “Аллаху акбар” (и начинает намаз), вам также следует возвеличить Аллаха (и начать намаз). Когда он читает Коран, вам надо молчать. Когда он скажет “уа ляддааллин”, то вы скажите “амин”» (Муслим, Абу Дауд, Ибн Маджа, Насаи, Ахмад).

Абуль Ахвас передаёт со слов ‘Абдуллы ибн Мас‘уда: «Сахабы читали Коран в намазе за Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), из-за чего Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Вы смешались с моим кыраатом» (ат-Табарани).

Джабир рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «У кого есть имам, то кыраат имама является его кыраатом» («Муатта имам Мухаммад», Тахави, «Китабуль Асар», «Дар Кутни», «Муснад Ахмад»).

Обязанности мусульман во время коллективных намазов заключаются в том, чтобы во время кыраата имама стоять молча и не читать “аль-Фатиху” или какую-нибудь другую суру за ним, а слушать имама. Это является толкованием высказываний Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и высказывания Аллаха: «Когда читается Коран, то слушайте его и молчите!» Теперь дальше передаются действия и высказывания сахабов, которые на самом деле являются практическим толкованием и объяснением данного высказывания Аллаха Та‘аля.

Абу Дарда рассказывает: «Однажды у Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) спросили: «Разве в каждом намазе надо читать Коран?» Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ответил: «Да». Один человек из ансаров сказал: «(Тогда) это стало обязанностью». Затем Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) обратил на меня внимание, так как я сидел очень близко к нему. Он сказал: «Когда имам какого-нибудь народа сделает кыраат, то я считаю это достаточным для всех» (ан-Насаи).

У ‘Абдуллы ибн ‘Умара спросили о чтении суры “Фатиха” за имамом. Он ответил: «Кыраат имама является для тебя достаточным» («Муатта имам Мухаммад»).

Учитель имама Бухари имам Абдурраззак в своём “Мусаннаф” передаёт: ‘Абдуррахман ибн Язид рассказывает: «Наши предки сообщили, что ‘Али сказал: «Кто делает кыраат за имамом, у того нет намаза». И Муса ибн ‘Укба передал мне, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман запрещали делать кыраат за имамом.

Мухаммад ибн ‘Аджлян рассказывает, что ‘Умар ибн Аль-Хаттаб сказал: «Я бы пожелал, чтобы у того, кто делает кыраат за имамом, был во рту камень» («Мусаннаф Абдурраззак» т.2, стр. 138).

Суфьян ибн ‘Айния передаёт со слов Зухри, что ибн Акима сказал: «Я слышал, как Абу Хурайра говорил, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) был имамом сахабов в намазе. Кажется, это был утренний намаз. (После намаза) Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) спросил: «Делал ли кто-нибудь из вас кыраат?» Один человек ответил: «Я». Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Я тоже подумал, что кто-то старается отнять у меня Коран?» (Ибн Маджа). В другом хадисе сказано: «И сахабы начали молчать в тех намазах, в которых имам читает Коран вслух» (Ибн Маджа).

Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Имам назначается для того, чтобы (во время молитвы) другие следовали за ним, и если он произнесёт такбир, произнесите его и вы, если же он станет читать (Коран), молчите и слушайте» (Абу Дауд; ан-Наса'и).

Передают со слов Джабира бин 'Абдуллаха, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Чтение имама служит чтением для того, у кого есть имам» (Ибн Абу Шайба).

Сообщается, что 'Имран бин Хусайн сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершил с нами полуденную (или: послеполуденную) молитву, а потом спросил: "Кто из вас читал "Славь имя Господа твоего Высочайшего..."?» 87-ю суру Корана "Высочайший"? Один человек ответил: "Я, но, читая её, я стремился только к благому", после чего Пророк сказал: "Я почувствовал, что кто-то из вас отвлёк меня"» (Муслим).

На то, что человеку, стоящему за имамом, запрещается читать Коран, указывали многие сподвижники, Так, например, Муса бин 'Укба передал, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), Абу Бакр, 'Умар и 'Усман запрещали читать Коран тем, кто находился за имамом ('Абд ар-Раззак).

Сообщается, что Зайд бин Сабит сказал: «Не следует ничего читать вместе с имамом» (Муслим).

Сообщается, что Джабир бин 'Абдуллах сказал: «Не совершит молитву тот, кто не прочтёт "аль-Фатиху" после совершения одного рака'ата, если только он не находится за имамом» (Малик; ат-Тирмизи).

Сообщается, что Ибн 'Умар сказал: «Если кто-либо из вас будет молиться за имамом, ему будет достаточно чтения имама, если же человек будет молиться один, пусть читает». Нафи' сказал: «Ибн 'Умар никогда не читал Коран, когда находился за имамом» (Малик).

Сообщается, что один человек спросил Ибн Мас'уда: «Следует ли мне читать Коран, когда я стою за имамом?» Ибн Мас'уд сказал: «Слушай чтение Корана, ибо во время молитвы надо заниматься только молитвой, и достаточно тебе того, что читать Коран станет имам» (Ат-Тахави; ат-Табарани).

Сообщается, что Ибн Абу Джамра сказал: «(Однажды) я спросил Ибн 'Аббаса: "Следует ли мне читать Коран, когда передо мной находится имам?" - и он ответил: "Нет"» (Ат-Тахави).

Сообщается, что однажды Ибн Мас'уд воскликнул: «О если бы набить землей рот того, кто читает Коран, стоя за имамом!» (Ат-Тахави).

Передают, что Хузейфа рассказывал: «Я молился вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха. Когда он читал аяты о милости, то делал паузу и просил Аллаха, а когда читал аяты о наказании, то искал защиты от него» (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа). Из вышеприведенных хадисов от Хузейфы и других видим, что во время намаза можно делать дуъа и обращаться мольбами к Всевышнему Аллаху, остановив чтение Корана, а потом дальше продолжить намаз. Это можно делать в основном во время дополнительных намазов и в виде исключения во время коллективных намазов, т.к. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, часто иногда кунут читал во время коллективных намазов.

Ан-Насаи передали со слов Ауфа ибн Малика: «Однажды я встал, чтобы помолиться вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он почистил зубы и совершил омовение, а затем встал на намаз и начал читать "аль-Бакару". Всякий раз, прочтя аят о милости, он прекращал чтение и взывал к Аллаху. Когда же он читал аят о мучениях, он прекращал чтение и прибегал за покровительством к Аллаху. Затем он совершил поясной поклон и пробыл в таком положении столько же времени, что и стоя. Поклонившись, он говорил: "Пречист Обладатель могущества, власти, высокомерия и величия". Потом онь столько же времени проводил в земном поклоне, говоря: "Пречист Обладатель могущества, власти, высокомерия и величия». Потом он прочел суру "аль 'Имран" и две другие суры, всякий раз поступая так же» (Ахмад, Абу Давуд).

Один из спутников посланника Аллаха, мир ему, подошел к нему и сказал: «Сатана появляется между мной и моей молитвой. Это сбивает меня». Пророк, мир ему сказал: «Это демон по имени Кинзиб. Когда вы чувствуете его присутствие, просите защиты от него у Аллаха и плюньте трижды через левое плечо». Он сказал: «Я сделал так, и Аллах прогнал его от меня». Аллах сказал: «Будь терпелив и снисходителен, зови к добру и удаляйся от невежд, а если cатана подвергнет тебя искушению, то проси убежища у Аллаха. Аллах Всеслышащ и Всезнающ!» (7:199-200).

Некоторые имамы, особенно молодые, допускают большие ошибки, когда возглавляют в качестве имама коллективные намазы. Они часто забывают, что за ними стоят не только молодые и здоровые люди, но и пожилые и больные. Поэтому они сильно спешат во время намаза, как будто за ними шайтан гонится, а пожилые и больные не успевают за ними повторять их движения. Другой проблемой таких имамов является быстрое чтение Корана. Для таких имамов в качестве назидания предлагаю несколько хадисов для размышления:

Передают, что Джабир рассказывал, что Му'аз руководил вечерним намазом и сильно удлинил его. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О Му'аз! Ты хочешь стать искусителем? Если ты руководишь намазом, то читай суры "Клянусь солнцем и его утренним сиянием...", "Славь имя Господа твоего Всевышнего..." и "Клянусь ночью, когда она покрывает...» (Бухари, Муслим). В одной из версий хадиса сообщается, что однажды один мужчина принес два ведра воды. Было темно, и Му'аз совершал намаз. Мужчина оставил ведра и присоединился к Му'азу. Тот читал суру «аль-Бакара» или «ан-Ниса». Тогда мужчина ушел, а потом до него дошли разговоры о том, что Му'аз нехорошо отозвался о нем. Тогда он пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и пожаловался на Му'аза. Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О Му'аз, неужели ты искушаешь людей?» Он повторил это трижды, а потом добавил: «Лучше бы ты прочел в намазе "Славь имя Господа твоего Всевышнего...", "Клянусь солнцем и его утренним сиянием..." или "Клянусь ночью, когда она покрывает..." ведь позади тебя молятся старые и ослабшие люди, а также те, у кого есть дела».

Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас руководит намазом, пусть укорачивает его, ведь среди людей есть малолетние и пожилые, слабые и занятые. Если же он молится один, то пусть молится, как пожелает» (Бухари, Муслим). Эти хадисы нельзя понимать непосредственно и прямо, закончив свой 4-х ракаатный намаз всего за 5 минут.

Намаз нужно совершать искренне, смиренно. С ихсаном, т.е. с таким чувством, что ты стоишь перед Аллахом и знаешь, что Он смотрит на тебя, хотя ты Его и не видишь. Читая аяты и мольбы в намазе нужно произносить их от всего сердца, размышляя о них. Человек должен осознавать, что он стоит перед Милостивым и Милосердным Господом, Который отвечает на мольбы взывающего. Совершая каждое движение, поясной поклон, земной поклон, человек должен чувствовать, что он преклоняется перед Великим и Могучим Царем. Однако, если он торопливо читает аяты, сам не понимая, что прочитал, если он быстро опускает и подымает голову, словно петух, клюющий зерно, то такой намаз считается неполноценным.


Некоторые ученые до того усложнили намаз, что запрещают:

1. при чтении двух ракаатов подряд, во втором ракаате читать суру, которая по очерёдности стоит раньше той суры, которую вы читали в первом ракаате (например, нежелательно читать во втором ракаате суру 111, если в первом ракаате вы читали суру 112,

2. в одном ракаате читать дважды одну и ту же суру, или читать одну и ту же суру в обоих ракаатах, если человек знает на память другие аяты или суры,

3. при чтении подряд коротких сур в двух ракаатах, пропускать в промежутке одну суру. Например: если в первом ракаате вы читали суру 112, то во втором ракаате нежелательно читать 114-ую, пропустив 113-ую. Но разрешают пропускать две и более суры при чтении подряд, или же читать без пропусков,

4. о нежелательности во втором ракаате обязательного намаза читать на три айата больше чем в первом ракаате.

Все это является ошибочным мнением этих ученых, которые были безграмотны и не знали о существований хадисов, где говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время намаза по разному поступал. Поэтому, если случайно сделали так, на вас не будет греха, не надо повторно совершать намаз. Даже Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), согласно некоторым хадисам, во время ночного намаза читал суру «Ниса» до суры «Аль-Имран» и т.д.. Например, если собрались перед намазом прочесть во время намаза одну суру (аят), а прочли совсем другую, то примите это как милость от Аллаха и не создавайте проблему с этого – всему воля Аллаха. Только не перепрыгивайте через аяты и читайте аяты на арабском языке, т.к. разного рода переводы не являются оригиналом Корана. Если все таки перепрыгнули или ошиблись, вам следует сделать после ташахуда и приветствия дополнительно совершить двухкратный суджуд с ташахудом и салямом. В намазе Коран читается стоя, если позволяет здоровье человека. А если вы больны и вам трудно стоять, то можете совершать намаз сидя или лежа, обозначая головой поясной и земные поклоны. Только не забывайте пожалуйста, что во время поясного и земного поклона категорический запрещается чтение Корана:

Передают, что Ибн 'Аббас рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Слушайте! Мне запрещено читать Коран в поясных и земных поклонах, поэтому во время поясных поклонов возвеличивайте Господа, а во время земных поклонов усердно взывайте к Нему. Так вы заслужите того, чтобы ваша мольба была услышана» (Муслим). Хадис указывает на то, что в поясном и земном поклонах запрещается читать Коран. Из его очевидного смысла следует, что этот запрет носит категорический характер. В подтверждение этого суждения можно привести следующий хадис 'Укбы ибн 'Амира: «Когда было ниспослано: "Прославляй же имя Господа твоего Великого" Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал нам: "Поступайте так в поясных поклонах". Когда же было ниспослано: "Славь имя Господа твоего Всевышнего" он сказал: "Поступайте так в земных поклонах"» (Ахмад, Абу Давуд, Ибн Маджа). Очевидно, что в земном поклоне человек проявляет наивысшее смирение, опуская самую славную часть своего тела до уровня стоп, и поэтому земные поклоны считаются лучше поясных. Наконец, из обсуждаемого хадиса следует, что во время земных поклонов разрешается обращаться к Аллаху с любыми молитвами, прося благополучия и милости в обоих мирах, а также зашиты от Его гнева и наказания в обоих мирах.

Некоторые ученые создали большую фитну, предложив верующим во время намаза читать аяты таким образом, чтобы их слова немного слышно было самим читающим или на крайний случай щептать аяты языком и губами, издавая звуки. В противном случае они гарантировали, что их намаз не будет принято. До сих пор можно встречать такие рекомендаций в различного рода книгах. Когда читаешь такие книги, удивляешься невежеству и фантазий этих авторов. Они запрещают мысленно читать аяты Корана и говорят, что только в вышеописанном случае, когда участвуют язык и губы, будут услышаны молитвы совершающего намаз человека. Из-за этого такие люди мешают своим шептанием и грубыми движениями своих губ рядом стоящим людям, которые тоже совершают дополнительные намазы после коллективного намаза – они их сильно отвлекают. По понятиям этих ученых получается, что если верующий во время намаза не будет повторять аяты губами и языком, то Аллах их не услышит. Если следовать их лживым фетвам, намазы всех глухонемых мусульман не принимаются?! Эти ученые забыли неоднократно повторяющиеся слова Аллаха: «Бойтесь Аллаха, ведь Аллаху известно о том, что в груди» (5:7), «Он знает о том, что на небесах и на земле, и знает о том, что вы скрываете и что обнародуете. Аллах ведает о том, что в груди» (64:4), «…Он знает о том, что в груди» (57:6), «Храните ли вы свои речи в секрете или же говорите о них вслух, Он ведает о том, что в груди. Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он – Проницательный (или Добрый), Сведущий» (67:13-14), «Знает Аллах о верломстве глаз и о том, что таят в себе сердца» (40:19).

Таким образом, если будем следовать вышеописанной ошибочной логике, то поставим под сомнение великие сыфаты Всевышнего Аллаха, как будто Аллах не знает наши мысли! Читайте аяты искренне про себя, сердцем, а не языком и губами, не надо мешать рядом стоящим мусульманам и отвлекать их шлёпаньем своих губ или шептанием, Аллах итак все видит и все слышит! Не забывайте, что кроме вас есть другие верующие, не мешайте им совершать намаз и не отвлекайте их. Поставьте себя на их место, будет ли вам приятно, если они будут вам мешать таким же образом?! Эти советы касаются тех мусульман, которые совершают дополнительные намазы в мечети одновременно. А во время обязательных намазов, как сказал выше, надо молчать и слушать только имама.

Передают со слов Абдуллаха бин Амра, что Посланник Аллаха, да благославит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин – это тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками, мухаджиром же является тот, кто прекратил (совершать) запрещенное Аллахом» (Бухари).

Передают со слов Анаса, что Посланник Аллаха, да благославит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату ( в исламе) того же, чего желает самому себе» (Бухари).

Часто можно видеть среди имамов таких, которые как попало быстро закончив коллективный намаз, быстро уходят со своего места. Они забывают, что Коран надо читать не торопясь, соблюдая правила. Во время утреннего намаза имаму следует затрачивать на проведение первого рака'ата больше времени, чем на проведение второго, чтобы дать возможность задержавшимся успеть совершить первый рака'ат вместе с другими, поскольку в это время люди ещё находятся во власти сна. Также желательно поступать во время любого коллективного намаза, чтобы давать возможность задержавшимся успеть на первый рака'ат. Указанием на это служит хадис Абу Катады, который сказал: «Совершая (каждый из) двух первых рака'атов полуденной молитвы, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обычно читал "аль-Фатиху" и ещё одну суру после неё, тогда как при совершении двух последних рака'атов он читал только "аль-Фатиху", (и иногда) мы слышали, (как он читает тот или иной) аят. Чтение во время совершения первого рака'ата занимало у него больше времени, чем чтение во время второго, и он обычно поступал так же во время послеполуденной и утренней молитв» (Бухари).

Итак, как закончили читать Коран, со словами «Аллаху Акбар» в середине движения совершаете поясной поклон - руку'. И здесь есть свои ньюансы. Если вы совершаете намаз в одиночке, то можете сказать «Аллаху Акбар» и после этого совершить поясной поклон или сказать «Аллаху Акбар» в середине своего движения. А если вы в качестве имама возглавляете коллективный намаз, то лучше «Аллаху Акбар» сказать в середине своего движения или в конце, чтобы сзади стоящиеся люди не опередили вас в своих движениях, т.к. молящимся категорический запрещается опережать имама во время намаза!

Обновлено 03.01.2017 13:58