4. Положение ног в намазе PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
30.07.2013 14:22

4. ПОЛОЖЕНИЕ НОГ

Одним из больших разногласий и вызывающих спор между школами в Исламе является положение ног во время намаза. Многие ученые из-за своего невежества создали такую большую фитну, что эта фитна и через тысячелетия не дает спокойно жить мусульманам. Вся проблема в том, что эти ученые изучая хадисы, слишком буквально и непосредственно воспринимают их, занимаются буквоедством. Также мы не должны забывать, что не все хадисы, приведенные в сборниках достоверны – у одних иснад достоверный, а матн хромает или же наоборот, некоторые даже вообще противоречат с Кораном. Фанатичным последователям определенных школ, которые слепо верят каждому слову своего авторитетного ученого, хочу особо напомнить, что после смерти Посланника (мир ему и благословение Аллаха) были придуманы не тысячи, не десятки тысяч, а сотни тысяч лживых хадисов! С сожалением хочется акцентировать ваше внимание и на то, что не всегда можно увидеть хронологическую последовательность появления на свет очень многих хадисов на одну и ту же тему, т.к. мы не знаем какой именно из этих хадисов является самым последним и действительным. Мы также обязаны учесть, что некоторые хадисы имеют свои особенности и были сказаны только в определенных условиях и в определенное время, поэтому они непригодны в другое время и в других условиях, тем более в наше время. Из этого закономерно следует, что ни в коем случае нельзя слепо и фанатично следовать как за своим учителем, так и за каждым хадисом.

Начну с большинства, которые во время намаза между стопами оставляют расстояние, равной ширине 4-х пальцев. Они нагло врут и лицемерят, что именно как раз такое положение ног соответствует настоящей Сунне. Такое утверждение можно сравнить с бредом сивой кобылы. Нет ни одного хадиса от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, даже сомнительного, подтверждающий такое положение стоп во время намаза.

Большой проблемой среди мусульман является неправильное понимание смысла следующего хадиса о положений ног во время намаза: Передают, что Анас рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Уплотните ваши ряды, не оставляйте между ними больших расстояний, и пусть ваши шеи располагаются параллельно. Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, я вижу, как сатана проходит через щели в ряду, словно маленькая овца» (Абу Давуд, ан-Насаи). Из хадиса следует, что плечи лиц, молящихся в одном ряду, должны соприкасаться, чтобы между ними не оставалось свободного места. Расстояние между рядами должны быть минимальными, а шеи молящихся в одном ряду должны располагаться параллельно. В этом хадисе ясно говорится о необходимости стоять плотными и ровными рядами, не оставляя промежутков между плечами. Как видно из содержания хадиса, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, специально акцентировался в шайтане, чтобы мусульманы быстрее научились стоять как следует в намазе впритык друг другу и не оставляли между собой свободные места. На самом деле шайтану делать нечего между стоящими в намазе людьми, его место рядом с ушами и сердцем человека, чтобы сбить его мысли от намаза.

Есть также другая фитна среди безграмотных сектантов, которые мешают рядом стоящим людям в намазе. Они стоят с широко раздвинутыми шире плеч ногами не только в коллективном намазе, но и в одиночку, хотя в одиночку, вроде как, лодыжки соединять не с кем. Но они все равно стоят перевернутой буквой Y . Они за основу своих поз берут следующие хадисы:

Абу Давуд передал со слов ан-Ну‘мана ибн Башира, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повернувшись лицом к людям, сказал: «Выстраивайте свои ряды!» Он повторил это трижды, а потом сказал: «Клянусь Аллахом, либо вы будете выстраивать свои ряды, либо Аллах устроит раздор между вашими сердцами». Ан-Ну‘ман сказал: «Я видел, как люди прилипали друг к другу плечами и щиколотками». Анас бин Малик говорит: «Мы присоединяли нашей плечи и стопы с плечами и стопами людей, стоявших рядом с нами» (Бухари). Нуман бин Башир передает: «Я видел, как каждый человек присоединил свою лодыжку с лодыжкой рядом стоящего человека» (Бухари, Муслим).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не приказывал соединять лодыжки. Нет ни одного хадиса, даже лживого, где Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сам приказал бы соединить своим сподвижникам лодыжки. Сподвижники сами самостоятельно приняли такую позицию, чтобы выровнять свои ряды и не оставить между собой пустые места. Когда спрашиваешь у таких людей почему они стоят в таких позах, они отвечают, что когда ноги широко не расставлены и стопы рядом стоящих людей не соприкасаются, то шайтан будет проходить между людьми. Обычно, когда я задаю таким сектантам вопрос: «А когда ноги чересчур широко расставлены, не легче ли шайтану проходить между ногами верующих туда-сюда?!», никто не может ответить, все молчат. Смысл вышеприведенных хадисов нельзя понимать прямо и буквально. Под данными высказываниями подразумевается лишь выравнивание и заполнение рядов наилучшим образом, не оставляя пустот между молящимися. Это означает только то, что каждый молящийся должен быть на одной линии с другими, никто не должен выходить вперед или отступать назад, не причинять рядом стоящим неудобства. Если бы присоединение стоп считалось Сунной, то сподвижники выполняли бы это действие на постоянной основе и по этой причине их современники (табиун) отнеслись бы к нему как к Сунне намаза. После этого не было бы проблемы негативного восприятия данной практики со стороны людей. На это указывает высказывание Мамара, передающего слова Анаса бин Малика: «Если бы я попытался осуществить это (т.е. соединить лодыжки с лодыжками рядом стоящих людей), то люди бы убежали прочь, как упрямые мулы» (Фатхуль-Бари С.247 Т.2). Так, Хафиз Ибн Хаджар Аль-Аскалани в толковании «Фатхуль-Бари» к сборнику «Сахих» Имама Бухари говорит следующее: «смысл данных хадисов заключается в том, что необходимо выпрямлять ряды и заполнять пустоты в рядах» (Фатхуль Бари С.247, Т.2).

В Сунан Абу Дауд приводятся слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Когда кто-нибудь из вас намеревается совершить намаз, то он не должен ставить свою обувь с правой или с левой стороны, поскольку его левая сторона является правой стороной рядом стоящего человека (кроме тех случаев, когда там никого нет), и он должен положить ее между ногами» (Абу Дауд). Этот хадис ясно указывает на то, что между молящимся и рядом стоящим должно быть достаточно места для обуви. Если бы стопы ног касались стопы ног других рядом стоящих людей, то не было бы этого разговора, куда именно положить свою обувь - слева или справа от себя. Также вспомните о тех хадисах, где Пророк (мир ему и благословение Аллаха) призывал расслаблять плечи, чтобы в ряд могли втиснуться другие, которые подошли попозже и пытаются занять место в ряду. Из всего этого можно сделать вывод, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не говорил о соединений лодыжки рядом стоящих людей, что это действие является инициативой самих сподвижников, которые старались выровнять свои ряды. Аллах сказал: «Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение? Твой Господь – Видящий» («Различение»:20). Так что, братья и сёстры мои, не создавайте фитну и не усложняйте другим жизнь.

Те ученые, которые предлагают держать во время намаза свои ноги на ширине плеч, т.е. прикасаться щиколотками друг друга, глубоко заблуждаются. Обычно в такой «высокомерной» позе люди стоят перед подчиненными и друзьями, но не перед своим руководством, а перед Создателем тем более! Представьте себе, что вы стоите перед мэром города или Президентом страны в такой позе, расставив свои ноги на ширине плеч, а руки на груди – от вас сразу же отвернутся, посчитав вашу позу неприличным, а вас самого посчитают слишком высокомерным и горделивым, не уважающим других и нагло игнорирующим элементарную этику! Никогда не надо забывать, что во время намаза мы стоим не перед каким-то руководителем, а перед самим Всевышним Аллахом. Поэтому мы должны Ему показывать свою смиренность и богобоязненность, а не высокомерность и горделивость!

Вроде все сказал. Но в то же время чувствую, что среди читателей найдутся некоторые спорщики и фанатики, которых очень трудно переубедить. Вот для вас решил продолжит эту тему глубже. Нельзя не отметить, что встречаются слабые хадисы, которых выше приводил, где отмечаются о такой широко расставленной позе и соприкосновений стоп во время намаза. Особенно о шайтане, гуляющем между молящихся. Есть три варианта восприятия таких хадисов. Полагаю, что если эти хадисы все таки считать достоверными, то сказано было это в первое время возникновения Ислама, когда безграмотные бедуины стояли во время намаза как попало, не полностью осознавая важность целостности и выравнивание рядов, когда еще не были спущены аяты о смиренности в намазе. Поэтому и Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал такие слова, чтобы сподвижники стояли впритык друг к другу в одном ряду и не оставляли свободное место между собой. Вторым вариантом является то, что передатчики могли изменить содержание концовки этого хадиса о гуляющем шайтане по каким-то неизвестным нам причинам. Поэтому нельзя принимать эти хадисы всерьез, т.к. согласно дошедшим до нас другим хадисам, смысл этих хадисов полностью опровергаются. Третьим вариантом является то, что эти хадисы является вымышленными каким-то безграмотным сподвижником, который полагал, что если люди поставят широко расставленные ноги близко друг другу, то шайтан не пройдет между ними.

А теперь представьте себе, что если шайтан способен передвигаться по нашему телу по кровеносным сосудам и шептать нашему сердцу, спать в носу человека, попадать внутрь человека через открытый рот (маленькое отверстие), внушать нашему мозгу свои мысли, говорить нашим языком, заставлять видеть нам сны на своё усмотрение, находиться в теле одного человека десятками, а также если он обладает способностью принимать образ человека и животных, лететь в огромные расстояния в мгновения ока, то зачем шайтану проходить между мусульман во время намаза, когда его место во время намаза наше сердце и уши?! Зачем шайтану проходить между итак тесно стоящих мусульман, разве он не может свободно пройтись между широко расставленными ногами?! Или шайтан не может свободно перелезть или перелететь через наши головы?! Поэтому смысл данного хадиса не в том, чтобы люди обязательно стояли с широко расставленными ногами, чтобы не пропустить шайтана, а в том, чтобы люди не нарушали целостность ряда и не оставляли между собой свободного места, плотно стояли прижавшись плечами друг другу. Ниже привожу несколько хадисов, доказывающие сверх возможности шайтана:

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас встает ото сна и совершает омовение, пусть трижды промоет нос, ибо шайтан проводит ночь в его ноздрях» (Бухари, Муслим). Если шайтан может уменьшиться до такого маленького размера, чтобы незаметно спать в ноздрях человека, какой ему смысл шагать между молящимися, когда он может через любой маленький щель проникнут?! Если вам мало вышеприведенного хадиса, то также вспомните хадис о том, как шайтан двигается внутри человека через его кровеносные сосуды и проникает в тело человека через маленькое ротовое отверстие! В достоверном хадисе говорится: «Если кто-либо из вас зевнул, то пусть прикроет рукой рот, потому что сатана входит вместе с зевком» (Ахмад, Бухари, Муслим и др).

Джабир рассказывает, что он слышал, как Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) говорил:«Когда шайтан слышит азан на намаз, то он уходит до места «Роха». Сулейман рассказывает, что когда у Джабира спросили про место «Роха», то он ответил: «Это в 36 милях от Медины» (Муслим). Представьте себе, если шайтан в мгновенье ока может уйти на расстояния в 36 милей (около 70км) и назад вернуться после азана, разве ему составляет большого труда перелететь через головы людей или пройтись между широко расставленных ног?!

Абу Хурайра рассказывает, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Когда произносится азан для намаза, то шайтан, громко испуская кишечные газы, убегает, чтобы не слышать его. А когда заканчивается азан, то он возвращается. Когда же начинается икамат, то убегает снова. И после икамата опять возвращается для того, чтобы вводить читающего намаз в замешательство. И напоминает ему про различные нужды и дела, про которые тот не помнил прежде, так, что читающий намаз не может припомнить, сколько рака'атов он прочитал». (Муслим). Как видите из этого хадиса, нет смысла шайтану шагать между молящимися во время намаза, его место во время намаза уши и сердце человека – он обязан сбить молящегося человека любыми способами.

Постояно замечаю, как некоторые люди после начала намаза ногами начинают искать стопы рядом стоящегося человека и пока не найдут, не могут успокоиться. Однажды я одному такому рядом стоящему сектанту вынужден был сказать после намаза: «Пока ты стоял с широко расставленными ногами, шайтаны проходили туда-сюда между твоих ног!» Надеюсь, что я довёл до вас ошибочность утверждения о том, если во время стояния в намазе с широко расставленными ногами и держать ноги стопами вместе с рядом стоящими людьми, то шайтан не пройдет между мусульман. Некоторые братья не только во время коллективных намазов, но и когда одни совершают намаз, стоят в таких позах, как будто шайтан не может его обойти с разных сторон. Поэтому всегда стойте во время намаза как можно естественно, в удобной вам позе, не мешайте рядом стоящим. От позы ног и рук во время намаза ничего не зависит!

Обновлено 03.01.2017 13:52