Наступление времени намаза PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
03.08.2013 15:54

Наступление установленного времени намаза (духуль аль-вакт)

Всевышный Аллах сказал: «Выстаивайте молитву, поистине, намаз предписан верующим в определённое время» (4:103). Науфаль ибн Му’ауия рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто пропустил намаз, подобен лишившемуся своей семьи и имущества!» (Ибн Хиббан). Это значит, что каждый предписанный обязательный намаз должен совершаться не раньше и не позже установленного для неё времени. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пять молитв предписал совершать Всемогущий и Великий Аллах. Того, кто будет должным образом совершать омовение (вуду') перед этими молитвами и станет молиться своевременно, совершая все (положенные) поясные и земные поклоны и проявляя полное смирение (хушу'), Аллах пообещал простить. Тому же, кто не станет делать этого, Аллах ничего не обещал, и поэтому если Он пожелает, то простит его, а если пожелает, то подвергнет его мучениям» (Малик; Абу Дауд; ан-Наса'и).

Когда ангел Джибриль (мир ему) находился с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), обучая его временам намазов, в один день они совершили все пять молитв в начале их времени, а на второй день в конце. Затем Джибриль (мир ему) сказал: «О Мухаммад, совершай молитву между двух этих времен!» (Ахмад , Абу Дауд, ат-Тирмизи).

‘Абдуллах ибн Мас‘уд говорит: «Однажды я спросил у Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям): «Какой поступок (человека) наиболее дорог Аллаху Та‘аля?» Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ответил: «Вовремя прочитанный намаз» (Бухари).

Джабир рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Связь человека с куфром и ширком — это оставить намаз» (Муслим).

Ибн ‘Умар передал: «Начало времени намаза – это причина довольства Аллаха, а конечное время намаза –это прощение от Аллаха Та‘аля» (Тирмизи).

Передают, что Ибн Мас‘уд рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самое лучшее деяние – это намаз, совершенный в начале отведенного для него времени» (ат-Тирмизи, аль-Хаким, аль-Бухари, Муслим).

Со слов Самуры бин Джундуба передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) как-то поведал: «Поистине, сегодня ночью ко мне явились двое, которые сказали мне: “Пошли!” Я пошел с ними, и через некоторое время мы подошли к лежавшему человеку, над которым с камнем в руках стоял другой человек, бросавший этот камень на голову лежавшего и разбивавший ее. И после того, как он наносил ему удар, камень откатывался в сторону, а этот человек шел за камнем и снова брал его, и еще до того, как он возвращался, голова первого снова становилась такой же как прежде, после чего он снова подходил к нему и делал с ним то же, что и в первый раз». В конце этого длительного путешествия эти двое, кем были ангелы Джибриль и Микаиль (мир им), поведали Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Что касается первого человека, мимо которого ты проходил и голову которого разбивали камнем, то это человек, который учил Коран, а потом забывал его, и он просыпал обязательный намаз» (Бухари).

Время намаза вычисляется для каждой местности отдельно, в зависимости от восхода и заката солнца. Всевышний Аллах сказал: «Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам» (107:4-5), «Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле» (3:131), «Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с чаянием и страхом и были смиренны перед Ним» (21:90).

Всевышний Аллах сказал: «Совершай намаз в начале и конце дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния. Это – напоминание для поминающих»(11:114). И еще: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях (ангелах). Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место» (17:78-79).

В хадисе Джабира говорится: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал полуденный намаз, когда еще стояла жара, послеполуденный - когда солнце было чистым, закатный - когда оно заходило. Иногда он торопился с вечерним намазом, а иногда медлил с ним. Когда он видел, что народ уже собрался, то совершал намаз пораньше. Когда же люди запаздывали, он задерживал его. Рассветный намаз он совершал, когда еще было темно» (Бухари, Муслим).

О важности соблюдения времени каждого намаза Всевышний Аллах сказал верующим: «Охраняйте молитвы и молитву среднюю и стойте (в намазе) с кунутом (почтением) к Аллаху» (2:238), «И тех, которые веруют в последнюю жизнь, веруют в Него, и они охраняют свои намазы» (6:92), «Выстаивай намаз в обоих концах дня и в ближнюю часть ночи. Истинно, хорошие дела уничтожают плохие. Это есть напоминание для вспоминающих» (11:114), «(О Посланник!) Терпи же, что они говорят (кафиры), и прославляй хвалою Господа твоего до восхода солнца и перед заходом, и ночью прославляй Его, и при конце поклонения» (50:39-40).

Всевышний Аллах также сказал: «Посему будь терпелив к тому, что они говорят, и прославляй хвалой своего Господа перед восходом солнца и перед его закатом (совершай рассветный и послеполуденный намазы), славь Его в течение ночи (совершай вечерний и ночные намазы), а также в начале и конце дня (совершай полуденный и закатной намазы). Быть может, ты останешься доволен» (20:130). Как видно из аятов, в них не указаны границы промежутков времени между молитвами. Они раскрыты в сообщениях Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Сунне.

Наступление времени намаза является необходимым условием не только её совершения, но и её обязательности. В хадисе, передаваемом со слов Абу Катады сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сон – это не упущение и не халатность, халатность допускает тот, кто откладывает намаз до тех пор, пока не настанет время следующего намаза» (Муслим).

Передают, что Бурейда рассказал, что некий мужчина спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о временах намазов. Он сказал ему: «Совершай намаз вместе с нами эти два дня». Когда солнце прошло зенит, по его повелению Билал возвестил о начале полуденного намаза. Когда солнце стояло высоко в небе и оставалось белым и чистым, он повелел объявить о начале послеполуденного намаза. Когда солнце закатилось, он повелел ему объявить о начале закатного намаза. Когда исчезла вечерняя заря, он повелел объявить о начале вечернего намаза. Когда стала заниматься утренняя заря, он повелел объявить о начале рассветного намаза. На следующий день он повелел объявить о начале полуденнего намаза, когда жара начала спадать. Он одобрил откладывание этого намаза до тех пор, когда жара начинает спадать. Он совершил послеполуденный намаз позже, чем в прошлый раз, но солнце все еще находилось высоко в небе. Он совершил намаз перед тем, как исчезнет вечерняя заря. Когда миновала первая треть ночи, он совершил вечерний намаз. А когда заблистала заря, он совершил рассветный намаз, после чего спросил: «Где тот, кто спрашивал о временах намазов?» Мужчина ответил: «Я здесь, Посланник Аллаха». Он сказал: «Вы должны совершать намаз в промежутках между этими временами» (Муслим).

Передают, что Абу Барза аль-Аслами рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал послеполуденный намаз, и некоторые из нас успевали возвратиться к себе домой на окраину Медины, когда солнце еще было ярким. Он предпочитал медлить с вечерним намазом и не одобрял сон до него и беседу после него. Когда же он заканчивал рассветный намаз, молящийся мог узнать того, кто сидел рядом. В этом намазе он обычно читал от шестидесяти до ста аятов» (Бухари, Муслим).

Передают также, что 'Укба ибн 'Амир рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил нам молиться и хоронить покойников, когда солнце начало появляться, до тех пор, пока оно полностью не взойдет; когда солнце находится в зените, до тех пор, пока оно не пройдет свою высшую точку; когда оно клонится к закату» (Муслим). О причинах этого запрета сообщается в следующем хадисе 'Амра ибн 'Абасы. Однажды он попросил: «О Пророк Аллаха, расскажи мне о намазе». Он сказал: «Соверши рассветный намаз, а затем не молись, пока солнце не взойдет и не поднимется, потому что оно восходит между рогами сатаны, и в это время неверующие поклоняются ему. Потом совершай намазы, потому что за ними наблюдают и на них присутствуют. Когда же тень копья не будет склоняться на восток или на запад, перестань молиться, потому что в это время разводят огонь в Геенне. Когда снова появится тень, помни, совершай намазы, потому что за ними наблюдают и на них присутствуют. После того, как совершишь послеполуденный намаз, перестань молиться, пока не зайдет солнце, потому что оно заходит между рогами сатаны, и в это время неверующие поклоняются ему» (Ахмад, Муслим).

Из вышеприведенного хадиса следует, что обязательные намазы желательно совершать в начале отведенного для них времени, поскольку верующий должен спешить с выполнением всех своих обязанностей перед Аллахом и перед людьми. Всевышний Аллах сказал: «Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле» (3:131); «Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с чаянием и страхом и были смиренны перед Нами» (21:90). Аль-Бухари и Муслим передали со слов 'Абдуллаха ибн Масуда, что однажды Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Какое из деяний является лучшимОн ответил: «Намаз, совершаемый в начале отведенного для него времени, доброе отношение к родителям и джихад на пути Аллаха». Передают со слов Анаса, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вот намаз лицемера! Он усаживается и дожидается заката солнца, и когда оно оказывается между двумя рогами сатаны, он встает и клюет четыре рака'ата, поминая Аллаха совсем немного» (Ахмад, Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи).

Передают также, что 'Урва ибн аз-Зубейр рассказывал, что Аиша рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто успел совершить земной поклон послеполуденного намаза до заката солнца или рассветного намаза до восхода солнца, тот успел совершить намаз. Один из рассказчиков хадиса сказал: «Под земным поклоном подразумевается рака'ат» (Муслим). Поэтому, если молящийся успел совершить первый рака'ат и завершить его двумя земными поклонами до заката солнца, то такой намаз считается правильным. Однако без уважительной причины откладывать послеполуденный намаз до этих пор запрещается.

Из этих хадисов вытекает важное правило: если молящийся успел совершить один рака'ат, то он успел на весь намаз. Это правило принимается во внимание при вынесении многих религиозных суждений. Например, хорошо известно, что после объявления о начале намаза нельзя совершать никакой намаз, кроме обязательного. Имам Муслим передал со слов Абу Хурейры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После объявления о начале намаза нельзя совершать никакой намаз, кроме обязательного». Опираясь на это правило, мы можем сказать, что если объявление о начале намаза застало человека во время совершения добровольного намаза, то он в любом случае должен прервать ее и присоединиться к обязательному намазу, независимо, сколько ракаатов он совершил!

Сообщается, что Абу Абд ар-Рахман Абдуллах бин Масуд сказал: «(Однажды) я спросил Посланника Аллаха, да благославит его Аллах и приветствует: «Какое дело Аллах любит больше всего?» Он сказал: «Совершаемую своевременно молитву». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Проявление почтительности к родителям». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Борьбу на пути Аллаха» (Бухари, Муслим).

Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Нет молитвы после молитвы 'аср до тех пор, пока не закатится солнце, и нет молитвы после молитвы фаджр пока не поднимется солнце» (Бухари, Муслим).

'Усман сказал, что он слышал, как Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) говорил: «Когда любой мусульманин при наступлении предписанного намаза, как следует, делает для него омовения, читает его со смирением, делает его руку как положено, этот намаз становится возмещением за его предыдущие грехи, пока он не совершит большого греха. И это на все времена». (Муслим).

Ибн Мас’уд рассказывал: «Однажды в присутствии Пророка (мир ему и благословение Аллаха) кто-то упомянул об одном человеке и сказал: “Он продолжал спать, пока не проснулся утром, так и не встав на намаз”. На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Шайтан помочился ему в ухо» (Бухари).

Обновлено 03.01.2017 13:39