МОЖНО ЛИ ПРИНИМАТЬ ПИЩУ ЛЁЖА ИЛИ ОПЁРШИСЬ НА РУКУ? PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
05.05.2009 15:52
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

МОЖНО ЛИ ПРИНИМАТЬ ПИЩУ ЛЁЖА ИЛИ ОПЁРШИСЬ НА РУКУ?

Из сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, известно, что желательно проявлять умеренность в еде и питье. Имам Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хаким передали со слов аль-Микдама ибн Ма‘дикариба, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек не заполнял худшего сосуда, чем его желудок. Потомку Адама достаточно нескольких кусочков, которые поддержат его спину, но если он непременно станет есть, то треть предназначена для еды, треть — для жидкости, а треть — для воздуха». Аль-Албани назвал хадис достоверным.

Умеренность в еде помогает человеку сохранять бодрость, вести здоровый образ жизни, приносит ему пользу не только в этом мире, но и в последней жизни. Имам ас-Сан‘ани подчеркнул, что голод очищает сердце, обостряет ум и проницательность, а сытость делает человека глупее и ослепляет его сердце. Кроме того, голод помогает воздерживаться от соблазнов, потому что страсть и соблазны усиливаются, когда человек сыт и доволен. Абу Ну‘айм в «Хилйа аль-аулийа» передал со слов Салмана аль-Фариси, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Люди, которые чаще всех насыщались в этом мире, будут дольше всех голодать в последней жизни». Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим.

Известно, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обучал мусульман принимать пищу в таком положении, в котором им легче всего насытиться, довольствуясь минимальным количеством еды. Ахмад, аль-Бухари, ат-Тирмизи, Абу Давуд и Ибн Маджа передали со слов Абу Джухайфы, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я не ем прислонившись». Глагол «иттакаа» означает «опираться», «прислоняться». Комментаторы высказывали мнения, что сидеть прислонившись означает сидеть в любой удобной позе, облокачиваться на бок, опираться на левую руку. Аль-Хаттаби считал, что во время приёма пищи нежелательно сидеть, опираясь на ягодицы. Он сказал: «Смысл хадиса таков: во время еды я не сажусь, опираясь на ягодицы, потому что так поступает тот, кто ест много. Я же ем столько, сколько мне достаточно, и поэтому сажусь так, чтобы быть наготове». Ибн аль-Каййим в книге «Зад аль-ма‘ад» писал, что опираться означает лежать на боку, опираясь на руку; сидеть, опираясь на одну руку; или сидеть, скрестив ноги. Он считал, что есть в любом из этих трёх положений нежелательно. Ибн Хаджар, подробно рассмотрев данный вопрос, пришёл к заключению, что принимать пищу желательно либо сидя на обеих коленях, либо сидя на левой ноге и подняв колено правой ноги.

Ещё одна причина, по которой нежелательно есть прислонившись или облокотившись, состоит в том, что так поступают высокомерные и заносчивые. Ибн Маджа и ат-Табарани передали со слов ‘Абдаллаха ибн Бусра, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, угостили бараниной, и он сел на колени, чтобы поесть. Тут какой-то бедуин сказал ему: «Что это за манера сидеть?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Поистине, Аллах сделал меня великодушным рабом, а не упорствующим тираном». Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим.

Запрет на употребление пищи прислонившись или облокотившись не является категорическим. Среди ранних мусульман было немало тех, кто разрешал поступать так. Ибн Абу Шайба привёл сообщения о том, что Ибн ‘Аббас, Халид ибн аль-Валид, ‘Убайда ас-Салмани, Мухаммад ибн Сирин, ‘Ата ибн Йасар и аз-Зухри считали это дозволенным. А лучше всего об этом известно Аллаху.