НАМАЗ ПУТНИКА и БОЛЬНОГО PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
20.02.2014 11:18

НАМАЗ ПУТНИКА (МУСАФИРА) и БОЛЬНОГО

Как известно с Корана и Сунны, Всевышний Аллах сделал облегчение в намазе своим рабам, которые по работе или по другим причинам путешествуют по миру, а также больным людям: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами» (4:101). Среди ученых нет до сегодняшнего дня единого мнения когда именно и с какого расстояния верующий человек становится путешественником. На оснований разного рода хадисов видим, что наш любимый Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершал намаз путешественника по разному, даже тогда, когда он возвращался с похода при визуальном виде Медины. Из историй развития Ислама видно, что сподвижники совершали намаз путешественника с момента покидания Медины до своего возвращения назад, независимо от количества отсутствовавших дней. Поэтому нельзя усложнять религию и придумывать из-за своего невежества лживые утверждения, указывая всем, что верующий становится путешественником только в течение 15 дней или после преодоления определенного количества километров. Если человек поехал куда-нибудь в командировку с намерением возвратиться назад, то все это время, пока он не приедет назад в свой дом, он становится путешественником, на что указывает хадис Анаса, который сказал: «(Однажды) мы вместе с Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершили полуденную молитву в четыре рака'ата в Медине, достигнув же Зу-ль-Хуляйфы, мы совершили послеполуденную молитву в два рака'ата» (Бухари). Ибн Хаджар пишет: «Этот хадис используется в качестве доказательств дозволенности сокращения молитв во время поездок на короткие расстояния, так как Зу-ль-Хуляйфа находится в шести милях от Медины». Если 6 мили перевести на километры, то получается всего лишь 9,6 км пути. Не надо толковать подобные ясные хадисы на свое усмотрение, как это делают многие ученые, чтобы оправдать свое ошибочное мнение. В любом случае, раз вы вышли со своего дома с намерением путешествовать, вы уже являетесь путником до возвращения назад, несмотря на сроки пребывания в пути и расстояния. Но, в то же время нельзя забывать, что если путешественник начнет совершать коллективный намаз за местным имамом в другом населенном пункте, то он обязан следовать за ним и совершать намаз полностью. Человек перестаёт считаться путником с момента возвращения в родные края, даже если он не намеревался оставаться там.

Таким образом, путнику следует сокращать обязательные намазы, пока он не вернётся туда, откуда двинулся в путь. Сообщается, что Йахйа бин Исхак сказал: «Услышав слова Анаса, который сказал: "Вместе с Пророком (салляллаху ‘алейхи уа саллям) мы двинулись из Медины в Мекку, и (в течение всего времени пребывания в пути) вплоть до возвращения обратно в Медину его молитвы состояли из двух рака'атов», я спросил: "А пришлось ли вам провести какое-то время в самой Мекке?"/ Он ответил: "Мы прожили там десять дней"» (Бухари).

Сообщается, 'Имран сказал: «В год завоевания Мекки я принял участие в походе вместе с Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), который провел там восемнадцать дней, совершая молитвы только в два рака’ата» (Абу Дауд).

Сообщается, что Ибн 'Умар сказал: «Мне приходилось находиться в пути с Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и он никогда не совершал (предписанные молитвы) более чем в два рака'ата до самой своей смерти» (Муслим).

Сообщается, что Йа'ля бин Умаййа сказал: «(Однажды) я спросил 'Умара бин аль-Хаттаба: "Не случится ли с вами беды из-за того, что вы сокращаете молитву (в пути), если вы боитесь, что неверные отвратят вас от веры после того, как люди оказались в безопасности?". (В ответ мне) он сказал: "Я удивляюсь тому, что вызвал твой вопрос, ибо я спрашивал об этом Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и он сказал: (Это - милостыня) садака, которую подал вам Аллах, так примите же Его садаку!(Муслим).

В том случае, когда путник, у которого не было намерения жить в каком-либо городе, останется там и будет ожидать подходящего времени, чтобы тронуться в путь, он будет считаться путником, даже если проведёт в этом городе годы. Ат-Тирмизи сказал: «Все улемы считают, что путнику следует сокращать молитвы всё то время, пока он не примет решения остаться где-либо постоянно. Так, например, сподвижники провели в Рамхурмузе девять месяцев, и всё это время они сокращали молитвы».

Нельзя не отметить также и немаловажное противоречия при совершений намаза магриб во время путешествий. В некоторых хадисах говорится, что магриб надо совершать без сокращения в три рака‘ата (Тирмизи, Бухари). Но это противоречит с большинством других хадисов, где говорится о сокращений всех намазов путника до двух рака‘атов. В то же время нельзя из-за этого фитну создавать. Раз путнику разрешено за местным имамом совершать все намазы полностью без сокращения, ничего греховного, если путник время от времени будет совершать магриб без сокращения, если ему так сильно хочется:

‘Айша рассказывает: «Намазы были фарзом только по два рака‘ата, затем Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сделал хиджру (переселился в Медину). И после хиджры стало фарзом четыре рака‘ата, а намаз путника остался по-прежнему (по два рака‘ата)» (Бухари, Муслим).

‘Абдуллах ибн ‘Аббас рассказывает: «Аллах Та‘аля устами вашего Посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сделал фарзом четыре рака‘ата, когда дома, и два рака‘ата, когда в путешествии» (Муслим).

Сообщается, что Ибн 'Аббас сказал: «Через вашего Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) Аллах предписал совершать молитву в четыре рака’ата (тем, кто живёт) на одном месте, и в два рака'ата (тем, кто находится) в пути» (Муслим).

‘Абдуллах ибн ‘Аббас и ‘Абдуллах ибн ‘Умар оба рассказывают: «Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) установил намаз путешествия в два рака‘ата, и эти два рака‘ата являются полным намазом, а не сокращённым, витр намаз в путешествии является постоянным суннатом» (Ибн Маджа).

Из Сунны достоверно знаем, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) по-разному совершал намаз со своими сподвижниками во время своих поездок. Это указывает на то, что в подобных случаях мусульманам предоставляется большая свобода действий в рамках шариата, и что проводить такие намазы следует так, чтобы не усложнять религию со всевозможными придуманными запретами и условностями. Всегда надо стараться совершать все свои намазы в отведенное для этого время, т.е. вовремя, независимо где в это время находишься – в воздухе, на море или на дороге: Аллах Всевышний сказал: «Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно. Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали» (2:238-239). Как видите из этого аята, намаз можно совершать в любой обстановке, независимо, где бы вы ни находились. Если по каким-то независящим от вас обстоятельствам вам пришлось отложить свой намаз, то вы можете сочетать два намаза вместе. Например, пропустили зухр. В таком случае зухр можете совершать перед наступлением времени аср и т.д. Но ни в коем случае нельзя совершать намаз до наступления своего времени, как это делают многие невежественные люди во время путешествий, совершая два намаза вместе, один из которых еще до наступления своего времени, как например, после зухр сразу совершают аср, хотя время начала намаза аср еще не наступило.

Абдулла Ибн Шакык сказал: «Однажды, Ибн Аббас проповедовал нам с предвечерней молитвы до тех пор, пока не закатилось солнце и появились звезды. Люди забеспокоились: «Молитва! Молитва!» Тогда к нему подошел мужчина из племени Бану Тамим и, не прячась и не сгибаясь, произнес: «Молитва! Молитва!» Тогда Ибн Аббас сказал: «Ты учишь Сунне меня?! У тебя матери нет!» И сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, совместил послеполуденную молитву и предвечернюю, вечернюю и ночную». Абдулла Ибн Шакык сказал: «Мне было неспокойно от этого в груди и я сходил к Абу Хурайре и спросил его (об этом), однако, он подтвердил достоверность его слов» (Муслим). А если своевременное совершение нескольких намазов становится невозможным от независящих от вас обстоятельств, то эти намазы можно отложить до появление первой возможности, как поступал Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) во время осады Медины, известной как «битва у рва». В любом случае перед намазом постарайтесь определить Киблу. Если все таки не смогли определить Киблу, то на вас не будет греха, совершайте свой намаз уверенно. В случае, если во время поездки вы не одни, а несколько человек и для вас будет затруднительно вместе совершение коллективного намаза (например, в самолёте), то люди могут провести её каждый по отдельности стоя, сидя или опустившись на колени. Аллах всегда примет искренние намерения Своих рабов!

Сообщается, что Анас сказал: «Я участвовал в бою за овладение укреплениями Тустара, который происходил на заре. Этот бой был ожесточённым, и люди не могли приступить к молитве, которую совершили только после того, как солнце поднялось уже высоко над горизонтом. Мы совершили эту молитву вместе с Абу Мусой (аль-Аш'ари), а потом нам была дарована победа». Анас сказал: «И я не променял бы эту молитву на весь мир со всем, что в нём есть» (Бухари; Ибн Абу Шайба).

Спорной и нерешенной проблемой среди путешественников является совершение намаза во время движение транспорта (самолет, поезд, машина и т.д.). Некоторые ученые запрещают совершать намаз сидя, предварительно не определив сторону Киблы и рекомендуют совершать намаз на полу между сидениями обязательно в сторону Киблы. Такое утверждение ошибочное. Передают, что Ибн Умар рассказывал, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) по дороге из Мекки в Медину совершал намаз верхом на своей верблюдице, и его лицо было обращено в направлении движения животного. По этому поводу был ниспослан аят: «Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха!» (2:115) (Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ахмад).

Ахмад передал со слов Джабира: «Я видел, как Посланник (мир ему и благословение Аллаха) совершал добровольные намазы на своей верблюдице в любом направлении. При совершении земного поклона он склонялся ниже, чем при совершении поясного, наклоняя голову». В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: «(Находясь в пути), Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обычно совершал добровольные молитвы и витр верхом на своей верблюдице, в какую бы сторону она ни направлялась, но предписанных обязательных молитв верхом он не совершал» (Муслим).

Ат-Тирмизи и Ахмад передали малоизвестный хадис со слов Йа'лы ибн Муры: «Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) вместе со своими сподвижниками добрался до перевала, он сидел верхом на верблюдице. Шел дождь, и земля была сырой. Когда наступило время намаза, он велел муэдзину призвать на намаз и объявить о его начале. Затем он выехал вперед на своей верблюдице и совершил намаз, наклоняя голову. При совершении земного поклона он склонялся ниже, чем при совершении поясного».

Во время болезни мы часто забываем облегчение Аллах Та‘аля: «То вспоминайте Аллаха - стоя, сидя и на своих боках» (4:103). ‘Имран ибн Хусейн однажды во время своей болезни спросил у Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) о чтении намаза, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ответил: «Читай намаз стоя, а если нет на это силы, то читай сидя, а если на это тоже нет силы, тогда читай на своём боку» (Бухари).

В Насаи приведены также следующие хадисы: «Если не можешь читать намаз на боку, то читай лёжа на спине, не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для неё» (Дар Кутни).

Нафи‘ передаёт, что ибн ‘Умар сказал: «Если больной не может совершить сажда, то пусть совершает намаз знаком, (но для совершения сажда) нельзя поднимать что-нибудь к своему лбу» («Муатта имам Малик»).

Отличительными чертами шариата являются милосердие и лёгкость, и поэтому больному разрешается совершать намаз сообразно его возможностям. Указанием на это является хадис, в котором сообщается, что 'Имран бин Хусайн сказал: «У меня был геморрой, и я спросил Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) о (том, как мне совершать) молитву. Он сказал: «Стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь (делать и этого, то молись лёжа) на боку"» (Бухари). Этот хадис относится также и к путешественникам, когда они сидят в поезде или автобусе.

Если совершение намаза стоя причинит больному вред, ему разрешается совершать намаз сидя. Другими словами, он может сесть так, чтобы намаз не доставляла ему затруднений и не причинила вреда, например, совершать поясные и земные поклоны, скрестив ноги. Уважительной причиной для совершения намаза сидя могут служить опасения перед тем, что болезнь может усилиться, или для выздоровления потребуется больше времени, о чём уже известно по прошлому опыту, или указание сведущего врача - мусульманина, а также сильная боль, головокружение или недержание мочи у больного в тех случаях, когда он совершает намаз стоя.

Если больной не в состоянии обозначать земные поклоны движениями головы, ему следует отложить намаз и не делать никаких знаков ни глазами, ни бровями, так как имеется прямое указание на необходимость обозначения поясных и земных поклонов кивками, но не знаками, которые делаются глазами или бровями. Передают со слов Ибн 'Умара, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Если больной не в состоянии совершить земной поклон, ему следует обозначать его кивком, ничего не поднимая ко лбу» (Малик).

Передают со слов Ибн 'Аббаса, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Больному следует молиться стоя, однако если это для него затруднительно, он может молиться сидя. Если ему трудно (молиться сидя), он может (молиться лёжа), обозначая (поясные и земные поклоны) кивками, если же и это окажется для него затруднительным, пусть прославляет Аллаха» (Ат-Табарани).

Многие ученые ошибочно разрешают больным, пропустившим больше намазов, чем предписано совершать в течение дня и ночи, не возмещать их. Но это заблуждения, т.к. пропущенные обязательные намазы не снимаются, пока их не возместят. Если во время намаза здоровому человеку станет плохо, он должен, по возможности, довести намаз до конца сидя или лёжа.

Сообщается, что Аиша сказала: «Когда Посланник Аллаха, да благославит его Аллах и приветствует, пропускал ночную молитву из-за болезни или по какой-нибудь иной причине, он всегда совершал днём дополнительную молитву в двенадцать ракаатов» (Муслим).

Сообщается, что однажды 'Аммар бин Йасир лишился сознания и не приходил в себя, пока не прошло время полуденной, послеполуденной, вечерней и ночной молитв, очнувшись же в середине ночи, он совершил все четыре пропущенные им молитвы (Ад-Даракутни).

Особо хочется остановиться в вопросе путешествия женщины. По шариату женщине запрещено путешествовать одной, без сопровождения махрама, т.к. это связано с возникающими по дороге соблазнами соблазнить мужчинами одинокую женщину по наущению шайтана или ограбить ее. Передают со слов Ибн 'Умара, что Посланник Аллаха(салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Не следует женщине отправляться в путь, который займет три дня иначе как в сопровождении близкого родственника» (Бухари).

В конце хочу предупредить всех, чтобы они из-за уважения к личности путника не давали ему разрешения возглавлять коллективные намазы, кроме пятничного намаза, т.к. путник обязан сократить свои намазы, а местные жители лишены такой возможности. Поэтому местный имам всегда обязан сам совершать коллективный намаз как полагается:

Передают со слов 'Имрана бин Хусайна, что, совершая в Мекке молитвы в два рака'ата, Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил: «О жители Мекки, завершайте свою молитву, ибо мы находимся в пути» (Ат-Тирмизи).

Есть также большая разногласия среди ученых по поводу совершения дополнительных намазов путником. В этом вопросе мы обязаны следовать Сунне. Если у человека есть свободное время и сильно не занят делами, то он имеет полное право совершать дополнительные намазы по своему желанию и за свои старания он получит только вознаграждения, иншааЛлах. В противном случае греха не будет, если он совершит только обязательные намазы в сокращенном виде.

Передают со слов Ибн 'Умара, что, находясь в пути, Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) обычно совершал добровольные молитвы сидя верхом на своей верблюдице. Он (продолжал молиться), куда бы она ни поворачивалась вместе с ним, обозначая поклоны кивками, и Ибн 'Умар поступал так же (Аль-Бухари).

Сообщается, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники, находившиеся в пути, проспали утреннюю молитву. Абу Катада сказал: «Первым, когда солнце уже показалось, проснулся Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а потом в страхе поднялись и мы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел садиться верхом, после чего мы сели верхом и тронулись в путь. Когда же солнце поднялось над горизонтом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спешился и велел мне подать мой сосуд для омовения, в котором было немного воды. Потом он совершил более краткое по сравнению с обычным омовение, а потом Билял возгласил азан, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил добровольную молитву в два рака ата и предписанную утреннюю молитву, поступив так же, как он поступал ежедневно» (Муслим).

Как видите из содержания вышеприведенных хадисов, путешественник может по желанию совершать не только витр, но и другие дополнительные намазы в пути, по своему желанию.

Обновлено 03.01.2017 19:33