Вопрос. Этот вопрос связан со смехом, который очень сильно распространен среди людей, а особенно среди молодежи. Когда мы находимся вместе с друзьями, мы много смеемся, это даже доходит до крайности. Это очень быстро распространяется, как нам вылечится от этого? Ответ. Ответ на эту жалобу имеет две стороны: сторону знания и сторону действия. Сторона знания так же делится на две части. Первая часть – это знание о том, как смеялся наш пророк r и это важно. Поистине он является лучшим примером для людей во всем. Как передается в одном из достоверных хадисов: «Пророк r не смеялся, а всего лишь улыбался» в другом же хадисе говорится: «он смеялся беззвучно и мало». Так же сообщается, что пророк r сказал: «Не увеличивайте количество смеха, так как это убивает сердце». Так же сообщается, что пророк r сказал: «Большое количество смеха, это искушение сердца». Сесть на судно, зная о том, что оно скоро пойдет ко дну и погубить себя является, крайностью! Вкратце сторона знания такова. Прежде чем перейти к разъяснению стороны действия, следует отметить, что смех не является запретным. Мусульманин не должен быть хмурым и резким. Смех - от фитры человека. Всевышний Аллах сказал: «Он заставляет смеяться и плакать». Однако мы пытаемся указать на лечение следующих болезней: - Собрания, где много смеха. - Ослабление сердца верующего посредством большого количества смеха, тогда как он должен стараться сохранить свое сердце здоровым. - Призывающий который пытающийся добиться расположения людей, путем смеха. Несмотря на то, что он пытается принести пользу людям, он не знает, что люди собираются вокруг него только для того чтобы посмеяться. И как же мало пользы они получают! Проблема в том, что многие люди видят в смехе лекарство от горя и отчаяния. Это все равно что заменить лучшее тем, что хуже. Как однажды мне рассказали, что один человек поругавшись, вышел из своего дома. И его встретил по дороге один из его друзей и спросил: «Куда ты направляешься?» Тот ответил: «У меня нет настроения, и я направляюсь к такому-то и такому-то, чтобы они рассмешили меня и развеяли мою скуку». Поистине он не чувствует того, что тот кто смешит его, доводит его до состояния опьянения. И когда кончится время действия этого дурмана, он вновь вернется к своему горю. Поистине когда пророку r становилось грустно, он совершал молитву. И когда что-то сковывало его душу, он говорил: «О Живой и Сущий Господь! Я обращаюсь за Твоим прощением». Так же передается, что он говорил: «О Живой и Сущий! Я обращаюсь за Твоим прощением. Аллах мой Господь, и я не придаю Ему сотоварищей». Так же в одном из известных дуа он говорил: «О Аллах! Я Твой раб, сын Твоего раба ….». И это очень важно было отметить прежде чем войти в следующий раздел. Сторона практическая. Для того чтобы предотвратить крайность в смехе следует обратиться к следующим вещам: - Часто вспоминать смерть, наказания могилы, Судный день, расчет, мост (сыраат), огонь и другие картины, вселяющие страх в сердце человека. Так же следует воспитываться посредством тех контекстов, которые описывают данные события и изучать толкование этих контекстов. Так же следует общаться с мягкосердечными людьми.
- Размышлять о положении мусульман в наши дни. Размышлять о том, что мусульмане подвергаются притязаниям со всех сторон, против них принимаются всякие законы, и они уничтожаются. И если мусульманин будет размышлять об этом от чистого сердца и глубоко, то это позволит ему больше плакать, нежели смеяться.
- Каждый мусульманин должен чувствовать на себе тяжесть обязанностей возложенных на него. Его умма ждет от него действий, которые выведут её из трудного положения, и заставит её проснуться. Если он беспокоиться об этом, то будет проводить время за самовоспитанием, воспитанием своей семьи и родственников, и тех, кого он любит. И тогда у него не будет времени для бесполезных дел и смеха.
- Отстранение от людей, усердствующих в смехе. Так же следует воздерживаться от общества людей, которые любят смешить народ, и известны как комические личности. Так же следует увещевать таких людей. И мы уже упоминали о призывающих при помощи смеха людей. Иногда мы слышим – А где же тот шейх, который смешит людей? Мы хотим именно его. Поистине это подло. Эти люди в не уммы, так как Всевышний Аллах сказал: «Это (Коран) – Слово различающее, а не шутка». Так же Аллах сказал: «Крепко придерживайтесь того, что Мы даровали вам…». В одном из хадисов повествуется: «Если бы вы знали то, что знаю я, то поменьше смеялись и побольше плакали и поднялись бы как можно выше и молили бы Аллаха». Поистине если бы мы знали, что от нас требуется и что нас ждет, то мы лишились бы радости да же на мгновение.
- Изо всех сил сопротивляться смеху. Может получиться так, что вы окажетесь среди таких людей которые любят проводить свое время в смехе, в подобном положении в первую очередь следует сопротивляться смеху, подобно тому как вы сопротивляетесь зевоте. Во-вторых, следует увещевать собравшихся и помочь им, а это может сделать только серьезный, смелый, умелый и решительный человек. Хвала Аллаху, что в людях есть добро и они готовы прислушаться к обладающим ценными качествами и исправляющим призывающим людям. Это увещевание может открыть для них разнообразные пути и указать на вредоносность большого количества смеха, и что это может привести их ко лжи. Человек любящий смешить людей, будет придумывать новые истории, когда ему уже не о чем будет рассказать из смешных историй. Посланник Аллаха r предупредил подобных людей, сказав: «Горе тем, горе тем, горе тем! Которые рассказывают что-то людям, для того чтобы рассмешить их!» Большое количество смеха так же унижает достоинство человека и делает его в глазах людей низким. Несмотря на положение подобного человека в том или ином собрании, на самом деле он не имеет уважения среди них.
- Следует поменять смешную тему на серьезную. Если вы увидите что люди стали часто смеяться, то следует мягко и подходящими методами расположить их сердца к себе, и направить их на обсуждение серьезной темы и тем самым использовать их время с пользой. А это в свою очередь может происходить при помощи чтения какой-либо полезной книги, обсуждения какой-нибудь важной темы, призыва к совершению каких-либо праведных деяний. Это является из деяний, которые любит Всевышний Аллах.
- Перейти границу в смехе и попасть в крайность. Если люди перешли границу в этом деле и не перестают смеяться и пребывают в беспечности, то самым последним средством является оставление этого места, для спасения своего сердца от искушения, так как ты испробовал все методы и выполнил свои обязательства перед ними. Всевышний Аллах сказал: «Ни одна душа не понесет чужого бремени».
Автор: М. Салих аль-Мунаджид Перевод: Абу Имран ас-Саляфи Муснад имама Ахмада, 5\97; Сахих уль-джами, 4861. Муснад имама Ахмада, 5\86; Сахих уль-джами, 4822. Ибн Маджах, 4193; ас-Сильсилят-ус Сахиха, 506. Ан-Наджм, 43. Сахих-уль джами, 4777. Сахих-уль джами, 4791. Ат-Тарик, 13-14. Аль-Бакъара, 63. Сахих уль-джами, 7\36. Аль-Анам, 164.
|