СТОЯНИЕ ВО ВРЕМЯ НАМАЗА: 1. Место для намаза |
Автор: Administrator |
30.07.2013 14:24 |
СТОЯНИЕ ВО ВРЕМЯ НАМАЗА (КИЙАМ) 1.МЕСТО ДЛЯ НАМАЗА Если вы собрались совершать намаз дома или в другом месте, то перед тем, как встать на намаз, подготовьте для нее место. Если есть необходимость, надо устранить грязь, сделать влажную уборку, убрать портреты людей, фотографий и скульптуры, рисунки животных. Осмотритесь вокруг повнимательнее несколько раз. В любом случае заранее позаботьтесь, чтобы во время совершения намаза перед вами никто не проходил и не отвлекал вас от намаза. А если нет такой уверенности, то перед собой поставьте преграду (сутру) – головной убор, сумку, сотовый телефон или свою обувь в целлофановом пакете. Желательно совершить намаз перед стеной, напротив дерева или столба, колонны и т.д., чтобы во время намаза никто не проходил перед вами. В крайнем случае можно перед местом молитвы воткнуть палку, если совершаете намаз на улице. Передают, что Абу Са'ид аль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если вы совершаете намаз, отгородившись спереди от людей, и если в это время кто-то хочет пройти непосредственно перед вами, то остановите его. Если же он воспротивится, то сражайтесь с ним, ибо это - дьявол» (Бухари, Муслим). В одной из версий хадиса, рассказанной со слов 'Абдуллаха ибн 'Умара, говорится: «Если вы совершаете намаз, то не пускайте никого проходить перед вами. А если он воспротивится, то сражайтесь с ним, ибо рядом с ним находится спутник (т.е. дьявол)». Даже в мечети часто можно видеть, как перед совершающим намаз человеком проходят люди. Не все понимают какой грех они получают за такие свои действия. Самое главное в таких случаях обозначить границу между собой и тем местом, где вы совершаете земной поклон. Проходить перед совершающим намаз на расстоянии достаточного для земного поклона - запрещается. Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Если бы тот, кто проходит перед молящимся, знал, какой грех он берет на себя, то понял бы, что простоять на месте сорок было бы для него лучше, чем пройти перед ним!» Передатчик этого хадиса сказал: «И я не знаю, что именно он сказал: сорок дней, сорок месяцев или сорок лет» (Бухари, Муслим). Аль-Баззар передал его через другую цепочку рассказчиков, и в нем говорится: «...в течение сорока лет». Намаз - это беседа с Всевышним Аллахом, и если кто-либо проходит перед молящимся, то он прерывает эту беседу и вносит в нее путаницу. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что это является тяжким грехом, если бы проходящий знал о его величине, то предпочел бы простоять долгое время, нежели пройти перед человеком, совершающим намаз. Из этих хадисов следует, что проходить перед тем, кто совершает намаз, запрещено, если перед ним нет предмета, отгораживающего место моления. В свою очередь совершающий намаз человек тоже должен заранее позаботиться о том, чтобы не быть помехой для других. Некоторые мусульмане совершают свой намаз не думая о других, порой бывает, что братья читают намаз у самого входа в мечеть или посередине зала, у оживленного прохода, доставляя беспокойства прохожим, не ставят перед собой какой-нибудь предмет в виде преграды. Намаз нужно совершать за сутрой, т.е. за преградой. Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Когда кто-либо из вас молится, пусть поставит перед собой преграду и пусть приблизиться к ней и не позволяет никому пройти перед ним (между ним и сутрой)» (Абу Дауд, ибн Маджа). Передают, что Сабра ибн Ма'бад аль-Джухани рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть каждый из вас, совершая намаз, огородится спереди хотя бы стрелой» (Хаким). В этом случае, если кто-нибудь пройдет непосредственно перед молящимся, то он окажется отрезанным от милости Аллаха, а его вознаграждение уменьшится. Если же человек пройдет на значительном расстоянии от молящегося, перед которым нет сутры, то он не совершит греха и не уменьшит его награду. Следует знать, что молящийся должен стоять в непосредственной близости от сутры. Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаи передали со слов Сакан ибн Абу Хасмы, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо из вас совершает намаз перед сутрой, то пусть приблизится к ней, и тогда сатана не прервет его намаз». Аль Бухари и Муслим передали со слов Сахля ибн Сада: «Между местом моления Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сутрой было расстояние, достаточное для того, чтобы там прошла овца». Ахмад и ан-Насаи передали со слов Билала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил намаз внутри Каабы, стоя приблизительно в трех локтях от ее стены. Похожий хадис передал аль-Бухари со слов Ибн 'Умара. Передают, что Абу Зарр аль-Гифари рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Молящийся должен положить перед собой нечто наподобие спинки седла для того, чтобы отгородиться спереди. Если же перед ним нет чего-либо наподобие спинки седла, то его намаз прервется, если перед ним пройдут женщина, осел или черная собака». Абдуллах ибн ас-Самит спросил: «О Абу Зарр! Чем черная собака отличается от рыжей или желтой собаки?» Он ответил: -О племянник! Такой же вопрос я задал Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на что он ответил: «Черная собака - это дьявол» (Муслим). Многие малограмотные люди, изображая знатоков Ислама, другим категорический запрещают проходить перед молящимся мусульманами в мечети, даже за десятки метров! Таким образом они вводят всех в заблуждение. Во время намаза проходить перед молящимся ближе определенного расстояния запрещено, т.е. только перед молящимся и тем местом, где он делает суджуд. Поэтому, когда Пророк, да благославит его Аллах и приветствует, молился вне мечети или дома, он отгораживал определенное место, втыкая в землю палку или копье. Сообщается, что Абдуллах ибн Аббас сказал: «Однажды, когда я был близок к совершеннолетию, я приехал верхом на ослице в Мину, где в это время Пророк, да благославит его Аллах и приветствует, перед которым не было стены, совершал молитву. И я прошёл перед частью ряда (молящихся), отпустил ослицу пастись, а потом занял свое место в ряду, и никто не высказал мне порицания» (Бухари). Талха ибн ‘Убейдуллах рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:«Когда кто-нибудь из вас ставит перед собой что-либо, высотой со спинку верблюжьего седла, то пусть читает намаз и не беспокоится за тех, кто проходит перед ним» (Муслим). ‘Абдуллах ибн ‘Умар рассказывает: «Когда Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приходил утром на место ‘ид намаза, то перед ним втыкали копьё, после чего он совершал намаз в сторону этого копья» (Бухари). Если коллективный намаз проходит на улице, то нет необходимости ставить сутру перед каждым человеком. В таком случае сутрой для всех остальных людей является сам имам, даже если перед ним нет сутры. Из хадисов Бухари и Муслима становится известно, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) много раз читал намаз в пустыне и в открытом месте, и сутра находилась только перед ним. Люди и животные в это время проходили за сутрой и перед остальными людьми (Бухари).
|
Обновлено 03.01.2017 13:49 |