2. Обращение к кибле PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
30.07.2013 14:23

2. ОБРАЩЕНИЕ К КИБЛЕ

Указание на обязательность обращения лицом к Кибле во время совершения намаза служат слова Аллаха, который сказал: «Мы видели, как лицо твоё обращается к небу, и Мы непременно обратим тебя к Кибле, которой ты будешь доволен. Повернись же лицом к Запретной мечети, и где бы вы ни были, поворачивайтесь к ней лицами». Всевышний Аллах также сказал: «Откуда бы ты ни вышел, обращай лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни оказались, обращайте ваши лица в ее сторону» (2:150) и« Обрати же свое лицо в сторону Заповедней мечети» (2:144). Это значит, что во время намаза достаточно обратиться в сторону Каабы, если точно не сможете определить направление Киблы – здесь самое главное - искреннее намерение совершать намаз ради довольства Аллаха. А тот, кто находится в Мекке, обязан повернуться к Каабе лицом. Если человек находится за пределами Мекки, он должен обратиться в сторону Мекки, поскольку обязанности вменяются в соответствии с возможностями.

В жизни человека бывают разные ситуации. Можно использовать компас или другие навыки для определения частей света. Если во время намаза человек не в состоянии обратиться к Кибле, ему следует молиться, повернувшись туда, куда он может повернуться, поскольку обязанности вменяются в соответствии с возможностями, а затруднения следует устранять. То же самое относится и к таким случаям, когда болезнь не позволяет человеку самому обратиться к Кибле и рядом с ним нет никого, кто помог бы ему сделать это, или когда человек здоров и может повернуться в нужном направлении, но боится, что если он сделает это, то с другой стороны на него нападёт враг или дикий зверь. В подобных случаях молящийся может не поворачиваться лицом к Кибле. Сообщается, что описывая намаз, который совершается под воздействием страха, 'Абдуллах бин 'Умар сказал: «Если же страх будет сильнее этого, то молитесь стоя или сидя верхом независимо от того, обратились вы лицами к Кибле или нет» (Бухари).

Обычно многие верующие во время воздушных перелетов сами себе создают проблему, зациклившись в поисках Киблы в воздухе. Некоторые из них опасавшись ошибиться в определений Киблы, пропускают время намаза в воздухе или в поезде, потом совершают намаз после приезда в гостинице или в других местах. Например, однажды в мечети я стал свидетелем, как один учитель учил своего ученика, которому предстоял перелет в другой город такими словами: «Стоять во время намаза это фард, поэтому нельзя сидя совершать намаз в самолете, совершай намаз на полу в проходе между креслами. Найди Киблу в воздухе, без Киблы твой намаз недействителен и т.д.». Таких малограмотных учителей, которые всем вокруг создают трудности, очень много. Мы постоянно забываем, что Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) облегчили нам религию, а такие люди наоборот стараются все усложнить.

Передают, что Ибн Умар рассказывал, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) по дороге из Мекки в Медину совершал намаз верхом на своей верблюдице, и его лицо было обращено в направлении движения животного. По этому поводу был ниспослан аят: «Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха!» (2:115) (Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ахмад).

Ат-Табарани передал со слов Му'аза ибн Джабала: «Однажды в облачный день, когда мы находились в поездке вместе с Посланником (мир ему и благословение Аллаха), мы совершили намаз не в направлении Киблы. Когда он завершил намаз, выглянуло солнце, и мы сказали: «О, Посланник Аллаха! Мы совершили намаз не в направлении Киблы». Он ответил: «Ваш намаз по праву был вознесен к Аллаху». Подобных хадисов очень много.

Ахмад передал со слов Джабира: «Я видел, как Посланник (мир ему и благословение Аллаха) совершал добровольные намазы на своей верблюдице в любом направлении. При совершении земного поклона он склонялся ниже, чем при совершении поясного, наклоняя голову». В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: «(Находясь в пути), Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обычно совершал добровольные молитвы и витр верхом на своей верблюдице, в какую бы сторону она ни направлялась, но предписанных обязательных молитв верхом он не совершал» (Муслим).

Таким образом, если мусульманин, совершит намаз неправильно определив направление Киблы, то его намаз не будет отвергнут. Такой намаз не нужно повторять даже в том случае, если он позже узнает о своей ошибке. Но в то же время верующий обязан перед началом намаза хотя бы приблизительно установить направление Киблы. Среди ученых много противоречий по этому вопросу. Некоторые ученые разрешали совершать фард намазы в пути на самолете или поезде, не обращая свое лицо в сторону Киблы, а некоторые запрещали. А мы будем следовать Корану и Сунне – не усложняйте религию, смело совершайте намаз с наступлением времени намаза на любом месте! Тем более у вас нет возможности спуститься с самолета на землю для совершения намаза и потом снова подняться в воздух, чтобы не пропустить время намаза. Если у вас намерения искренние, Аллах обязательно примет ваши намерения! Если во время намаза человек узнает, что он ошибся, определяя направление Киблы (если кто-то подскажет), ему следует повернуться в нужное направление, не прекращая молиться (это не касается самолета или поезда). Непозволительно приступать к намазу в том случае, когда человек, которому неясно, в каком направлении находится Кибла, не предпринимая никаких усилий для выяснения этого.

Ат-Тирмизи и Ахмад передали малоизвестный хадис со слов Йа'лы ибн Муры: «Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вместе со своими сподвижниками добрался до перевала, он сидел верхом на верблюдице. Шел дождь, и земля была сырой. Когда наступило время намаза, он велел муэдзину призвать на намаз и объявить о его начале. Затем он выехал вперед на своей верблюдице и совершил намаз, наклоняя голову. При совершении земного поклона он склонялся ниже, чем при совершении поясного».

Ахмад и Муслим передали со слов Ибн 'Умара, что  Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) по дороге в Хейбар совершил намаз, сидя верхом на осле.

В хадисе, переданного Аль-Бухари и Муслим со слов Джабира Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вся земля сделана для меня чистой, пригодной для очищения, а также местом поклонения. Поэтому, где бы ни застало человека время намаза, он должен совершить намаз там, где находится». Это подтверждается версией Ахмада и Муслима, рассказанной со слов Хузейфы: «Мы получили три преимущества над остальными людьми: наши ряды подобны рядам ангелов, вся земля сделана для нас местом для поклонения, а ее грунт сделан для нас чистым и пригодным для очищения, если мы не найдем воды».

Самым главным условием перед началом намаза является быть в уверенности, что в направлений Киблы отсутствует кладбище, огонь, скульптуры и т.д. Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вся земля может служить местом для поклонения, кроме кладбища и бани» (ат-Тирмизи). Муслим передал со слов Абу марсада аль-Ганави, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не совершайте намаз, обративщись лицом к могилам, и не садитесь на них». Другим исключением являются бани и туалеты. Также нельзя совершать намаз перед зажженным огнем, уподобляясь огнепоклонникам и перед фотографией или скульптурой, как идолопоклонники. Передают, что Ибн Аббас сказал: «Нельзя молиться перед уборной, в бане и на кладбище» (ат-Тирмизи).

Обновлено 03.01.2017 13:50