Ответ: Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Люди много говорили относительно пения, некоторые из них запрещали это, некоторые дозволяли, а некоторые считали порицаемым, но дозволенным. Мы же говорим: Следует сначала изучить исследуемую вещь, и только затем выносить решение относительно нее: запрет, дозволенность или же порицание. Так, например, песнями называют пение паломников в дороге. Иностранцы, которые едут на Хадж декламируют стихи, в которых они описывают Ка’бу, источник Зам-Зам и место стояния Ибрахима. Слушание этих стихов является дозволенным (мубах) В подобном пении нет того, что бы возбуждало и выходило бы за рамки приличного. Также под пением именуются стихи, которые произносили для побуждения к выходу в военный поход”. См. “Таблису Иблис” 237-238. Имам аш-Шатыби говорил: “У арабов не было мелодичного пения подобно тому, как это делают люди в наши дни. Они выразительно читали стихи, и не обучались пению подобно сегодняшнему, которое появи-лось после них. Они смягчали голос и тянули его так, как это подобало необразованным арабам, не знавшим музыку. И не было в таком голосе того, от чего испытывалось удовольствие и то, что возбуждало. Присут-ствовало же в их голосе бодрость, активность, как это делал ’Абдуллах ибн Рауаха, подгоняя пением верблю-дов, возле посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “аль-И’тисам” 1/368. К категориям песен, которые запрещены, относятся: 1. Песни в сопровождении любых музыкальных инструментов (исключением является бубен для женщин, о чем было сказано выше); 2. Песни, в которых описывается запретное и греховное, как например алкоголь, прелюбодеяние и т.д., даже если они без сопровождения музыкальных инструментов; 3. Песни, которые поются хором и на распев (ильхан), поскольку арабы произносили песни по-добные стихотворному чтению. О НАШИДАХ Что же касается так называемых исламских песен именуемых нашидами, которые широко распространены в наши дни, то они являются запретными не только по причине хорового и мелодичного исполнения, а также по причине того, что это деяние неоправданно приписали к религии. По этой причине оно стало вдвойне запретным, ибо эти нашиды не имеют никакого отношения к Исламу, более того являются нововведением и уподоблением заблудшим суфиям, которые сделали их для себя частью религии, а также и неверным христианам, которые распевают песни у себя в церквях, таким образом, считая, что они поклоняются Всевышнему. Что же касается песен, подобных стихам, произносимых без распева (ильхан) и хора, а также не содержащих в себе плохого смысла, то они являются дозволенными. И в этом не было среди имамов разногласий. См. «Кашфу аль-икъна’» 48, “Фатхуль-Бари” 10/554. Подобные стихи и песни, побуждающие к благому, являются дозволенными, а иногда и похваль-ными. Особенно во время работы и сражения, как это делали сподвижники с пророком (мир ему и благословение Аллаха). Анас рассказывал, что когда мухаджиры и ансары во время битвы у Рва копали ров, они переносили землю, произнося следующие стихи: “Мы – те, кто поклялся Мухаммаду в том, что будем бороться всегда, пока живы”. Что же касается пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он отвечал им так: «О Аллах, нет жизни, кроме жизни в мире вечном, прости же ансарам и му-хаджирам!»” аль-Бухари и Муслим. |