8. Нежелательные действия во время намаза PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
30.07.2013 14:18

8. НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ НАМАЗА:

Абу Са'ид рассказывает: «Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) вышел к нам, когда мы разговаривали про Даджаля. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: "Не сообщить ли вам, что, на мой взгляд, более страшно, чем Даджаль". Мы ответили: "Да, непременно". Посланник Аллаха (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: "Это скрытый ширк (многобожие). (Например), человек стоит в намазе и читает его красиво, когда видит, что на него смотрят"» (Ибн Маджа).

Молиться перед изображениями нежелательно, потому что они отвлекают молящегося во время намаза. Совершение намаза и поклонение перед изображениями и скульптурами напоминает уподобление идолопоклонникам. Ахмад и аль-Бухари передали со слов Анаса ибн Малика: «У 'Аиши была легкая разноцветная занавесь, которой она занавесила угол комнаты. Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, сказал ей: "Убери свою занавесь! Ее изображения стояли у меня перед глазами во время всего намаза"».

Однажды Абу Джахм подарил нашему досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) изящную рубаху, изготовленную специально для него. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) совершал намаз в этой рубахе. Закончив, он сказал Айше: «Отдай эту рубаху обратно Абу Джахму, во время намаза мой взор упал на узоры на ней. Она всегда отвлекает меня в намазе» (Муватта, Бухари).

Абу Хурайра рассказывает, что Расулюллах (салляяллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Ищите спасения у Аллаха от «Джуббуль Хазан». Сахабы спросили: «Что такое Джуббуль Хазан?» Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Это такая долина в джаханнаме, от которой сам джаханнам просит убежища у Аллаха по сто раз день». Спросили: «Кто попадёт в нее?» Посланник Аллаха (салляллаху 'алейхи уа саллям) ответил: «Чтецы Корана, которые совершали деяния на показ» (Тирмизи).

Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если услышите объявление о начале намаза, то ступайте на намаз шагом, степенно, сохраняя спокойствие, и не спешите. Затем совершите вместе с имамом ту часть молитвы, на которую успели, и восполните то, что пропустили» (Бухари, Муслим).

Передают, что 'Али ибн Абу Талиб и My'аз ибн Джабал рассказывали, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас придет на намаз и застанет имама в определенном положении, то пусть повторяет то, что делает имам» (ат-Тирмизи).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) предостерегал своих сподвижников, чтобы они совершали намаз с точным выполнением всех его движений (та'дил-и аркан) и пребывали в благоговении: «Вы думаете, что моя кибла - это только то, что впереди? (Вы думаете, я больше ничего не вижу?) Клянусь Аллахом, не останется от меня скрытым ни ваш поясной поклон (руку'), ни ваше благоговение. Я вижу вас со спины. Совершайте поясной и земной поклоны должным образом!» (Бухари).

В хадисе от 'Али ибн Шейбана говорится о том, что тот прибыл к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в качестве делегата. Он сказал: «Мы помолились позади Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и краем глаза он заметил человека, который не выпрямлял спину в поясных и земных поклонах. Когда же он завершил намаз, то сказал: «0 мусульмане! Поистине, не совершил намаз тот, кто не выпрямил спину в поясных и земных поклонах». А еще он увидел мужчину, молившегося позади ряда. Он дождался, когда тот завершил намаз, и сказал ему: «Повтори намаз, потому что не совершил намаз тот, кто молился один позади ряда» (Ахмад, Ибн Маджа).

Передают со слов Абу Бакра, что он подоспел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, когда тот находился в поясном поклоне, и поклонился прежде, чем встал в ряд. Когда он рассказал об этом Пророку, мир ему и благословение Аллаха, тот сказал: «Пусть Аллах приумножит твое рвение! Но больше так не делай» (Ахмад, Бухари, Абу Давуд, ан-Насаи). Из хадиса следует, что если опоздавший на начало намаза успел совершить поясной поклон вместе с имамом, то данный рака'ат засчитываете, но в то же время нельзя сразу перейти на поясной поклон, прежде не став в ряд, не приняв намерение и не сказав «Аллаху Акбар».

От Абу Хурейры сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если вы пришли на намаз, когда мы совершаем земной поклон, то совершайте земной поклон вместе с нами, но не засчитывайте его. А тот, кто успел совершить поясной поклон, успел на намаз» (Абу Давудом).

Нежелательными движениями во время намаза являются:

- подбирать одежду руками, чтобы она не пачкалась о землю (разрешено коротким движением поправить прилипшую одежду), играть одеждой или какой-либо частью тела,

- намаз нарушится, если молящийся будет стоять на коллективном намазе ближе к Кибле, чем имам,

- непрочное соприкосновение семи органов с поверхностью молитвенного места при земном поклоне. Пророк (да благословит его Аллах и  приветствует) сказал: «Нам велено, чтобы мы делали земной поклон, опираясь на семь органов» (Бухари),

- стоять на коллективном намазе рядом с женщиной или за ней (это не нарушит намаз, но может привести к фитне и нарушению смиренности в намазе. Во времена Посланника (мир ему и благословение Аллаха) женщины совершали намаз вместе с мужчинами в задних рядах,

- «клевание» во время намаза и спешка в его совершении,

- без особых причин, стоя на намазе (Кыйам), опираться о стену,

- при Кираате беспричинно "перепрыгивать" через аят,

- нежелательно во втором ракаате обязательного намаза читать на несколько аятов больше, чем в первом ракаате,

- заканчивать чтение Корана в намазе (Кираат), находясь в поясном поклоне (руку),

- стоя в намазе (Кыйам), без особой причины держать левую руку поверх правой,

- приняв намерение следовать за имамом, читать вместе с ним аяты Корана,

- щёлкать пальцами, скреплять их между собой, держать руки под плечевым сгибом (подмышками), на боках,

- убирать камешки с места суджуда (больше, чем один раз),

- зевать и потягиваться во время намаза, смотреть по сторонам (крутить головой), смотреть на потолок или на небо, смотреть на свои часы, смотреть на орнаменты и т.д,

- подправлять свою прическу и расчесывать бороду,

- без причины кашлять и стоять лениво. По возможности сдерживайте кашель. Кашель без надобности может нарушить намаз,

- без особой необходимости чесаться во время намаза (лучше перетерпеть раздражение шайтана), вытирать пот с лица,

- начинать намаз в стесненных обстоятельствах, когда мысли человека заняты чем-то насущным (к примеру: необходимостью отправления естественной надобности, или чувством голода, в то время, как пища уже готова и стол накрыт и т.п.),

- беспричинно закрывать глаза или закатывать глаза вверх,

- исполнять намаз с накинутой на плечи одеждой. Верхняя одежда (пиджак, халат, китель, плащ) не накидывается на плечи, чтобы во время намаза не отвлекаться на них, постоянно поправляя их. Если в них есть необходимость, то лучше их одеть как обычно,

- исполнять намаз в местах, не предназначенных для этого (на дорогах, на кладбищах, напротив могилы, в банях, на навозных кучах, а также в местах, где не получено разрешение владельца специально огороженной территории),

- при совершений коллективного намаза оставаться в своём ряду, когда в переднем ряду есть свободное место,

- исполнять намаз в местах, где на передних и боковых стенах имеются изображения живых существ, перед зеркалом (чтобы не отвлекаться), не одевать одежду с рисунками,

- совершать намаз перед огнем или зажженной свечой, напротив человека, обращённого к вам лицом,

- не огражденном сутрой месте от посторонних, которые проходят перед вами, не ограждаться от нечистот,

- совершать намаз в старой, неприглядной одежде со следами наджаса, при наличии новой или более приличной,

- совершать намаз в мечети в одиночестве, когда тут же рядом другие опоздавшие совершают коллективный намаз,

- занимать себе или другим заранее место в мечети, расстилав коврик на землю,

- в мечетях и других местах проведения коллективного намаза выделять для себя постоянное место и постоянно стараться сесть именно в это место,

- настоящим бичом в наше время являются сотовые телефоны, которые как назло всем, именно во время намаза звонят и отвлекают всех. Имамам надо неоднократно предупреждать перед началом намаза, чтобы верующие выключили свои сотки.

Бывают случай, когда во время коллективных намазов имам ошибается. Если молящиеся люди заметят ошибки имама, то они обязаны тактично донести об этом до имама:

Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мужчины восславляют Аллаха, и женщины - хлопают» (Бухари, Муслим). Причем в версии последнего говорится: «Во время намаза мужчинам разрешается восславить Аллаха, а женщинам – похлопать двумя пальцами правой руки по кисти левой руки». Из хадиса следует, что если человек во время намаза хочет указать имаму на совершенную им ошибку или обратить внимание другого человека на что-либо, то ему разрешается сказать: «СубханааЛлах». Женщинам в этих случаях следует похлопать или постучать тыльной стороной кисти.

При исполнении намаза необходимо отрешится от мирских дел, и приложить все усилия для концентрации внимания только на намазе. Если вы совершаете намаз дома, то перед намазом убедитесь, что все не нужные электроприборы и плиты выключены, чтобы потом шайтан вам не напоминал о них во время намаза.

Намаз – это разговор с Аллахом. Человек в намазе наиболее близок к Аллаху. В таком случае проявлять неряшливость –очень неуважительно. Аллах Та‘аля сказал: «О сыны Адама! Берите свои украшения при каждом намазе» (7:31). Поэтому следите за чистотой своей одежды. Также не следует забывать, что мы живем в таком мире, где нас окружают не только мусульмане, но и представители других религиозных конфессий и атеисты всякого рода. Смотря на наш внешний вид, они будут судить о всех мусульманах.

Некоторые люди привыкли постоянно стоять в последних рядах во время коллективного намаза, если даже видят пустующие места в передних рядах. Как видно из следующего хадиса, надо всегда стараться вставать в передних рядах. Передают, что Абу Са'ид аль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, заметил у своих сподвижников склонность вставать в задние рады. Он сказал: «Идите вперед и молитесь, повторяя мои движения, и пусть стоящие позади вас молятся, повторяя ваши движения. Люди не перестанут отступать назад, пока Аллах не сделает их последними» (Муслим).

В конце этой главы хочу с сожалением отметить, что есть немало ученых, которые в своих книгах рекомендуют делать мусульманам лишние движения во время намаза, как почесать части своего тела, подправлять одежду и т.д., объясняя все это естественными движениями. Таким ученым хочу напомнить предостережения от самого Всевышнего Аллаха: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов» (23:1-2) и «И стойте перед Аллахом смиренно» (2:238). И само слово "Смиренность" означает – команду «Смирно!», богобоязненность, спокойствие, неподвижность, кротость, скромность. Постоянно помните, что Аллах видит и слышит вас, если даже вы Его не видите!

Обновлено 03.01.2017 13:55