Как правильно смеяться? PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
16.09.2009 00:56

   Вопрос. Этот вопрос связан со смехом, который очень сильно распространен среди людей, а особенно среди молодежи. Когда мы находимся вместе с друзьями, мы много смеемся, это даже доходит до крайности. Это очень быстро распространяется, как нам вылечится от этого?
Ответ. Ответ на эту жалобу имеет две стороны: сторону знания и сторону действия. Сторона знания так же делится на две части. Первая часть – это знание о том, как смеялся наш пророк r и это важно. Поистине он является лучшим примером для людей во всем. Как передается в одном из достоверных хадисов: «Пророк r не смеялся, а всего лишь улыбался» в другом же хадисе говорится: «он смеялся беззвучно и мало». Так же сообщается, что пророк r сказал: «Не увеличивайте количество смеха, так как это убивает сердце». Так же сообщается, что пророк r сказал: «Большое количество смеха, это искушение сердца». Сесть на судно, зная о том, что оно скоро пойдет ко дну и погубить себя является, крайностью! Вкратце сторона знания такова.
Прежде чем перейти к разъяснению стороны действия, следует отметить, что смех не является запретным. Мусульманин не должен быть хмурым и резким. Смех - от фитры человека. Всевышний Аллах сказал: «Он заставляет смеяться и плакать». Однако мы пытаемся указать на лечение следующих болезней:
- Собрания, где много смеха.
- Ослабление сердца верующего посредством большого количества смеха, тогда как он должен стараться сохранить свое сердце здоровым.
- Призывающий который пытающийся добиться расположения людей, путем смеха. Несмотря на то, что он пытается принести пользу людям, он не знает, что люди собираются вокруг него только для того чтобы посмеяться. И как же мало пользы они получают!  
Проблема в том, что многие люди видят в смехе лекарство от горя и отчаяния. Это все равно что заменить лучшее тем, что хуже. Как однажды мне рассказали, что один человек поругавшись, вышел из своего дома. И его встретил по дороге один из его друзей и спросил: «Куда ты направляешься?» Тот ответил: «У меня нет настроения, и я направляюсь к такому-то и такому-то, чтобы они рассмешили меня и развеяли мою скуку».  Поистине он не чувствует того, что тот кто смешит его, доводит его до состояния опьянения. И когда кончится время действия этого дурмана, он вновь вернется к своему горю.
Поистине когда пророку r становилось грустно, он совершал молитву. И когда что-то сковывало его душу, он говорил: «О Живой и Сущий Господь! Я обращаюсь за Твоим прощением». Так же передается, что он говорил: «О Живой и Сущий! Я обращаюсь за Твоим прощением. Аллах мой Господь, и я не придаю Ему сотоварищей». Так же в одном из известных дуа он говорил: «О Аллах! Я Твой раб, сын Твоего раба ….». И это очень важно было отметить прежде чем войти в следующий раздел.

Сторона практическая.   

Для того чтобы предотвратить крайность в смехе следует обратиться к следующим вещам:

  1. Часто вспоминать смерть, наказания могилы, Судный день, расчет, мост (сыраат), огонь и другие картины, вселяющие страх в сердце человека. Так же следует воспитываться посредством тех контекстов, которые описывают данные события и изучать толкование этих контекстов. Так же следует общаться с мягкосердечными людьми. 
  2. Размышлять о положении мусульман в наши дни. Размышлять о том, что мусульмане подвергаются притязаниям со всех сторон, против них принимаются всякие законы, и они уничтожаются. И если мусульманин будет размышлять об этом от чистого сердца и глубоко, то это позволит ему больше плакать, нежели смеяться.
  3. Каждый мусульманин должен чувствовать на себе тяжесть обязанностей возложенных на него. Его умма ждет от него действий, которые выведут её из трудного положения, и заставит её проснуться. Если он беспокоиться об этом, то будет проводить время за самовоспитанием, воспитанием своей семьи и родственников, и тех, кого он любит. И тогда у него не будет времени для бесполезных дел и смеха.
  4. Отстранение от людей, усердствующих в смехе. Так же следует воздерживаться от общества людей, которые любят смешить народ, и известны как комические личности. Так же следует увещевать таких людей. И мы уже упоминали о призывающих при помощи смеха людей. Иногда мы слышим – А где же тот шейх, который смешит людей? Мы хотим именно его. Поистине это подло. Эти люди в не уммы, так как Всевышний Аллах сказал: «Это (Коран) – Слово различающее, а не шутка». Так же Аллах сказал: «Крепко придерживайтесь того, что Мы даровали вам…». В одном из хадисов повествуется: «Если бы вы знали то, что знаю я, то поменьше смеялись и побольше плакали и поднялись бы как можно выше и молили бы Аллаха». Поистине если бы мы знали, что от нас требуется и что нас ждет, то мы лишились бы радости да же на мгновение.    
  5. Изо всех сил сопротивляться смеху. Может получиться так, что вы окажетесь среди таких людей которые любят проводить свое время в смехе, в подобном положении в первую очередь следует сопротивляться смеху, подобно тому как вы сопротивляетесь зевоте. Во-вторых, следует увещевать собравшихся и помочь им, а это может сделать только серьезный, смелый, умелый и решительный человек. Хвала Аллаху, что в людях есть добро и они готовы прислушаться к обладающим ценными качествами и исправляющим призывающим людям. Это увещевание может открыть для них разнообразные пути и указать на вредоносность большого количества смеха, и что это может привести их ко лжи. Человек любящий смешить людей, будет придумывать новые истории, когда ему уже не о чем будет рассказать из смешных историй. Посланник Аллаха r предупредил подобных людей, сказав: «Горе тем, горе тем, горе тем! Которые рассказывают что-то людям, для того чтобы рассмешить их!» Большое количество смеха так же унижает достоинство человека и делает его в глазах людей низким. Несмотря на положение подобного человека в том или ином собрании, на самом деле он не имеет уважения среди них.
  6. Следует поменять смешную тему на серьезную. Если вы увидите что люди стали часто смеяться, то следует мягко и подходящими методами расположить их сердца к себе, и направить их на обсуждение серьезной темы и тем самым использовать их время с пользой. А это в свою очередь может происходить при помощи чтения какой-либо полезной книги, обсуждения какой-нибудь важной темы, призыва к совершению каких-либо праведных деяний. Это является из деяний, которые любит Всевышний Аллах.
  7. Перейти границу в смехе и попасть в крайность. Если люди перешли границу в этом деле и не перестают смеяться и пребывают в беспечности, то самым последним средством является оставление этого места, для спасения своего сердца от искушения, так как ты испробовал все методы и выполнил свои обязательства перед ними. Всевышний Аллах сказал: «Ни одна душа не понесет чужого бремени».       

Автор: М. Салих аль-Мунаджид
Перевод: Абу Имран ас-Саляфи


Муснад имама Ахмада, 5\97; Сахих уль-джами, 4861.

Муснад имама Ахмада, 5\86; Сахих уль-джами, 4822.

Ибн Маджах, 4193; ас-Сильсилят-ус Сахиха, 506.

Ан-Наджм, 43.

Сахих-уль джами, 4777.

Сахих-уль джами, 4791.

Ат-Тарик, 13-14.

Аль-Бакъара, 63.

Сахих уль-джами, 7\36.

Аль-Анам, 164.

 

Обновлено 27.12.2010 14:45