Можно ли брать деньги в долг при условии, что вернешь их с учетом инфляции? PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
07.04.2009 20:39

Можно ли брать деньги в долг при условии, что вернешь их с учетом инфляции?

Заемщик может добровольно дать обещание вернуть долг с учетом инфляции. С точки зрения Ислама данный поступок является рекомендуемым. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: "Лучшие из вас те, кто лучше расплачивается с долгами". В другом хадисе говорится: "Верните долг таким образом, чтобы тот, кто вам дал в долг, остался довольным вами". Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда действовал таким образом, возвращая свой долг больше полученного.

Также, согласно мнению исламских ученых, допустимо заключение договора, в котором оговаривается возврат денет с учетом инфляции. Например таким образом, если взять, что сегодня килограмм сахара стоит 2 доллара, то через полгода при возврате кредита должник вернет долг за килограмм сахара, если килограмм сахара будет стоит в тот момент 4 доллара. Но это не означает, что тот, кто дает в долг имеет право просить проценты!

 Сообщается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах любит, когда проявляют великодушие при продаже, при покупке и при возврате долга». ат-Тирмизи.

Дополнительно:

Дать в долг – лучше, чем садака

Предоставление денег или других материальных ценностей кому-либо на время с условием возврата без увеличения суммы по Шариату называется карз (долг). Карз - довольно распространенное явление. Поэтому необходимо знать рамки, определенные Исламом, чтобы избежать всякого рода конфликтов.

Карз - разрешенное деяние. Согласно нормам Шариата, заем денег - желательное и весьма богоугодное деяние. Об этом свидетельствуют аяты Корана, хадисы и иджма улемов (единогласное мнение теологов-правоведов). Благотворительность и садака (милостыня) также считается своего рода карзом Аллаху.

В хадисе сказано: «Одолжить мусульманину два раза - равносильно отдать деньги один раз насовсем». Также Пророк (мир ему и благословение) говорил, что вознаграждение за карз больше, чем за садака.

Как правило, в долг просит только тот, кто сильно в чем-либо нуждается. Поэтому, чем больше удовлетворенная нужда, тем выше и вознаграждение для кредитора.

В хадисе сказано: «Мусульманин - брат мусульманину, он не угнетает и не предает его. Кто удовлетворит нужду своего брата, Аллах исполнит его нужду, кто избавит своего брата от печали и заботы, того Аллах в Судный день избавит от печали». Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «В ночь Ми`раджа я видел, что на воротах Рая было написано: «Садака вознаграждается в десятикратном размере, карз - в восемнадцатикратном». Я спросил у Джабраила (мир ему): «Почему карз выше, чем садака?». Он ответил: «Человек может просить что-либо, даже имея его, а одалживает он лишь в случае крайней нужды».

Согласно нормам Шариата, просить в долг дозволено (мубах), а давать - желательно (мандуб). Но если кредитор точно знает, что долг берется в запретных целях (харам), как, например, для приобретения спиртного и т. д., то одалживать – недопустимо (харам). Занимать нежелательно (макрух), если человек знает, что он не сможет вернуть его. В то же время обязательно следует (ваджиб) одолжить, если просят по крайней нужде, например для пропитания семьи, и если просящий не может получить средства другим путем.

Предоставление кредита необходимо оговаривать. Дающему в долг следует сказать: «Я даю тебе карз», а принимающий: «Я принял». Передача и прием средств молча недостаточны – произнесение таких или подобных им фраз обязательно.

Предписание точно оговаривать заключение договора увеличивает ответственность сторон и содержит гарантию от возникновения в дальнейшем разного рода разногласий и непонимания.

Желательно также, чтобы при получении долга присутствовали свидетели и это оформлялось в письменной форме или же заверялось у нотариуса. Иными словами, любые действия, повышающие ответственность, приветствуются, поскольку это исключает возможность возникновения в будущем разного рода конфликтов и разногласий.

Занимающий должен быть зрелым, умным, умеренным в делах и хозяйстве. Нельзя брать и давать карз несовершеннолетнему ребенку и слабоумному. Предоставление кредита должно быть сугубо добровольным актом обоих сторон, карз по принуждению недопустим.

Можно давать и получать деньги в долг, урожай, скот, недвижимость и другое имущество и ценности, которые можно измерить и описать. Карз должен быть известным по весу, объему, количеству или по другим параметрам. Это необходимо для того, чтобы долг мог быть возвращен в точности. Если не будут ясно определенно параметры карза, то долг не считается. Нельзя брать в долг продукты или что-либо другое, перемешанное с чем-либо, точное количество примеси в котором трудно установить, например, молоко, перемешанное с водой, пшеницу, перемешанную с овсом и др.

Если кредитор потребует свое имущество обратно, в то время как должник использовал его, то необходимо вернуть что-либо другое, подобное тому, что одалживалось. Если между сторонами возникнут разногласия насчет количества или признаков карза, то преимущественно при рассмотрении дела в свидетельстве должника, подкрепленного клятвой, так как на нем лежит обязанность в случае чего возместить средства из своего кармана.

Давший в долг может потребовать его обратно в любое время. Нет разницы, устанавливался ли какой-либо срок карза или нет.

В хадисе сказано: «Каждый кредит, в котором содержится какая-либо польза, - это риба» (риба – ростовщичество). Любое условие, в котором содержится выгода для кредитора, как, например, условие, что должник вернет деньги в большем размере, или же товар лучшего качества, чем одолжил, недопустимо. Карз должен преследовать только одну цель – помощь одалживающему.

Однако Шариат не запрещает оговаривать возврат заема с учетом инфляции. В этом случае необходимо четко определить из стоимости чего именно будет определяться карз на момент возврата, например, золота.

Шариат также не запрещает отблагодарить одолжившего, например, сделать ему подарок. Но это необходимо сделать после исполнения долга, и подарок ни в коем случае не должен быть оговорен во время предоставления карза.

Отблагодарить же того, кто сделал вам добро, желательно (сунна). Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Старайтесь возвращать свои долги красиво». В другом хадисе приводится: «Достойнейшие из людей те, кто возвращают долги наилучшим образом». В то же время заметим, что если в какой-либо местности отблагодарить подарком за карз уже стало традицией, то улемы советуют кредитору не принимать их, так как в этом есть некий элемент обязательности.

Карз необходимо возвращать своевременно. Затягивание с выплатой займа считается угнетением (зульм). В хадисе сказано, что в Судный День могут быть прощены грехи человека, но не долги. За карз будет спрошено даже с шахидов, которым Аллах прощает все проступки. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) напутствовал отправляющимся на джихад прежде всего вернуть долги.

В том случае, если должник не в состоянии возвратить, что занимал, желательно простить ему карз. Это является весьма богоугодным деянием.

 

 

Обновлено 27.12.2010 16:40