Хадис об азане в ухо новорожденного PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
28.09.2009 16:18
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Вопрос: Ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух!
У меня такой вопрос: недавно узнала, что хадис насчет чтения азана в правое ухо новорожденного не достоверный ,правда ли это?
джазакум Ллаху хайран!

 

Ответ: Уа алейкуму ас салям уа рахматуЛлахи,уа баракатуху!

Все верно сестра, этот хадис слабый, а хадисы про икъама в левое ухо - вообще выдуманные.
Небольшой разбор этой темы:
Имам ан-Науауи говорил: “Сунной является произнесение слов азана в ухо ребенка при его рождении, независимо от того мальчик это или же девочка”. См. «аль-Маджму’» 8/442.
Шейх Ибн аль-Къайим писал: “Смысл того, чтобы произносить слова азана в ухо ребенка состоит в том, чтобы первыми словами, которые услышит ребенок, были слова, возвеличивающие Аллаха и свидетельствующие о Его единовластном господстве. Также известно, что слова азана прогоняют шайтана. Также в этом поступке есть и другой смысл, а это призыв ребенка с рождения к Аллаху и Его религии Ислам, и поклонении Ему одному”. См. “Тухфатуль-маудуд” 25.
При этом, эти ученые опирались на хадис от Абу Рафи’а, который рассказывал: “Я видел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) читал азан в ухо Хасану ибн ‘Али, когда его родила Фатима”. Абу Дауд 5105, ат-Тирмизи 1514.
Достоверность этого хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и имам аль-Хаким.
Однако другие имамы считали этот хадис слабым по причине передатчика по имени ‘Асым ибн ‘Убайдуллах. Такие имамы, как Шу’ба, Ибн Ма’ин, Ахмад, аль-Бухари, Ибн Хаджар и др. назвали его слабым передатчиком. См. “Тахзибуль-камаль” 13/500.
Поэтому, имам аз-Захаби возразил на слова аль-Хакима, что данный хадис с достоверным иснадом, и сказал: «Этот ‘Асым – слабый передатчик!» См. “аль-Мустадрак” 3/179.
Также и после слов имама ат-Тирмизи, что этот хадис достоверный, шейх аль-Мубаракфури в комментариях к сборнику ат-Тирмизи не согласился с ним и стал разъяснять причину слабости этого хадиса. См. “Тухфатуль-ахуази” 5/108.
Этот хадис назвали слабым также хафиз Ибн Хаджар и имам аль-Мунауи. См. “Тальхысуль-хабир” 4/149, “Файдуль-Къадир” 5/217.
Что касается шейха аль-Альбани, то он в одно время считал данный хадис хорошим, в силу существования других. Однако впоследствии он пересмотрел это мнение и тоже назвал данный хадис слабым. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1/491.
Этот хадис считали слабым также имам ан-Науауи и Ибн аль-Къайим, которые говорили о желательности произнесения слов азана в ухо новорожденного. Однако они усилили его достоверность другими подобными хадисами. Например, этот же хадис Абу Рафи’а передается и с другим иснадом, но, в его иснаде вместо ‘Асыма передатчик по имени Хамад ибн Шу’айб, который еще слабее, чем ‘Асым. Поэтому хафиз аль-Хайсами сказал: “Этот хадис приводит ат-Табарани в «аль-Кабир» и в его иснаде Хамад ибн Шу’айб, который очень слабый передатчик”. См. “Маджма’ аз-зауаид” 4/60.
На эту тему есть также другой хадис: «Если у человека родился ребенок, и он произнес азан ему в правое ухо, а икъама в левое, то ему не причинит вреда джин по имени Умм Сыбьян». Абу Я’ля 6747, аль-Байхакъи 15/99, Ибн ас-Сунни 1/173.
Этот хадис назвали слабым аль-Байхакъи, аль-Хайсами, аль-Бусайри и др. См. “аль-Итхаф” 7/91, “Маджма’у-ззауаид” 4/59.
Однако шейх аль-Альбани не был согласен с такой оценкой и сказал, что данный хадис не просто слабый, а ложный, поскольку в его цепи два передатчика, которых обвиняли в выдумывании хадисов: Яхья ибн аль-‘Аля и Маруан ибн Салим. Имам Ахмад сказал: “Яхья ибн аль-‘Аля лжец, выдумывавший хадисы!”А Маруана ибн Салима называли лжецом, выдумывавшим хадисы, имамы Абу ‘Аруба аль-Харрани и ас-Саджи. См. “Тахзибуль-камаль” 27/393 и 31/486.
По этой причине шейх аль-Альбани назвал этот хадис ложным. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 321.
Также есть еще один подобный хадис, который передается со слов Ибн ‘Аббаса: «Когда родился Хасан, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произнес азан в его правое ухо, а икъама в левое». аль-Байхакъи 6/390.
Этот хадис также недостоверный. В его иснаде целых три проблемы: Мухаммад ибн Юнус и Хасан ибн ‘Амр, которых имамы аль-Бухари, ад-Даракъутни, Абу Дауд и др. называли лжецами, а также аль-Къасим ибн Мутайиб, который является неприемлемым передатчиком. См. “Тахзибуль-камаль” 26/66-78, “Тарихуль-кабир” 2/299.
Таким образом, нет ничего достоверного в шариате относительно произнесения слов азана и икъама в ухо новорожденного, по этой причине передается, что имам Малик порицал этот поступок. И на самом деле хадис Абу Рафи’а не может усиливаться подобными хадисами на эту тему, поскольку эти хадисы не просто слабы, так как в них есть лживые и выдумывавшие хадисы передатчики, как нам стало известно. Ведь для того, чтобы слабые хадисы усиливали друг друга необходимо, чтобы слабость хадисов заключалась в плохой памяти или ошибках передатчиков, но, ни в коем случае не в лживости, нечестии или выдумывании хадисов. См. “Къауа’ид ат-тахдис” 90, “Шарх ан-нухба” 25.
Однако следует отметить, что самый первый хадис от Абу Рафи’а в этой главе, о произнесении азана в ухо новорожденного, является менее слабым из всех хадисов на эту тему.
Также, сторонники правомочности произнесения азана и икъама в ухо новорожденного подкрепляют это мнение поступком халифа ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, от которого передают, что когда у него рождался ребенок, он произносил слова азана в правое ухо, а слова икъама в левое.
Это сообщение упомянул хафиз Ибн Хаджар и сказал: “Я не видел у этого сообщения иснада, его приводил Ибн аль-Мунзир”. См. “Тальхысуль-хабир” 4/149.
Однако это сообщение от ‘Умара приводится в сборнике ‘Абдур-Раззакъа № 7985 с непрерывным иснадом. Но это сообщение недостоверное, поскольку в цепи этого сообщения передатчик по имени Ибрахим ибн Абу Яхья, которого обвиняли во лжи, как сказано об этом в «Тахзиб ат-тахзиб». Абу Хамам говорил о нем: “Я слышал, как он ругал некоторых саляфов!” Когда имама Малика спросили о нем: «Является ли он надежным в хадисах?» Он сказал: “Нет! И в религии тоже ненадежный!” Имам Ахмад сказал о нем: “Он къадарит, джахмит и все зло содержится в нем!” Имам аль-Бухари сказал: “Он къадарит и джахмит, его оставили Ибн аль-Мубарак и другие”. Имамы Ибн Ма’ин и Абу Дауд сказали о нем: “Рафидит и лжец!” См. “Тахкиратуль-хуффаз” 1/246.
Таким образом, на данную тему нет ничего достоверного ни от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни от кого-либо из числа саляфов.
Но если кто-то будет опираться на хадис Абу Рафи’а и слова некоторых ученых, говоривших о желательности произнесения азана в ухо новорожденного, то не следует его за это порицать и обвинять в нововведении, поскольку у этого поступка есть основа, хоть и очень слабая, но все же есть. Поэтому следует мудро и мягко объяснить, что хадисы в этой теме недостоверные, и что совершение этого не является установленной Сунной.
Уа-Ллаху а'лям!