Паломничество – это чистый бизнес PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
21.04.2021 11:45

Паломничество – это чистый бизнес

ВОПРОС: Ассаламу алейкум брат!

Вот случайно прочитал и жду вашего ответа с нетерпением:

Аскар САДБИН: Паломничеству - прозрачность!

С каждым годом количество казахстанцев, желающих совершить хадж в Мекку, растет. За последние тридцать лет Казахстан в этом деле, казалось бы, накопил большой опыт. Однако реалии таковы, что проблемы хаджа, напротив, только копятся, а вопросы множатся.

Если говорить о квоте на хадж, то позиция комитета по делам религии и гражданского общества понятна. Недавно они направили мне письмо, в котором указали: квота утверждается “исходя из требований Королевства Саудовской Аравии”, “это прямое требование КСА”, “КСА не принимает” и так далее. Мне, признаться, странно это слышать, поскольку ежегодно за несколько месяцев до сезона хаджа из Казахстана в КСА вылетает солидная делегация. Она ведет переговоры по вопросам выделения квот, авиаперелета и подписания соответствующих договоров. Но раз мне приходится читать о требованиях КСА, то стоит ли считать такой ответ свидетельством несостоятельности переговорщиков с казахстанской стороны?

С 2015 года в НПП “Атамекен” неоднократно были поданы обращения со стороны юридических и физических лиц по вопросам правомерности распределения квот, стоимости авиаперелета, а также задержки на несколько дней авиарейсов с возвращающимися паломниками. Но эти вопросы казахстанские переговорщики не поднимали на встречах с саудовской стороной.

Если ответственность по распределению квот, регулированию стоимости хаджа и авиаперелету официально возложена на КСА и ДУМК, то какой смысл вносить изменения в приказ о правилах туроператорской деятельности в сфере религиозного туризма прежнего министерства по делам религий и гражданского общества Казахстана? Комитет по делам религий и гражданского общества как раз просит отечественных религиозных экспертов внести свои предложения по поводу этого приказа.

Все больше и громче в обществе говорят о высоком коррумпированном риске, которому подвержен вопрос распределения квот. Есть даже обращения казахстанских турфирм в НПП “Атамекен”. Есть также в открытом доступе на сайте муфтията конкурсная документация, требования к фирмам и списки турфирм, получивших квоты.

Например, если изучить цифры за 2018 и 2019 годы (в прошлом году хадж был отменен), то можно обнаружить некоторые несоответствия между конкурсной документацией и распределением квот. В конкурсной документации на 2019 год было заявлено семь условий. Первое требование: турфирма должна на протяжении последних пяти лет непрерывно иметь опыт по организации хаджа/умры.

Однако в списке фирм, получивших в 2019 году большое количество квот, фигурируют ТОО Zam-zam company (283 квоты) и ТОО “ТВВ тур” (132 квоты), которые не занимались хаджем в 2018-м. Налицо несоответствие требованию о непрерывном пятилетнем опыте.

Также сложно понять оценку турфирм со стороны муфтията. Например, в 2018 году Delta Tour перевезла 100 паломников, а в 2019-м, получив 35 баллов по оценке муфтията, увеличивает количество квот до 132. А турфирмы “Сембекова и компания”, “Хидаят-Нур” и “Аль-Маруа”, каждая из которых в 2018 году перевезла по 150 паломников, в 2019-м получают аналогичные 35 баллов, но при этом их квоты уменьшаются до 132.

Хадж для казахстанских паломников обходится дороже, чем для паломников из соседних центральноазиатских стран. У нас в среднем 5 тысяч долларов, в Кыргызстане - на 1,5 тысячи дешевле. Почему данный вопрос не поднимается казахстанскими делегациями на переговорах с представителями КСА?

Кем и почему казахстанской стороне навязаны чартерные рейсы, которые в отличие от регулярных стоят намного дороже и нет гарантии, что они вылетят вовремя? Опять-таки на сайте НПП “Атамекен” есть информация о длительных задержках чартерных рейсов компании “ФлайНас”. Более того, эти чартерные рейсы осуществляются на старых, арендованных в Малайзии и Португалии самолетах. Я опросил нескольких знакомых паломников, которые подтвердили плохое состояние арендованных самолетов. Поэтому говорить об экономии времени и безопасности паломников не совсем корректно.

В недавнем письме комитета по делам религий и гражданского общества также указывается, что самолеты “Скат” и “ФлайНас” не являются лоукостерами. Свидетельств тому, что “Скат” является лоукостером, я не нашел, но “ФлайНас” позиционирует себя как бюджетный лоукостер.

Как видите, вопросов больше, чем ответов. Поэтому предлагаю сделать сферу хаджа публичной и прозрачной. И для начала ввести в составы казахстанских хадж-делегаций не аффилированных с официальными структурами и муфтиятом известных общественников.

Аскар САДБИН, теолог, исламовед

https://time.kz/blogs/hocu-skazat/2021/04/14/askar-sadbin-palomnichestvu-prozrachnost

ОТВЕТ: уа алейкум ас салям брат!

Я уже давно и открыто пишу, что муфтиат превратили хадж и умру в чистый бизнес. Сами говорят всем: «Побойтесь Аллаха!», но сами они не боятся, к сожалению, когда дело касается денег. В 2007 году тогдашний мутфий РК Дербисали провожая нас, паломников на хадж, похвастался, что успешно продали лицензию на хадж к каждой турфирме по 25000 долларов. Возможно, уже ставки выросли. Хорошие деньги зарабатывают. Турфирмы, заплатив такие деньги, начинают договариваться уже в самом муфтиате между собой, чтобы всем вместе держать определенный стоимость поездки на хадж. Таким образом они за сезон хаджа зарабатывают очень приличные деньги и жиреют за счет паломников. А все те слова: «Ради довольства Аллаха» и т.д. остаются всего лишь пустыми словами для них. Тут на первом месте стоит уже наущения шайтана заработать любыми способами, воспользовавшись моментом. По этой причине вот уже который год, только казахстанцы дороже всех совершают паломничество. Если бы это дороговизна соответствовала качеству, то одно дело. Ничего подобного, стараются везде и всюду экономить. Людей везут на хадж, но почти половину времени проводят в Медине, чтобы сэкономить в гостинице и питании. А безграмотные люди думают, что посещение Медины также входит в условия хаджа и умры.

Если бы наши жадные до невозможности турфирмы зарабатывали хотя бы по 100 долларов с каждого паломника, этих денег им хватило бы. Но, нет, они хотят тысячами поиметь с каждого. А муфтиат обо всем знает, но молчит ради своей выгоды. На все вопросы почему так дорого, они все проблемы сваливают на саудитов, на дороговизну авиаперелета и на стоимость гостиницы. Я со своей женой несколько раз сами совершали умру, оплатив только стоимость визы, заказав авиабилет и гостиницу через интернет сами. Сэкономили не одну сотню долларов на каждого. Поэтому у нас такие высокие цены. Кругом жадность, алчность, коррупция и т.д. и т.п. Да, да, даже в религии…. А муфтиат на дне этого болота шайтана, к сожалению.