Дружба с немусульманами PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
19.04.2017 21:56

ВОПРОС: Салам Алейкум Мейрам !

вот прочитал 2 статьи

1)

Вопрос 10. В Коране написано, что вы не должны дружить с христианами и иудеями – то есть в самом вероучении заложены вражда и ненависть к иноверцам. Чего удивляться, что мусульмане так агрессивны ко всему миру? Ответ 10: Аллах повелевает проявлять доброту и справедливость по отношению к к иноверцам: «Аллах запрета не дает вам добродетель и справедливость проявлять к тем людям, кто против веры вашей с вами не сражался, не изгонял из дома вас. Поистине, Бог любит справедливых!» (60:8). Здесь речь идет не только о веротерпимости, но и о справедливости и даже добродетели как социально-нравственных принципах, лежащих в основе поведения каждого мусульманина. Слово «добродетель» (бирр) в арабском языке имеет широкий смысл: Пророк (с.а.в.), используя это слово, повелел быть «добродетельными по отношению к своим родителям». Таким образом, в Исламе предписывается быть добродетельными по отношению к иноверцам, подобно тому как следует быть добродетельным по отношению к своим родителям! Доброе отношение к иноверцам не может не зависеть и от их собственного отношения к мусульманам. Если с их стороны есть желание жить в мире с мусульманами, не препятствовать свободе вероисповедания, то мусульмане, со своей стороны, должны демонстрировать мир, и более того – должны иметь с ними добрососедские отношения. Только в случае агрессии со стороны иноверцев, в случае попытки насильственно лишить мусульман их права на свободу вероисповедания и других неотъемлемых прав, мусульманин может и должен предпринять адекватные действия и только в той мере, в какой это необходимо для защиты веры, жизни, свободы, чести и имущества. К сожалению, сегодня как с мусульманской, так и с антимусульманской сторон находятся радикалы, которые обосновывают необходимость вражды и ненависти мусульман к представителям других религий следующими аятами Корана: «О уверовавшие! Не водите дружбы тесной с кем-либо не из среды вашей. Не преминут они вредить вам и радоваться неудачам вашим. Ненависть их – на устах у них, а ненависть, затаенная в сердцах их, – еще сильнее... Вот любите вы их, а они не любят вас» (3:118–119). И еще: «О уверовавшие! Не вступайте в дружеские отношения (вилайя) с иудеями и христианами: они друзья только друг другу. Если же кто-либо из вас дружит с ними, то он – один из них. Воистину, не поведет Господь нечестивцев путем прямым. Видишь ты, что те, чьи сердца нестойки в вере, спешат подружиться» (5:51–52). Находятся и среди мусульман авторы, которые призыв «не дружить» истолковывают как призыв «ненавидеть», чего в тексте Корана нет. При таком толковании этих аятов, из которых будто бы вытекает необходимость вражды с представителями других религий, включая иудеев и христиан, толкователь входит в прямое противоречие с другими аятами Священной Книги и Сунной Пророка (с.а.в.). Между тем в Коране не может быть никаких противоречий, о чем сказано Самим Аллахом, причем в обращении к иудеям и христианам: «Что ж им не поразмыслить над Кораном?Не будь от Бога он, в нем много бы нашлось противоречий» (4:82). Противоречия существуют не в Коране, а в головах людей, которые его толкуют неправильно, выдергивая из смыслового контекста отдельные аяты и игнорируя при их истолковании другие аяты на эту же тему. В других же аятах Аллах Всевышний ясно показывает нам смысл Своего повеления: «Если бы только они исполняли Тору и Евангелие и то, что ниспослано им от Господа, они имели бы довольство и счастье и под ногами, и на небе» (5:66). Более того, говоря о христианах, Аллах сказал: «Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто говорят: “Воистину, христиане мы”. Это потому, что среди них есть ученые и монахи, и потому, что они не горды» (5:82). Коран разрешает мусульманам самые тесные контакты с «людьми Писания»: «Дозволена вам пища людей Писания, а ваша пища дозволена им. Дозволены вам для женитьбы женщины целомудренные из уверовавших и женщины целомудренные из числа тех, кому до вас даровано было Писание» (5:5). Как же совместить эти аяты? Ключом к пониманию их взаимоограничения является следующий аят: «О уверовавшие! Не устанавливайте дружеских отношений с теми, кто насмехается и издевается над вашей верой» (5:57). В этом аяте конкретизируется то, о чем шла речь в предыдущих аятах – не следует иметь тесных отношений с теми, кто лицемерно выдает себя за друга, а на самом деле является скрытым врагом и хочет использовать дружеские отношения для нанесения удара в спину. То есть речь идет не о всех христианах и иудеях и вообще иноверцах, а только о тех из них, которые имеют враждебные намерения. Ибо: «И ты видишь, как многие из них соперничают друг с другом в грехе и законопреступности… Поэтому не удержат их священники и книжники от греховных слов» (5: 62–63). Из этого следует, что Аллах осуждает не всех «людей Писания» и запрещает вступать в дружеские отношения не со всеми, а только с теми из них, которые не соблюдают известные им Священные Послания Бога и нарушают и Закон Божий, и закон человеческий, и, как следствие, они глумятся над Исламом. Эти же нечестивцы и богохульники исключаются Аллахом, превелик Он и преславен, из числа тех, с кем мусульманам можно вести дискуссии, то есть с остальными дискутировать о вере можно и нужно по-дружески! «Не спорьте с обладателями Книги, иначе как с достоинством и честью, наилучшим образом, помимо тех, кто вам несправедливо чинит (намеренное) зло. И говорите: “Мы верим в то, что нам ниспослано и вам. Наш Бог и ваш, поистине, один, и лишь Ему мы предаемся”» (29:46). В случае, если не будет достигнуто взаимопонимания, мусульманин обязан пожелать собеседникам мира и завершить на этом дискуссию: «Я не стану поклоняться тому, чему поклоняетесь вы, а вы не станете поклоняться тому, чему поклоняюсь я. Вам – ваша вера, мне же – моя!» (109:4–6). Сам Пророк Мухаммад (с.а.в.) своим примером (Сунной) показывал, как правильно понимать и исполнять волю Всевышнего. Например, во время Хиджры из Мекки в Медину он взял себе проводником Абдуллу Ибн Урайкита – язычника. Отсюда ученые сделали вывод, что обозначение «неверный» не ведет само по себе к недоверию к нему – что могло быть более рискованным для Пророка, чем довериться проводнику при таком опасном переходе? И Сафван ибн Умайа участвовал в битве при Хунайне на стороне Пророка, будучи идолопоклонником. Отсюда следует, что мусульмане вправе обращаться за помощью к немусульманам в решении дел, не касающихся богословия и их внутрирелигиозных отношений, то есть могут дружить и сотрудничать со всеми людьми в благих целях. Более того, мусульмане могут обращаться к немусульманам и за военной помощью. Аз-Зухри передает, что Посланник Аллаха пользовался помощью иудеев, когда вел войну, и при этом делился с ними трофеями. Следует помнить, что благословенный Пророк принимал подарки от правителей различных государств, хотя они и не были мусульманами. Исследователи хадисов утверждают, что во многих из них содержатся сообщения о том, что Пророк принимал подарки от немусульман, а Умм Салам, жена Пророка, рассказывала, как Посланник сказал ей: «Я подарил ан-Наджаши (правителю Эфиопии) одеяние и кусок шелка». Однажды мимо Посланника Аллаха проследовала похоронная процессия, и он встал перед ней. После чего кто-то заметил: «О, Посланник Аллаха, это ведь хоронят иудея». Пророк ответил ему: «А разве он – не человек?!». К иудеям и христианам в Коране особое отношение. Они называются словосочетанием ахль аль-Китаб, т. е. «люди Писания (Книги, Послания)». К «людям Писания» должно быть более дружеское отношение, независимо от того, находятся ли они в исламском мире или за его пределами. Обращение к ним Аллаха «О люди Писания» или «О вы, обладатели Писания» подчеркивает, что изначально они принадлежали к одной, единой религии пророков монотеизма. «Скажите: “Веруем мы в Аллаха и в то, что ниспослано было Аврааму, Исмаилу, Исааку, Якову и потомкам их, в то, что даровано было Моисею и Иисусу и что даровано было пророкам Господом их. Не проводим мы никакого различия между ними и предаемся Ему”» (2:136). В целом Священный Коран конституирует статус и права верующих других монотеистических религий! В каких еще священных книгах других религий мы найдем такое? Коран утверждает невиданный для других религиозных источников принцип мирной соревновательности с представителями других монотеистических религий в делах благочестия: «Если бы Аллах захотел, Он сделал бы вас одной общиной. Но Он хотел вас испытать тем, что дал вам. Поэтому соперничайте друг с другом в добрых делах. К Аллаху вы все возвратитесь, и Он рассудит вас в том, в чем вы спорили между собою» (5:48). Пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал: «Поистине, тому, кто обидит живущего на мусульманской территории (не мусульманина) или ущемит его права или возложит на него то, что ему не по силам, или заберет у него что-нибудь против его воли, тому я стану противником в День воскресения!» Так о каком же запрете на дружбу говорится в Коране? Ответ оказывается довольно простым: арабское слово вали, множественное авлия, означает такого друга, который дает советы, по сути – старшего друга, который ведет за собой, является в некотором смысле образцом для подражания. В сугубо религиозном значении это слово используется для обозначения уважаемого, знающего и благочестивого мусульманина. Разумеется, мусульманин, для которого высшим откровением Бога является Коран, не может следовать советам тех, кто отвергает Коран или не знает его. Именно такое следование религиозным рекомендациям и подражание активистам других религий и запрещено в Коране. ДРУЖБУ В ЖИТЕЙСКОМ ПЛАНЕ, ДОБРОСОСЕДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЮЗНИЧЕСТВО В ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЛАХ АЛЛАХ НЕ ТОЛЬКО НЕ ЗАПРЕЩАЕТ, НО И ОДОБРЯЕТ, ЧТО БЫЛО ПОКАЗАНО МНОГИМИ АЯТАМИ И ХАДИСАМИ!

2)

Коран и другие исламские тексты однозначно заявляют, что не может быть никакой речи о каком-либо равенстве мусульман с немусульманами, и, следовательно, не может быть и речи о дружеских отношений с ними. Мухаммед сам называл немусульман «нечестивцами»[1], «наихудшими из тварей»[2], «нелюбимыми Аллахом»[3], предназначенными для вечных мучений в аду[4]. Таким образом, если следовать тексту Коран буквально, можно утверждать, что нет никакого смысла в дружбе с этими «неполноценными» существами.

Верующие не должны считать неверующих своими помощниками и друзьями вместо верующих. А кто поступает так, тот не имеет никакого отношения к Аллаху, за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их. Аллах предостерегает вас от Самого Себя, и к Аллаху предстоит прибытие.

Коран, 3:28

О те, которые уверовали! Не берите неверующих себе в помощники и друзья вместо верующих. Неужели вы хотите предоставить Аллаху очевидный довод против вас самих?

Коран, 4:144

О те, которые уверовали! Не считайте тех, которым Писание было даровано до вас и которые глумятся над вашей религией и считают ее развлечением, и неверующих своими помощниками и друзьями. Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими.

Коран, 5:57

Таким образом, религия «единения» проводит четкую линию между людьми: мусульмане могут дружить только с мусульманами[5], а «кафиры» дружат с «кафирами»[6]. Дружба и оказание помощи немусульманам расценивается как дружба и помощь шайтану, что влечет за собой «гнев Аллаха»[7][8]. Более того, в соответствии с аятом 5:51 (см. ниже), такое действие может быть расценено как вероотступничество, поскольку водящий дружбу с кафирами «сам становится одним из них» (согласно шариату, вероотступничество наказывается смертной казнью):

Иджма (единогласное мнение) передано Ибн Хазмом: «Является достоверным [то], что слова Аллаха: „Те из вас, кто берет их себе в друзья и помощники, те [сами] из них“ — понимаются буквально, что он кафир и входит в число кафиров. И это истина, в которой нет даже тени сомнения и разногласия»[9].

Мнение Ибн аль-Кайима: «Поистине Аллах решил, и нет лучшего решения, что тот, кто дружит с иудеями и христианами, тот [сам] из них: „Те из вас, кто берет их себе в друзья и помощники, те [сами] из них“. Если друзья кафиров тоже из их числа, как гласит цитата из Корана, то решение о них такое же, как и о кафирах»[10].

Иудеи и христиане[править]

Коран отдельно подчеркивает о запрете на дружбу с людьми Писания (иудеями и христианами), которые также считаются кафирами[11].

О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей.

Коран, 5:51

Некоторые мусульманские апологеты, осознавая неловкость этой ситуации, пытаются дать свое толкование, значительно отклоняясь от буквального смысла аята. Дело в том, что арабское слово аулия' (أولياء «друг») можно также перевести как «защитник» или «покровитель». Поэтому некоторые апологеты утверждают, что смысл данного аята говорит об отношении мусульманина к правителям из числа неверных. Но учитывая, что нынешние исламские правительства часто зависят от взаимоотношений с преимущественно немусульманскими странами и соседями, подобная интерпретация также создает защитникам Ислама немало «неудобств». Следует отметить, что сам аят разделяет понятия «друг» и «покровитель», предписывая мусульманам избегать и того, и другого. Поэтому некоторые мусульманские апологеты идут дальше, искажая смысл аята и пытаясь придумать свои собственные толкования, уходя от прямого смысла аята.

Заметим, что исламская фраза уалиу ллаh (ولي الله) означает «друг Бога» (т. е. близкий к Богу человек, набожный)[12]. Поэтому утверждение о том, что уалиу ллаh означает «защитник Бога» с точки зрения Ислама является богохульством и абсолютно неприемлемым с теологической точки зрения. Слово аль-уалиу также является одним из 99 имен Аллаха.

Семья[править]

Запрет на дружеские отношения распространяется и на близких родственников-немусульман.

О те, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев себе в помощники и друзья, если они предпочли вере неверие. А те из вас, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками.

Коран, 9:23

И даже молиться о прощении грехов усопших родственников запрещено:

Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада. А молитва Ибрахима (Авраама) о прощении для его отца была всего лишь исполнением обещания, которое он ему дал. Когда же ему стало ясно, что его отец является врагом Аллаха, он отрекся от него. Воистину, Ибрахим (Авраам) был смиренным, выдержанным.

Коран, 9:113–114

---------------------------------------------------------------------

Должен же быть конкретный и короткий ответ.

Заранее спасибо.

Мир!

ОТВЕТ: уа алейкум ас салям!

Не читайте что попало и где попало! Я не раз уже отвечал на эту тему:

http://religia.kz/faq/135-2009-03-28-13-52-43/5079-2015-01-02-06-47-24.html

http://religia.kz/faq/135-2009-03-28-13-52-43/6147-2016-12-26-13-06-44.html

http://religia.kz/faq/135-2009-03-28-13-52-43/5724-2016-04-24-12-17-12.html